Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Еженедельная зарплата: механизм исчисления обязательных платежей


Еженедельная зарплата: механизм исчисления обязательных платежей

     
     М.В. Мандражицкая,
налоговый консультант
     


М.В. Мандражицкая

     
     В соответствии с ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором. Однако в целях привлечения квалифицированных сотрудников помимо увеличения размера заработной платы работодатель может устанавливать более привлекательные для работников сроки выплаты вознаграждения, например не два раза в месяц, а еженедельно.
     

Общие положения

     
     В соответствии со ст. 91 ТК РФ под рабочим понимается время, в течение которого работник должен согласно правилам внутреннего трудового распорядка и условиям трудового договора исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
     
     На основании ст. 104 ТК РФ, если по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение его суммированного учета, с тем чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормальное число рабочих часов. При этом учетный период не может превышать одного года.
     
     Кроме того, порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
     
     Таким образом, согласно ст. 104 ТК РФ работодатель может устанавливать учетный период рабочего времени - неделю и закреплять данное решение в правилах внутреннего трудового распорядка. Кроме того, согласно этой статье нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
     

Механизм исчисления НДФЛ

     
     Согласно ч. 1 п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом согласно п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход.
     
     В письме Минфина России от 17.07.2008 N 03-04-06-01/214 указывается, что налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ. Аналогичный вывод сделан в письмах УФНС России по г. Москве от 29.03.2006 N 28-11/24199, от 18.10.2007 N 28-11/099479, от 29.04.2008 N 21-11/041841@.
     
     В постановлении ФАС Поволжского округа от 04.10.2007 по делу N А55-1674/2007-53 говорится: авансовая выплата заработанной платы входит в доход, учитываемый на конец месяца, и исчисление суммы налога и его удержание должны производиться по итогам месяца, за который был выплачен аванс. Таким образом, момент исчисления, удержания и перечисления в бюджетную систему НДФЛ при переходе на еженедельную выплату дохода в виде оплаты труда не меняется.
     
     При переходе на еженедельную выплату вознаграждения необходимо учитывать следующее. В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ удерживаемая сумма НДФЛ не может превышать 50% суммы выплаты. На основании п. 9 этой статьи уплата данного налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Кроме того, при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога.
     
     На основании вышеизложенного работодателям, выступающим в качестве налоговых агентов, можно порекомендовать заранее рассчитывать размер вознаграждения, выплачиваемого ежемесячно. Как правило, число рабочих дней в месяце составляет 21 либо 22, т.е. число, не кратное четырем. В связи с этим целесообразно оплачивать дни, отработанные в конце месяца, совместно с последней выплатой, т.е. при осуществлении расчета по заработной плате. Кроме того, учитывая возможность невыхода работника на работу, например в связи с временной нетрудоспособностью, выплату вознаграждения целесообразно осуществлять по итогам отработанного времени. В противном случае могут возникнуть основания для перерасчета и возврата выплаченных денежных сумм.
     

Исчисление НДФЛ при выплате пособия по временной нетрудоспособности

     
     На основании п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) средний дневной заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) на день наступления страхового случая, на 365.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. При этом на основании п. 5 этой статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством РФ.
     
     Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года" предельная величина базы подлежит индексации с 1 января 2011 года в 1,1164 раза с учетом роста средней заработной платы и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих в 2011 году эту сумму, страховые взносы не взимаются.
     
     В силу п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (далее - расчетный период). При этом на основании п. 1.1 этой статьи, если застрахованное лицо не имело заработка, а также если средний заработок, рассчитанный за данные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления страхового случая, средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному на день наступления страхового случая.
     
     Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности его рабочего времени.
     

     На основании п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний заработок работника рассчитывается исходя из всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда, зачисляемых в ФСС России. Согласно п. 5 ст. 14 размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В соответствии с п. 4 этой статьи размер дневного пособия по временной нетрудоспособности исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку (предположим, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% среднего заработка). Согласно п. 3 ст. 14 средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, на 730.
     
     Пример
     
     Рассчитаем размер пособия по временной нетрудоспособности, которое получит сотрудник, отсутствовавший на работе по болезни в период с 14 по 18 марта 2011 года, и сумму НДФЛ, подлежащую перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     1. Определим заработок работника за последние два календарных года, предшествовавшие году наступления временной нетрудоспособности (с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года).
     
     В 2009 и в 2010 годах работнику было начислено 240 000 и 360 000 руб. соответственно (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). В этот период база для начисления страховых взносов не должна была превышать 415 000 руб. Поэтому при расчете размера пособия по временной нетрудоспособности за 2009 и 2010 годы учитывается фактически начисленная сумма (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
     
     2. Определим размер среднего дневного заработка работника.
     
     Для этого нужно разделить сумму заработка за расчетный период на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ) - (240 000 руб. + 360 000 руб.) : 730 дн. = 821руб.
     
     3. Определим размер дневного пособия по временной нетрудоспособности.
     

     Дневное пособие рассчитывается путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия (ч. 4 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Размер пособия зависит от страхового стажа работника. В рассматриваемом случае страховой стаж превышает восемь лет, поэтому размер дневного пособия совпадает с размером среднего дневного заработка и составляет 821 руб.
     
     4. Определим общую сумму пособия, которая полагается работнику.
     
     Для этого необходимо размер дневного пособия по временной нетрудоспособности умножить на число календарных дней временной нетрудоспособности (ч. 5 ст. 14 Закона N 255-ФЗ): 821 руб. х 5 дн. = 4105 руб.
     
     При этом пособие в размере 2463 руб. (821 руб. х 3 дн.) выплачивается за счет работодателя, в размере 1642 руб. (821 руб. х 2 дн.) - за счет ФСС России.
     
     5. Сумма НДФЛ составляет 534 руб. (4105 руб. х 0,13).
     

Страховые взносы

     
     В связи с отменой единого социального налога с 2010 года уплачиваются три вида страховых взносов:
     
     - на обязательное пенсионное страхование;
     
     - на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
     
     - на обязательное медицинское страхование.
     
     Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период). В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивается ежемесячный обязательный платеж.
     

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

     
     Размер страховых взносов на обязательное социальное страхование определяется исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов. При этом из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, перечисленные с начала календарного года по предшествующий календарный месяц. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов с выплат и вознаграждений физическим лицам закреплен в ст. 15 Закона N 212-ФЗ и распространяется на плательщиков взносов, использующих наемный труд и оплачивающих его на основании трудового или гражданско-правовых договоров определенных видов.
     
     На основании пп. 3 и 4 ст. 15 плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. При этом авансовые платежи по страховым взносам не предусмотрены. Организации и предприниматели исчисляют ежемесячные платежи исходя из начисленных вознаграждений физическим лицам (ч. 1 и 3 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
     
     Согласно положения ч. 6 ст. 15, п. 2 ч. 2 ст. 28, п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести по каждому своему работнику учет начисленных выплат, а также исчисленных с них взносов. Для ведения такого учета Пенсионный фонд РФ и ФСС России рекомендуют использовать форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Она приведена в совместном письме ПФР и ФСС России от 26.01.2010 N АД-30-24/691, от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П, которое размещено на сайте ФСС России (www.fss.ru) в разделе "Предприятиям и организациям".
     

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

     
     В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "06 обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, предусмотренный страховщиком.
     

Обязанность по перечислению налога

     
     Ежемесячный обязательный платеж уплачивается в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов за всех работников общей суммой. Перечислять его нужно в бюджеты ПФР, ФСС России, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования на основании пп. 1 и 8 ст. 15 Закона N 212-ФЗ отдельными платежными поручениями.
     
     По платежам в бюджет ПФР на страховую и накопительную части трудовой пенсии плательщики также должны заполнять разные платежные поручения.
     
     При перечислении страховых взносов в ФСС России необходимо учитывать положения п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ, согласно которым физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, признаются застрахованными, если только в договоре зафиксировано, что заказчик работ (услуг) обязан платить за работника страховые взносы в ФСС России.
     
     В части перечисления НДФЛ необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, исчисляют суммы налога самостоятельно. В соответствии со ст. 226 НК РФ основания для исполнения обязанностей налогового агента возникает у организации, только если физическое лицо работает по трудовому договору. Если работник заключил с организацией гражданско-правовой договор, он должен исчислять НДФЛ самостоятельно.
     
     Отсутствие трудовых отношений между ИП и физическими лицами по спорным гражданско-правовым договорам исключает возможность привлечения их к налоговой ответственности по ст. 123 и п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку у ИП отсутствует необходимость исполнения обязанности налогового агента удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и представлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009 по делу N А42-5826/2008).
     
     В связи с этим актуальным является вопрос правильной классификации заключаемого между организацией и работником договора. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2009 N А42-5826/2008 отмечено следующее. Из статьи 207 НК РФ следует, что плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно ст. 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. По общему правилу обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать в бюджет сумму НДФЛ возложена на российские организации и ИП, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (п. 1 ст. 226 НК РФ). Исчисление и уплата сумм НДФЛ в соответствии с вышеуказанной статьей Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (п. 2 ст. 226). Налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
     
     В то же время в ст. 227 НК РФ установлено: физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но зарегистрированные в качестве ИП, самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ, подлежащие уплате в бюджет, с доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательской признается деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).
     
     На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному социальному страхованию являются в т.ч. ИП, производящие выплаты физическим лицам, а также самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
     
     Материалами дела было установлено, что предприниматель был обязан ежемесячно выплачивать исполнителям вознаграждение за оказанные услуги в предусмотренном в договоре размере. В связи с этим налоговыми органами был сделан вывод: договоры, по которым предприниматель производил выплаты физическим лицам - индивидуальным предпринимателям, являлись не гражданско-правовыми, а трудовыми, в связи с чем предприниматель был обязан как налоговый агент удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ, а как страхователь - исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с произведенных работникам (продавцам) выплат.
     
     Однако суд, исследовав представленные сторонами документы и оценив предмет и содержание условий заключенных договоров, установил: заключенные ИП договоры об оказании услуг по реализации товаров являлись гражданско-правовыми и не обоснованно расценены налоговым органом как трудовые. В статье 20 ТК РФ указано, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодателем - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
     
     Отношения между работником и работодателем строятся на основе заключенного трудового договора. По условиям трудового договора работодатель обязан предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить необходимые условия для труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник - выполнять определенную договором трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ). С момента заключения трудового договора между сторонами (работодателем и работником) согласно ст. 15 ТК РФ возникают трудовые отношения, которые регулируются положениями трудового законодательства.
     
     Для выполнения работ (оказания услуг) между предпринимателем и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем может заключаться гражданско-правовой договор. В статье 421 ГК РФ закреплен принцип свободы договора: стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными нормативными актами. Стороны могут заключать договор, в котором будут содержаться элементы различных видов договоров (так называемый смешанный договор). В любом случае при заключении гражданско-правового договора между сторонами возникают отношения, которые регулируются гражданским законодательством. При этом стороны гражданско-правового договора находятся по отношению друг к другу в юридически равном положении (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
     
     По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить их (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Исполнитель, выполняя свои обязанности по договору, не подчиняется заказчику, имеющему возможность использовать труд исполнителя исключительно в рамках конкретной, указанной в договоре услуги (работы).
     
     Договор возмездного оказания услуг близок по своему характеру и признакам к трудовому, поскольку его предметом является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им иной определенной деятельности, которая, как правило, не сопровождается созданием овеществленного результата. Кроме того, согласно ст. 780 ГК РФ исполнитель по общему правилу обязан оказать услуги лично.
     
     Поэтому суд на основании приведенных норм ГК РФ и ТК РФ, правильно указав основные признаки, позволяющие отграничить трудовой договор от гражданско-правовых, установил: содержание договоров, а также фактические отношения, сложившиеся между предпринимателем и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями, не подтверждали наличие в рассматриваемом случае трудовых правоотношений.
     
     Кроме того, отметил суд, граждане имеют свободную возможность распоряжаться своими способностями к труду, т.е. выбирать как род занятий, так и порядок оформления соответствующих отношений и определять, будут они осуществлять предпринимательскую деятельность, заключат трудовой договор или предпочтут выполнять работы (оказывать услуги) на основании гражданско-правового договора. Трудовой и гражданско-правовые договоры заключаются на основе свободного и добровольного волеизъявления заинтересованных субъектов - их сторон.
     
     В данном случае по соглашению сторон, которые по отношению друг к другу находились в юридически равном положении, был оформлен гражданско-правовой договор об оказании услуг по реализации товара. Волеизъявление сторон свидетельствовало, что их действия были направлены на возникновение именно гражданско-правовых отношений.
     
     Одним из основных критериев разграничения трудового договора и договора о возмездном оказании услуг является наличие или отсутствие у исполнителя обязанности подчиняться при оказании услуг правилам внутреннего трудового распорядка заказчика, выполнение лицом конкретных распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых он несет дисциплинарную ответственность, обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, наличие гарантий социальной защищенности.
     
     Как было установлено, работы, исполнявшиеся физическими лицами - индивидуальными предпринимателями по заключенным договорам об оказании услуг, не предполагали подчинение правилам внутреннего распорядка. Предприниматель передавал им товар для реализации по внутренним накладным, а они отчитывались по окончании смены за реализованный товар сданной выручкой. Спорные лица не имели конкретного графика работы. Режим работы и отдыха предпринимателем не устанавливался, продавцы между собой договаривались об удобном для каждого времени оказания услуг. Дисциплинарная ответственность для исполнителей договорами не была предусмотрена. Требования трудового законодательства о продолжительности ежедневной и еженедельной работы, устанавливаемой для работника, предпринимателем в отношении лиц, оказывающих услуги по реализации товаров, не соблюдались.
     
     Согласно ст. 136 ТК РФ в трудовых отношениях обычно применяются тарифные ставки и оклады. По трудовому договору работодатель обязан регулярно (не реже двух раз в месяц) выплачивать заработную плату, размер которой должен быть не ниже минимального размера заработной платы (ст. 133 ТК РФ).
     
     В рассматриваемом случае оплата стоимости услуг осуществлялась по окончании месяца по факту их выполнения (оказания) один раз.
     
     Физическим лицам - индивидуальным предпринимателям не обеспечивались гарантии социальной защищенности: ежегодные отпуска и выходные дни с сохранением места работы (должности) и среднего заработка не предоставлялись, выплата сумм по временной нетрудоспособности и травматизму не была предусмотрена.
     
     При таких обстоятельствах являлся правильным вывод суда, что спорные договоры не соответствовали требованиям трудового законодательства для признания их трудовыми.
     
     Конституционный Суд РФ в определении от 19.05.2009 N 597-0-0 указал: в целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей и фактов заключения гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор, а также достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением, федеральный законодатель предусмотрел в ч. 4 ст. 11 ТК РФ возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и предусмотрел, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Данная норма ТК РФ направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в РФ как социальном правовом государстве (ст. 1, ч. 1 ст. 2 и ст. 7 Конституции РФ).