Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Последние изменения налогового законодательства в части НДС


Последние изменения налогового законодательства в части НДС

     
     Ю.Н. Борисов,
заместитель руководителя ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения"
     


Ю.Н. Борисов

     
     В данной статье автор рассматривает изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ (далее - Закон N 395-ФЗ) в гл. 21 Налогового кодекса РФ.
     
     Принятым в конце 2010 года Законом N 395-ФЗ внесены поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ, в которой определены плательщики и элементы налогообложения конкретных налогов. В частности, законодатель решил немного изменить положения гл. 21 НК РФ, посвященные налогу на добавленную стоимость. Всего таких изменений три.
     

Операции по реализации государственного (муниципального) имущества субъектам малого и среднего предпринимательства

     
     Прежде всего, из-под обложения НДС выведены операции по реализации государственного (муниципального) имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.
     
     С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). В связи с этим проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства оказались в зоне повышенного внимания законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Следствием такого внимания стало принятие ряда конкретных решений и нормативных правовых актов, призванных существенно облегчить правовой режим малых и средних предприятий.
     
     22 июля 2008 года принят Федеральный закон N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), улучшивший правовое регулирование отношений, связанных с выкупом государственного имущества малым и средним предпринимательством. Первоначально данный закон должен был действовать до 1 июля 2010 года, однако Федеральным законом от 02.07.2010 N 150-ФЗ его действие продлено до 1 июля 2013 года.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 159-ФЗ орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов предусматривает в решениях об условиях приватизации преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных ст. 3 Закона N 159-ФЗ.
     
     На основании ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением указанных в ч. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ и осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
     
     Такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
     
     - арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
     
     - отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 этого Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
     
     - площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов РФ предельные значения в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности;
     
     - арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
     
     Несмотря на данные положения, предусматривающие имущественные гарантии для субъектов малого и среднего предпринимательства, до конца 2010 года никаких налоговых льгот в отношении операций по приватизации государственного или муниципального имущества в порядке реализации преимущественного права арендаторов, установленного Законом N 159-ФЗ, НК РФ не содержал. Так, согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в т.ч. предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также имущественных прав.
     
     В силу п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
     
     Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
     
     Пункт 2 ст. 146 НК РФ содержит перечень операций, в целях гл. 21 НК РФ не признаваемых объектом налогообложения. Законом N 395-ФЗ в данный перечень внесен подп. 12, согласно которому с 1 апреля 2011 года не являются объектом обложения НДС операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ.
     

***

Обратите внимание!

В Законе N 395-ФЗ не указано, что действие данной нормы распространено на предшествующие налоговые периоды. Следовательно, НДС, уплаченный налоговыми агентами по операциям реализации государственного или муниципального имущества в порядке Закона N 159-ФЗ, которые имели место до 1 апреля 2011 года, налогоплательщики не вправе будут вернуть.


***

    

Реализация коллекционных монет

     
     Законом N 395-ФЗ к не облагаемым НДС операциям отнесена реализация на территории Российской Федерации коллекционных монет.
     
     Согласно подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона N 395-ФЗ) не подлежит налогообложению (освобождается от него) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных), являющихся валютой Российской Федерации или иностранных государств.
     
     Данный подпункт содержал уточнение, в соответствии с которым к коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:
     
     - монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой Российской Федерации или иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;
     
     - монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой Российской Федерации или иностранного государства (группы государств).
     
     Как отмечено в письме УМНС России по г. Москве от 16.09.2004 N 24-08/60107, чтобы определить, относится ли конкретный тип монет к коллекционным, необходимо получить соответствующее заключение Центрального банка РФ.
     
     Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 10.11.2010 N 09АП-24271/2010 указал: системный анализ норм НК РФ, а также отсутствие в законодательстве иного, кроме предусмотренного подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ определения признаков "коллекционности" монет из драгоценных металлов, позволяет сделать следующий вывод.
     
     Только признаки "коллекционности", содержащиеся в указанной выше норме, могут применяться при определении порядка налогообложения операций с монетами. Этот вывод подтверждается письмом Банка России от 27.05.2009 N 02-29-5/2837, где говорится, что других признаков отнесения монет к коллекционным, кроме перечисленных в подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ, закон не предусматривает.
     
     С 1 апреля 2011 года подп. 11 п. 2 ст. 149 будет изложен в новой редакции, согласно которой не подлежит налогообложению (освобождается от него) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств).
     
     Следовательно, после этой даты исключений для коллекционных монет из драгоценных металлов, предусматривающих освобождение от НДС операций по их реализации, не будет.
     

Поправки для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению исследовании, разработок и коммерциализации их результатов

     
     Последняя рассматриваемая в данной статье поправка - изменение порядка использования освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.
     
     С 30 сентября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
     
     С целью создания благоприятных условий для осуществления деятельности участниками проекта Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ внесены изменения и в НК РФ, в частности введена ст. 145.1, предусматривающая освобождение участников инновационного проекта "Сколково" от уплаты НДС.
     
     Законом N 395-ФЗ в новой редакции изложен п. 3 ст. 145.1 НК РФ.
     
     Первоначальная редакция данной нормы не содержала положение, согласно которому участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда был получен статус участника проекта. Теперь оно введено в п. 3 ст. 145.1 и действует с 30 января 2011 года.