Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новая правовая позиция ВАС РФ в отношении применения СРП "Сахалин-2"

     

Новая правовая позиция ВАС РФ в отношении применения СРП "Сахалин-2"


Д. Малкин,
старший юрист АБ "НСН Альянс"
          


Д. Малкин

     
     Применение мер налогового регулирования в рамках СРП "Сахалин-2"*1 связано с рядом юридических особенностей, коллизиями между нормами налогового законодательства, самим Соглашением и правоприменительной практикой. Именно при реализации особых правил уплаты налогов и сборов в рамках СРП "Сахалин-2" возникает достаточно много спорных ситуаций, практика разрешения которых сегодня не является единообразной.
     _____
     *1 Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (далее - СРП «Сахалин-2», Соглашение, проект «Сахалин-2») утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.1994 N 672.
     
     При разрешении налоговых споров, связанных с реализацией СРП "Сахалин-2", следует учитывать, что налоговые правоотношения являются вторичными по отношению к гражданским. Гражданско-правовая квалификация правоотношений предполагает их налоговые последствия. Именно поэтому при разрешении налоговых споров, связанных с применением норм Налогового кодекса РФ к правоотношениям подрядчиков и субподрядчиков в рамках СРП "Сахалин-2", необходимо отталкиваться от правовой характеристики положений самого Соглашения.
     
     До выхода постановления Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 29.09.2010 N 1674/10 (далее - постановление ВАС РФ N 1674/10) суды исходили из буквального толкования положений СРП "Сахалин-2", признавая правомерным применение льгот в области налогообложения для компаний, заключивших договоры с инвестором в рамках СРП, т.е. являющихся подрядчиками и субподрядчиками инвестора. Вместе с тем, по мнению судов, подрядчики инвестора неправомерно применяют в рамках СРП "Сахалин-2" ставку по налогу на прибыль в размере 24% в соответствии со ст. 284 НК РФ, поскольку СРП "Сахалин-2" установлена иная, повышенная ставка (32%).
     
     Для квалификации той или иной компании в качестве подрядчика инвестора в рамках СРП "Сахалин-2" зачастую достаточно было представить суду договор на оказание услуг инвестору в рамках проекта.
     
     Однако, как только начались споры о правомерности применения ставки по налогу на прибыль в размере 32%, возникла необходимость четко определять, кто является подрядчиком инвестора в рамках СРП "Сахалин-2".
     
     В определенной степени постановление ВАС РФ N 1674/10 внесло ясность в вопрос налогообложения подрядчиков инвестора. В то же время новая позиция ВАС РФ, на наш взгляд, не является в достаточной степени мотивированной, а также противоречит тексту СРП "Сахалин-2". Отсутствие подробной мотивировки новой правовой позиции ВАС РФ, возможно, связано с отсутствием законодательного регулирования правоотношений в рамках действующих соглашений о разделе продукции.
     

     Само СРП "Сахалин-2" также четко не прописывает порядок налогообложения инвестора и его подрядчиков (субподрядчиков) в рамках СРП "Сахалин-2". Соглашение предусматривает только характер и объемы льгот, согласованных сторонами в отношении как инвестора, так и его подрядчиков (субподрядчиков). Процедура реализации установленных Соглашением льгот, их правовая регламентация с налоговой точки зрения должны устанавливаться НК РФ (гл. 1).
     
     На данный момент существуют определенные коллизии между позицией ВАС РФ и СРП "Сахалин-2" в части применения специального налогового режима для подрядчиков (субподрядчиков) инвестора.
     
     Действующее налоговое законодательство четко не регламентирует применение льгот в области уплаты налогов, предусмотренных СРП "Сахалин-2", в отношении как инвестора, так и его подрядчиков (субподрядчиков). Согласно п. "b" ст. 24 СРП "Сахалин-2"*1 российская сторона Соглашения приложит все необходимые усилия для имплементации его положений в российское законодательство о налогах и сборах. С учетом того, что спорные ситуации, связанные с применением налоговых положений СРП "Сахалин-2", в последнее время возникают все чаще, можно предположить, что нормы законодательства Российской Федерации (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон об СРП), п. 15 ст. 346.35 НК РФ) о применении положений Соглашения в части налогового регулирования должным образом не работают.
     _____
     *1 Пункт «b» ст. 24 СРП «Сахалин-2»: «Российская Сторона приложит все возможные усилия для обеспечения принятия Законодательным Органом Российской Федерации, Президентом Российской Федерации и Законодательным Органом Сахалинской Области всех необходимых законодательных решений для реализации условий настоящего Соглашения, включая права и изъятия (льготы), указанные в Приложении Е. Российская Сторона примет все необходимые решения, находящиеся в компетенции Правительства Российской Федерации, Администрации Сахалинской области и органов местного самоуправления, для осуществления условий настоящего Соглашения, включая права и изъятия (льготы), указанные в Приложении Е».
     
     Недостаточная правовая регламентация действующих СРП и в определенной степени бланкетность ст. 2 Закона об СРП и ст. 346.35 НК РФ привели к парадоксальной ситуации, когда гражданский договор стал регулировать публичные правоотношения. В связи с этим можно сказать, что постановление ВАС РФ N 1674/10 вносит свой вклад в развитие российского законодательства в области применения СРП:
     

     - определяет место СРП "Сахалин-2" в системе источников права;
     
     - определяет круг действия по предметному и субъектному составу;
     
     - конкретизирует субъект применения специального налогового режима. Перед тем как рассматривать положения этого постановления, необходимо проанализировать сам специальный налоговый режим, который устанавливает СРП "Сахалин-2".
     

Специальный налоговый режим СРП "Сахалин-2"

     
     На территории России могут устанавливаться специальные налоговые режимы, предусматривающие особый порядок исчисления, уплаты, а также освобождения от уплаты налогов и сборов (ст. 18 НК РФ). К числу действующих в настоящее время специальных налоговых режимов относится система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
     
     СРП - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и ведение связанных с этим работ. Взамен инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск (ст. 2 Закона об СРП).
     
     При выполнении СРП, заключенных до вступления в силу указанного выше Федерального закона, применяются условия освобождения от уплаты, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями (п. 15 ст. 346.35 НК РФ). Если положения НК РФ или иных актов о налогах и сборах противоречат условиям таких СРП, применяются условия СРП. Налогообложение инвестора, его подрядчиков и субподрядчиков в рамках СРП "Сахалин-2" регулируется приложением "Е" дополнения 1 к Соглашению.
     
     Согласно указанному приложению в отношении инвестора, его подрядчиков и субподрядчиков действуют специальные нормы в области налогообложения:
     
     - инвестор, его подрядчики и субподрядчики в рамках СРП "Сахалин-2" являются плательщиками налога на прибыль. Совокупная ставка всех федеральных и региональных налогов на прибыль не должна превышать 32%. Вместе с тем ставка и порядок взимания налога с инвестора, его подрядчиков и субподрядчиков в рамках СРП "Сахалин-2" остаются неизменными в течение всего срока действия Соглашения. При этом налог уплачивается в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" по состоянию на 1 января 1994 года (пп. 1, 2(а) дополнения 1 приложения "Е" к СРП "Сахалин-2");
     
     - инвестор, его подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками каких-либо иных федеральных или региональных налогов*1, а также таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных для целей реализации СРП "Сахалин-2" (п. 3(а) приложения "Е");
     _____
     *1 Налога на имущество организаций, транспортного налога, НДС и др.
     
     - с инвестора также взимается плата за пользование недрами, установленная п. "с" ст. 14 СРП "Сахалин-2". Данный перечень льгот представляется достаточно широким и беспрецедентным для современного российского налогового и таможенного законодательства. В то же время инвестор по СРП "Сахалин-2", родственные ему организации, их подрядчики и субподрядчики обязаны применять ставку налога на прибыль в размере 32%, установленную Законом N 2116-1.
     
     Субъектный состав участников СРП "Сахалин-2" ограничен самим СРП. Действие Соглашения распространяется на следующих лиц:
     
     - инвестора по проекту СРП "Сахалин-2" (раздел 1 СРП "Сахалин-2");
     
     - подрядчиков и субподрядчиков оператора (ст. 1 приложения "Е").
     
     Таким образом, отдельные положения СРП "Сахалин-2" могут распространять свое действие не только на стороны, участвовавшие в его заключении, но и на третьих лиц, которые могут быть привлечены инвестором.
     
     СРП "Сахалин-2" не только предоставляет льготы по некоторым налогам и иным обязательным сборам, но и возлагает определенные обязанности: уплачивать ставку по налогу на прибыль в размере 32%, а также вести бухгалтерский и налоговый учет согласно законодательству о налогах и сборах, действовавшему по состоянию на 1 января 1994 года.
     

Участие подрядчиков и субподрядчиков в реализации СРП "Сахалин-2"

     
     В соответствии с п. "f" ст. 6 СРП "Сахалин-2" инвестор выполняет свои обязательства и реализует свои права по Соглашению самостоятельно либо через посредничество определяемых им операторов, поставщиков финансовых, маркетинговых и инженерно-технических услуг, а также других подрядчиков, субподрядчиков и агентов. Инвестор отвечает перед российской стороной СРП по всем своим обязательствам, вытекающим из Соглашения.
     
     Оператор, поставщик финансовых, маркетинговых, инженерно-технических услуг, назначенные инвестором, являются его подрядчиками в рамках СРП "Сахалин-2". От лица инвестора им поручается проведение работ. Назначение оператора, поставщика финансовых, маркетинговых и инженерно-технических услуг требует одобрения наблюдательного совета (подп. "x" п. "b" ст. 5 СРП "Сахалин-2"), если они не являются родственной организацией*1 по отношению к инвестору.
     _____
     *1 Родственная организация (применительно к инвестору) - любое юридическое лицо, прямо либо косвенно контролирующее инвестора, контролируемое им или находящееся с ним под общим управлением (ст. 1 СРП «Сахалин-2»).
     
     Таким образом, СРП "Сахалин-2" подразумевает, что выполнение работ по проекту будет производиться в большей мере подрядчиками и субподрядчиками инвестора, чем им самим. Следовательно, подрядчики и субподрядчиками принимают непосредственное участие в реализации проекта, неся соответствующие риски по отношению к инвестору.
     
     Инвестор самостоятельно определяет и назначает подрядчиков в зависимости от технической особенности производимых работ. Основными критериями выбора того или иного подрядчика для инвестора являются:
     
     - квалификация подрядчика с технической точки зрения и его возможности оказать те или иные услуги;
     
     - стоимость выполняемых работ. Стоимость услуг, оказываемых инвестору, зависит в т.ч. от условий налогообложения его подрядчиков (субподрядчиков) в рамках проекта СРП "Сахалин-2". Ряд специальных льгот и освобождений в области уплаты налогов и сборов позволяют снизить стоимость услуг и, как следствие, стоимость самого проекта.
     
     Как правило, при проведении переговоров для компаний-инвесторов значительную роль играют два условия СРП: обязательства инвестора и налоговые условия деятельности по проекту. При заключении СРП инвестор берет на себя определенные риски, связанные с возможными денежными потерями. Кроме того, в условиях современной действительности не является неожиданностью затягивание добычи и реализации минеральных ресурсов по причине отсутствия необходимой для таких разработок инфраструктуры. Правительство в большинстве случаев заботится об интересах государства. Результатом разрешения данных противоречий являются различные правовые условия самого СРП*1. Одним из таких условий СРП "Сахалин-2" является установление специального режима налогообложения инвестора, его подрядчиков и субподрядчиков.
     _____
     *1 Johnston D. International petroleum fiscal systems and production sharing contracts. Tulsa, USA: Penn Well Publishing, 1994.
     
     Виды и количество налоговых и таможенных льгот для инвестора значительно отличаются от льгот, предоставляемых его подрядчикам и субподрядчикам в рамках проекта СРП "Сахалин-2".
     
     На основании изложенного представляется вполне логичным применение специального налогового режима в отношении не только инвестора, но и его подрядчиков и субподрядчиков в рамках СРП "Сахалин-2". Естественно, специальный налоговый режим не может быть применен в отношении всей деятельности тех или иных подрядчиков. Он может и должен применяться только в ее части, непосредственно относящейся к реализации предмета СРП "Сахалин-2". Именно поэтому Соглашение содержит ряд требований, которые предъявляются как к инвестору при выборе того или иного подрядчика, так и к самому подрядчику*1.
     _____
     *1 Подробнее о требованиях к подрядчикам в рамках СРП "Сахалин-2" см.: "Особенности определения статуса подрядчиков в целях СРП "Сахалин-2" // Арбитражная практика. 2009. N 11.
     

Правоприменительная практика по проекту СРП "САХАЛИН-2" до выхода постановления ВАС РФ N 1674/10

     
     До принятия указанного выше постановления правоприменительная практика в отношении применения налоговых положений СРП "Сахалин-2" складывалась следующим образом:
     
     1) в отношении инвестора рассматривались вопросы:
     
     - о правомерности применения инвестором специального порядка возврата уплаченного НДС, предусмотренного СРП "Сахалин-2";
     
     - правомерности применения специального порядка вычета расходов для целей налога на прибыль, предусмотренного СРП "Сахалин-2";
     
     2) в отношении подрядчиков и субподрядчиков инвестора рассматривались вопросы:
     
     - о правомерности применения специального порядка зачета уплаченного НДС;
     
     - правомерности применения льготы по налогу на имущество, предусмотренной СРП "Сахалин-2";
     
     - неправомерности применения ставки 24% по налогу на прибыль, предусмотренной гл. 25 НК РФ (ст. 284 НК РФ). Поскольку постановление ВАС РФ N 1674/10 касается применения налоговых положений СРП "Сахалин-2" в отношении подрядчиков и субподрядчиков инвестора, остановимся на наиболее актуальной на данный момент правоприменительной практике, касающейся налогообложения подрядчиков (субподрядчиков).
     

Правомерность применения подрядчиками и субподрядчиками в рамках СРП "Сахалин-2" льгот по уплате транспортного налога и налога на имущество

     
     Как указывали суды, подрядчики (субподрядчики) инвестора в рамках СРП "Сахалин-2" имеют право на применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 3(а) дополнения 1 приложения "Е" к СРП "Сахалин-2". В соответствии с данной нормой инвестор, родственные ему организации, их подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками каких-либо налогов, в т.ч. взимаемых у источника налогов, на суммы выплат процентов и распределяемой прибыли таким организациям или такими организациями, налога на добавленную стоимость, которым облагаются товары, услуги, предоставляемые нерезидентами Российской Федерации, налогов на превышение установленного норматива фонда заработной платы, таможенных пошлин и сборов, отчислений в дорожные фонды, налогов на имущество, другие ценности и средства, а также любых других сборов и платежей, установленных в настоящее время или устанавливаемых в дальнейшем государственными органами или от их имени в отношении прибыли или выручки, получаемых в связи с Сахалинским проектом, относящейся к нему деятельности, а также имущества, приобретаемого в собственность в связи с проектом или арендуемого у иностранных организаций в связи с ним.
     
     При этом суды исходили из следующего. В силу п. 15 ст. 346.35 НК РФ при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Закона об СРП, применяются условия освобождения от уплаты, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусмотренных самими соглашениями*1.
     _____
     *1 Постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.09.2005 N Ф03-А59/05-2/3077, от 05.10.2005 N Ф03-А59/05-2/3023, от 15.02.2006 N Ф03-А59/05-2/4798, от 15.02.2006 N Ф03-А59/05-2/4798, от 14.02.2007, 07.02.2007 N Ф03-А59/06-2/5236.
     
     Поскольку СРП "Сахалин-2" заключено до вступления в силу Закона об СРП (1 января 1996 года), льготы, установленные этим СРП, применяются в соответствии с Соглашением, что, в свою очередь, не противоречит НК РФ.
     
     Если компания документально подтверждает факт наличия подрядных отношений с инвестором по проекту СРП "Сахалин-2" (например, договором о выполнении работ) и использует имущество для целей реализации проекта, она имеет право на применение льгот, предусмотренных Соглашением в отношении уплаты налога на имущество. Данный вывод базируется на буквальном токовании ст. 346.35 НК РФ и текста СРП "Сахалин-2". Таким образом, суды фактически закрепили право подрядчиков (субподрядчиков) в рамках СРП "Сахалин-2" на применение ими льгот, предусмотренных Соглашением. Тем самым арбитражные суды напрямую применили положения, закрепленные в СРП "Сахалин-2".
     
     Следующая волна споров подрядчиков с налоговыми органами стала логическим продолжением прямого и буквального применения положений СРП "Сахалин-2", только уже в области налогообложения прибыли подрядчиков (субподрядчиков).
     

Неправомерность применения подрядчиками и субподрядчиками в рамках СРП "Сахалин-2" ставки 24% по налогу на прибыль в соответствии гл. 25 НК РФ

     
     Правоприменительная практика в отношении уплаты подрядчиками и субподрядчиками инвестора СРП "Сахалин-2" налога на прибыль касалась обязанности исчислять данный налог по ставке 32% согласно этому Соглашению и Закону N 2116-1. Арбитражные суды также исходили из буквального толкования положений СРП "Сахалин-2" и их применимости в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона о СРП и п. 15 ст. 346.35 НК РФ*1.
     _____
     *1 Постановления ФАС Дальневосточного округа от 15.02.2010 N Ф03-8247/2009, от 26.01.2010 N Ф03-8193/2009, от 25.01.2010 N Ф03-8209/2009.
     
     Фактически на протяжении более чем семи лет арбитражные суды (в т.ч. ВАС РФ*1) полагали, что положения дополнения 1 приложения "Е" к СРП "Сахалин-2", устанавливающие специальный порядок налогообложения подрядчиков и субподрядчиков инвестора, подлежат прямому применению, если будет доказан факт оказания услуг инвестору в рамках этого Соглашения.
     _____
     *1 Определения ВАС РФ от 09.03.2010 N ВАС-2029/10, от 24.07.2009 N ВАС-6644/09, от 15.07.2009 N 6070/09.
     
     Для определения статуса подрядчика суды в основном исходили из самого факта оказания организацией услуг инвестору. Например, суд признал хозяйственное общество подрядчиком в рамках СРП "Сахалин-2" по причине реализации проекта наземной телекоммуникационной системы в соответствии с контрактом, заключенным с инвестором*1.
     _____
     *1 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.05.2009 N Ф03-2019/2009 по делу N А59-2660/2008.
     
     Таким образом, суд признал компанию подрядчиком, основываясь только на факте оказания услуг инвестору.
     
     Такая позиция суда представляется достаточно спорной, поскольку не все услуги, оказанные инвестору сторонними организациями, входят в предмет Соглашения.
     
     В противном случае при прослеживании подрядных и субподрядных правоотношений пришлось бы признать, что почти все участники хозяйственной деятельности на Сахалине прямо или косвенно (в порядке субподрядных отношений) оказывают услуги инвестору по СРП "Сахалин-2" и являются субъектами специального налогового режима.
     
     В результате были бы нарушены права и законные интересы не только таких хозяйственных субъектов, но и самой Сахалинской области в отношении взимания региональных налогов.
     
     Итак, правовая позиция судов основывалась на следующем: на основании п. 7 ст. 2
     
     Закона об СРП и п. 15 ст. 346.35 НК РФ положения СРП "Сахалин-2" применяются на территории России, в т.ч. в части уплаты налогов и сборов подрядчиками и субподрядчиками в рамках СРП "Сахалин-2". Суды практически единогласно пришли к следующим выводам:
     
     - подрядчики и субподрядчики в рамках СРП "Сахалин-2" освобождаются от уплаты налога на имущество (и иных налогов и обязательных платежей в соответствии с дополнением 1 приложения "Е" к Соглашению) в отношении имущества, используемого в рамках реализации проекта;
     
     - подрядчики и субподрядчики обязаны исчислять и уплачивать налог на прибыль по ставке 32% (в соответствии с приложением "Е" к Соглашению и Законом N 2116-1) в отношении прибыли, полученной от работ (услуг), проведенных (оказанных) в рамках проекта.
     

Новая правовая позиция ВАС РФ в отношении СРП "Сахалин-2"

     
     До принятия Закона об СРП заключение соглашений о разделе продукции регулировалось указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами". Данный указ определял соглашение о разделе продукции как форму договорных отношений государства с инвестором - пользователем недр, предусматривающих раздел добытого минерального сырья между договаривающимися сторонами, который заменяет взимание налогов, сборов, пошлин, в т.ч. таможенных, акцизов (за исключением налога на прибыль и платежей за право пользования недрами).
     
     На основании данного положения Президиум ВАС РФ пришел к выводу: установление специального налогового режима возможно только в отношении лиц, принимающих участие в заключении Соглашения, т.е. только в отношении инвестора как стороны СРП "Сахалин-2". С данной позицией ВАС РФ следует согласиться.
     
     Однако в силу специфики СРП "Сахалин-2" и его инвестиционной направленности необходимо учитывать: Соглашение прямо предусматривает предоставление льгот в области уплаты налогов и сборов для подрядчиков (субподрядчиков).
     
     Можно предположить, что фискальная нагрузка подрядчиков (субподрядчиков) в рамках СРП "Сахалин-2" заложена в Соглашении.
     
     Следовательно, с ростом фискальной нагрузки подрядчиков может возрасти и стоимость самого проекта, а это, в свою очередь, способно оказать негативное влияние на его реализацию. Более того, Минфин России неоднократно указывал на это в своих письмах*1.
     _____
     *1 Письма Минфина России от 29.04.2009 N 03-06-0606/7, от 18.05.2009 N 03-06-05-06/39, от 15.04.2009 N 03-06-06-06/9.
     
     Более того, СРП "Сахалин-2" является сложным межотраслевым соглашением, затрагивающим не только гражданско-правовые обязательства сторон, но и публично-правовые аспекты деятельности самого проекта.
     
     Из постановления ВАС РФ N 1674/10 следует, что СРП "Сахалин-2" заключено между инвестором и Правительством РФ. Предметом Соглашения является урегулирование отношений данных субъектов в области поиска, разведки, добычи минеральных ресурсов на указанных в Соглашении участках недр.
     
     Следовательно, специальный налоговый режим, предусмотренный СРП "Сахалин-2", должен применяться исключительно в отношении инвестора. Такой вывод основывается на следующем: размер налоговой нагрузки, существующей на момент заключения Соглашения, учитывается при определении его условий, в т.ч. при расчете прибыльной продукции, подлежащей разделу между государством и инвестором, и доли данной продукции, причитающейся инвестору.
     
     Подобные условия в отношении подрядчиков инвестора в Соглашении не установлены. Следовательно, применение специального налогового режима, предусмотренного дополнением 1 приложения "Е" к СРП "Сахалин-2", в отношении подрядчиков и субподрядчиков неправомерно.
     
     Подрядчики и субподрядчики инвестора в рамках СРП "Сахалин-2" не являются субъектами специального налогового режима, установленного Соглашением, и должны применять нормы законодательства о налогах и сборах, действующие в настоящее время, включая ставку налога на прибыль, установленную НК РФ.
     
     Следовательно, льготы по налогам, сборам, таможенным пошлинам, установленные СРП "Сахалин-2", не могут применяться подрядчиками инвестора.
     
     Право на освобождение от уплаты налогов, установленное СРП, может применяться только инвестором (стороной) этого Соглашения. В случае СРП "Сахалин-2" им является "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд".
     
     Таким образом, в соответствии с новой правовой позицией ВАС РФ:
     
     - положения СРП "Сахалин-2" распространяют свое действие только на стороны Соглашения (компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" и Российская Федерация);
     
     - в отношении подрядчиков и субподрядчиков инвестора в рамках СРП "Сахалин-2" действует общий режим налогообложения в соответствии с действующим российским налоговым законодательством;
     
     - льготы и освобождения в области уплаты налогов, сборов и таможенных платежей, предусмотренных СРП "Сахалин-2", на подрядчиков и субподрядчиков в рамках СРП (не только СРП "Сахалин-2") не распространяются.
     

Возможные правовые последствия

     
     Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 1674/10 определена правовая позиция, согласно которой правоотношения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации СРП "Сахалин-2", не регулируются Законом об СРП и гл. 26.4 НК РФ, в т.ч. в части норм, устанавливающих положение о сохранении условий налогообложения, определенных соглашениями, заключенными до вступления в силу вышеназванного Закона. Таким образом, условия налогообложения лиц, привлекаемых инвестором, для реализации СРП "Сахалин-2", определяются действующим НК РФ.
     
     С учетом того, что указанная правовая позиция ВАС РФ отличается от правовой позиции, которой до сих пор придерживались суды, мы не исключаем возможность подачи заявлений о рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
     
     На данный момент известно о трех подобных заявлениях (одно из них было удовлетворено)*1.
     _____
     *1 Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.01.2011 по делу N А59-2391/2009.
     
     При этом следует учитывать: данная возможность имеется как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков при условии соблюдении сроков и иных требований, установленных гл. 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 5.1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17, а также постановлением Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П.
     
     Содержащееся в постановлении Президиума ВАС РФ N 1674/10 толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Таким образом, дела, предметом рассмотрения которых является или будет являться возможность применения специального налогового режима, установленного СРП "Сахалин-2" в отношении подрядчиков инвестора в рамках Соглашения, будут рассмотрены аналогичным образом. Например, арбитражный суд рассмотрел дело с участием подрядчика в рамках СРП "Сахалин-2", руководствуясь постановлением N 1674/10, и признал доначисление налоговым органом налога на прибыль по ставке 32% незаконным*1.
     _____
     *1 Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 12.01.2011 по делу N А59-4133/2010.
     
     Кроме того, необходимо учитывать следующее: в отношении подрядчиков и субподрядчиков, действовавших в рамках СРП "Сахалин-2" и применявших льготы по уплате налогов, предусмотренные Соглашением, могут быть проведены налоговые проверки за прошлые налоговые периоды, результатом которых может стать доначисление налогов.
     

Заключение

     
     Неоднозначность правоприменения СРП "Сахалин-2" обусловлена неизученностью, с одной стороны, самого Соглашения и налоговых положений в рассматриваемой области, а с другой - условий Соглашения и его нормативно-правового регулирования во взаимосвязи с деятельностью инвестора и его подрядчиков на территории России.
     
     Таким образом, в настоящее время невозможно с уверенностью утверждать, что правоприменительная практика в отношении применения СРП (на примере СРП "Сахалин-2") сложилась окончательно.