Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Профессиональные консультации


Профессиональные консультации

     
     В.М. Сергеева,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Палаты налоговых консультантов
     
В.В. Пименов,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
     


В.М. Сергеева



В.В. Пименов


     В данной рубрике вниманию читателей представлены ответы специалистов в области налогообложения на самые интересные и актуальные вопросы налогоплательщиков. В этом номере материал подготовлен специалистами ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения".

    

Банкрот обязан отчитаться

     
     Должна ли организация-банкрот сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность? Считают ли суды обоснованным привлечение конкурсного управляющего к ответственности за непредставление отчетности в налоговые органы?
     
     Обязана ли организация, признанная банкротом, на этапе конкурсного производства представлять налоговую и бухгалтерскую отчетности?
     
     Организация, признанная банкротом, в рамках конкурсного производства обязана составлять и своевременно представлять в налоговые и иные органы бухгалтерскую отчетность в полном объеме.
     
     Бухгалтерский учет в Российской Федерации ведется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), Положениями по ведению бухгалтерского учета и иными правовыми актами.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 129-ФЗ основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
     
     В статье 13 Закона N 129-ФЗ определен состав бухгалтерской отчетности всех организаций, включающий в первую очередь бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Формы отчетности и по рядок их заполнения утверждаются Минфином России.
     
     Квартальную бухгалтерскую отчетность организации обязаны представлять в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
     
     Более подробно состав отчетности, правила ее составления и представления регламентированы в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
     
     Упомянутые выше правовые акты предусматривают различный состав бухгалтерской отчетности и периодичность ее представления в зависимости от организационно-правовой формы организации. Однако каких-либо исключений из общих правил составления и представления бухгалтерской отчетности для организаций-банкротов действующее законодательство не содержит.
     
     Кроме того, организация-банкрот до исключения из государственного реестра юридических лиц не перестает быть налогоплательщиком, а ст. 23 НК РФ предусмотрено представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы согласно требованиям Закона N 129-ФЗ, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от его ведения.
     
     Таким образом, организация, признанная банкротом, и в рамках конкурсного производства обязана составлять и своевременно представлять в налоговые и другие органы бухгалтерскую отчетность в полном объеме. Эта обязанность прекращается лишь в момент завершения процедуры ликвидации юридического лица после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
     
     Следует отметить, что составление промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов является дополнительной обязанностью организации-банкрота, установленной ст. 63 ГК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего. А поскольку конкурсный управляющий в ходе конкурсного производства осуществляет функции руководителя организации-должника (ст. 129 Закона N 127-ФЗ), он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета (п. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ). При этом по ст. 18 Закона N 129-ФЗ руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
     
     В то же время судебные органы не всегда считают обоснованным привлечение конкурсных управляющих к ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.12.2006 N А58-5383/2006 указал на отсутствие у налогового органа оснований для привлечения конкурсного управляющего к административной ответственности в связи с непредставлением им в срок бухгалтерской отчетности, т.к. Законом N 127-ФЗ не предусмотрена обязанность конкурсного управляющего представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность организации.
     

На балансе светофор

     
     На балансе российской организации находится светофор, расположенный на частной автомобильной дороге общего пользования, проходящей через несколько населенных пунктов. Правомерно ли освобождение данного светофора от обложения налогом на имущество организаций в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ?
     
     Освобождение пешеходного светофора, который расположен на частной автомобильной дороге общего пользования, проходящей через населенные пункты, и находится на балансе российской организации в качестве основных средств, от обложения налогом на имущество организаций в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ является неправомерным.
     
     На основании п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. В силу п. 1 этой статьи объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
     
     Согласно п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, к основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. На основании п. 3.9 ГОСТа Р 52289-2004, утв. приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), дорожный светофор представляет собой светосигнальное устройство для регулирования движения. Следовательно, светофоры относятся к основным средствам.
     
     В соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются в т.ч. организации в отношении железнодорожных путей, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.
     
     Как следует из Перечня имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень N 509), к указанным выше объектам относятся светофоры и прочие средства для регулирования уличного движения (код 4 3599420). Кроме того, Перечень N 509 устанавливает, что к данной категории относятся светофоры и средства для регулирования движения на федеральных автомобильных дорогах общего пользования, проходящих через населенные пункты.
     
     В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
     
     - автомобильные дороги федерального значения;
     
     - автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
     
     - автомобильные дороги местного значения;
     
     - частные автомобильные дороги. Согласно ч. 5 указанной статьи автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются дороги:
     
     - соединяющие столицу РФ - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов РФ;
     
     - включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями РФ.
     
     Кроме того, на основании ч. 6 ст. 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть дороги:
     
     - соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов РФ;
     
     - являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские, речные, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
     
     - являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские, речные, аэропорты, железнодорожные станции. На основании ч. 7 приведенной статьи Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ.
     
     Часть 12 ст. 5 Закона N 257-ФЗ относит к частным автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к дорогам необщего пользования.
     
     В свою очередь, из ч. 2 ст. 6 Закона N 257-ФЗ следует, что автомобильные дороги, включенные в Перечень N 509, относятся к федеральной собственности.
     
     Таким образом, можно сделать вывод: частные автомобильные дороги общего пользования не могут быть отнесены к автомобильным дорогам федерального значения. Соответственно, они не подпадают под действие п. 11 ст. 381 НК РФ.
     

О водном налоге

     
     Организация осуществляет водолазные работы с целью ремонта коллектора, предназначенного для отвода дренажных вод. Для проведения данных работ используется акватория реки, в которую из этого коллектора и сбрасываются дренажные воды. Договоры о водопользовании данной организацией не были заключены. Правомерно ли освобождение использования акватории реки для проведения водолазных работ от обложения водным налогом в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 333.9 НК РФ?
     
     Освобождение является правомерным.
     
     Согласно письму Росводоресурсов от 15.06.2005 N МС-02-31/1667 в практике сооружениями для отвода дренажных вод являются коллекторы, непосредственно отводящие профильтровавшиеся и подземные воды в водные объекты, и собственно дрены, собирающие эти воды.
     
     В соответствии с п. 13 ст. 1 Водного кодекса РФ к дренажным относятся воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.
     
     На основании п. 1 ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ.
     
     В силу п. 2 ст. 333.8 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании соответствующих договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ на основании договоров, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 этой статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в т.ч. для рекреационных целей.
     
     В пункте 9 ч. 3 данной статьи указано: не требуется заключение договора или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование для проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ.
     
     На основании подп. 2 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектами обложения водным налогом, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, признается использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях. Пункт 4 ст. 1 ВК РФ определяет водный объект как природный
     

     или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Согласно ч. 1 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные. К поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) (п. 2 ч. 2 ст. 5).
     
     Не признается объектом обложения водным налогом использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений (подп. 11 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Статья 333.9 не устанавливает исчерпывающий перечень подобных работ. Значит, водолазные работы с целью ремонта гидротехнического сооружения попадают под действие подп. 11 п. 2 данной статьи, поскольку связаны с его эксплуатацией.
     
     В силу ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
     
     Исходя из содержания данного пункта, можно заключить, что коллектор, предназначенный для отвода дренажных вод, является гидротехническим сооружением, поскольку предназначен для отвода и сброса дренажных вод.
          

С текстами документов, упомянутых
в ответе экспертов, можно ознакомиться
в справочной правовой системе ГАРАНТ