Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

"Контур-Экстерн" в 2010 году: испытание на прочность и новые возможности

     

"Контур-Экстерн" в 2010 году: испытание на прочность и новые возможности

     2010 год был непростым как для бухгалтеров России, так и для разработчиков крупнейшей системы электронной отчетности: серьезные изменения в законодательстве, новые виды и формы отчетности, экстремально высокие нагрузки на систему "Контур-Экстерн" и большое количество обращений в call-центр. Что предпринималось для решения возникавших проблем? Могут ли они повториться? Удается ли при этом развивать систему, добавляя привлекательный для бухгалтера функционал?
     
     В минувшем году система "Контур-Экстерн" столкнулась с большим количеством проблем, обусловленных ростом абонентской базы. Уже в конце 2009 года количество клиентов компании превысило 1 млн. При этом "Контур-Экстерн" по-прежнему работает по принципу "тонкого клиента", который предполагает размещение основного программного обеспечения на сервере спецоператора. За десятилетие функционирования он в полной мере доказал свои преимущества. Вместе с тем обслуживание такой системы имеет и свои сложности: в пиковые дни отчетности нагрузка на серверы многократно возрастает. Одномоментно в системе может работать до 40 000 бухгалтеров. "Значительное увеличение клиентской базы в 2010 году сделало очевидным тот факт, что для поддержания работоспособности системы необходимы существенные инфраструктурные изменения, - отметил менеджер продукта "Контур-Экстерн" Игорь Гольдберг. - Было реализовано обновление, которое обеспечило "Контур-Экстерн" новый "запас прочности". Существенно увеличены серверные мощности. Расширен штат сотрудников техподдержки, отвечающих на вопросы клиентов: теперь абонентов консультируют более 200 операторов круглосуточного федерального call-центра и свыше 2000 специалистов сервисных центров по всей стране. Предпринятые шаги обеспечили более комфортную работу пользователей в системе, в т.ч. в последние дни и часы сдачи отчетности".
     
     По мнению экспертов, принятых мер достаточно, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее: в 2010 году был пройден пик подключений к системам электронной отчетности. Так, по официальным данным, сегодня свыше 60% организаций отправляют отчетность в ФНС России через Интернет, и предельное значение, которое может быть достигнуто в ближайшее время, - около 70% (если сдача налоговой отчетности в электронном виде не станет обязательной).
     
     Помимо глобальной перестройки внутренней инфраструктуры "Контур-Экстерн" в минувшем году осуществлен ряд нововведений, благодаря которым функционал системы значительно расширился. Так, зимой 2010 года в веб-приложении "Контур-Экстерн" была реализована возможность отправки сведений в Пенсионный фонд РФ; вскоре в рамках сервиса отчетности в ПФР появилась услуга неформализованного документооборота с этим фондом. В 2010 году в перечень контролирующих органов, в которые можно отчитаться через "Контур-Экстерн", вошел Фонд социального страхования РФ: в апреле был реализован сервис, позволяющий подгрузить отчетность на приемный шлюз ФСС России, а к полугодовой отчетности в "Контур-Экстерн" появилась возможность в веб-интерфейсе подготовить отправляемую в фонд форму 4-ФСС РФ.
     
     Значительные доработки системы связаны с переходом на новые Методические рекомендации. Перед октябрьской отчетностью был существенно изменен интерфейс, чтобы переход на новую схему отчетности вызывал у налогоплательщиков как можно меньше неудобств. В конце ноября, как только приказ ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ вступил в силу, "Контур-Экстерн" начал работать в соответствии с новыми Методическими рекомендациями: уже 22.11.2010 клиенты могли воспользоваться "Контур-Экстерн" для отправки отчетности по новым требованиям. Вместе с тем кардинальное изменение порядка документооборота, существовавшего на протяжении почти восьми лет, требует не только реализации определенных программных решений, но и их длительной "обкатки". "Сейчас система продолжает дорабатываться, - рассказал Игорь Гольдберг. - Исправляются ошибки, устраняются нестыковки в программном обеспечении на стороне спецоператора и налоговых органов, реализуются важнейшие замечания и пожелания пользователей. Точка в этой работе пока не поставлена".
     
     Преобразования в "Контур-Экстерн", осуществленные в 2010 году, были продиктованы не только внешними обстоятельствами - изменениями в законодательстве, но и стремлением разработчика сделать ее более удобной и полезной для абонентов. Так, переработан сервис "ЕГРЮЛ и ЕГРИП": выписки из государственных реестров стало возможным получать быстрее, чем раньше, улучшился пользовательский интерфейс, появилась услуга "Мониторинг выписок", дающая клиенту возможность отслеживать изменения, касающиеся интересующих его контрагентов и конкурентов. Осуществлена интеграция системы "Контур-Экстерн" и справочно-правовой системы "Норматив": теперь пользователи "Контур-Экстерн" могут из любого раздела или листа декларации вызывать справку "Нормативная база" и просматривать актуальные документы и комментарии экспертов по вопросам заполнения конкретной формы. Наконец, в системе появился сервис "Эксперт", позволяющий оценить риск налоговой проверки предприятия по критериям, утвержденным приказом ФНС России. В ближайшее время абонентам будет предоставлен доступ к новому модулю сервиса, который предназначен для финансового анализа предприятия.
     
     Подводя итоги 2010 года, можно сказать, что рост абонентской базы и возникшие на этой почве сложности стали толчком к преобразованию "Контур-Экстерн", которое давно назревало, и дальнейшему развитию системы. Компания СКБ Контур учится работать в новых условиях - оперативно и гибко реагировать на изменение ситуации, предлагая своим клиентам наиболее удобные варианты работы в определяемых законодательством условиях.