Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

НДС по расходам, связанным с выкладкой товаров в торговых сетях

     

НДС по расходам, связанным с выкладкой товаров в торговых сетях

     

С.М. Рюмин,
управляющий партнер ООО "Консультационно-аудиторская фирма "Инвестаудиттраст"", г. Москва
          


С.М. Рюмин


     Решения вопроса о порядке и условиях принятия к вычету сумм НДС по произведенным расходам на особую выкладку товаров в розничных торговых сетях во многом зависит от квалификации таких затрат в целях исчисления налога на прибыль. Рассмотрим все по порядку.
     

Если расходы учитываются в составе прочих

     
     Рассмотрим вариант, когда затраты на выкладку товаров учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
     
     В этих условиях никаких особенностей в части принятия к вычету сумм НДС по таким расходам нет. Услуга должна быть связана с деятельностью заказчика, облагаемой НДС, получена им (оприходована), и на нее должен быть оформлен счет-фактура. Принятие к вычету происходит, когда все эти требования соблюдены.
     

Если расходы учитываются как рекламные

     
     Обратимся к варианту, когда затраты учитываются как нормируемые рекламные расходы в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.
     
     Выбор между вариантами учета предстоит сделать самому налогоплательщику, поскольку позиции судей и Минфина России по данному вопросу кардинальным образом расходятся.
     

Рецепт от Высшего арбитражного суда РФ

     
     Позиция ВАС РФ содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2604/10. Данное постановление является знаковым. Наконец-то высшая судебная инстанция обратила внимание на старый и принципиальный спор налогоплательщиков и чиновников. Рассмотрев все нюансы данного спора, судьи признали, что именно правовой подход, выгодный налогоплательщикам, полностью соответствует нормам гл. 21 НК РФ.
     
     Рассматривался конкретный случай правомерности принятия налогоплательщиком к возмещению сумм НДС по расходам, которые в целях налога на прибыль относятся к разряду нормируемых. Напомним: нормируемыми признаются расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль фирмы только в пределах установленных норм. К ним относят, в частности, расходы на командировки, рекламу, представительские расходы и ряд других.
     
     Проведя проверку, налоговая инспекция посчитала, что обществом незаконно заявлена к вычету сумма НДС в полном объеме, предъявленная контрагентами к оплате как часть стоимости оказанных ими услуг по содержанию общежития. По их мнению, налогоплательщик был вправе заявить упомянутый вычет в пределах установленного органом местного самоуправления норматива на содержание общежития, предусмотренного подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ для расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Действительно, общество затраты на содержание собственного общежития для временного проживания работающих вахтовым методом относило на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль в пределах норматива, установленного в ст. 264 НК РФ, однако суммы НДС, уплаченные по таким расходам, предъявляло к вычету в размерах, указанных в счетах-фактурах, т.е. в полном объеме. Почему же налогоплательщик так поступал?
     
     В отношении НДС в НК РФ прямо указано: "входной" налог принимают к вычету в пределах норм только в отношении двух видов расходов - командировочных и представительских (абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ). А в абз. 2 этого пункта только разъясняется, как это правильно сделать. В частности, указано: "В случае если в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога на добавленную стоимость по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам".
     
     Однако налоговые органы этот абзац всегда трактовали более широко, т.е. как самостоятельную норму в отрыве от абз. 1 того же пункта. Именно поэтому они настаивают, что вычет "входного" НДС нужно нормировать по всем видам расходов, которые нормируют для целей налогообложения прибыли. Такая позиция изложена во многих письмах Минфина России (например, от 09.04.2008 N 03-07-11/134, от 06.11.2009 N 03-07-11/285 и др.).
     
     В условиях, когда законодатели недостаточно четко отразили свои мысли в виде конкретной законодательной нормы, делать это за них приходится судьям. Однако и суды не могут прийти к единообразию.
     
     Арбитражная практика на уровне федеральных арбитражных судов различных округов по этому вопросу всегда была неоднородна.
     
     Иногда суды вставали на сторону чиновников в данном вопросе, иногда - на сторону налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 N А55-5349/2007).
     
     Таким образом, до настоящего времени налогоплательщики, решившие принимать к вычету НДС по сверхнормативным расходам из числа прямо не указанных в п. 7 ст. 171 НК РФ, сильно рисковали. Их действия неизбежно приводили к необходимости отстаивать свою позицию в суде с непредсказуемыми результатами разрешения такого спора.
     
     В рассматриваемом деле до момента передачи спора в Президиум ВАС РФ стороны одерживали локальные победы в судах нижестоящих инстанций. Так, налогоплательщика поддержал суд первой инстанции. Признавая недействительным решение инспекции в оспариваемой части, он исходил из конструкции ст. 171 НК РФ, позволяющей сделать вывод: установленные абз. 2 п.7 ограничения касаются исключительно вычетов сумм налогов, уплаченных по расходам на командировки и представительским расходам, перечисленным в абз. 1 данного пункта. В силу этого абз. 2 не может распространяться на вычеты, прямо не поименованные в п. 7 ст. 171 НК РФ.
     
     Апелляционная и кассационная инстанции, наоборот, поддержали инспекторов. По их мнению, положения абз. 2 представляют собой самостоятельное правило, касающееся порядка определения размера любых налоговых вычетов по НДС, а не только относятся к вычетам сумм налога, уплаченных по предусмотренным абз. 1 расходам на командировки и представительским расходам. Иными словами, законодатель, излагая данную норму, не ограничил область ее применения исключительно налоговыми вычетами по расходам на командировки и представительским расходам.
     
     Чтобы выяснить действительную волю законодателя в данном вопросе, судьям ВАС РФ пришлось совершить исторический экскурс в различные редакции этой нормы НК РФ, существовавшие ранее, а также применить свои познания в теории налогового права.
     
     Начали они с констатации факта, что в соответствии абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
     
     Далее судьи установили: согласно первоначальной редакции абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ сумма налога, подлежащая вычету, исчислялась по расчетной ставке 16,67% суммы расходов на командировки и представительских расходов, а в случае отсутствия документов, подтверждающих эти расходы, - по той же расчетной ставке, но исходя из нормативов.
     
     Данное положение действовало до 1 января 2002 года. После включения в НК РФ гл. 25 "Налог на прибыль организаций" данная норма претерпела изменения. Согласно новой редакции, если в соответствии с гл. 25 Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по ним также подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
     
     При этом судьи ВАС РФ обратили внимание на следующее: изменилась редакция только абз. 2, а абз. 1 оставлен в прежней редакции, и из всего перечня затрат, учитываемых при расчете налога на прибыль по нормам, в нем по-прежнему упоминаются только расходы на командировки и представительские расходы.
     
     На основе этих изысканий судьи пришли к выводу: "Системное толкование пункта 7 статьи 171 Кодекса в его взаимосвязи с положениями главы 25 Кодекса позволяет считать, что в рассматриваемом положении речь идет только о нормировании вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по расходам на командировки и представительским расходам". При ином толковании данного пункта (после изложения абз. 2 в новой редакции) необходимость сохранения абз. 1 этого пункта отсутствовала.
     
     В связи с этим был признан неправильным подход судов апелляционной и кассационной инстанций, основанный на придании абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ значения обособленной нормы, что, собственно, и по служило причиной отказа налогоплательщику в удовлетворении заявленного требования о признании решения налоговой инспекции в этой части недействительным.
     
     Кроме того, ВАС РФ указал: данные суды не учли и другое важное обстоятельство, вытекающее из норм части первой НК РФ. Абзац 2 п. 7 ст. 171 НК РФ изложен в новой редакции Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2002 года. Однако ст. 16 этого Закона действие данной нормы распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. В силу ст. 5 НК РФ обратная сила не может придаваться законам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Поэтому придание обратной силы рассматриваемой норме свидетельствует о том, что в ней определен порядок применения вычетов сумм НДС, уплаченных только по расходам на командировки и представительским расходам, а не иных вычетов.
     
     Таким образом, благодаря данному решению ВАС РФ снят с повестки дня еще один спорный вопрос, касающийся НДС. Высший суд прямо указал: применяемый налоговыми органами подход к его решению основан на неправильном применении норм права. И хотя в данном деле спор шел о конкретном виде нормируемого для целей гл. 25 НК РФ расхода, судом при его рассмотрении сделаны общие выводы по всем видам нормируемых расходов для целей исчисления налога на прибыль.
     
     Поэтому подтвержденный ВАС РФ и выгодный для налогоплательщиков метод расчета принимаемых к вычету сумм НДС теперь уже по "не нормативным" расходам можно с уверенностью использовать в аналогичных случаях, в т.ч. в отношении рекламных затрат.
     
     Важным является и следующее обстоятельство: в данном постановлении имеется прямое указание, что содержащееся в нем толкование правовых норм общеобязательно и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Поэтому теперь налогоплательщики могут смело спорить с контролерами и не сомневаться в формировании правильной и единообразной арбитражной практики в судах всех уровней во всех округах.
     

Рецепт от Минфина России

     
     Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285 является ответом на частный вопрос. В нем чиновники в очередной раз вернулись к теме правил принятия к вычету "входного" НДС по нормируемым рекламным расходам. Данная тема не нова. Однако позиция, изложенная в этом письме, хотя и не поменялась кардинально, но является гораздо более выгодной для налогоплательщиков, чем та, которой придерживались специалисты Минфина России ранее.
     
     По-прежнему чиновники настаивают на том, что по всем видам расходов (в т.ч. рекламным), нормируемых для целей налогообложения прибыли, вычет "входного" НДС тоже нужно нормировать (см., например, письмо от 09.04.2008 N 03-07-11/134). Таким образом, они расширительно трактуют абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ, придавая ему самостоятельное значение, отличающееся от нормы первой части данного пункта.
     
     А вот в методике расчета "нормативной" суммы НДС произошли изменения в лучшую сторону. Практика показала: сам по себе этот расчет не так прост и является причиной самостоятельных споров между налогоплательщиками и фискальными органами. В чем же его суть? Вычет НДС по нормируемым расходам связан с суммами, в которых фирма учитывает их при расчете налога на прибыль. Однако у НДС и налога на прибыль разные налоговые периоды: у первого - квартал, а у второго - год. Нормируемые расходы в целях исчисления налога на прибыль считаются нарастающим итогом с начала года. Поэтому может случиться, что, например, в I квартале организация превысит норматив рекламных расходов, а по итогам полугодия (девяти месяцев, года) - нет. Соответственно, часть НДС в I квартале будет принята к вычету, а часть - нет.
     
     Если рекламных расходов больше нет (или их дальнейший рост менее значителен, чем темпы прироста выручки), может получиться, что сумма рекламных расходов, произведенных в I квартале, по итогам полугодия (девяти месяцев или года), уложилась в норматив. Возникает вопрос: может ли организация во II, III или IV кварталах предъявить к вычету НДС, который был "сверхнормативным" в I квартале, но перестал быть таковым впоследствии?
     
     Ранее Минфин России давал на этот вопрос отрицательный ответ (см. письмо от 11.11.2004 N 03-04-11/201). По мнению его специалистов, единожды ставший "сверхнормативным" НДС в дальнейшем пересчету не подлежит и не может быть зачтен из бюджета ни при каких условиях.
     
     Справедливость такой позиции всегда вызывала яростные споры. Ведь единственное условие, поставленное НК РФ для вычета НДС по нормируемым расходам, связано с суммами, в которых налогоплательщик учитывает их при расчете налога на прибыль. Поэтому в течение налогового периода по налогу на прибыль (календарный год) от квартала к кварталу норматив увеличивается, и его окончательная сумма становится известной только по итогам года.
     
     Следовательно, и окончательная сумма вычета по нормируемым расходам может быть определена только по итогам года. А раз так, появляется необходимость в корректировке (пересчете) ранее принятых в течение года к вычету сумм НДС по таким расходам. Никаких запретов на это в НК РФ не установлено.
     
     Наконец согласился с этими очевидными и экономически логичными доводами и Минфин России. В своем письме от 06.11.2009 N 03-07-11/285 он прямо указывает: поскольку прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 и п. 1 ст. 285 НК РФ), сверхнормативные расходы на рекламу, не учтенные налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль организаций в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах календарного года.
     
     Поэтому суммы НДС по сверхнормативным расходам на рекламу, не принятые к вычету в одном налоговом периоде календарного года, принимаются к вычету в налоговых периодах по НДС, когда данные расходы принимаются в целях обложения налогом на прибыль организаций.
     
     Как же технически сделать пересчет? Из изложенного выше следует, что в результате пересчета в течение года величины "нормативных" расходов право на вычет у налогоплательщика возникнет не задним числом, а именно в квартале, когда нормируемые расходы перестают быть сверхнормативными для целей налога на прибыль. Поэтому никаких корректировок в прошлых налоговых периодах по суммам НДС, принятым к вычету по таким нормируемым расходам, делать не нужно. Увеличенная сумма вычета принимается к зачету в текущем квартале на основании все того же первоначального счета-фактуры поставщика (исполнителя). Основанием для повторной регистрации счета-фактуры в книге покупок будет бухгалтерская справка-расчет.
     
     Подтверждается данный порядок и п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В нем указано: "Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты", т.е. в нашем случае по мере расчета увеличивающегося норматива.
     
     Пример
     
     В I квартале для проведения рекламной кампании торговая фирма оплатила услуги почты по безадресной рассылке рекламных каталогов в сумме 118 000 руб. (в т.ч. НДС - 18 000 руб.).
     
     Такие расходы подлежат нормированию - принимаются в целях налогообложения прибыли в пределах 1% суммы выручки. В дальнейшем в течение года у организации нормируемых рекламных расходов не было.
     
     Предположим, величина выручки фирмы без НДС составила:
     
     - в I квартале - 3 000 000 руб.;
     
     - за полугодие - 7 000 000 руб.;
     
     - за девять месяцев - 11 000 000 руб.;
     
     - за год - 14 000 000 руб.
     
     Соответственно, предельная сумма вышеназванных расходов на рекламу, включаемая в расходы в целях налогообложения прибыли, составит нарастающим итогом 30 000 руб. (3 000 000 руб. х 0,01), 70 000 руб., 110 000 руб. и 140 000 руб.
     
     В I квартале сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы в пределах нормы, - 5400 руб. (30 000 руб. х 0,18). Эта сумма принимается к вычету. Оставшийся НДС по сверхнормативным рекламным расходам в сумме 12 600 руб. (18 000 - 5400) к вычету в I квартале не принимается и остается на счете 19.
     
     Во II квартале сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы в пределах нормы, - 12 600 руб. (70 000 руб. х 0,18). Учитывая, что в I квартале к вычету уже приняты 5400 руб., сумма НДС, принимаемая к вычету во II квартале, составит 7200 руб. (12 600 - 5400). Оставшийся НДС по сверхнормативным рекламным расходам в сумме 5400 руб. (18 000 - 12 600) к вычету и во II квартале также не принимается и продолжает числиться на счете 19.
     
     В III квартале сумма НДС, приходящаяся на рекламные расходы в пределах нормы, - 19 800 руб. (110 000 руб. х 0,18). Однако, учитывая, что НДС почте всего был уплачен в сумме 18 000 руб., а в I и II кварталах к вычету уже принято 12 600 руб. (5400 + 7200), сумма НДС, принимаемая к вычету в III квартале, составит 5400 руб. (18 000 - 12 600). Таким образом, весь НДС по данным рекламным расходам по итогам девяти месяцев оказывается списанным со счета 19 и принятым к вычету.
     
     В IV квартале дополнительный вычет не возникает вообще, т.к. его общий размер (18 000 руб.) уже выбран в течение трех кварталов текущего года.
     
     В бухгалтерских проводках это будет выглядеть следующим образом.
     
     I квартал:
     
     Д-т 60 К-т 51 - 118 000 руб. - перечислен аванс почте;
     
     Д-т 26 (44) К-т 60 - 100 000 руб. - на основании акта и документов, подтверждающих выполнение рассылки, признана сумма расходов на рекламу;
     
     Д-т 19 К-т 60 - 18 000 руб. - отражен "входной" НДС по расходам на рекламу;
     
     Д-т 68 К-т 19 - 5400 руб. - НДС по расходам на рекламу в пределах норматива предъявлен к вычету;
     
     II квартал:
     
     Д-т 68 К-т 19 - 7200 руб. - НДС по расходам на рекламу в пределах уточненного норматива предъявлен к вычету;
     
     III квартал:
     
     Д-т 68 К-т 19 - 5400 руб. - НДС по расходам на рекламу в пределах нового уточненного норматива предъявлен к вычету.
     
     Минфин России предусматривает возможность принятия к вычету в последующих налоговых периодах первоначально не принятого НДС по нормируемым рекламным расходам в течение календарного года при условии, что в этих последующих периодах такие расходы перестали быть сверхнормативными. Этот подход можно использовать, если налогоплательщик сам посчитает затраты по выкладке нормируемыми рекламными расходами и не захочет применять новую практику ВАС РФ в части отсутствия необходимости нормирования для НДС по таким расходам.
     

Расходы на выкладку не учитываются при налогообложении прибыли

     
     Рассмотрим также вариант, когда расходы вообще предлагается не учитывать при расчете налога на прибыль. В части НДС он является самым спорным, но и в данном случае у налогоплательщика остаются хорошие шансы побороться за право на вычет.
     
     Как известно, условием для применения налоговых вычетов по НДС является сам факт использования приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления деятельности (операций), облагаемых данным налогом, и наличие счета-фактуры от их поставщика. Никаких других дополнительных условий или ограничений для вычетов НК РФ не содержит. Напомним: ранее в Законе о НДС была иная формулировка, требовавшая, чтобы стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) относилась на издержки производства и обращения, т.е. включалась в состав расходов, учитываемых при обложении налогом на прибыль организаций.
     
     Однако налоговые органы продолжают придерживаться прежнего подхода, утверждая, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении только товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, облагаемых налогом, расходы на приобретение которых могут быть учтены при исчислении юридическими лицами налога на прибыль, а для предпринимателей - налога на доходы физических лиц (см., например, письма УМНС России по г. Москве от 26.04.2002 N 2411/19484, от 13.05.2002 N 24-11/21480 и N 24-11/21484).
     
     Однако вышеизложенное мнение налоговых органов весьма спорно, т.к. не основывается ни на одной норме налогового законодательства. Действительно, в гл. 21 НК РФ нельзя найти положения, прямо или косвенно подтверждающие данный тезис. Системный же анализ норм данной главы, скорее, наоборот - отвергает его. По сути, аналогичное требование по зачету НДС данной главой прямо предусмотрено только в отношении нормируемых видов расходов.
     
     Так, согласно п. 7 ст. 171 НК РФ "…если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам". Данное требование указано в пункте, регулирующем правила вычета исключительно по командировочным и представительским расходам. И, как было сказано выше, Президиум ВАС РФ постановлением от 06.07.2010 N 2604/10 отверг возможность его расширительного применения в части всех иных нормируемых расходов.
     
     Следовательно, используя математический метод доказывания факта "от обратного", можно утверждать: во всех остальных случаях соответствие расходов требованиям гл. 25 НК РФ не должно иметь значения для возможности вычета сумм НДС по данным расходам. В противном случае законодателю незачем было делать специальную оговорку, касающуюся исключительно нормируемых расходов.
     
     Таким образом, следует признать, что сам факт непринятия тех или иных затрат в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, не является законным основанием для непринятия относящихся к ним сумм НДС к возмещению. Налоговый кодекс РФ не ставит право налогоплательщика на получение налогового вычета в зависимость от обоснованности отнесения им расходов, связанных с осуществляемой деятельностью, к затратам в смысле гл. 25 НК РФ, на чем настаивают налоговые органы.
     
     На практике налогоплательщику победу в споре с контролерами часто помогает одержать ссылка на мнение Минфина России о предмете разногласий. Однако по данному вопросу чиновники долгое время хранили молчание.
     
     Однозначное мнение было выражено только в письме Минфина России от 24.03.2010 N 03-07-08/77. В нем речь идет о частном случае принятия к вычету сумм НДС, уплаченных российской организацией в бюджет в качестве налогового агента при приобретении у иностранной организации услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации.
     
     Как справедливо указывают специалисты Минфина России в этом случае, согласно п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения этим налогом. На основе этого ими и сделан вывод, что российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС, имеет право на их вычет в вышеуказанном порядке, в т.ч. если затраты на приобретение этих услуг не учитываются в расходах, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль. То, что в данном случае речь идет о суммах налога у налогового агента, ни в коем мере не должно смущать налогоплательщиков. Ведь главным общим условием для принятия сумм НДС к вычету является соблюдение следующего принципа: товары (работы, услуги), к которым он относится, используются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. Поэтому вывод, содержащийся в письме Минфина России, в полной мере распространяется на любые суммы входящего НДС, а не только уплачиваемые налоговыми агентами.
     
     Арбитражная практика по данному вопросу в большинстве случае складывается в пользу налогоплательщиков. В основном судьи соглашаются, что никаких запретов на применение вычета по расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, НК РФ не содержит (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 25.02.2004 по делу N Ф03-А51/04-2/43, Северо-Западного округа от 26.11.2004 N А26-4664/04-21, Поволжского округа от 09.09.2008 N А65-31002/07, от 22.09.2008 N А65-5848/07 и др.). Данный подход соответствует и правой позиции ВАС РФ, изложенной, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.10.2007 N 1238/07. В нем судьи признали ошибочным подход суда кассационной инстанции, что для обоснования своего права на применение налогового вычета налогоплательщик должен доказать правомерность отнесения расходов к затратам, связанным со своей деятельностью, в смысле гл. 25 НК РФ.
     
     Однако в большинстве случаев такие споры в чистом виде редки. Как правило, налогоплательщик одновременно отстаивает в суде и саму правомерность учета затрат в целях налогообложения прибыли. Если он докажет это, судьи автоматически соглашаются и с правомерностью вычета НДС по этим расходам. В случаях, когда представителям налоговых органов удается доказать, что произведенные расходы не имеют никакой связи с деятельностью налогоплательщика, или опровергнуть сам факт осуществления расходов, судьи признают вычет неправомерным. Таким образом, налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие сам факт расходов, а также связь таких расходов с операциями, являющимися объектами обложения НДС.