Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Корректировка порядка исчисления пособий по беременности и родам (пособий по уходу за ребенком)

     

Корректировка порядка исчисления пособий по беременности и родам (пособий по уходу за ребенком)

     

М.А. Климова,
независимый налоговый консультант, к.э.н.
     


М.А. Климова


     Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ внесены изменения в ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и ст. 2 и 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"" (далее - Закон N 343-ФЗ). Действие закона распространено на период с начала 2011 года в части порядка исчисления пособий по беременности и родам, а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком.
     

Суть новшества

     
     На основании нового п. 2 ст. 3 Закона N 343-ФЗ (в ред. комментируемого Закона) пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в ред., действовавшей до 1 января 2011 года), в т.ч. с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в 2010 году.
     
     Нововведение не касается пособия по временной нетрудоспособности: оно исчисляется только в порядке, установленном на 1 января 2011 года Законом N 255-ФЗ (в ред. Закона N 343-ФЗ), т.е. с применением двухлетнего расчетного периода, предшествующего календарному году наступления нетрудоспособности, с учетом на основании справок установленного образца доходов, полученных застрахованным от иных работодателей в течение расчетного периода и с применением при исчислении среднего дневного заработка фиксированного числа дней - 730.
     
     Выбор способа исчисления пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком остается за застрахованным лицом. Законодатель не вменяет в обязанность страхователя рассчитывать пособие двумя способами и выплачивать большую сумму, а также разъяснять застрахованному лицу его права и помогать с выбором. Если заявление, обозначенное в п. 2 ст. 3 Закона N 343-ФЗ (в ред. комментируемого Закона), от сотрудника не поступает, расчет ведется в общем порядке. Если, получив пособие, застрахованное лицо окажется недовольно его размером, настаивать на пересчете или представить заявление о пересчете (расчете с применением порядка, действовавшего до 2011 года) работник уже не вправе.
     
     Рассмотрим новшества, внесенные комментируемым Законом, на примерах.
     
     Пример
     
     Сотруднице с ноября 2006 года (с момента трудоустройства) по январь 2009 года включительно ежемесячно начислялась заработная плата в размере 50 000 руб. в месяц, затем с февраля по май 2009 года она находилась в декретном отпуске, а с июня 2009 года по март 2011 года - в отпуске по уходу за ребенком. В марте 2011 года сотрудница представила документы на отпуск по беременности и родам и ушла в декрет со вторым ребенком.
     
     Возможные варианты расчета пособия на период отпуска по беременности и родам в 2011 году таковы:
     
     1) заработная плата за январь 2009 года (50 000 руб.) принимается в расчет, и средний дневной заработок для исчисления пособия по расчету составит 68 руб. 49 коп. (50 000 руб. : 730 дн.). Исходя из такого среднего дневного заработка пособие в расчете за полный календарный месяц было бы ниже МРОТ. Поэтому на основании п. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, и составляет 142 руб. 36 коп. в день (4330 руб. х 24 мес. : 730 дн.). Тогда за период отпуска по беременности и родам пособие составит 19 930 руб. 40 коп. (140 дн. х 142 руб. 36 коп.);
     
     2) сотрудница обращается с заявлением о замене 2009 и 2010 расчетных лет на 2007-2008 на основании п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, который предусматривает, что если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
     
     В силу ст. 2 Закона N 343-ФЗ (в ред. комментируемого закона) за период до 1 января 2010 года в средний заработок для исчисления пособий входят все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России в соответствии с Законом N 212-ФЗ в 2010 году, и не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленную в 2010 году, т.е. 415 000 руб. за каждый из двух лет расчетного периода.
     
     Заработная плата, начисленная сотруднице в 2006 и 2007 годах превышает предельную величину в каждом из лет, тогда средний дневной заработок для исчисления пособия составит 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб. х 2 года : 730). Пособие по беременности и родам составит 159 178 руб. 60 коп. (140 дн. х 1136 руб. 99 коп.);
     
     3) сотрудница вправе обратиться с заявлением о расчете пособия в порядке, применявшемся в 2010 году. По этим правилам следовало исходить из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в ред., действовавшей до 2011 года, п. 11 постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375), т.е. за период с июня 2008 года по май 2009 года включительно.
     
     Из этого срока фактически было отработано восемь месяцев (245 календарных дней), за каждый из которых ей начислялась заработная плата в размере 50 000 руб.
     
     По расчету средний дневной заработок составил бы 1632 руб. 65 коп., однако порядок расчета пособий, применявшийся в 2010 году, устанавливал ограничение предельного среднего дневного заработка для исчисления пособий в размере 1136 руб. 99 коп.
     
     Таким образом, при данном способе расчета пособие тоже составит 159 178 руб. 60 коп. (140 дн. х 1136 руб. 99 коп.).
     
     Пример
     
     Сотрудница работает в организации с 2008 года.
     
     В 2009 году она не использовала ежегодный отпуск, в командировки не направлялась, не болела, а в 2010 году с 1 по 26 июля находилась в отпуске (26 календарных дней), затем с 18 по 22 октября была в командировке (пять календарных дней), а с 11 по 17 декабря 2010 года болела (семь календарных дней). Оклад сотрудницы составляет 15 000 руб. в месяц.
     
     За июль 2010 года начислено за отпуск 12 800 руб., а по окладу за отработанные дни - 2500 руб.
     
     За октябрь 2010 года начислено за отработанные дни по окладу - 10 200 руб., за период командировки - 3400 руб.
     
     За декабрь 2010 года начислено за отработанную часть месяца - 11 500 руб., а пособие по нетрудоспособности составило 3250 руб.
     
     В январе (31 день) и феврале (28 дней) 2011 года сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам (использовала его частично).
     
     В марте она уходит в отпуск по уходу за ребенком.
     
     Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица (п. 1 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ), причем оно исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, определяемого путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (п. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
     
     Варианты расчета пособия по этому страховому случаю таковы:
     
     1) расчет ведется исходя из расчетного периода 2009-2010 года.
     
     К расчету принимаются все названные выше начисления, кроме государственного пособия по временной нетрудоспособности.
     
     Средний дневной заработок составит 486 руб. 85 коп. ({15 000 руб. х 21 мес. + 12 800 руб. + 2500 руб. + 10 200 руб. + 3400 руб. + 11 500 руб.} : 730 дн.).
     
     Пособие составит 5920 руб. 10 коп. (486 руб. 85 коп. х 40% х 30,4) в месяц;
     
     2) по заявлению сотрудницы расчет пособия производится в порядке, действовавшем до 2011 года.
     
     К расчету не принимаются суммы оплаты за отпуск, командировку и пособие, при этом дни, за которые были произведены такие выплаты, также из расчета исключаются.
     
     Расчетный период составит 12 месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска по уходу за ребенком (т.е. с марта 2010 года по февраль 2011 года включительно). Всего в расчет принимается 268 дней (365 - 26 - 5 - 7 - 31 - 28).
     
     Сумма дохода, учитываемая при исчислении среднего заработка, составит 129 200 руб. (15 000 руб. х 7 мес. + 2500 руб. + 10 200 руб. + 11 500 руб.).
     
     Величина среднего дневного заработка - 482 руб. 09 коп. (129 200 руб. : 268 дн.).
     
     Сумма пособия в месяц составит 5862 руб. 21 коп. (482 руб. 09 коп. х 40% х 30,4).
     
     Несмотря на то что при расчете по второму варианту сумма пособия ниже, выплачивается именно она, поскольку такой способ расчета предпочло застрахованное лицо.
     
     Действие этого нововведения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года (п. 3 ст. 3 комментируемого Закона).
     

Изменен подход к учету выплат, принимаемых в расчет за 2009 год при расчете больничных листов и "детских" пособий

     
     Еще одним важным, актуальным уже в 2011 году новшеством стало изменение подхода к учету выплат, принимаемых в расчет за 2009 год при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком.
     
     Если за 2010 год в расчет берут все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые фактически начислены страховые взносы в ФСС России (п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ), то за период до 1 января 2010 года (а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, - за период до 1 января 2011 года) в средний заработок должны были включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в ФСС России в соответствии с Законом N 212-ФЗ в ред., действующей с 2011 года (ч. 1 ст. 2 Закона N 343-ФЗ в первоначальной редакции). После вступления в силу комментируемого Закона порядок изменился: за период до 1 января 2010 года (а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, - за период до 1 января 2011 года) при расчете среднего заработка следует учитывать выплаты, включенные в базу для начисления страховых взносов в ФСС России на основании Закона N 212-ФЗ в 2010 году.
     
     В связи с изменением объекта обложения страховыми взносами с 2011 года (ст. 7 Закона N 212-ФЗ) такое изменение формулировки может иметь принципиальное значение: если в 2010 году объектом были выплаты, предусмотренные трудовым договором, то теперь таковыми являются выплаты, производимые в рамках трудовых отношений.
     
     Например, донорам при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха (ст. 186 Трудового кодекса РФ). Такие условия не принято фиксировать в трудовых договорах, но выплата производится именно в рамках трудовых отношений. Поэтому в 2010 году (как и ранее) с нее не начислялись социальные страховые взносы, а с 2011 года их нужно начислять. Правила не изменились: до вступления в силу комментируемого Закона мы брали бы в расчет среднего заработка оплату "донорских" дней за 2009 год, но не брали бы за 2010 год при расчете пособий в 2011 году. После вступления Закона в силу на этот вид выплат, если они произведены в 2009 году, следует "примерять" нормы Закона N 212-ФЗ в ред., действовавшей в 2010 году. Поэтому выплаты, произведенные в 2009 и 2010 годах, не участвуют в расчете пособия.
     
     Согласно п. 3 ст. 3 комментируемого Закона действие означенных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. При этом за период до 1 января 2010 года (а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, - за период до 1 января 2011 года), как и предполагалось изначально, в расчете учитываются только выплаты, не превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленную в 2010 году (415 000 руб.).
     
     Новый закон устанавливает также нормы, которые предстоит применять только с 2013 года (п. 2 ст. 3). Они вносят коррективы в ст. 14 "Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком" Закона N 255-ФЗ.
     
     Начиная с 2013 года предполагается определять средний дневной заработок путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 только для пособия по временной нетрудоспособности. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 2013 года следует определять путем деления суммы начисленного за расчетный период заработка на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды (п. 31 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в ред. комментируемого Закона):
     
     - периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
     
     - дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
     
     - период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Законом N 212-ФЗ не начислялись.
     
     При этом, как и в настоящее время, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом N 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Если назначение и выплата застрахованному лицу, работающему по совместительству, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями (застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей), средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
     

О Решении Верховного Суда РФ

     
     В дополнение к аналитическому обзору Закона N 21-ФЗ обратим внимание на еще один документ, принятый уже в текущем году и проясняющий порядок расчета пособий, начиная с 2011 года, - решение Верховного Суда РФ от 09.02.2011 N ГКПИ10-1462. В соответствии с этим документом нормы Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (в ред. от 19.10.2009) (далее - Положение), противоречащие Закону N 255-ФЗ в ред., действующей с 2011 года, не должны применяться.
     
     Суд указал: согласно п. 8 Положения при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключаются следующие периоды, а также начисленные за эти периоды суммы:
     
     - период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением случая, указанного в п. 13 Положения);
     
     - период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
     
     - период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
     
     - период, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
     
     - дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;
     
     - другие периоды, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - период, в течение которого работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 15 Положения для исчисления пособий используется средний дневной заработок, который определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в п. 8 Положения.
     
     Законом N 343-ФЗ в Закон N 255-ФЗ внесены изменения, касающиеся порядка исчисления пособий по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
     
     С 1 января 2011 года согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период на 730, т.е. законодательство не предусматривает периодов, исключаемых из расчетного периода. В этой связи п. 8 и 15 Положения противоречат действующему законодательству.
     
     В связи с этим Верховный Суд РФ признал недействующими п. 8 и абз. 2 п. 15 Положения с 1 января 2011 года.
     
     Представители Правительства РФ, присутствовавшие с суде, пояснили: оспариваемые положения нормативного правового акта с 1 января 2011 года (пп. 8 и 15 Положения) фактически не применяются как противоречащие действующему законодательству.