Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Безвозмездная передача объектов коммунального назначения

     

Безвозмездная передача объектов коммунального назначения

     
     На вопросы отвечает О. Новикова, руководитель практики налогового консультирования группы компаний "Налоговый щит"
     
     Организация (инвестор-застройщик) в рамках реализации проекта по строительству административно-офисного центра безвозмездно передает построенные объекты коммунального назначения, подстанцию, электрические сети органам местного самоуправления (или указанные ими специализированные организации). Подлежит ли данная операция обложению НДС? Куда должен относиться "входной" НДС по товарам (работам, услугам), связанным со строительством указанных объектов?
     
     В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ в целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).
     
     Из указанной нормы следует, что в силу прямого указания закона передача на безвозмездной основе органам местного самоуправления объектов коммунального назначения, подстанции, электрических сетей не влечет возникновение объекта налогообложения, и, следовательно, не порождает обязанности налогоплательщика по уплате НДС при такой безвозмездной передаче имущества.
     
     При этом из приведенной нормы не следует, на каком основании такое имущество подлежит передаче органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, каких-либо исключений или ограничений для возникновения объекта обложения НДС при передаче вновь созданного имущества в рамках реализации строительных проектов указанная норма также не содержит. Главное условие для непризнания передачи имущества указанным органам в качестве объекта налогообложения является предназначение имущества и его отнесение к перечню, поименованному в подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ.
     
     Таким образом, передача на безвозмездной основе органам местного самоуправления объектов коммунального назначения, подстанции, электрических сетей в рамках реализации проекта по строительству объекта недвижимости не влечет возникновение объекта налогообложения, и, следовательно, не порождает обязанности налогоплательщика по уплате НДС. Из этого исходит и судебно-арбитражная практика (определение ВАС РФ от 29.10.2007 N 13971/07, постановления ФАС Московского округа от 30.09.2008 N КА-А40/9153-08, от 26.03.2009 N КА-А40/2076-09 и др.).
     
     Что касается вопроса о применении налогового вычета в отношении предъявленного НДС по рассматриваемым работам, то следует сказать следующее.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.
     
     Из указанных норм в их системной связи следует, что предъявленный при строительстве административно-офисного центра налог подлежит вычету в общеустановленном порядке, поскольку данное имущество создается с целью совершения операций, признаваемых объектом обложения НДС. При этом при реализации проектов по строительству объектов коммерческой недвижимости строительство объектов коммунального назначения, подстанции, электрических сетей является необходимым условием реализации этих проектов; без осуществления данных работ строительство административно-офисного центра и ввод его в эксплуатацию не представляется возможным. В связи с этим налогоплательщик имеет право на применение налогового вычета в отношении НДС, предъявленного ему при строительстве указанных объектов.
     
     Вместе с тем, как указывалось выше, передача объектов инфраструктуры органам власти не образует объект обложения НДС. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.
     
     В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, в случаях: "приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей главой".
     
     Из анализа вышеуказанных норм следует, что в рассматриваемой ситуации "входной" НДС по товарам (работам, услугам), связанным с постройкой рассматриваемых объектов, подлежит принятию к вычету в соответствии с подп. 6 ст. 171 НК РФ с последующим его восстановлением на основании ст. 170 НК РФ в периоде передачи таких объектов органам власти.
     
     Таких же подходов придерживается и судебная практика (определение ВАС РФ от 24.06.2009 N ВАС-7830/09, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.10.2010 N А32-2638/2010 и пр.).
     

Поставка холодильного оборудования для продажи товара

     
     Организация (поставщик товара) в рамках договора поставки предоставляет торговым сетям (покупателям товара) холодильное оборудование для продажи товара. По мнению инспекции, предоставление оборудование должно облагаться НДС, а амортизация по этому оборудованию не учитывается при исчислении налога на прибыль. Права ли инспекция?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.
     
     При этом в целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Из данной нормы следует, что оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией услуг и влечет возникновение объекта обложения НДС.
     
     При этом положения гл. 21 НК РФ не содержат легальных (нормативных) признаков передачи товаров, работ, услуг на "безвозмездной основе" как основания возникновения реализации товаров (работ, услуг). Однако определение понятия "безвозмездная передача" закреплено в п. 2 ст. 248 НК РФ в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
     
     Полагаем, что данное определение подлежит применению и в целях НДС, что прямо следует из определения КС РФ от 18.01.2005 N 24-О.
     
     Согласно изложенной в нем правовой позиции: "Приоритет при уяснении значения налогового института, понятия или термина отдается, таким образом, налоговому законодательству. И только при отсутствии возможности определить содержание налогового института, понятия или термина путем истолкований положений налогового законодательства в их системной связи допускается использование норм иных отраслей законодательства с учетом того, что смысл, содержание и применение законов определяют непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина".
     
     Иначе говоря, из данной правовой позиции следует, что уяснение значения терминов для целей налогообложения определяется, в первую очередь, на основе правовых норм налогового законодательства.
     
     Это означает, что определение для целей НДС термина "безвозмездная передача" подлежит применению с учетом его определения, приведенного в ст. 248 НК РФ применительно к налогу на прибыль организаций.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 248 НК РФ "имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги)".
     
     Другими словами, из анализа данной нормы следует, что основным признаком "безвозмездной передачи" (на безвозмездной основе) для возникновения объекта обложения НДС и возникновения обязанности налогоплательщика по его уплате является факт отсутствия какого-либо встречного обязательства у получающей стороны перед стороной передающей.
     
     В рассматриваемой ситуации предоставление холодильного оборудования поставщиком товара обусловлено исполнением покупателем обязанностей по приобретению товаров и их оплаты.
     
     Следовательно, в данном случае оказание услуг на безвозмездной основе в смысле п. 1 ст. 146 НК РФ отсутствует.
     
     Таким образом, предоставление торговым сетям (покупателям товара) в рамках договора поставки товара холодильного оборудования без взимания дополнительной платы для продажи товара НДС не облагается. Данный подход подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от 25.06.2010 N КА-А40/6610-10).
     
     Что касается вопроса о начислении амортизации применительно к переданному оборудованию, то по данному вопросу хотелось бы указать следующее.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываемым для целей исчисления налога на прибыль относятся суммы начисленной амортизации.
     
     При этом согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 НК РФ исключаются основные средства, которые переданы по договорам в безвозмездное пользование.
     
     Применяя вышеуказанную норму п. 2 ст. 248 НК РФ к рассматриваемой ситуации, Минфин России считает, что поскольку передача оборудования не увеличивает цену договора, то такое предоставление оборудования во временное пользование является безвозмездным.
     
     Соответственно, оборудование должно быть исключено из состава амортизируемого имущества и суммы амортизации по оборудованию не учитываются при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/174).
     
     По нашему мнению, возмездность может следовать не только из прямо указанной в договоре связи товара (услуги) и его цены, но также из совокупности условий договора.
     
     В рассматриваемой ситуации предоставление холодильного оборудования обусловлено возникновением у покупателя встречных обязанностей по приобретению и оплате товаров в соответствии с условиями договора поставки, что исключает квалификацию возникших между поставщиком и покупателем отношений в качестве безвозмездной передачи.
     
     Таким образом, суммы начисленной амортизации по холодильному оборудованию, переданному торговым сетям (покупателям товара) в рамках договора поставки товара, могут быть учтены для целей исчисления налога на прибыль.
     
     Из таких же подходов исходит и судебно-арбитражная практика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.04.2008 N А56-9310/2007).