Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О таможенном регулировании в России

     

О таможенном регулировании в России

     
     К.А. Сизова,
к.э.н., юрист практики внешнеторгового регулирования компании DLA Piper, Санкт-Петербург




К.А. Сизова

     
     29 декабря 2010 года вступил в силу новый таможенный Закон*1, на национальном уровне регулирующий отношения в области таможенного дела. Его скорое принятие было обусловлено необходимостью создания национальной правовой базы до 2011 года. Прежде всего это связано со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, в котором есть отсылки к национальному законодательству стран - участниц Таможенного союза. В ходе разработки Закона его положения активно обсуждались с бизнес-сообществом, что повлияло на упрощение некоторых таможенных формальностей, в частности, для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
     _____
     *1 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
     

Институт уполномоченного экономического оператора

     
     Изначально статус уполномоченного экономического оператора (УЭО) введен ст. 3841 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
     
     Ранее таможенным законодательством России, а именно ст. 68 Таможенного кодекса РФ 2004 года (далее - ТК РФ), предусматривались таможенные упрощения, аналогичные тем, которые сейчас будут предоставляться УЭО.
     
     Прежде всего речь идет о возможности хранить и осуществлять таможенное оформление ввозимых в Россию товаров на площадях (складах) оператора, выпускать и использовать иностранные товары до подачи на них таможенной декларации.
     
     Впервые Закон предоставляет возможность осуществления доставки иностранных товаров напрямую на склады (помещения) уполномоченного экономического оператора без их предъявления в таможенный орган назначения (во внутренний таможенный орган).
     
     Кроме того, Закон предусматривает заключение между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом специального соглашения, в котором будут определяться порядок их взаимодействия, регламент информационного обмена данными, порядок передачи таможенных пломб и иные вопросы.
     
     Типовая форма такого соглашения в настоящее время разрабатывается Федеральной таможенной службой РФ (далее - ФТС России).
     
     Важно отметить, что данное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия применения оператором таможенных процедур переработки товаров (на таможенной территории, вне таможенной территории и для внутреннего потребления).
     
     Таким образом, данное положение освобождает оператора от обязанности подготовки отдельного пакета документов в таможенный орган для получения разрешения на переработку.
     
     При применении уполномоченным оператором предварительного декларирования (т.е. подача таможенной декларации в отношении иностранных товаров до их прибытия на таможенную территорию таможенного союза) таможенный орган может уведомить оператора о проведении таможенного досмотра до прибытия таких товаров.
     
     Это позволит оператору быть готовым к проведению таможенного досмотра и спланировать сроки таможенного оформления товаров.
     

Применение обеспечения уплаты таможенных платежей

     
     Закон впервые устанавливает случаи, когда обеспечение таможенных платежей не предоставляется. Следует напомнить, что в соответствии с ТК РФ в редакции 2004 года таможенный орган мог не применить обеспечение на свое усмотрение, т.е. если у него имелись основания полагать, что взятые декларантом обязательства будут им исполнены.
     
     На практике таможенные органы избегали брать на себя такую ответственность и в большинстве случаев требовали предоставить обеспечение (например, при ввозе дорогостоящего оборудования в качестве вклада в уставный капитал).
     
     Теперь Закон содержит положения об освобождении от внесения обеспечения в отношении некоторых категорий товаров: технологического оборудования, ввоз которого не подлежит обложению НДС; воздушных и морских судов, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал либо помещаемых под процедуру переработки в целях ремонта; товаров, ввозимых в качестве безвозмездной помощи, и иных товаров.
     
     Тем не менее, Закон оставляет за таможенным органом право применить обеспечение даже в отношении вышеперечисленных товаров при наличии у декларанта задолженности по уплате таможенных платежей, привлечения декларанта к административной ответственности и в иных случаях.
     

Использование генерального обеспечения

     
     Изначально проект Закона предусматривал возможность использовать генеральное обеспечение (т.е. обеспечение, внесенное компаниями при включении их в различные реестры, например реестры перевозчиков, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения и т.д.) в целях обеспечения иных обязательств.
     

***

Основное правило декларирования, заложенное в Законе, - подача декларации на товары в электронном виде.

***

     
     Однако ФТС России и Минфин России не согласились с таким предложением, и в редакции ко второму чтению оно было исключено из проекта Закона.
     
     Таким образом, вносимое таможенными представителями и уполномоченными экономическими операторами генеральное обеспечение в размере 1 млн. евро, по сути, является мертвым грузом, который вносится на счета таможенных органов и не может быть использован в дальнейшем.
     
     При необходимости внесения обеспечения (например, при доставке товаров, временном ввозе и т.д.) компании обязаны будут дополнительно предоставить иное обеспечение.
     

Декларирование товаров

     
     Основное правило декларирования, заложенное в Законе, - подача декларации на товары в электронном виде. В соответствии со ст. 322 Закона предусмотрены переходные положения в отношении применения данного правила.
     
     До 1 января 2014 года по выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации.
     
     Следует отметить, что данная норма практически не могла заработать с 2011 года в связи с несовершенством электронного декларирования в России, связанного с перебоями в работе интернета, серверов таможенных органов, проблемами форматно-логического контроля электронных форм документов.


Сроки выпуска товаров

     
     Статьей 196 ТК ТС установлено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
     
     При этом сроки выпуска могут быть продлены таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней.
     
     При разработке Закона бизнес-сообщество высказывало опасения в том, что таможенные органы будут безосновательно продлевать сроки выпуска товаров, что может привести к значительным убыткам участников внешнеэкономической деятельности.
     
     В связи с этим в ст. 220 Закона были учтены данные замечания и перечислены исключительные случаи, когда срок выпуска товаров может быть продлен.
     
     В частности, это может быть сделано в связи с проведением таможенным органом дополнительной проверки в целях определения классификационного кода товара или правильности заявления его таможенной стоимости. Кроме того, выпуск продлевается, если декларантом не представлены разрешительные документы (лицензии, сертификаты, разрешения) либо документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения.
     
     Кроме того, и сам декларант по письменному заявлению вправе обратиться в таможенный орган за продлением сроков выпуска товара.
     

Корректировка таможенной стоимости товара до выпуска

     
     На момент разработки Закона одним из наиболее чувствительных вопросов таможенного оформления оставался вопрос корректировки таможенным органом таможенной стоимости ввозимых в Россию товаров. Не секрет, что таможенные органы зачастую затягивали сроки выпуска товаров, принуждая декларанта соглашаться с корректировкой таможенной стоимости в целях сокращения издержек по хранению товаров.
     

***

В настоящее время Закон предусматривает исключительные случаи, когда таможенный орган вправе скорректировать таможенную стоимость товаров до их выпуска и без назначения дополнительной проверки.

***

     В настоящее время Закон предусматривает исключительные случаи, когда таможенный орган вправе скорректировать таможенную стоимость товаров до их выпуска и без назначения дополнительной проверки. К таким случаям относится выявление:
     
     - повлиявшего на величину таможенной стоимости несоответствия заявленных в декларации на товары сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и иные) фактическим сведениям, установленным таможенным органом (например, при проверке документов или проведении таможенного досмотра);
     
     - несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам;
     
     - технических ошибок (опечаток, арифметических ошибок, применения неправильного курса валюты и т.д.), повлиявших на величину таможенной стоимости. Иными словами, в соответствии с Законом таможенный орган не вправе до выпуска товаров корректировать их таможенную стоимость при наличии каких-либо сомнений в ее достоверности и отсутствии вышеперечисленных оснований.
     
     Теперь таможенный орган обязан либо принять заявленную таможенную стоимость либо начать дополнительную проверку, о чем обязан письменно уведомить декларанта в сроки выпуска товара (один день).
     
     Вместе с уведомлением таможенный орган выдает декларанту требование с расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей и выпускает товары незамедлительно после предоставления декларантом суммы обеспечения. Уже после выпуска товаров таможенный орган проводит дополнительную проверку в отношении таможенной стоимости.
     
     Таким образом, положения Закона ориентированы на то, чтобы не задерживать выпуск товаров при наличии у таможенного органа сомнений в правильности определения или достоверности заявленной таможенной стоимости товаров и проводить дополнительную проверку уже выпущенных в свободное обращение товаров.
     
     Кроме того, ст. 113 Закона устанавливается право таможенных органов консультировать заинтересованных лиц по вопросам таможенной стоимости. При проведении подобных консультаций таможенный орган не вправе проводить проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости, поэтому консультация по вопросу таможенной стоимости будет иметь скорее теоретический характер.
     

Классификация товаров

     
     Следует отметить, что впервые Закон включает положения о порядке принятия решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в т.ч. в некомплектном или незавершенном виде, ввозимого или вывозимого в течение установленного периода времени (ст. 107 Закона).
     
     Кроме того, по заявлению заинтересованного лица ФТС России или иные таможенные органы, определяемые федеральной службой, принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.
     
     Следует обратить внимание, что ранее такую возможность имела лишь ФТС России.
     

Консультирование. Обжалование. Информирование

     
     Закон предусматривает право компаний на получение консультации в таможенных органах в устной и письменной формах. При этом информация, полученная при проведении консультации, не является основанием для принятия решения. Порядок информирования и консультирования определяется ФТС России.
     
     В сравнении с ТК РФ 2004 года Законом установлено, что таможенные органы не несут ответственности за убытки, причиненные вследствие искажения текста правового акта, опубликованного без их ведома и контроля, а также вследствие проведения неквалифицированных консультаций лицами, не уполномоченными на это.
     
     Закон говорит о том, что любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица путем подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган. Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, интересов, или со дня истечения срока принятия таможенным органом решения. Срок рассмотрения жалобы - один месяц.
     
     Законом расширен перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы, в частности добавлены следующие:
     
     - неподтвержденность полномочий лица, подавшего жалобу;
     
     - подача жалобы лицом, права и интересы которого не затронуты;
     
     - если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа, не являющийся решением в области таможенного дела;
     
     - наличие решения таможенного органа, принятого этим же таможенном органом в отношении того же лица и о том же предмете;
     
     - отсутствие предмета обжалования, т.е. факт принятия решения либо совершения действия (бездействия) не подтвердился.
     

***

Закон ориентирован на реализацию основного принципа таможенного регулирования - выборочности таможенного контроля.

***

     
     Глава 4 Закона предусматривает, что ФТС России обеспечивает бесплатный доступ к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела, а таможенные органы обеспечивают доступ к информации о подготавливаемых правовых актах.
     
     Кроме того, любое лицо вправе обратиться в таможенный орган с запросом о причинах / основаниях принятого решения в течение шести месяцев.
     
     Информация может быть затребована как в устной, так и в письменной форме, а ответ должен быть подготовлен в течение 10 дней.
     

Таможенный контроль

     
     Закон ориентирован на реализацию основного принципа таможенного регулирования - выборочности таможенного контроля. Дело в том, что в настоящее время отсутствуют механизмы и практика разделения таможенными органами участников внешнеэкономической деятельности на тех, кто пользуются доверием (помимо уполномоченных экономических операторов), и иных.
     
     Сейчас достаточно большое количество компаний могут рассматриваться как добросовестные участники внешнеэкономической деятельности, которые открыто и прозрачно для контролирующих органов осуществляют свою деятельность. Однако и такие компании на практике сталкиваются с необоснованными и явно превышающими минимальную необходимость таможенными досмотрами грузов и запрашиванием одних и тех же документов, иными излишними требованиями.
     
     Например, это требования об обязательном внесении обеспечения уплаты таможенных платежей, представления огромного количества документов при корректировке таможенной стоимости товаров или несогласии таможенного органа с заявленным кодом ТН ВЭД.
     
     Закон также предусматривает переход таможенных органов на постконтроль (т.е. проведение контрольных мероприятий после выпуска товаров), о чем свидетельствует увеличение сроков таможенного контроля после выпуска с одного года до трех лет (ст. 164 Закона).
     

Ведомственный контроль

     
     Важно отметить, что Закон по-прежнему содержит положения о возможности проведения вышестоящими таможенными органами ведомственного контроля за решениями нижестоящих органов. При этом в ТК ТС о подобных полномочиях таможенных органов не говорится.
     
     Практика прошлых лет показывает, что отмена решений нижестоящих таможенных органов в рамках ведомственного контроля практически всегда приводит к убыткам компаний, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. Ярким тому примером могут служить многочисленные решения ФТС России по отмене разрешений на переработку товаров, выданных локальными таможнями.
     
     В результате компании понесли многомиллионные убытки и были вынуждены обращаться за защитой своих прав в судебные органы.
     

Места нахождения таможенных органов

     
     Принятый Закон оставляет за ФТС России право самостоятельно устанавливать места нахождения таможенных органов, исходя из товаропотоков, степени интенсивности развития субъектов РФ, уровня развития транспортных коридоров и потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
     
     Однако на практике избыточная компетенция ФТС России в этом вопросе, а также отсутствие ответственности за компенсацию убытков, причиненных в результате частой реорганизации таможенных органов, имеет негативный эффект на участников внешнеэкономической деятельности. Сокращение или упразднение постов таможенного оформления, перенос таможенного оформления на границу без создания соответствующих условий приводят к обесценению вложенных инвестиций на создание таможенной и логистической инфраструктуры, нарушению здоровой конкуренции, росту затрат компаний, созданию очередей и зачастую приостановлению производственной деятельности даже крупных предприятий.
     
     Полномочия ФТС России по определению мест таможенного оформления, сокращению полномочий таможенных органов используются без предварительного информирования бизнеса, что неоднократно приводило к финансовым потерям участников внешнеэкономической деятельности.
     
     Поводя итоги краткого анализа основных новелл вступившего в силу Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", можно говорить как о положительных для бизнеса изменениях, так и наоборот. Более точную оценку имплементации новых правил таможенного регулирования можно будет сделать на основании правоприменительной практики, которая появиться уже в течение следующих месяцев.