Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Профессиональные консультации


Профессиональные консультации

     
     Как правильно заполнить приходный кассовый ордер? Является ли высшее образование обязательным условием при приеме на работу на должность главного бухгалтера? На эти и другие вопросы налогоплательщиков отвечает Е.В. Сейтбекова, управляющая ООО "Аудиторская фирма "БИЗНЕС-СТУДИО".
     

Кассовая дисциплина

     
     Обязательно ли при выписке приходного кассового ордера (ПКО) в основании писать то же, что и в счете на оплату? Организация выписала счет индивидуальному предпринимателю, с которым заключен договор аренды помещения. В нем указана арендная плата и услуги по арендуемой площади, а в ПКО - просто арендная плата. К счету был выписан акт выполненных работ, в котором ИП расписался и поставил печать. Можно ли на основании такого ПКО говорить о том, что у него оплачена только арендная плата, а услуги не оплачены?
     
     Обратимся к Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
     
     Приходный кассовый ордер "применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным. Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.
     
     В приходном кассовом ордере и квитанции к нему:
     
     - по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции;
     
     - по строке "В том числе" - сумма НДС, которая записывается цифрами, а если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись "без налога (НДС)";
     
     - по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления. В графе "Кредит, код структурного подразделения" указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства. Как видно, в строке "Основание" следует указывать содержание хозяйственной операции.
     
     В вашем случае содержание операции должно следовать из предмета договора аренды.
     

Детские пособия

     
     У меня двое детей. Одному - четыре года, второму - год и девять месяцев. Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, получаю пособие в сумме 8400 руб. Сейчас жду третьего ребенка. Когда он родится, второму ребенку исполнится два года и четыре месяца. Выходить из отпуска на работу я не собираюсь. Должны ли мне выплатить декретные в таком случае?
     
     Если в период отпуска по уходу за одним ребенком у сотрудницы ожидается следующий ребенок, она должна выбрать между:
     
     - пособием по беременности и родам;
     
     - пособием по уходу за ребенком до полутора (трех) лет.
     
     Такое правило установлено ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ и п. 44 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н. Вы имеете полное право подать документы в организацию на выплату пособия по беременности и родам, если у вас с организацией заключен трудовой договор (ч. 1 ст. 2, ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, подп. "а" п. 9 и п. 14 Порядка N 1012н). Если же вы отказались от отпуска по уходу за ребенком в пользу декретного отпуска и пособия по беременности и родам, следует написать заявление в произвольной форме с просьбой отменить один отпуск и предоставить другой. На основании этого заявления и больничного листка готовятся два приказа: один - об отмене отпуска (в произвольной форме), второй - о предоставлении другого (по форме N Т-6).
     

Применение "упрощении"

     
     Организация находится на УСН. Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка налога - 15%). Основная деятельность - сантехнические услуги. В 2010 году не было оказано никаких работ, не было реализации, но поступили денежные средства на расчетный счет (долги за 2009 год). Может ли организация уменьшить налоговую базу на расходы, например на материальные затраты?
     
     При упрощенной системе налогообложения применяется особый порядок учета доходов и расходов - кассовый метод. Доходы признаются в налоговой базе в периоде, когда они оплачены. Датой получения дохода является день погашения задолженности перед организацией (день поступления денег на банковский счет или в кассу, получения имущества, прав требования и т.д.).
     
     Материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ) принимаются к учету по правилам, установленным для учета материальных расходов при расчете налога на прибыль (ст. 254, п. 2 ст. 346.16 НК РФ) с одной особенностью: налоговую базу по единому налогу они уменьшают сразу после оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). На основании вышеизложенного вам следует проверить, какие именно виды материалов находятся на счете 10, были ли они учтены при расчете единого налога в прошлых периодах и когда их надо учесть при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
     

Образование главного бухгалтера

     
     Является ли высшее образование обязательным условием при приеме на работу на должность главного бухгалтера?
     
     Непосредственно обязанности бухгалтера и требования к его квалификации указаны в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее - постановление N 37).
     
     В зависимости от категории бухгалтера учреждения справочником установлены следующие квалификационные требования к нему:
     
     - главный бухгалтер должен иметь высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в т.ч. на руководящих должностях, не менее пяти лет;
     
     - бухгалтер I категории - высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее трех лет;
     
     - бухгалтер II категории - высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее трех лет;
     
     - бухгалтер - среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее трех лет.
     
     Вместе с тем, как установлено п. 2 постановления N 37, справочник не является нормативным правовым документом, а носит рекомендательный характер.
     

Совмещение режимов: УСН и ЕНВД

     
     Я являюсь индивидуальным предпринимателем, применяю упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы) и систему налогообложения в виде ЕНВД. Как вести учет, чтобы потом правильно отразить показатели в налоговых декларациях? Можно ли ЕНВД отнести на расходы, учитываемые при УСН?
     
     При УСН единый налог нужно начислять с доходов либо с разницы между доходами и расходами (п. 1 ст. 346.14 НК РФ), при ЕНВД - с вмененного дохода (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Таким образом, для индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, сумма полученного дохода напрямую влияет на сумму единого налога, а при уплате ЕНВД сумма доходов значения не имеет. В связи с этим необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, имущества, обязательств и хозяйственных операций по видам деятельности, подпадающим под разные специальные режимы (п. 8 ст. 346.18, п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
     
     Порядок ведения раздельного учета при совмещении этих режимов на законодательном уровне не установлен. Поэтому индивидуальный предприниматель должен разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике или другом локальном документе.
     
     При разработке порядка ведения раздельного учета нужно руководствоваться нормами Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (письмо Минфина России от 24.09.2010 N 03-11-06/3/132).
     
     На практике организовать раздельный учет можно с помощью распределения всех доходов и расходов. Допустим, доходы разделить на доходы от деятельности организации на "упрощенке" и на доходы от деятельности организации на ЕНВД. Расходы можно разделить следующим образом: связанные с деятельностью организации на "упрощенке"; связанные с деятельностью организации на ЕНВД и одновременно - с деятельностью организации на "упрощенке" и на ЕНВД (в основном это общехозяйственные расходы).
     
     Раздельный учет по разным видам деятельности можно вести с помощью дополнительных субсчетов, открытых к счетам учета доходов и расходов. Но для этого индивидуальному предпринимателю необходимо вести полноценный бухучет. Можно предусмотреть иной подход к учету доходов и расходов по разным видам деятельности. Следует разработать отдельные регистры (таблицы, справки и т.д.) для организации раздельного учета и закрепить их использование в учетной политике.
     
     Следует обратить внимание еще на один нюанс. Расходы, которые одновременно относятся к разным видам деятельности, распределяются пропорционально доле доходов от каждого вида деятельности в общем объеме доходов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ). Например, для такого распределения можно использовать следующие формулы:
     

Доля доходов на УСН = Доходы на УСН : Все доходы;

    
Расходы на УСН = Общехозяйственные расходы х Доля доходов на УСН;

    
Расходы на ЕНВД = Общехозяйственные расходы - Расходы на УСН.

     
     Перечень расходов, которые можно признать при "упрощенке", является строго ограниченным.
     
     Он приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В данном перечне отсутствует единый налог, применяемый при ЕНВД.