Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Частичные новеллы по НДФЛ в 2011 году


Частичные новеллы по НДФЛ в 2011 году

     
     М.М. Градов,
налоговый консультант
     

     В статье рассмотрены некоторые изменения, с которыми столкнется или уже столкнулся налогоплательщик (налоговый агент) в 2011 году. Речь идет о поправках, внесенных в Налоговый кодекс РФ Федеральными законами от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 28.12.2010 N 395-ФЗ.
     
     Законом N 229-ФЗ ст. 220 НК РФ дополнена п. 4, вступившим в силу с 1 января 2011 года. Данная норма уточняет установленный п. 3 этой статьи порядок реализации права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 220 при приобретении либо новом строительстве жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет.
     
     Согласно новым правилам, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении указанного выше имущественного налогового вычета, налоговый агент неправомерно удержал налог без учета этого вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 231 НК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату на основании письменного заявления налогоплательщика.
     

***

Обратите внимание!

Письмом Минфина России от 01.12.2010 N 03-04-08/4-266, доведенным до налоговых органов письмом ФНС России от 22.12.2010 N ШС-37-3/18221, разъясняется: при предоставлении налоговым агентом имущественного налогового вычета излишне удержанными признаются только суммы налога, неправомерно удержанные после подачи налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении такого вычета.

В связи с этим суммы налога, удержанные в установленном порядке до обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не признаются излишне удержанными и под действие ст. 231 НК РФ не подпадают. В случае обращения к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода вычет предоставляется начиная с месяца, когда налогоплательщик обратился за его получением.

Если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, определенной в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, налогоплательщик имеет право на получение оставшейся части имущественного налогового вычета при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.


***

     
     Законом N 395-ФЗ внесены изменения в ст. 221 НК РФ, вступившие в силу со дня официального опубликования данного Закона. В частности, исключено положение абз. 2 п. 1, согласно которому к учитываемым в составе профессиональных налоговых вычетов расходам индивидуальных предпринимателей и других так называемых самозанятых налогоплательщиков, указанных в ст. 227 НК РФ, были отнесены суммы государственной пошлины, уплаченной в связи с профессиональной деятельностью налогоплательщика.
     
     Кроме того, теперь к расходам налогоплательщика относятся и суммы налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах для видов деятельности, указанных в ст. 221 НК РФ (за исключением НДФЛ), начисленные либо уплаченные им за налоговый период в установленном законодательством о налогах и сборах порядке, а также суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, начисленные либо уплаченные им за соответствующий период в установленном законодательством РФ порядке. Законом N 395-ФЗ внесены изменения в положения п. 2 ст. 226 НК РФ, которые применяются с 1 января 2011 года. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
     

***

Обратите внимание!

В соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее месяца с даты окончания налогового периода, когда возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и его сумме. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.


***

     
     Вместе с тем в ст. 226 НК РФ не указано, что понимать под невозможностью удержать налог. В частности, возникает ли у налогового агента обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об имеющейся у налогоплательщика задолженности по НДФЛ за отчетный налоговый период в случаях, когда такая задолженность может быть удержана при выплате денежных средств в следующих налоговых периодах?
     
     По мнению Минфина России, невозможность удержать налог возникает, в частности, при выплате доходов в натуральной форме или при возникновении дохода в виде материальной выгоды. Если при этом налоговым агентом до окончания налогового периода выплачиваются налогоплательщику какие-либо денежные средства, он обязан за счет этих средств произвести удержание налога. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.
     
     После окончания налогового периода, когда налогоплательщику были выплачены доходы, с которых налоговым агентом не был удержан налог, и направления письменного сообщения налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и его сумме, обязанность по уплате налога на основании подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ возлагается на физическое лицо, получившее указанные доходы. Обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается (письмо Минфина России от 17.11.2010 N 03-04-08/8-258).
     
     Законом N 229-ФЗ с 02.09.2010 признан утратившим силу п. 5 ст. 228 НК РФ, определявший порядок уплаты налога физическими лицами, получившими доходы, при выплате которых не был удержан налог налоговыми агентами. Теперь такие налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, представить в налоговый орган по месту своего жительства налоговую декларацию по форме N 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также уплатить по месту жительства исчисленные суммы налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     

***

Обратите внимание!

В соответствии с Законом N 229-ФЗ со 2 сентября 2010 года изменена редакция ст. 119 НК РФ, устанавливающая ответственность налогоплательщика за несвоевременное непредставление налоговой декларации.

Такое нарушение влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.


***

     
     Приказом ФНС России от 25.11.2020 N ММВ-7-3/654@ утверждены новая форма налоговой декларации по НДФЛ (форма N 3-НДФЛ), порядок ее заполнения и формат для ее передачи в электронном виде (приказ зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2010 N19383).
     
     Новую форму налоговой декларации, в которой учтены изменения, внесенные ранее в гл. 23 НК РФ и вступившие в силу с 1 января 2010 года и позднее, следует использовать при заполнении налоговой декларации только в отношении доходов, полученных в 2010 году. При оформлении налоговой декларации N 3-НДФЛ в отношении доходов, полученных в 2009 году, необходимо использовать форму, утв. приказом Минфина России от 29.12.2009 N 145н, и, соответственно, руководствоваться порядком заполнения этой формы, также утвержденным данным приказом.
     

Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета

     
     С 1 января 2011 года пп. 1 и 2 ст. 230 НК РФ в соответствии с Законом N 229-ФЗ действуют в новой редакции.
     
     Пунктом 1 ст. 230 (в ред., действовавшей до 1 января 2011 года) для налоговых агентов была установлена обязанность по каждому налогоплательщику вести учет выплаченных физическим лицам доходов и удержанных с этих доходов сумм налога по форме, установленной Минфином России. Однако форма налоговой карточки по учету доходов и НДФЛ (N 1-НДФЛ) была утверждена приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 и позднее не пересматривалась. С 1 января 2011 года налоговые аген ты для целей исчисления и уплаты НДФЛ согласно обновленной редакции п. 1 ст. 230 НК РФ обязаны вести регистры налогового учета, которые вводятся вместо налоговых карточек формы N 1-НДФЛ.
     
     Форму регистра налогового учета, а также порядок отражения в ней аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов организация обязана разработать самостоятельно с учетом того, что налоговая база и сумма НДФЛ рассчитываются отдельно по каждому налогоплательщику. При разработке регистров учета налоговым агентам целесообразно учитывать показатели, содержащиеся в справке о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ, поскольку данные из регистров налогового учета будут использоваться для заполнения таких справок.
     

***

Обратите внимание!

С 10 января 2011 года действуют новая форма сведений о доходах физических лиц, рекомендации по ее заполнению, формат сведений о доходах в электронном виде, а также справочники, утв. приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/61@.


***

     
     Таким образом, регистры налогового учета, как и раньше, необходимо вести в отношении каждого налогоплательщика. Кроме того, разработанную форму регистра следует утвердить в учетной политике организации. Регистры налогового учета должны содержать полный набор обязательных реквизитов, предусмотренных п. 1 ст. 230 НК РФ:
     
     - сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;
     
     - статус налогоплательщика;
     
     - вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми ФНС России;
     
     - суммы полученных налогоплательщиком доходов и даты их выплаты;
     
     - даты удержания и перечисления налога
     
     с доходов налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации; - реквизиты платежного документа о перечислении удержанной суммы НДФЛ. Учитывая, что удержанные из доходов конкретных работников суммы НДФЛ перечисляются налоговым агентом в бюджет одним платежным поручением, где указывается общая сумма налога, удержанного с доходов всех налогоплательщиков, для получения сведений, необходимых для заполнения налогового регистра, о сумме налога, уплаченного за каждого конкретного налогоплательщика, к каждому платежному поручению можно прилагать список налогоплательщиков, за которых произведена уплата налога, с указанием в нем суммы налога, удержанного с доходов каждого из них. Такие списки не только помогут при заполнении регистров налогового учета, но одновременно будут подтверждать, что перечисленный налоговым агентом НДФЛ удержан из доходов работников, а не уплачен за счет собственных средств налогового агента, что запрещено п. 9 ст. 226 НК РФ.
     

Особенности ведения регистров налогового учета при наличии обособленных подразделений

     
     На основании п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения на территории Российской Федерации, обязаны перечислять суммы налога, удержанного из доходов работников этих подразделений в бюджет по месту нахождения каждого обособленного подразделения. В регистрах налогового учета по НДФЛ, введенных с 1 января 2011 года, такие налоговые агенты должны указывать реквизиты обособленного подразделения, в котором работник выполняет трудовые обязанности, а также место его нахождения.
     
     В случаях, когда работнику выплачиваются доходы одновременно в головной организации и в ее обособленном подразделении, на такого налогоплательщика целесообразно вести разные регистры налогового учета: в отношении доходов, полученных от головной организации, и доходов, полученных в обособленном подразделении.
     

Изменен порядок представления сведений о доходах физических лиц

     
     В соответствии с обновленной редакцией п. 2 ст. 230 НК РФ с 1 января 2011 года налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, утвержденным ФНС России.
     
     Теперь в п. 2 ст. 230 НК РФ не содержатся требования к видам носителей (бумажные, магнитные или электронные), на которых налоговые агенты обязаны представлять сведения о доходах физических лиц (справки по форме N 2-НДФЛ) в налоговые органы, поскольку форматы и порядок представления таких сведений также будут утверждаться Федеральной налоговой службой РФ.
     

***

Обратите внимание!

Новый порядок представления сведений о доходах физических лиц будет применяться в отношении доходов, полученных налогоплательщиками в 2011 году. В отношении доходов, полученных в 2010 году, налоговые агенты обязаны до 1 апреля 2011 года представить в налоговые органы по месту своего учета сведения за истекший налоговый период по форме N 2-НДФЛ, утв. приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@, в соответствии с установленным ранее порядком.


***

     
     В отношении доходов, полученных налогоплательщиками в 2011 году, налоговые агенты в справках о доходах физических лиц должны будут отражать по каждому налогоплательщику сведения не только об исчисленных и удержанных, но и о фактически уплаченных в бюджет суммах налога. Такие сведения будут указываться на основании регистров налогового учета по НДФЛ.
     
     В соответствии с Законом N 229-ФЗ со 2 сентября 2010 года изменена редакция ст. 120, 123 и 126 НК РФ, устанавливающих ответственность налоговых агентов за совершение налоговых правонарушений.
     
     В частности, в ст. 120 с 5000 до 10 000 руб. увеличен размер штрафа для организаций за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Для нарушений, совершенных в течение более одного налогового периода, размер штрафа повышен с 15 000 до 30 000 руб. Если нарушение повлекло за собой занижение налоговой базы, применяется штраф в размере 20% (ранее - 10%) суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (ранее - 15 000 руб.).
     
     Указанные меры ответственности применяются за отсутствие не только первичных документов или регистров бухгалтерского учета, но и регистров налогового учета. Следовательно, с 2011 года такие меры ответственности будут применяться и к налоговым агентам по НДФЛ, которые обязаны вести регистры налогового учета.
     
     В статье 123 НК РФ установлена ответственность налоговых агентов за невыполнение ими обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Штраф за указанное правонарушение составляет 20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
     
     В статье 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. В частности, за каждый не представленный документ размер штрафа увеличен с 50 до 200 руб.
     
     Кроме того, теперь в случаях отказа представить по запросу налогового органа имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике, за уклонение от представления таких документов, представление документов с заведомо недостоверными сведениями налоговый агент может быть оштрафован на 10 000 руб. (а не на 5000 руб., как это было ранее).
     

Определен порядок возврата налоговым агентом излишне удержанных из дохода налогоплательщика сумм НДФЛ

     
     С 1 января 2011 года в соответствии с Законом N 229-ФЗ ст. 231 НК РФ действует в новой редакции.
     
     Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату на основании письменного заявления налогоплательщика.
     
     Вместе с тем до 1 января 2011 года в п. 1 ст. 231 не были установлены процедура и сроки возврата излишне удержанных сумм НДФЛ из бюджета, в связи с чем на практике у налоговых агентов нередко возникали определенные сложности.
     
     В новой редакции данной нормы установлен конкретный порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ. Теперь налоговый агент в течение 10 дней обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога. Возврат налога следует произвести в течение трех месяцев со дня получения от налогоплательщика соответствующего письменного заявления. В противном случае за каждый календарный день просрочки на невозвращенную сумму налога должны начисляться проценты с учетом установленной Банком России ставки рефинансирования, действовавшей в дни нарушения срока возврата. Излишне удержанный налог возвращается в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке. Номер банковского счета для перечисления переплаты должен быть указан налогоплательщиком в заявлении.
     
     Пунктом 1 ст. 231 предусмотрено, что переплата по НДФЛ возвращается работнику за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет. Таковыми являются суммы налога, удержанные в счет предстоящих платежей в бюджет с доходов как данного работника, так и других работников организации. Таким образом, в бюджет перечисляется сумма НДФЛ за вычетом возвращаемого налога.
     
     Если суммы удержанного НДФЛ окажется недостаточно для возврата налога работнику, налоговый агент в течение 10 дней со дня получения заявления на возврат налога должен направить в налоговый орган по месту учета заявление от своего имени с просьбой вернуть излишне удержанную и уплаченную сумму НДФЛ. К заявлению необходимо приложить выписку из регистров налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление налога в бюджет. Возврат налога налоговому агенту производится в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Налоговый орган должен произвести возврат излишне удержанной суммы налога в течение месяца со дня получения заявления от налогового агента. После этого сумма налога перечисляется на банковский счет работника.
     
     Кроме того, теперь п. 1 ст. 231 предусмотрена возможность вернуть работнику излишне удержанную сумму НДФЛ до момента ее получения налоговым агентом из бюджета. Налоговый агент имеет право осуществить возврат этой суммы за счет собственных средств.
     
     В новой редакции п. 1 ст. 231 определена также процедура возврата переплаты по НДФЛ при отсутствии налогового агента. В такой ситуации налогоплательщик может представить в налоговую инспекцию по месту жительства письменное заявление одновременно с подачей налоговой декларации по НДФЛ по окончании налогового периода. Таким образом, впервые предусмотрена возможность для налогоплательщиков декларировать свои доходы с целью возврата сумм переплаты по НДФЛ.
     
     Статья 231 НК РФ дополнена новым п. 1.1, устанавливающим правила возврата НДФЛ налогоплательщикам - иностранным физическим лицам в связи с приобретением ими статуса налогового резидента РФ.
     
     Если иностранец по итогам налогового периода приобретает статус налогового резидента РФ, он вправе самостоятельно произвести перерасчет сумм налога, уплаченных ранее по ставке 30%. Для этого ему необходимо по окончании налогового периода представить в российский налоговый орган налоговую декларацию по НДФЛ, а также документы, подтверждающие приобретение статуса налогового резидента РФ за соответствующий налоговый период. В таких случаях возврат излишне уплаченных по ставке 30% сумм налога осуществляется налоговым органом, где этот налогоплательщик может быть поставлен на налоговый учет, т.е. по месту жительства или месту пребывания в РФ. Возврат налога налоговым органом производится в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
     
     Новые правила могут оказаться невыгодными для физических лиц, приехавших на работу в РФ, поскольку срок возврата излишне уплаченного налога в связи с изменением налогового статуса налогоплательщика значительно увеличивается.
     
     Разъяснения по применению данного порядка содержатся в письме Минфина России от 28.10.2010 N 03-04-06/6-258.
     

Изменен порядок взыскания налога

     
     С 1 января 2011 года утратил силу п. 3 ст. 231 НК РФ, устанавливавший срок взыскания НДФЛ в случае уклонения от уплаты налога. Таким образом, теперь порядок взыскания задолженности по налогу регулируется только п. 2 этой статьи, согласно которому суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения ими задолженности по налогу.
     
     На основании ст. 226 НК РФ налоговый агент обязан исчислять и удерживать суммы НДФЛ с доходов налогоплательщика. В противном случае в течение месяца со дня окончания налогового периода он обязан письменно уведомить об этом налогоплательщика, а также направить в налоговый орган сведения о налогоплательщике и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
     

***

Обратите внимание!

После направления налоговому органу сообщения о сумме задолженности налоговый агент уже не вправе производить удержание НДФЛ с других доходов налогоплательщика. В этом случае на основании ст. 228 НК РФ налогоплательщик обязан по окончании налогового периода, за который у него образовалась задолженность по налогу, представить в налоговый орган не позднее 30 апреля налоговую декларацию по форме N 3-НДФЛ и самостоятельно перечислить в бюджет сумму задолженности не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.


***

     
     В случае несвоевременной уплаты налога на основании п. 1 ст. 45 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога. По истечении срока исполнения требования налоговый орган приступает к мерам принудительного взыскания недоимки по ст. 48 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи установлено, что при неисполнении налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган имеет право обратиться в суд с иском о его взыскании за счет имущества, в т.ч. денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.