Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Бюджетные деньги должны работать на экономику...

     

Бюджетные деньги должны работать на экономику...

     
     В Комитет Госдумы по бюджету и налогам поступил пакет новых законодательных инициатив, планируемых в налоговой сфере. Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Викторович Васильев прокомментировал для нашего журнала наиболее значимые законопроекты, а также функционирующие законы.
          



     - Юрий Викторович, какие проблемы необходимо, на Ваш взгляд, решить в области налоговой политики в ближайшее время?
     
     - В течение 10 лет мы последовательно снижали налоги, создавая благоприятные условия для развития российской экономики. Проводя политику снижения налогов, государство в период благоприятной мировой конъюнктуры не испытывало недостатка в финансовых ресурсах и наращивало бюджетные расходы, большинство из которых имеет социальный характер. За последние пять лет, как свидетельствуют эксперты Минфина России, налоговая нагрузка по итогам 2009 года снизалась почти на 4% и составила 30,3% ВВП. При этом 9,1% ВВП дали экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, уплаченные главным образом нефтяной и газовой отраслями. На них фискальная нагрузка значительно выше, чем на другие секторы экономики. Приведенные данные позволяют утверждать, что подавляющая часть российских субъектов экономической деятельности платит небольшие налоги (по сравнению с другими государствами). Однако ситуация может измениться в 2011 году в связи с тем, что вступили в силу отложенные решения по увеличению до 34% ставок страховых взносов, введенных вместо ЕСН.
     
     Депутатам же в сжатые сроки предстоит принять изменения в действующее законодательство, которые в условиях дефицитов бюджетов должны обеспечить финансирование проведения модернизации экономики, развития новых энергетических технологий за счет экономии расходов. В условиях бюджетного дефицита остро встает вопрос о его наполняемости. Вариантов не так много: надо либо сокращать расходы, либо увеличивать доходы бюджетной системы, которые формируются в основном за счет налогов. Конечно, возможна и комбинация этих двух мер. Но какие бы решения ни были приняты, они, возможно, будут связаны с повышением некоторых налогов. Традиционно будут проиндексированы акцизы, причем на алкоголь и сигареты снова в размерах, превышающих инфляцию. Предусматривается дальнейшее реформирование налогообложения в сторону его повышения от добычи природных ресурсов, особенно нефти. Хотя, несомненно, правительство будет действовать в этом направлении с ювелирной осторожностью.
     
     Могу сказать, что в основе новой налоговой стратегии заложены решения трех основных задач. Первая - гарантировать безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами страны. Вторая - продолжить модернизацию реального сектора экономики и ключевых элементов инфраструктуры. И третья - сохранить макроэкономическую стабильность. Все эти задачи решаются с помощью налогов, которые превращены из обузы в рабочие инструменты модернизации.
     
     - Какие налоговые стимулы могут предложить законодатели для укрепления энергетического сектора?
     
     - Комитет рассмотрел к первому чтению законопроект "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Норматив предлагает установить нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых, в частности на нефть, добытую на участке недр, расположенных севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого автономного округа.
     
     Второй законопроект, связанный с развитием нефтяного бизнеса, рекомендованный Комитетом к первому чтению, направлен на стимулирование разработки участков недр с незначительными начальными запасами нефти. Это очень важный норматив, который давно ждали нефтяники. Благодаря ему можно будет ускорить вовлечение в разработку дополнительных объемов запасов нефти и повысить уровень конкурентоспособности нефтяных компаний. Речь идет о введении понижающих коэффициентов для малых месторождений: чем меньше извлекаемые запасы, тем меньше ставка НДПИ. Таких месторождений на государственном балансе более тысячи, а объем извлекаемых запасов на них превышает 1 млрд. т. В настоящее время разработка малых месторождений с извлекаемыми запасами нефти до 5 млн. т, как правило, экономически нецелесообразна из-за высоких удельных капитальных и эксплуатационных расходов. С целью развития данного сегмента отрасли предусматривается дифференциация налогообложения в зависимости от величины начальных извлекаемых запасов нефти.
     
     Для этого предлагается использовать при обложении НДПИ на добычу нефти для участков с извлекаемыми запасами до 5 млн т расчетный понижающий коэффициент, учитывающий данный объем остатков нефти в скважине.
     
     Дополнительные поступления НДПИ, возникающие в результате повторной добычи, за 10 лет оцениваются в сумме 1043,7 млрд руб. Несомненно, соответствующий законопроект сделает разработку малых месторождений более выгодной.
     
     Отмечу, что в декабре прошлого года был принят Закон о введении дифференцированного порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля.
     
     Сегодня по большинству видов полезных ископаемых налогоплательщики уплачивают налог по адвалорной ставке, т.е. в процентах от стоимости добываемого сырья, исключение делается только для нефти и газа.
     
     В целях стимулирования инвестиций в модернизацию производства угольной отрасли и обеспечения безопасности на участках недр с высоким содержанием метана и склонностью угля к возгоранию был принят закон, предусматривающий перевод налогообложения угольной отрасли на специфические ставки вместо существовавших ранее 4% выручки от реализации угля.
     
     С учетом того, что разный уголь имеет разную стоимость, закон предусматривает дифференциацию его на четыре вида и устанавливает для каждого специфическую ставку, которые в последующем будут индексироваться - увеличиваться или уменьшаться в зависимости от динамики цен на уголь.
     
     Важной особенностью этого закона является то, что он предполагает новый для налогового законодательства и, на наш взгляд, действенный механизм стимулирования затрат работодателей - владельцев угольных шахт на обеспечение безопасности работников.
     
     Если владелец вкладывает средства в обновление оборудования и обеспечение безопасности труда в случае склонности добываемого угля к самовозгоранию, то такие затраты прямо уменьшают сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
     
     Однако вводится ограничение - общая сумма налога не может быть уменьшена более чем на 30% в год. Если фактическая сумма затрат, осуществленных налогоплательщиком в связи с обеспечением безопасности труда при добыче угля, превышает предельный допустимый размер налогового вычета, предусматривается возможность принимать эти суммы к вычету в последующие годы.
     
     Таким образом, здесь сформирован своеобразный механизм амортизации, который позволяет аккумулировать расходы на обеспечение безопасности труда и, соответственно, уменьшать налоговую нагрузку.
     
     Кроме того, это позволяет контролировать, действительно ли средства были направлены на безопасность труда при добыче угля.
     
     - Какие наиболее значимые законопроекты приняты и поступили в Комитет?
     
     - Говоря о текущих законопроектах, которые сегодня находятся в портфеле Комитета, отмечу некоторые из них. И прежде всего те, которые призваны создать благоприятные условия для налогоплательщиков, занятых в инновационных сферах производства. В целях формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности в январе текущего года в первом чтении был принят законопроект, направленный на совершенствование порядка учета расходов на научно-исследовательские работы, так называемые НИОКР, при исчислении налога на прибыль организаций.
     
     С 1 января 2009 года начал действовать порядок, в соответствии с которым налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в затраты с повышающим коэффициентом 1,5, что уменьшает налогооблагаемую базу. Такой порядок наиболее полно был использован при осуществлении НИОКР сторонними организациями.
     
     Однако при осуществлении НИОКР собственными силами у налогоплательщиков возникали сложности, связанные с особенностями учета этих расходов в себестоимости продукции.
     
     В настоящее время неопределенность порядка налогового учета расходов на НИОКР в тех или иных ситуациях во многом компенсируется разъяснениями Минфина России, которые не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.
     
     Для устранения данного недостатка предлагается закрепить порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР в Налоговом кодексе РФ и определить перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций.
     
     В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право на основании утвержденных им программ самостоятельно принимать решение о создании резерва расходов на НИОКР, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения.
     
     Кроме того, в целях стимулирования модернизации и использования современного энергоэффективного оборудования с 1 января 2011 года законом предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность.
     
     Напомню, что в целях усовершенствования порядка амортизации нематериальных активов и создания условий, направленных на развитие научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрение результатов такой деятельности, в конце прошлого года принят закон, предусматривающий сокращение сроков амортизации нематериальных активов.
     
     Речь идет об исключительных правах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, микросхемы, программы для ЭВМ, базы данных, а также секреты производства (ноу-хау).
     
     Теперь срок амортизации по этим активам, имеющим большое значение для развития научно-технической и инновационной деятельности, будет устанавливаться налогоплательщиком самостоятельно, но не менее двух лет.
     
     Закон будет способствовать развитию научно-технической и инновационной деятельности, коммерциализации ее результатов, приобретению и внедрению новых технологий путем использования нематериальных активов в хозяйственном обороте.
     
     Предусмотрено и освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность.
     
     Помимо этого законом устанавливается освобождение от обложения налогом на прибыль и налогом на доходы физических лиц доходов, получаемых от реализации долей участия в уставном капитале и акций российских организаций высокотехнологичного, инновационного сектора экономики, при условии, что на дату реализации они непрерывно принадлежали налогоплательщику более пяти лет.
     
     Рекомендован к первому чтению законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления контрольных мероприятий использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование инновационной деятельности". Речь идет о тех инновационных проектах, которые имеют определенную степень риска конечной реализации. Оценка эффективности использования бюджетных средств на подобные проекты будет осуществляться по особым методикам, утвержденным Правительством РФ. Главный критерий этих методик - учет и оценка результативности и эффективности деятельности организаций, использующих бюджетные средства. Этими методиками будут руководствоваться аудиторы Счетной палаты и правоохранительные органы при проведении прокурорских проверок в рамках общего надзора за расходованием бюджетных ассигнований. Таким образом, суть закона - уполномочить правительство выработать методику оценки и контроля эффективности инновационной деятельности. Известно, что у нас довольно большие расходы бюджета на инновационную деятельность. Эта методика позволит ввести понятие в оценку этой деятельности и институтов интеллектуальной собственности и многие другие механизмы тестирования на качество проделанной работы. Бюджетные деньги должны работать на экономику, а не распыляться по счетам ведомств и проваливаться там в бездонные "черные дыры".
     
     Не менее значим и проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", который установит контроль за оборотом денежных потоков на строительных рынках, промышленных ярмарках и выставочных комплексах. Предлагается ужесточить требования к установке контрольно-кассовой техники на ярмарках, где ведется продажа ювелирных и меховых изделий, оргтехники, автомобилей и других предметов роскоши. Нередко подобные продажи происходят "налом", без всякого учета, без применения контрольно-кассовой техники. Это ограничивает возможность контроля государства за оборотом значительных наличных денежных средств.
     
     - Многочисленные вопросы возникают у налогоплательщиков в отношении налога на добавленную стоимость. Возможны ли в ближайшем будущем какие-либо изменения?
     
     - Дискуссии вокруг НДС идут давно, и всякий раз выдвигаются новые аргументы в пользу его решения. Наша задача - принять за основу наиболее рациональные предложения.
     
     Но в любом случае льготы сохранятся для производственных объединений, производящих программный продукт для внешнего и внутреннего рынков, для предприятий, создаваемых вузами, для продвижения новых научных и технических разработок. Щадящий налоговый режим сохранится для СМИ.
     
     Недавно подготовлен к первому чтению законопроект "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", который направлен на устранение противоречий, возникающих на практике при применении отдельных положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     Законопроектом предусматривается порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятых к вычету: по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости; а также в случае выбытия товаров, в т.ч. основных средств, при хищении, недостаче, выявленных в результате инвентаризации.
     
     Будет также уточнен порядок обложения НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. Освободят от обложения НДС услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта. Законопроект также решит ряд других спорных технических вопросов.
     
     - Как известно, в 2010 году Комитетом была проделана большая работа по совершенствованию таможенного законодательства Российской Федерации. Какие меры были предприняты в этом направлении?
     
     - Работы по совершенствованию таможенного законодательства были обусловлены необходимостью гармонизировать национальное российское законодательство о таможенном деле с международными нормами оформления и таможенного контроля. В этих целях была ратифицирована Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года.
     
     Для унификации положений законодательства Российской Федерации с положениями Конвенции, а также в рамках формирования Таможенного союза трех государств - России, Белоруссии и Казахстана - были внесены соответствующие изменения в национальное российское законодательство о таможенном деле.
     
     27 ноября 2009 года главами государств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан был подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. В целях реализации этого договора был разработан и принят Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
     
     В данном Законе закреплены основные принципы перемещения товаров при пересечении границы Российской Федерации и перевозке их по территории страны под таможенным контролем. Кроме того, установлены правила определения страны происхождения товара, порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования Таможенного союза.
     
     Уместно отметить, что закон, принятый в ноябре 2010 года, должен решить одну из самых сложных проблем, касающихся налога на добавленную стоимость, а именно с обоснованием применения нулевой ставки по операциям, связанным с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товарно-материальных ценностей. Он, в частности, устанавливает закрытый перечень работ и услуг, облагаемых по нулевой ставке, включающий: услуги по международной перевозке; услуги, оказываемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов; услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы Российской Федерации; услуги по управлению единой национальной электрической сетью при передаче электроэнергии за территорию Российской Федерации; услуги по перевалке в морских и речных портах товаров, перемещаемых через таможенную границу; работы по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки.
     
     Кроме того, Законом установлен четкий перечень документов, обосновывающих применение налогоплательщиком нулевой ставки. Это создает определенность в применении этой нормы для предпринимателей и бизнес-сообщества.
     
     - Давайте поговорим о бизнесе. Наверное, часто приходится слышать жалобы предпринимателей на то, что о них забывает государство? Как Вы можете это прокомментировать?
     
     - В марте текущего года Государственной Думой принят Закон, направленный на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Законом устанавливается особый порядок учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом "О развитии малого и среднего предпринимательства".
     
     В частности, такие субсидии предлагается отражать в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов со дня их получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода и подлежит налогообложению.
     
     Недавно в Комитет поступил законопроект о патентной системе налогообложения "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утративших силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
     
     Основной целью законопроекта служит налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. Документом, в частности, предлагается вынести упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента в отдельную главу НК РФ "Патентная система налогообложения". При этом с 1 января 2014 года из НК РФ будет исключен такой налоговый режим, как ЕНВД. Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     
     Налогоплательщики освобождаются от представления декларации в налоговые органы. Они смогут самостоятельно вести учет доходов в специальной учетной книге, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента. Уже с 2012 года в каждом муниципалитете предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и им не придется платить налог на имущество, подоходный налог и НДС (кроме НДС на импорт).
     
     - А как обстоят дела с благотворительностью? Существуют ли инициативы, которые бы реализовывали гуманные цели для формирования полноценного гражданского общества?
     
     - В соответствии с Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации в 2010 году был принят Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
     
     Этот Закон создал правовую основу для выстраивания конструктивных отношений между государством и некоммерческими организациями для вовлечения гражданских институтов в решение проблем в социальной и образовательной сферах, в сфере развития добровольчества и в благотворительной деятельности.
     
     В настоящее время уже действует целый ряд льгот, касающихся услуг по социальному обслуживанию населения, в т.ч. инвалидов; физкультурно-оздоровительные услуги; услуги по профессиональной подготовке и повышению квалификации. Такие услуги уже освобождены от обложения НДС при условии, что их оказывают государственные или муниципальные учреждения.
     
     Для создания равных налоговых условий на рынке социальных услуг как для государственных учреждений, так и для некоммерческих организаций, в октябре 2010 года в первом чтении принят законопроект, который расширяет перечень услуг, освобождаемых от налогообложения, устраняет налоговые барьеры для получателей благотворительной помощи и улучшает правовой статус некоммерческих организаций.
     
     Законопроект предусматривает обширные налоговые преференции по НДС и налогу на прибыль для некоммерческих организаций, выполняющих социально значимые услуги, а также по налогу на доходы физических лиц для благотворителей и лиц, получающих благотворительную помощь.
     
     От обложения НДС также освобождается безвозмездное оказание услуг по изготовлению и распространению социальной рекламы. В феврале текущего года Государственной Думой принят Закон, направленный на совершенствование законодательства о налогах и сборах в части, касающейся налогообложения доходов физических лиц. Законом исключается возможность одновременного обложения налогом на доходы физических лиц доходов физических лиц в виде страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, уплаченных за них работодателями до 1 января 2008 года, и доходов в виде страховых выплат, полученных самими физическими лицами по указанным договорам добровольного пенсионного страхования после 1 января 2008 года. Отмечу и поправки в главу 25 части второй Налогового кодекса РФ по предоставлению налоговых льгот для инвесторов, финансирующих строительство и ремонт дорог, мостов, социального жилья. Законопроект также расширит Градостроительный кодекс РФ новыми статьями, предоставляющими льготы предпринимателям, вкладывающим средства в строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры.
     
     Законопроектом предусмотрено, что расходы на строительство доступного жилья, дорог, мостов, школ, детских садов в течение срока не менее пяти лет (даты определяются налогоплательщиком самостоятельно) будут иметь льготное налогообложение.
     
     Иными словами, одновременно с экономическими задачами решаются и социальные. Статья 284 Налогового кодекса РФ, к примеру, предоставляет организациям, осуществляющим образовательную или медицинскую деятельность, нулевую налоговую ставку.
     
     Расширение социальной зоны действия налоговых послаблений соответствует Посланию Президента РФ на 2011 год Федеральному Собранию. Сейчас в стадии разработки проекты законов о дополнительных налоговых преференциях для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми. При этом размер налогового вычета будет увеличен до 3000 рублей в месяц на каждого ребенка, начиная с третьего. Над этим законопроектом также идет работа.
     
     - В компетенцию Комитета помимо налоговой входит бюджетная сфера. В частности, недавно был принят документ о совершенствовании финансового контроля за бюджетными расходами. Расскажите, пожалуйста, об этом.
     
     - В области бюджетного законодательства были приняты законопроекты, направленные на усиление финансового контроля в регионах и создание условий для модернизации транспортной инфраструктуры.
     
     Согласно Бюджетному кодексу РФ, контроль за использованием средств региональных бюджетов осуществляют региональные и муниципальные счетные палаты, которые создаются соответствующими законодательными органами на основании действующего регионального и местного законодательства.
     
     Со дня образования первой контрольно-счетной палаты до распространения этого института во всех субъектах потребовалось почти десятилетие.
     
     Однако деятельность этих счетных палат определялась региональным законодательством, при этом отсутствовали единые принципы формирования и организации их работы.
     
     В связи с этим назрела необходимость разработки и внесения законопроекта, который стал бы базовым и унифицировал работу региональных и муниципальных счетных палат в стране. Такой законопроект был подготовлен Президентом РФ и принят Государственной Думой 28 января 2011 года.
     
     Закон направлен на установление единых принципов организации контрольно-счетных органов и их основных полномочий; развитие института независимого внешнего финансового контроля в субъектах и муниципальных образованиях; повышение эффективности контроля за использованием бюджетных средств в регионах; прозрачность исполнения бюджетов.
     
     Этот документ станет еще одним инструментом, направленным на противодействие коррупции. Закон вступит в действие с 1 октября 2011 года.
     
     За этот период субъектам и органам местного самоуправления предстоит проделать большую работу - принять свои законы о контрольно-счетном органе, решения о полномочиях и структуре этих органов, определить порядок взаимодействия между ними.
     
     - Насколько известно, завершена работа над поправками к законопроекту о дорожных фондах и в ближайшее время он будет рассматриваться во втором чтении. Это так?
     
     - В целях развития транспортной инфраструктуры и обеспечения устойчивого финансирования дорожной отрасли было принято решение о создании начиная с 2011 года федерального и региональных дорожных фондов.
     
     В настоящее время в Комитете по бюджету и налогам идет обсуждение проекта федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс, устанавливающего правовые основания для создания и деятельности дорожных фондов. Следует отметить, что расходы федерального бюджета в 2011 году на дорожное строительство и дорожное хозяйство увеличатся на 21%.
     
     Федеральный дорожный фонд сформирован в составе федерального бюджета из двух частей: базового объема бюджетных ассигнований в размере 254,1 млрд. руб.; доходов от повышения акцизов на нефтепродукты и иных доходов, полученных от использования инфраструктуры автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
     
     В федеральном бюджете на 2011-2013 годы установлено, что доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла будут зачисляться по следующим нормативам: в 2011 году в федеральный бюджет - 30%, в бюджеты субъектов - 70%, в 2012 году в федеральный бюджет - 23%, в бюджеты субъектов - 77%, в 2013 году в федеральный бюджет - 28%, в бюджеты субъектов - 72%.
     
     Исходя из этих нормативов размер Федерального дорожного фонда в 2011 году запланирован в сумме 387 млрд. руб., в 2012 году - 347 млрд. руб., в 2013 году - 395 млрд. руб.
     
     В целях формирования доходной части Федерального дорожного фонда с 1 января 2012 года законопроектом вводится новый вид платежа - плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т. Ожидаемые поступления в доход федерального бюджета оцениваются в 2012 году в 3 млрд. руб., в 2013 году - 10 млрд. руб. Законопроектом предусматривается обязательное создание с 1 января 2012 года территориальных дорожных фондов субъектами Российской Федерации. Дорожный фонд субъекта будет формироваться за счет доходов от повышения акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджет субъекта, транспортного налога и иных доходов, определенных в законе субъекта о создании дорожного фонда.
     
     В 2011 году сохранены субсидии регионам на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог административных центров субъектов, а также их внутридворовых территорий в сумме 34 млрд. руб.
     
     Кроме того, на финансирование объектов дорожного хозяйства в 2011 году регионам предусмотрено 36 млрд. руб. кредитных ресурсов.
     
     Средства федерального и региональных дорожных фондов, не использованные в текущем финансовом году, будут направляться на увеличение их объема в очередном финансовом году. Принятие данного законопроекта создаст серьезные стимулы для развития российской экономики.
     
     - Скоро депутаты Госдумы заслушают отчет Правительства РФ за 2010 год по реализации антикризисных мер. Известно, что это будет последней отчет по борьбе с кризисом. Экономическая политика 2011 года будет осуществляться без проведения антикризисной программы. В связи с этим структура нового бюджетного трехлетнего плана будет качественно изменена. Есть ли какие-то наработки в этом направлении? И можно ли сейчас говорить о новациях в бюджетной политике?
     
     - Уже началась работа по подготовке проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы.
     
     Сроки подготовки и внесения в Государственную Думу бюджета не изменяются. К началу мая будут утверждены сценарные условия и параметры социально-экономического развития России на 2012-2014 годы, а также основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики.
     
     В июне будут определены ключевые характеристики федерального бюджета, включая объемы доходов и расходов, ограничения по бюджетному дефициту, и не позднее 1 октября бюджет будет внесен в Государственную Думу.
     
     По традиции в рамках нулевого чтения депутаты Госдумы будут активно участвовать в подготовке проекта основного финансового документа страны.
     
     Новацией федерального бюджета на 2012-2014 годы станет его формирование в разрезе 42 долгосрочных государственных программ. По этим программам будет расписано 97% всех расходов бюджета.
     
     Первый опыт условного распределения бюджета по государственным программам был сделан уже в рамках федерального бюджета на 2011-2013 годы.
     
     Представление бюджета в разрезе государственных программ - это четкое увязывание финансовых ресурсов и целей, которые должны быть достигнуты.
     
     В связи с переходом к программному формированию бюджета актуальной проблемой является безусловное и качественное выполнение программ. Оценкой их выполнения станет результат, который планируется достичь за счет выделенных на это бюджетных средств.
     
     В рамках госпрограмм должно быть обеспечено скоординированное использование механизмов правового регулирования, таможенного и налогового управления, таможенных и налоговых льгот, федерального имущества.
     
     Ключевой задачей федерального бюджета на 2012-2014 годы станет решение проблемы дефицита федерального бюджета и сведение его к нулю. Поэтому в рамках новой структуры бюджета необходимо более четко расставить приоритеты, сосредоточиться на ключевых проектах социального, экономического, научно-технического развития России, обеспечить неукоснительное выполнение государственных программ. На это и будет направлена наша дальнейшая работа.
     

Беседовала главный редактор Елена Букач