Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Взгляд бизнеса на изменения акцизов


Взгляд бизнеса на изменения акцизов

     
     Д.Е. Пшеничная,
директор по налогам группы компании "Русский алкоголь"
     


Д.Е. Пшеничная

     
     Говоря об изменениях налогового законодательства, внесенных Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон), таких как повышение ставок акциза, предстоящее в период 2011-2013 годов, введение авансового платежа акцизов, принятие нового порядка применения налоговых вычетов акцизов и ряда других нововведений, следует обратить внимание, что они коснулись производителей спирта и алкогольной продукции, в первую очередь водки. В первом номере журнала читатели ознакомились с комментарием к данным изменениям специалиста Минфина России. В данной статье представлено мнение специалиста по налогообложению компании - производителя алкогольной продукции.
     
     Изменения, внесенные Законом N 306-ФЗ, направлены на легализацию производства спиртного напитка (водки) и создание законодательной базы для невозможности выстраивания и применения схем полного ухода от налогообложения или "выгодной" схемы оптимизации налогов недобросовестными налогоплательщиками - производителями как спирта, так и крепкого и слабого алкоголя на территории Российской Федерации.
     
     Рассмотрим социальные и экономические предпосылки изменений налогового законодательства, предусмотренных Законом.
     
     За последние два года каждый из обывателей - в той или иной степени потребителей алкогольных напитков - отметил тенденцию к увеличению объема публикаций в средствах массовой информации, включая передачи на каналах российского телевидения, призывающих к здоровому образу жизни, отказу от злоупотребления алкоголем, а также наглядным образом рассказывающих о производстве и продаже нелегальных спиртных напитков в масштабах всей страны.
     
     В настоящее время для большинства граждан уже не является секретом наличие на полках некоторых магазинов розничной торговли водки стоимостью фактически в два, а иногда и в три раза ниже государственной минимальной установленной цены ее реализации, что говорит о нелегальном происхождении товара. Следовательно, в этом случае производители нелегальной продукции акцизы в бюджет от незаконного оборота алкоголя не уплачивают. Наряду с невыполнением налоговых обязательств со стороны производителей водки существует значительная часть недобора бюджетом акцизов от производителей этилового спирта.
     

О повышении ставок акцизов

     
     Изменения законодательства в области регулирования оборота алкогольной продукции заключаются в следующем:
     
     - установлена государственная минимальная цена реализации на всех этапах - от производства продукции до конечной продажи потребителю;
     
     - усилена административная ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции;
     
     - введены ограничения на продажу алкогольной продукции крепостью свыше 15 градусов в определенное время.
     
     На стадии рассмотрения законопроекта можно было сделать вывод о направлении налоговой политики непосредственно на ускоренную индексацию акцизов при реализации алкогольной продукции и борьбу с нелегальным производством алкоголя в стране. Предлагалось значительное увеличение ставок акциза на алкогольную продукцию (например, водку), которое (если сравнивать с постепенным и планомерным периодом повышения ставок акциза в 2005-2010 годах) привело бы к повышению ее минимальной цены магазинами розничной торговли до 130-150 руб. за бутылку объемом 0,5 л.
     
     Следовательно, уже утвержденная индексация ставки акциза в размере 231 руб. является полностью адекватной состоянию рынка и покупательной способности населения, а также ожидаемой производителями алкогольной продукции.
     
     Такое повышение ставок акциза укрепит положительные тенденции на рынке, прежде всего произойдет сокращение нелегального производства алкогольной продукции. Повышение ставок акциза не вызовет снижение объема поступлений в бюджет за счет поступлений от их уплаты, как это могло бы произойти при значительном увеличении акцизов на крепкий алкоголь, а также не приведет к катастрофическим последствиям упадка легального рынка водки, каким он был в недалеком прошлом.
     

Другие новеллы

     
     От вопроса важности изменения акцизных ставок перейдем к обсуждению других новелл НК РФ: о внесении уточнений в перечень подакцизных товаров, авансовых платежах акциза, а также о применении налоговых вычетов по акцизу в разрезе производства алкогольной продукции (в частности, водки), не затрагивая иные подакцизные товары.
     
     На сегодня, как нас извещают опять же с экранов телевизоров, большой популярностью у определенного круга населения пользуются различного рода спиртосодержащие настойки, растворы, эмульсии и т.п., которые, по словам самих же продавцов этих средств, не всегда приобретаются покупателями в медицинских целях.
     
     В настоящее время нормы ст. 181 НК РФ предусматривают: лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не являются подакцизными товарами, а значит, не подлежат обложению акцизами. Производство и реализация такой продукции являются высокорентабельными, приносящими значительные доходы и составляют значительный процент алкогольного рынка в стране.
     
     Законодатель в числе вышеперечисленных товаров, не облагаемых акцизами, оставил лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств. Это рассматривается производителями алкоголя как направленность политики государства на собираемость акцизов, создание здоровой, нормальной конкуренции на алкогольном рынке и поддержание здорового образа жизни.
     
     Однако отсутствие в перечне подакцизных товаров лекарственных средств создает для бюджета большую "дыру". Ведь около 10% потребляемого алкоголя - это разнообразные настойки по цене в пять и более раз ниже государственной минимальной цены на водку в розничной продаже.
     
     Согласно изменениям, внесенным Законом, вступающим в действие с 1 августа 2011 года, к объекту обложения акцизами теперь причислена и передача структурным подразделением организации другой структурной единице этой же организации произведенного этилового и (или) коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в т.ч. произведенного этилового спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащей продукции парфюмерно-косметической и бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке).
     

Авансовый платеж по акцизам

     
     Начиная с 1 июля 2011 года производители алкогольной продукции (за исключением натуральных вин и напитков с объемной долей этилового спирта не более 6%) или подакцизной спиртосодержащей продукции обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж налога. Это правило не распространяется на производство спиртосодержащей продукции парфюмерно-косметической и бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке (п. 8 ст. 194 НК РФ).
     
     Авансовый платеж должен быть произведен в срок не позднее 15-го числа текущего налогового периода, исходя из общего объема спирта или спиртосодержащей продукции, закупку (передачу) которых производитель будет осуществлять в следующем периоде (п. 6 ст. 204 НК РФ), и до отгрузки продавцом этилового или коньячного спирта, произведенного на территории Российской Федерации, либо до передачи спирта из одной структуры другой той же организации для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции.
     

***

Обратите внимание!

18-го числа текущего периода, т.е. через несколько дней после уплаты авансового платежа, в налоговую инспекцию необходимо представить копии платежного документа с указанием в графе "Назначение платежа" слов "Авансовый платеж акциза" и выписки банка о перечислении денежных средств, а также извещение об уплате авансового платежа в четырех экземплярах (один из которых - в электронном виде).


***

     
     С 2011 года участниками "публичных" правоотношений остались только две стороны:
     
     - производитель алкогольной или спиртосодержащей продукции и государство (при закупке этилового и (или) коньячного спирта) или - структурное подразделение организации (при передаче этилового и (или) коньячного спирта) и государство, иными словами плательщик акциза и бюджет. До обозначенного периода существовала совсем иная ситуация: субъектами этих правоотношений являлись производитель этилового спирта или спиртосодержащей продукции, государство (реализация спирта этилового или спиртосодержащей продукции), производитель алкогольной продукции и государство (при реализации алкогольной продукции).
     
     Новым в российском налоговом законодательстве является установление авансовых платежей акцизов, смысл которых заключается в их уплате самими производителями алкогольной продукции до закупки этилового спирта у организации, производящей спирт, в дальнейшем используемого для производства непосредственно водки. Данные платежи подлежат вычету при исчислении акциза с реализации самими производителями водки. Согласно п. 5 ст. 199 НК РФ суммы авансового платежа не учитываются в стоимости алкогольной или спиртосодержащей продукции и подлежат вычету в порядке, установленном п. 16 ст. 200 НК РФ.
     
     Учитывая изменения, этиловый спирт можно будет приобрести для производства водки только при предварительном перечислении авансового платежа в предыдущем налоговом периоде налогового периода отгрузки, получив одобрение налогового органа и оплатив аванс за три дня до его отгрузки продавцу - производителю этилового спирта.
     
     При таком правовом регулировании, на первый взгляд достаточно жестком, производителям придется не единожды корректировать планы производства и реализации подакцизной алкогольной продукции, что может привести в ряде случаев к простою производства или его неинтенсивной работе, нерациональному использованию трудовых ресурсов, созданию ситуации, при которой может произойти полное затаривание складских помещений или, наоборот, наличию недостаточного складского остатка производственного запаса и в результате - к неисполнению договорных отношений с контрагентами.
     
     Следующей момент, играющий важную роль при закупке этилового спирта и реализации произведенной алкогольной продукции, - выстраивание эффективной в экономическом смысле с наименьшими временными и денежными потерями системы логистики. Рассматривается и транспортировка этилового спирта, и доставка алкогольной продукции дистрибьюторам, магазинам торговой розничной сети, а также иностранным бизнес-партнерам с учетом возможных задержек в получении производителем водки подтверждения от налогового органа о перечислении авансового платежа в бюджет. В данном случае необходимо быть предельно внимательными при направлении соответствующих документов и не допускать формальных ошибок, способных послужить основанием отказа со стороны налогового органа или в дальнейшем привести к нежелательным последствиям признания налогового вычета неправомерным. Оспаривать нарушенное право придется в судебном порядке. Кроме того, следует обратить внимание на содержание выписки банка при перечислении денежных средств в качестве авансового платежа и требования к нему налоговых органов.
     
     Производители алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции могут не уплачивать авансовый платеж при условии предоставления банковской гарантии банком, включенным в перечень банков, составленный для целей заявительного порядка возмещения НДС (ст. 176.1 НК РФ).
     
     Минимальный срок действия банковской гарантии - не менее шести месяцев - исчисляется со следующего налогового периода после закупки этилового спирта.
     
     Но и здесь не обойтись без "подводных камней". В некоторых ситуациях активов определенного банка может оказаться недостаточно для получения банковской гарантии (не говоря уже о дополнительных расходах производителей водки на ее получение). Для каждого производителя водки будут установлены соответствующие лимиты с учетом того, что они обязаны предоставлять банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательства по представлению отчетности по использованию ранее выданных федеральных специальных марок для получения новых марок, без которых производство водки недопустимо в силу требований закона.
     
     Наряду с указанными сложностями производители алкогольной продукции под все выданные гарантии должны, как правило, представить со своей стороны обеспечение обязательств перед банком, выдавшим те или иные гарантийные обязательства.
     
     Обратимся теперь к фактам правомерности применения налоговых вычетов при оплате авансовых платежей по акцизу:
     
     - должен учитываться только авансовый платеж по приобретенному спирту;
     
     - спирт необходимо использовать для производства алкогольной продукции;
     
     - алкогольная продукция должна быть реализована.
     
     Эти существенные элементы говорят о намерении законодателя предоставлять налоговый вычет только при реальности операций (конечной сделки продажи алкогольной продукции) на всех этапах, начиная с процесса производства алкогольной продукции и заканчивая ее непосредственной реализацией.
     
     Анализируя сложившуюся на настоящий момент практику арбитражного суда, о которой будет сказано ниже, по вопросам судебного оспаривания результатов непринятия налоговым органом налоговых вычетов по акцизу, отметим следующее. Все обстоятельства реальности процесса доказываются добросовестным налогоплательщиком и подлежат установлению непосредственно судом в рамках судебного процесса при определении добросовестности налогоплательщика - производителя алкогольной продукции и наличия к нему претензий со стороны налоговых органов при установлении недобросовестности налогоплательщика - производителя этилового спирта или спиртосодержащей продукции.
     
     Несколько слов о так называемых "старых" правилах, предусматривавших начисление и уплату акцизов при реализации этилового спирта его производителями. Они также являлись поставщиками подакцизного товара и предъявляли акциз покупателю-налогоплательщику (производителю водки), применяющему налоговые вычеты при исчислении и уплате в бюджет акциза с реализации произведенной водки. Существенным условием применения такого вычета производителем водки является оплата сумм акцизов только посредством перечисления денежных средств производителю этилового спирта.
     
     Негативным последствием для добросовестного налогоплательщика акциза - производителя водки, как выясняется при проведении выездных налоговых проверок спустя несколько лет, является полная или частичная неуплата поставщиком этилового спирта (непосредственно его производителем) сумм акцизов с отгруженного этилового спирта в адрес производителя подакцизного товара, т.е. организации - производители этилового спирта не платили акциз, а "зарабатывали" доход в виде перечисленных денежных средств.
     
     Принимая во внимание судебную практику, в т.ч. Высшего арбитражного суда РФ, налоговые вычеты, примененные производителем водки, признаются налоговыми органами неправомерными. И только в арбитражном процессе в подобных ситуациях судом устанавливается добросовестность налогоплательщика и правомерность налоговой выгоды (применения налогового вычета). Фактически получается, что "страдает" производитель алкогольной продукции, неся затраты на судебный процесс, значительные судебные расходы в виде государственной пошлины и расходов на услуги за привлечение консалтинговых организаций, а также смиряясь с полным изъятием из производственного оборота денежных средств, перечисленных в бюджет в качестве оплаты недоимки по акцизу, пени и штрафа. Аналогичная ситуация существует в отношению применения налоговых вычетов при использовании для производства водки спиртосодержащей продукции.
     
     В заключение хочется отметить следующее: внесенные изменения, хотя и несут дополнительные экономические обременения и сложности (оплата авансовых платежей налога, предоставление банковской гарантии, временной интервал перечисления авансового платежа и применение налогового вычета акциза непосредственно для производителей алкогольной продукции), направлены на своевременное и полное поступление налогов в бюджет, а также в совокупности с иными нормами законодательства должны способствовать снижению количества нелегального алкоголя на российском рынке. Добросовестные налогоплательщики надлежащим образом исполняют свои налоговые обязательства, а вот недобросовестным будет над чем задуматься.