Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Серьезные изменения систем налогообложения в странах Ближнего Востока

     

Серьезные изменения систем налогообложения в странах Ближнего Востока

     
     Шериф Эль-Килани,
руководитель практики компании "Эрнст энд Янг" по оказанию услуг в области налогообложения в странах. Ближнего Востока и Северной Африки (MENA)
     
     Системы налогообложения в странах Ближнего Востока претерпевают серьезные изменения, которые затрагивают как национальные, так и иностранные предприятия.
     
     Многие страны региона принимают новые принципы трансфертного ценообразования и режимы в отношении налогов, уплачиваемых у источника дохода. Государства - члены Совета по сотрудничеству стран Персидского залива приняли решение о введении в ближайшем будущем налога на добавленную стоимость в странах Совета, что является настоящей революцией в сфере косвенных налогов. Количество соглашений об избежании двойного налогообложения, подписанных государствами Ближнего Востока со странами других регионов мира, быстро увеличивается. Ирак, Кувейт, Оман и Катар сильно снизили ставки налога на прибыль корпораций. Существенное снижение ставок происходило также в Египте и Саудовской Аравии. В то же время во многих государствах налоговая база была увеличена, налоговые льготы - урезаны, а перечень расходов, подлежащих вычету для целей налога на прибыль, - сокращен.
     
     Проводя модернизацию систем налогообложения, правительства всех стран Ближнего Востока стремятся повысить привлекательность своих государств для иностранных инвесторов. Многие органы власти рассматривают прямые иностранные инвестиции как основу развития и движущий фактор диверсификации экономики (стран региона, богатых запасами нефти и газа) для подъема и других отраслей (помимо энергетики). В связи с этим в различных странах Ближнего Востока в последнее время рассматривается вопрос о снижении ограничений в отношении прямых иностранных инвестиций.
     
     Стремление к диверсификации характерно и для налоговой сферы. Правительства многих стран, где доходы бюджета сильно зависят от налоговых поступлений из сектора энергетики, стремятся повысить роль "обычных" налоговых поступлений, включая косвенные налоги, такие как НДС. Необходимость адаптировать систему налогообложения деятельности местных компаний к новым экономическим условиям подкрепляется снижением налоговых поступлений от международной торговли, которое имеет место в последнее десятилетие в связи с подписанием соглашений о свободной торговле, снижением таможенных пошлин и созданием в регионе зон свободной торговли.
     

***

Проводя модернизацию систем налогообложения, правительства всех стран Ближнего Востока стремятся повысить привлекательность своих государств для иностранных инвесторов.


***

     
     В целом следует приветствовать меры по модернизации систем налогообложения, поскольку они способствуют приведению налогового законодательства стран Ближнего Востока в соответствие с международной практикой. Например, пользующийся преимуществом в ОЭСР принцип деятельности на строго коммерческих началах в отношении трансфертного ценообразования теперь внедряется в законодательство Египта, Омана, Катара и Саудовской Аравии, а также признается элементом практики многих других стран региона. Время для проведения такой налоговой модернизации выбрано особенно удачно, поскольку с начала кризиса в сфере кредитования все больше международных компаний, желающих инвестировать в новые рынки или виды деятельности, рассматривают для этих целей страны Ближнего Востока.
     
     В то же время положительный эффект изменений в налоговой сфере (нередко весьма радикальных) в значительной мере зависит от методов, используемых правительствами и компаниями для подготовки и реализации таких изменений. Прежде всего принятие большого числа новых законов и нормативных актов создает существенные трудности для национальных налоговых органов. Налоговые органы многих стран региона справляются с этими трудностями путем модернизации собственной деятельности: нанимают опытный персонал, проводят обучение уже работающих специалистов, развивают системы электронного взаимодействия с налогоплательщиками и применяют анализ рисков для выбора объектов для налоговых проверок. Эти меры помогают им осуществлять свою деятельность последовательно и в соответствии с установленными сроками. Тем не менее для эффективного применения новых правил налогообложения необходимо дальнейшее расширение и углубление такой модернизации, а также усиление налоговых органов.
     
     В рамках осуществляемой модернизации налоговые органы должны принимать меры по стандартизации и упрощению своих процедур и разъяснять методы, которые они намереваются использовать для внедрения новых правил. Чрезвычайно важно, чтобы налогоплательщики, особенно международные компании, знали, каким образом налоговые органы понимают и толкуют положения новых соглашений об избежании двойного налогообложения, законов и нормативных актов. Зачастую такие базовые понятия, как "резидент" или "постоянное представительство", имеют самые различные толкования. Особенно следует приветствовать наличие четких детальных рекомендаций и предварительных решений, полезных в отношении международных соглашений об избежании двойного налогообложения и трансфертного ценообразования. В конечном итоге для международных компаний прозрачность, предсказуемость и последовательность системы налогообложения в конкретной стране являются очень важными факторами при принятии инвестиционных решений - возможно, не менее значимыми, чем величина налоговых ставок.
     

***

Текущие изменения в системах налогообложения в странах Ближнего Востока открывают широкие возможности для государств региона в плане выгодной для них дальнейшей интеграции в мировую экономику, например путем увеличения объема иностранных инвестиций.


***

     
     Безусловно, компаниям, осуществляющим свою деятельность в странах Ближнего Востока, также следует приспосабливаться к новым требованиям в области налогообложения. В целом изменения в этой сфере можно считать положительными для международных компаний, поскольку они позволяют повысить степень соответствия систем налогового учета компаний в государствах Ближнего Востока системам налогового учета, принятым в остальных странах мира. В то же время компании должны прилагать значительные усилия для получения максимальной выгоды и минимизации рисков в связи с такими глубокими изменениями. Следует обеспечивать достоверность и надежность подтверждающей документации по трансфертному ценообразованию, поскольку данный вопрос с высокой долей вероятности окажется в центре внимания налоговых органов, активизирующих свою деятельность по проверке счетов, решений и документации организаций, включая проведение выездных проверок. В ситуации быстрых кардинальных перемен неизбежны противоречащие друг другу толкования и точки зрения. Таким образом, компаниям следует начинать подготовку и адаптацию к таким изменениям уже сейчас.
     
     Текущие изменения в системах налогообложения в странах Ближнего Востока открывают широкие возможности для государств региона в плане выгодной для них дальнейшей интеграции в мировую экономику, например путем увеличения объема иностранных инвестиций. Если налоговые органы и международные компании должным образом подготовятся к работе в новых условиях, выгоды от этих перемен окажутся максимальными как для стран региона, так и для международных компаний.