Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм... в личных целях

     

Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм... в личных целях

     
     О.С. Ганелес,
старший консультант Отдела налогового и юридического консультирования, КПМГ в России и СНГ
     
Д.П. Пожарный,
консультант Отдела налогового и юридического консультирования, КПМГ в России и СНГ




О.С. Ганелес



Д.П. Пожарный

     
     Идея компенсировать потенциальные потери звукозаписывающих компаний от падения продаж в связи с копированием музыкальных произведений частными лицами и обменом копиями между ними путем введения сбора с производителей средств копирования возникла примерно полвека назад с распространением магнитофонов, заменявших проигрыватели виниловых пластинок. На данный момент такие сборы существуют в США, Канаде и всех странах Евросоюза (за исключением Люксембурга). В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с введением аналогичного сбора в России.
     

Предыстория

     
     Сборы с производителей и импортеров оборудования для копирования в личных целях, действующие в различных странах, имеют свои особенности.
     
     Так, в США сбором в 3% оптовой цены облагаются лишь компакт-диски, специально помеченные "для музыкального использования", и соответствующие средства записи, но не компьютеры и обычные компакт-диски для них. В Канаде существуют сборы на любые цифровые носители и аудиокассеты, но попытки ввести сборы на средства записи отвергались судами. В Бельгии сбор установлен не в процентах к стоимости средств копирования, а в твердой сумме в зависимости от емкости носителей и назначения устройств. В Австралии же в начале 1990-х взимание соответствующего сбора было признано неконституционным.
     
     Попытки ввести подобные нормы в России предпринимались достаточно давно. В части четвертой Гражданского кодекса РФ предусмотрена норма (ст. 1245), согласно которой авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное их воспроизведение (копирование) исключительно в личных целях. Средства на выплату данного вознаграждения подлежат аккумулированию за счет отчислений изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. До настоящего времени эта норма фактически не применялась, поскольку не был определен порядок взимания средств на выплату подобных вознаграждений.
     
     До принятия части четвертой ГК РФ в 2006 году аналогичные нормы содержались в п. 2 ст. 26 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве". Но лишь спустя пять лет после вступления в силу этого Закона в целях обеспечения соблюдения права на вознаграждение, предусмотренного этой статьей, был принят Указ Президента РФ от 05.12.1998 N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения".
     
     Согласно Указу с 1 февраля 1999 года выпуск для свободного обращения ввозимых на территорию России оборудования (за исключением профессионального оборудования, не предназначенного для домашних условий) и материальных носителей, используемых для воспроизведения в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения, должен был осуществляться при условии выплаты участниками внешнеторговой деятельности (импортерами этих товаров) вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения. Перечень видов оборудования и материальных носителей, подпадающих под действие данного правила, в трехмесячный срок с момента введения в действие Указа должно было утвердить Правительство РФ. Однако соответствующее постановление Правительства РФ так и не было принято.
     
     20 сентября 2005 года Российское авторское общество (РАО), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Русское общество по управлению смежными и авторскими правами (РОУСАП) и Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС) заключили Генеральное соглашение "О порядке сбора и распределения вознаграждения за воспроизведение аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений в личных целях".
     
     Исключительные полномочия на сбор вознаграждения, предусмотренного ст. 26 Закона об авторском праве, на основании данного соглашения были предоставлены РОСП.
     
     Соглашение было заключено на срок до 31 декабря 2010 года. Но с момента вступления в силу части четвертой ГК РФ (с 1 января 2008 года), в соответствии с которой был введен институт государственной аккредитации организаций коллективного управления, исполнение данного соглашения стало невозможным.
     
     Еще в 2007 году Министерству культуры РФ было поручено разработать проект постановления Правительства РФ о вознаграждении за воспроизведение аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений в личных целях. 11 декабря 2008 года аппарат Правительства РФ уведомил Минкультуры, Минэкономразвития, Минпромторг и ФТС России о "недопустимо затяжном характере" подготовки этого документа. Но в течение 2009 года проект Министерства культуры не прошел стадию согласования с другими ведомствами. В частности, Минюст России дал заключение, что постановление неясно разграничивает оборудование на профессиональное и личное (отчислениями облагается только личное) и убрал из перечня техники компьютеры и мобильные телефоны. РОСП, заинтересованное в скорейшем введении сбора, в январе 2010 года даже подало иск в арбитражный суд к Министерству культуры РФ об обязании его ускорить разработку постановления. Предлагаемая ставка сбора (0,5%) также представлялась РОСП слишком низкой.
     

***

Вознаграждение будет уплачиваться изготовителями ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (если иной отчетный период не предусмотрен договором) на основании отчетов, представляемых ими в аккредитованную организацию.

***

     
     20 апреля 2010 года Федеральная таможенная служба издала письмо N 0111/19707, определяющее временный порядок контроля за ввозом оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения в личных целях.
     
     В соответствии с ним соблюдение условий выпуска товаров, определенных Указом Президента РФ от 05.12.1998 N 1471, должно было подтверждаться документами о выплате вознаграждения или об урегулировании процедуры выплаты.
     
     Однако 16 июня 2010 года Высший арбитражный суд РФ решением N ВАС-69786979/10 признал это письмо ФТС России недействующим, как не зарегистрированное в Министерстве юстиции РФ и не опубликованное в надлежащем порядке. В связи с этим 28 июня 2010 года ФТС России в письме N 01-11/31548 сообщила о неприменении временного порядка контроля, предусмотренного письмом от 20.04.2010 N 0111/19707.
     

"Лед тронулся..."

     
     Наконец, 22 октября 2010 года было опубликовано постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях" (далее - постановление), утверждающее перечни оборудования и материальных носителей, при производстве или импорте которых будут взиматься отчисления в пользу авторов, исполнителей и изготовителей, а также порядок сбора и дальнейшего распределения собранных сумм.
     
     Вознаграждение в пользу авторов, исполнителей и изготовителей установлено в размере 1% цены реализации или таможенной стоимости товаров, входящих в соответствующие перечни, в частности для компьютеров, магнитофонов, телефонов, компакт-дисков, видеокамер и т.п.
     
     Его будет аккумулировать специальная аккредитованная организация на основании договоров, заключенных с производителями и импортерами соответствующих товаров. Конкурс по выбору такой организации выиграл Российский союз правообладателей (РСП).
     
     Вознаграждение будет уплачиваться изготовителями ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (если иной отчетный период не предусмотрен договором) на основании отчетов, представляемых ими в аккредитованную организацию.
     
     При реализации товаров по товарообменным операциям, на безвозмездной основе и в иных подобных случаях вознаграждение должно рассчитываться на основе цены, обычно взимаемой в сравнимых обстоятельствах при передаче на возмездной основе аналогичных товаров.
     
     Вознаграждение не будет взиматься с экспортируемого оборудования и материальных носителей, а также с изготовителей профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
     
     Факт экспорта должен подтверждаться представлением соответствующих документов в аккредитованную организацию. Вознаграждение также не будет взиматься с оборудования, произведенного из комплектующих, изготовленных ранее на территории России или импортированных, с которых вознаграждение уже было уплачено. Это тоже необходимо будет подтвердить документально.
     
     Аккредитованная организация вправе направлять запросы лицам, осуществляющим перепродажу оборудования и материальных носителей, об их изготовителе, номенклатуре и цене приобретения.
     
     Импортеры в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня помещения соответствующих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязаны представить в аккредитованную организацию письменное сообщение об этом с указанием таможенной стоимости товаров.
     
     После этого аккредитованная организация в срок, не превышающий 20 рабочих дней, должна сопоставить это сообщение с информацией об импорте, которую ей будут обязаны предоставить таможенные органы. Затем ей следует направить импортеру расчет суммы вознаграждения, подлежащего уплате в течение 10 рабочих дней со дня получения расчета.
     
     В дальнейшем собранное вознаграждение будет распределяться не реже одного раза в год в следующей пропорции: 40% авторам и по 30% - исполнителям и изготовителям.
     
     Размер вознаграждения, выплачиваемого каждому получателю, должен рассчитываться на основании данных об использовании фонограмм и аудиовизуальных произведений при их публичном исполнении и сообщении по кабелю и в эфир. Такие сведения представляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности путем заключения соглашений об обмене информацией, а также при помощи статистической информации, полученной в результате регулярных исследований, проведенных аккредитованной организацией или по ее заказу другим лицом.
     
     На данный момент предполагается, что на выплату вознаграждения в соответствии с указанной выше пропорцией будет направляться не менее 85% собранных средств. Оставшиеся средства (по прогнозам экспертов, около 30 млн долларов ежегодно) будут использоваться для покрытия собственных расходов аккредитованной организации.
     
     Постановление должно действовать до вступления в силу межгосударственного соглашения государств - членов Таможенного союза по данному вопросу.
     
     Кроме того, в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится проект поправок в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и Гражданский кодекс РФ, согласно которому операторы связи, получающие доходы от оказания абонентам услуг, связанных со свободным воспроизведением аудиовизуальных произведений и фонограмм, должны будут отчислять 2% подобных доходов в специально созданный Резерв вознаграждений. В дальнейшем из Резерва будут осуществляться выплаты авторам соответствующих произведений.
     
     Таким образом, мы наблюдаем формирование механизма защиты исключительных прав авторов, исполнителей и изготовителей аудиовизуальных произведений и фонограмм при их воспроизведении в личных целях.
     
     Несмотря на некоторую внешнюю схожесть с налогообложением, данный механизм не относится к сфере налогового права.
     
     Он предусмотрен Гражданским, а не Налоговым кодексом РФ, средства будут поступать не в бюджет, контроль будут осуществлять не налоговые органы.
     

Недостатки и потенциальные проблемы

     
     Следует указать на ряд недостатков и потенциальных проблем, способных повлиять как на эффективность работы закона, так и на общественное отношение к нему.
     
     Так, в постановлении указано, что размер выплачиваемого вознаграждения будет рассчитываться на основе данных об использовании фонограмм и аудиовизуальных произведений при их публичном исполнении и сообщении по кабелю и в эфир, предоставляемых организациями по управлению правами на коллективной основе, а также сведений статистического характера на основе регулярных исследований.
     
     По сути, это означает, что многое будет зависеть от работы организаций, занятых сбором и обработкой подобной информации.
     
     Точность и достоверность их отчетов напрямую повлияет на справедливость распределения собранных средств между авторами, исполнителями и изготовителями. Одной из проблем в данном случае представляется следующее: зачастую количество трансляций, например, музыкального произведения в эфире радиостанций зависит не столько от фактической популярности исполнителя, сколько от существующих у него договоренностей с радиостанциями. В этом случае высокие выплаты такому исполнителю не будут отражать действительное положение вещей.
     
     Кроме того, перечень объектов, производители и импортеры которых должны будут осуществлять "авторские" отчисления, не всегда выглядит резонно. Он чрезмерно широк и включает в себя товары (цифровые камеры, стационарные телефоны, DVD-проигрыватели, деки), не предназначенные для копирования произведений. Пустые записываемые компакт-диски тоже могут использоваться для хранения, например, личных фотографий, не затрагивающих чьи-либо авторские права.
     
     Таким образом, на данный момент точный механизм распределения собранных средств между различными правообладателями еще не определен. В частности, возможно увеличение роли интернета при определении популярности того или иного произведения.
     
     Однако механизм сбора средств уже работает. Аккредитованной организацией собрано уже более миллиона долларов США.
     
     Многие крупные производители электроники выразили желание полностью соблюдать требования законодательства и направлять средства на выплату вознаграждений в установленном порядке.
     
     При этом производители сходятся во мнении, что фактически данный сбор будет уплачиваться конечными потребителями через увеличение цены продажи оборудования и носителей, перечисленных в постановлении.
     
     Подводя итоги, можно сказать: ключевыми факторами, способными определить успешность реализации вводимого механизма, станут устранение существующих противоречий и контроль за добросовестностью исполнения обязанностей всеми участниками процесса.