Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопрос-ответ


Вопрос-ответ

     
     В данной рубрике вниманию читателей представлены ответы специалистов в области налогообложения на самые интересные и актуальные вопросы налогоплательщиков. В этом номере рассмотрены проблемы, возникающие при исчислении налога на имущество организаций, земельного, а также транспортного и других налогов.
     

Налогоплательщиком является лизингодатель

     
     Кто признается налогоплательщиком (лизингодатель или лизингополучатель), если организация-лизингодатель передает имущество в лизинг индивидуальному предпринимателю?
     
     Минфин России разъяснил: согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
     
     Кроме того, взаимосвязь лизингодателя и индивидуального предпринимателя "принимается во внимание судом при установлении недобросовестности поведения налогоплательщика в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О и письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2004 N С5-7/уз-1355, как факт, способствующий возможности влияния на результаты экономической деятельности данных лиц" (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2005 по делу N А33-3695/04-С3-Ф02-4640/05-С1).
     
     Поэтому если организация-лизингодатель передает имущество в лизинг индивидуальному предпринимателю, налогоплательщиком признается собственник данного имущества - юридическое лицо (письмо Минфина России от 10.12.2009 N 03-05-05-01/76).
     

Когда представляется одна налоговая декларация?

     
     В каких случаях организация может представлять одну налоговую декларацию в отношении обособленных подразделений и объектов недвижимого имущества, в т.ч. если они находятся в других регионах?
     
     Порядок заполнения одной налоговой декларации (расчета) по налогу на имущество организаций предусмотрен п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на имущество организаций, утв. приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н (далее - Порядок).
     
     В отношении имущества организации, ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и объектов недвижимого имущества, расположенных вне местонахождения организации или данного обособленного подразделения, одна налоговая декларация (расчет) может заполняться в следующих случаях:
     
     - если организация и (или) обособленное подразделение и (или) объект недвижимого имущества находится в пределах территории субъекта РФ, в бюджет которого полностью зачисляются платежи по налогу. В этом случае налогоплательщик исчисляет общую сумму налога (авансовых платежей по нему) по всему имуществу, местом нахождения которого является территория субъекта РФ, а в налоговой декларации (расчете) указывается код ОКАТО муниципального образования по месту нахождения налогового органа, в который представляется налоговая отчетность;
     
     - если организация и (или) обособленное подразделение и (или) объект недвижимого имущества находятся в пределах территории муниципального образования, в бюджет которого полностью или частично в соответствии с законодательный актом субъекта РФ зачисляются платежи по налогу. В этом случае налогоплательщик исчисляет общую сумму налога (авансовых платежей по нему) по всему имуществу, местом нахождения которого является территория муниципального образования, а в налоговой декларации (расчете) указывается код ОКАТО данного муниципального образования;
     
     - если организация и (или) обособленное подразделение и (или) объект недвижимого имущества находятся на территориях нескольких муниципальных образований, в бюджет которых полностью или частично зачисляются платежи по налогу и находящихся в ведении одного налогового органа. В этом случае налогоплательщик в одной налоговой декларации (расчете) по налогу на имущество организаций отдельно исчисляет суммы налога (авансовые платежи по нему) по каждому муниципальному образованию и соответствующему коду ОКАТО. Порядок заполнения налоговой декларации может применяться и к ситуации, при которой в соответствии с законодательством субъекта РФ платежи по налогу на имущество организаций полностью или частично зачисляются в бюджет муниципального района (городского округа) (п. 1.6).
     
     При этом одна налоговая декларация (расчет) в отношении имущества, подлежащего налогообложению в пределах одного муниципального района, может заполняться, только если отсутствует решение представительного органа муниципального района (возможность принятия которого предусмотрена п. 4 ст. 61 и ст. 63 Бюджетного кодекса РФ) о зачислении доходов от налога на имущество организаций в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, по установленным нормативам отчислений от доходов от налога на имущество организаций, подлежащих зачислению в соответствии с законом субъекта РФ в бюджеты муниципальных районов (см. письмо Минфина России от 12.02.09 N 03-05-01/08).
     

Если на балансе нет основных средств

     
     Организация арендует имущество и не имеет на балансе основных средств. Должна ли она представлять в налоговую инспекцию налоговую декларацию?
     
     Обязанность представлять налоговую отчетность по налогу на имущество организаций возложена на налогоплательщиков ст. 80 и 386 НК РФ.
     
     С 1 января 2010 года вступил в действие Федеральный закон от 30.10.2009 N 242-ФЗ "О внесении изменений в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     Введенная в гл. 30 НК РФ норма изменила понятие "налогоплательщик" в отношении налога на имущество организаций.
     
     Изменениями предусматривается, что налогоплательщиками признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
     
     Таким образом, не признаются налогоплательщиками:
     
     - организации, не имеющие движимого и недвижимого имущества (объектов основных средств) на балансе;
     
     - организации, учитывающие на балансе основные средства, не признаваемые объектами налогообложения, поименованными в ст. 373 Кодекса. Следствием введенного в НК РФ понятия
     
     "налогоплательщик" по данному налогу стало исключение обязанности организаций, не имеющих на балансе объекты налогообложения, представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты).
     

Земельные участки, занятые объектами недвижимости, имеющие разное назначение

     
     На земельном участке, занятым объектом, включенными в Список всемирного наследия, находятся иные объекты. Подлежит ли обложению земельным налогом доля земельного участка, занятая иными объектами?
     
     Пунктом 2 ст. 389 НК РФ установлено: не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
     
     В соответствии с подп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, являются ограниченными в обороте.
     
     Соответственно для исключения земельного участка из объекта обложения земельным налогом достаточно подтвердить нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, включенного в указанный выше Список (письмо Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840).
     
     С учетом изложенного земельный участок, занятый включенным в Список и иными объектами, является ограниченным в обороте, следовательно, не признается объектом обложения земельным налогом.
     

***


Обратите внимание!

Особенности исчисления земельного налога на участок, занятый имеющими разное назначение объектами недвижимости, предусмотрены абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ только в отношении участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

    

***

    

Объекты национального наследия и земельный налог

     
     Имущественный комплекс Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России" отнесен к особо ценным объектам национального наследия. Какие документы/ подтверждают право организации на применение по земельному налогу подп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в соответствующий Список.
     
     На основании подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в соответствующий Список, являются ограниченными в обороте.
     
     Для исключения земельного участка из объекта обложения земельным налогом достаточно подтвердить нахождение на нем указанного выше особо ценного объекта.
     
     Например, Московский Кремль (архитектурный ансамбль, государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Кремлевский Дворец съездов) в соответствии с Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 отнесен к особо ценным объектам национального наследия.
     
     Кремлевский Дворец съездов согласно законодательству Российской Федерации включен в регистрационный реестр Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации от 23.04.1999 N 2. В соответствии с Указом Президента РФ от 24.10.1992 N 1297 Кремлевский Дворец съездов был преобразован в Государственный Кремлевский Дворец.
     
     Минкультуры России утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, входящих в имущественный комплекс особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации - ФГУК "Государственный Кремлевский Дворец".
     
     Таким образом, если организация как имущественный комплекс Указом Президента РФ отнесена к особо ценным объектам национального наследия, включена в регистрационный реестр Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, вышеуказанные документы являются достаточным основанием для применения нормы, установленной подп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ.
     
     Согласно ст. 31 и 32 НК РФ контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в т.ч. требование от налогоплательщика документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, относится к полномочиям налоговых органов.
     
     Поэтому при необходимости при проведении камеральной проверки налоговой отчетности организации налоговые органы могут затребовать дополнительные документы, подтверждающие применение данной нормы именно в отношении земельного участка, занятого особо ценным объектом национального наследия, например свидетельства о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, копии инвентарных карточек на них, паспорт на объект культурного наследия, которые могут храниться в деле организации на период предоставления налоговой льготы в соответствии с НК РФ.
     
     В то же время отдельные документы могут быть проверены в ходе выездной налоговой проверки организации.
     
     Следует также иметь в виду: сведения о праве собственности (оперативного управления, хозяйственного ведения или постоянного (бессрочного) пользования) на объекты недвижимого имущества (здания и земельные участки) имеются в базах данных налоговых органов на основании ст. 85 НК РФ.
     

Земельные участки, занятые многоквартирными домами

     
     Являются ли объектом налогообложения земельные участки, занятые многоквартирными домами, используемые товариществами собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительными кооперативами (ЖСК) на основании временных свидетельств о землепользовании согласно распоряжению администрации области? В распоряжении и свидетельстве указано, что данные документы не удостоверяют право на земельные участки.
     
     Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения по ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено: собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в этом доме, включая земельный участок, на котором он расположен.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие ЖК РФ, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     
     Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ в пп. 66 и 67 совместного постановления от 29.04.2010 N 10, N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление) определили: если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).
     
     Кроме того, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).
     
     В постановлении указано: в силу ч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений не требуется.
     
     Судами также разъяснено: если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
     
     Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются плательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.
     
     В отношении ТСЖ и ЖСК отмечаем: п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 (далее - постановление ВАС РФ N 54) определено, что в силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, в связи чем плательщиком земельного налога признается правообладатель. Обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
     
     Кроме того, п. 4 постановления ВАС РФ N 54 определено: налогоплательщиком признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным до введения в действие Закона N 122-ФЗ уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
     
     При этом в п. 6 постановления ВАС РФ N 54 указано: при решении вопроса о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или товарищество собственников жилья), арбитражным судам необходимо учитывать следующее: факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что оно становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме. Следовательно, в приведенном случае выданные организациям временные свидетельства о землепользовании в соответствии с распоряжением органа исполнительной власти субъекта РФ, в котором прямо указано, что данные свидетельства не являются документами, удостоверяющими права на земельные участки, не могут являться основанием для привлечения юридических лиц к уплате земельного налога в соответствии с гл. 31 НК РФ.
     
     Таким образом, если ТСЖ и ЖСК, зарегистрированные в качестве юридических лиц, не являются правообладателями земельных участков, занятых многоквартирными домами (т.е. не имеют документов о соответствующем праве на землю), данные организации не могут признаваться плательщиками земельного налога. Если товарищество (кооператив) является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, земельный налог уплачивается правообладателем в установленном ст. 392 НК РФ порядке пропорционально его доле в общей долевой собственности.
     

Транспортный налог

     
     Должны ли организации уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, отменившего представление расчетов по авансовым платежам?
     
     Законом N 229-ФЗ внесены изменения в ст. 363 и 363.1 НК РФ, направленные на улучшение администрирования транспортного налога.
     
     С 1 января 2011 года всем организациям предоставлено право не подавать в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам. Однако обязанность по уплате авансовых платежей в бюджет сохранена.
     
     При этом правильность определения организациями сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в установленные сроки, будет проверяться в ходе выездных налоговых проверок.
     

"Возраст" автомобиля для транспортного налога

     
     По транспортному налогу определен порядок расчета суммы налога в зависимости от года выпуска транспортного средства. Как определить количество лет в целях применения данной нормы?
     
     Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
     
     Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 07.07.2009 N 03-05-04/07, согласно которой при установлении налоговых ставок в зависимости от года выпуска транспортных средств (срока полезного использования) количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
     

Н.А. Гаврилова,
заместитель начальника отдела имущественных,
и прочих, налогов Департамента налоговой и таможенно-
тарифной политики Минфина России

    

НДФЛ у индивидуального предпринимателя - гражданина Украины

     
     Каков порядок обложения НДФЛ доходов гражданина Украины - индивидуального предпринимателя, полученных от источника вы/платы в Российской Федерации?
     
     Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в России.
     
     Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ предусмотрено, что к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполненную работу или оказанную услугу на ее территории.
     
     При этом ст. 7 Кодекса установлено: если международным договором, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены правила и нормы, отличные от предусмотренных НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Согласно подп. "д" п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее - Соглашение) в каждом из договаривающихся государств индивидуальные предприниматели другого договаривающегося государства должны рассматриваться в качестве предприятия.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное в нем постоянное представительство.
     
     Если с учетом положений ст. 5 Соглашения деятельность индивидуального предпринимателя - гражданина Украины не приводит к образованию на территории Российской Федерации постоянного представительства, его доходы от оказания услуг российской организации подлежат налогообложению только на Украине.
     

И.В. Апарышев,
референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса, соискатель ученой
степени кандидат экономических, наук при Финансовом
университете при Правительстве РФ

    
Доставка продукции общественного питания на дом

     
     Организация оказывает услуги общественного питания населению, осуществляемые через объект с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м и применяет специальный налоговый режим - ЕНВД. Организация собирается расширить сферу деятельности и доставлять продукцию общественного питания населению на дом. Общими техническими условиями по услугам общественного питания, утв. приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 474-ст, установлено: "Реализация готовой продукции общественного питания может производиться на вы/нос и на вы/воз по заказам потребителей, в том числе с доставкой на дом, к рабочим местам, местам обучения и др.". Правомерно ли применение ЕНВД при оказании услуг общественного питания с доставкой на дом?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.26 гл. 26.3 НК РФ ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 Кодекса.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.26 этот режим налогообложения применяется в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту, а также через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к общественному питанию относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
     
     Статьей 346.27 НК РФ определено: объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - это объект, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания. Поскольку услуги по приготовлению и доставке продукции общественного питания на дом не связаны с использованием объектов, имеющих (или не имеющих) площадь зала обслуживания посетителей, данный вид предпринимательской деятельности для целей применения ЕНВД не относится к услугам общественного питания, и этот спецрежим в данном случае использовать нельзя.
     
     Таким образом, налогообложение указанных услуг должно осуществляться в соответствии с иными режимами.
     
     Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 10.12.2010 N 03-11/3/166.
     

Услуги по переводам текстов и документации с различных языков

     
     Зарегистрированная в г. Москве организация оказывает услуги населению по переводам текстов и документации с различных языков. Она применяет УСН. Можно ли в дальнейшем использовать указанную систему налогообложения, если организация создаст несколько пунктов по приему и выдаче заказов на переводы на территории г. Москвы?
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание подразделения организации обособленным производится независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если создается на срок более месяца.
     
     Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 НК РФ установлено: налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенных в налоговый орган сведениях о них. Эти сведения представляются в налоговый орган по месту нахождения организации в течение месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации либо в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.
     
     Согласно ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту на хождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     Постановка на учет (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
     
     Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) в налоговый орган по месту ее нахождения.
     
     В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
     
     Поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит определение понятий "филиал" и "представительство" для целей налогообложения, на основании ст. 11 НК РФ в подобной ситуации институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации в Кодексе применяются в значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Из статьи 55 Гражданского кодекса РФ следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту.
     
     Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства.
     
     Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     Следовательно, если организация создала обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, она вправе применять УСН при условии соблюдения норм гл. 26.2 НК РФ.
     
     Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 10.12.2010 N 03-11/2/186.
     

И "упрощенка", и ЕНВД

     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет два вида деятельности: по одному из них применяется УСН, а по другому - ЕНВД. Единый налог на вмененный доход уплачивается в связи с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов. Какие налоги следует уплатить ИП при продаже автотранспортного средства, которое использовалось в предпринимательской деятельности по перевозке грузов?
     
     Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении каждого режима налогообложения. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, осуществляется в общеустановленном порядке.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.
     
     Согласно подп. 6 и 7 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
     
     Статьей 346.27 НК РФ установлено: под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в т.ч. за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
     
     По договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).
     
     В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
     
     Таким образом, операция по реализации основного средства (в т.ч. разовая) не подлежит налогообложению в рамках ЕНВД. В случае реализации транспортного средства, осуществляемой вне рамок деятельности, облагаемой этим налогом, налогоплательщику, одновременно применяющему УСН, следует исчислить и уплатить налоги в соответствии с этим спецрежимом согласно гл. 26.2 Кодекса.
     
     Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 10.12.2010 N 03-11/319.


Т.М. Замятина,
советник Минфина России