Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

НДС: списание кредиторской задолженности. Что служит основой для решения налоговой инспекции?

          

Профессиональные консультации

     
     На вопросы отвечает В. Брызгалин, управляющий партнер Группы компаний "Налоговый щит"
     

НДС: списание кредиторской задолженности

     
     В нашей организации по кредиторской задолженности истек срок исковой давности. Должны ли мы восстановить "входной" НДС, относящийся к этой задолженности?
     
     На основании подп. 18 п. 1 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов включаются суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности (срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено) по ст. 196 ГК РФ, составляет три года. Согласно правилам бухгалтерского учета кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, подлежит списанию на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Иначе говоря, в соответствии с указанными законоположениями кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, включается во внереализационные доходы в периоде истечения срока исковой давности, а не в произвольно выбранный налогоплательщиком налоговый период (постановление ВАС РФ от 08.06.2010 N 17462/09).
     
     Порядок применения налоговых вычетов регулируется положениями ст. 171 и 172 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычеты подлежат применению в случае приобретения налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав для совершения операций, признаваемых объектом обложения НДС, или для перепродажи. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ по общему правилу вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия их на учет. Соблюдение указанных условий налогоплательщиком означает правомерное применение налоговых вычетов. Каких-либо иных условий, например необходимость уплаты поставщику за поставленные товары (работы, услуги), для правомерного применения вычета эти нормы не содержат. Круг лиц, на которых возложена обязанность по восстановлению ранее заявленного к вычету налога, установлен ст. 170 НК РФ и не подлежит расширительному толкованию (постановление ВАС РФ от 22.06.2010 N 2196/10).
     
     Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ подлежат восстановлению только суммы НДС, в т.ч. по приобретенным товарам, которые в нарушение п. 2 ст. 170 НК РФ неправомерно отнесены налогоплательщиком к налоговым вычетам (постановление ВАС РФ от 22.06.2004 N 2565/04 и др.). При этом ст. 170 НК РФ не предусматривают обязанность налогоплательщика по восстановлению НДС при списании кредиторской задолженности в связи с истечением срока давности ее взыскания.
     
     Таким образом, при списании налогоплательщиком сумм кредиторской задолженности в порядке гл. 25 НК РФ, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету и относящиеся к списанной задолженности, восстановлению и уплате в бюджет не подлежат. Подобные подходы используются и в судебно-арбитражной практике (постановление ФАС Московского округа от 25.11.2009 N КА-А40/12070-09).
     

Что служит основой для решения налоговой инспекции?

     
     Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку и по ее окончании составила соответствующую справку. После этого инспекция истребовала документы (информацию) у наших контрагентов по деятельности, охваченной проверкой. Могут ли полученные таким образом документы (информация) положены в основу принимаемого инспекцией решения?
     
     Действия налогового органа не правомерны. Порядок проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика и истребования у его контрагентов документов (информации) регламентируется ст. 89, 93.1 НК РФ. Согласно ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). При этом по п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
     
     Из смысла указанных норм следует, что налоговый орган не вправе истребовать документы у контрагентов налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки, но после ее окончания, т.е. после подготовки справки об ее окончании. При осуществлении налогового контроля не допускается использование информации о налогоплательщике, полученной в нарушение Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов (п. 4 ст. 82 НК РФ). Согласно ст. 31 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
     
     При этом при рассмотрении материалов проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены им в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, то они не будут считаться полученными с нарушением Кодекса (п. 4 ст. 101 НК РФ).
     
     Таким образом, анализ указанных норм позволяет говорить о том, что документы (информация), требование о предоставлении которых было направлено контрагенту налогоплательщика и которые получены налоговым органом после составления и вручения ему справки об окончании въездной проверки, не могут являться надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении.
     
     Вместе с тем ст. 93.1 НК РФ допускает возможность истребования документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
     

     В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения нарушений законодательства о налогах и сборах или их отсутствия руководитель (его заместитель) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). В качестве таких мероприятий может проводиться истребование документов по ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
     
     Из анализа указанных норм следует, что налоговый орган может истребовать у контрагентов налогоплательщика документы (информацию) о его деятельности после окончания проверки только в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля по результатам рассмотрения материалов проверки. Таким образом, полученные налоговым органом после окончания налоговой проверки документы (информация) от контрагентов налогоплательщика вне рамок назначенных дополнительных мероприятий налогового контроля не могут быть положены в основу принимаемого налоговым органом решения. Из таких же подходов исходит судебно-арбитражная практика (постановления ФАС Московского округа от 29.02.2008 N КА-А40/1087-08-П; ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010 N А19-1676/10; ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.2008 N Ф04-3099/2008(5249-А46-23)).