Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Об изменении срока уплаты налогов, пени, штрафов


Об изменении срока уплаты налогов, пени, штрафов

     
     М.В. Романова,
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, д.э.н.
          


М.В. Романова

              
     Согласно п. 8 ст. 61 Налогового кодекса РФ изменение срока уплаты налога (сбора), а также пени и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Приказом Минфина России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (далее - приказ N ММВ-7-8/469@) утвержден новый Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа (далее - Порядок).
     
     Приказом от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ признан утратившим силу приказ ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798 "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов".
     
     Однако действие приказа ФНС России от 04.10.2006 N САЭ-3-19/654@ еще распространяется на порядок рассмотрения ФНС России заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов.
     
     Напомним, лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, пени, штрафа (далее - заинтересованное лицо), обращается в уполномоченный орган. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах используются понятия "лица" ("лицо") - "организации" ("физическое лицо"). В каких случаях предоставляется рассрочка и отсрочка по уплате налога?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии определенных оснований, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
     
     Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить его в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
     
     - причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
     

     - непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения обязанности по уплате налога, денежных средств, в т.ч. в счет оплаты оказанных им услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
     
     - угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
     
     - имущественное положение физлица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
     
     - производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
     
     - при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных таможенным законодательством РФ. Пунктом 1 ст. 66 НК РФ установлено, что
     
     инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
     
     Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
     

Изменение срока уплаты налога по договору поручительства или залога

     
     Изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 либо поручительством на основании ст. 74 НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа заключается УФНС России по субъекту РФ по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица (далее - налоговый орган). Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа подписывается его руководителем (заместителем руководителя).
     
     Для оформления договора поручительства либо залога заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к приказу N ММВ-7-8/469@). Результаты рассмотрения заявлений заинтересованного лица и поручителя либо залогодателя о возможности заключения договора поручительства либо залога налоговый орган сообщает указанным лицам в течение семи рабочих дней после получения таких заявлений (абз.1 п. 23 приказа N ММВ-7-8/469@).
     
     При наличии возможности заключения договор поручительства либо залога подписывается в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абз. 1 п. 23 приказа N ММВ-7-8/469@. Договор поручительства либо договор залога подлежит регистрации в налоговом органе. Порядок изменения срока уплаты налогов и сбо ров, а также штрафов и пеней по договору поручительства или по договору залога приведен на рисунке.
          


Рисунок. Порядок взаимодействия при изменении срока уплаты налогов и сборов, а также штрафов и пеней по договору поручительства или по договору залога

    

Документы для предоставления отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

     
     Документы, подаваемые в случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита, приведены в табл. 1


Таблица 1

    
Документы, подаваемые в случае обращения заинтересованного лица с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

     


 

Наименование и случай

Документы

Примечание

О предоставлении отсрочки, рассрочки

1

Заявление

Заявление заинтересованного лица с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

Рекомендуемый образец приведен в приложении 1 к Порядку

2

Основные документы

1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов-дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения)и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 ст. 64 НК РФ

Рекомендуемый образец приведен в приложении 2 к Порядку.

Пункт 5 ст. 64 НК РФ

О предоставлении инвестиционного налогового кредита

3

Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг

1) заявление (см. п. 1 данной таблицы);

2) основные документы (см. п. 2 данной таблицы);

3) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

4) документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для целей, перечисленных в подп. 1 п. 1 ст. 67 НК РФ;
     
5) бизнес-план инвестиционного проекта

Подпункт 1 п. 1 ст. 67 НК РФ

4

Осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов

1) заявление (см. п. 1 данной таблицы);

2) основные документы (см. п. 2 данной таблицы);

3) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

4) бизнес-план инвестиционного проекта

Подпункт 2 п. 1 ст. 67 НК РФ

5

Выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению

1) заявление (см. п. 1 таблицы);

2) основные документы (см. п. 2 таблицы);

3) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

4) справка о выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлении организацией особо важных услуг населению, выданная уполномоченным органом субъекта РФ

Подпункт 3 п. 1 ст. 67 НК РФ

6

Выполнение организацией государственного оборонного заказа

1) заявление (см. п. 1 таблицы);

2) основные документы (см. п. 2 таблицы);

3) документы, подтверждающие наличие указанного основания для получения инвестиционного налогового кредита;

4) справка о выполнении государственного оборонного заказа, выданная государственным органом власти, уполномоченным в этой области

Подпункт 4 п. 1 ст. 67 НК РФ

7

Осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в т.ч. многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утв. Правительством РФ

1) заявление (см. п. 1 таблицы);

2) основные документы (см. п. 2 таблицы);

3) документы, подтверждающие наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

4) бизнес-план инвестиционного проекта

Подпункт 5 п. 1 ст. 67 НК РФ

     
     Необходимо иметь в виду: документы, подтверждающие наличие одного из оснований для получения инвестиционного налогового кредита, и соответствующий бизнес-план не могут быть использованы для заключения договоров об инвестиционном налоговом кредите по другим основаниям.
     
     Заинтересованное лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, пени и штрафа по основаниям, указанным в п. 2 ст. 64 НК РФ, и (или) на предоставление инвестиционного налогового кредита по основаниям, указанным в п. 1 ст. 67 НК РФ, представляет поручительство согласно ст. 74 либо залог по правилам ст. 73 НК РФ.
     
     Документы, приведенные в табл. 1, до истечения месячного срока с момента подписания их уполномоченными лицами, направляются заинтересованным лицом в органы, имеющие право принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафа. Об изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, заинтересованное лицо должно в течение семи рабочих дней известить соответствующий уполномоченный орган и представить документы с учетом изменений.
     

Решение об изменении срока уплаты налога

     
     Решение об изменении срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа или об отказе в этом принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Если к заявлению заинтересованного лица не приложены документы, указанные в табл. 1, уполномоченный орган выносит решение об отказе в изменении срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа. Рекомендуемые образцы решения об изменении срока уплаты налогов и сборов, а также пени и штрафа и решения о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по налогам и сборам, а также пени и штрафу приведены в табл. 2.
     

Таблица 2

    
Виды решения

     

N п/п

Наименование решения

Вид решения

1

Рекомендуемые образцы решения об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени и штрафа и решения о временном приостановлении

Решение о предоставлении изменения срока уплаты федеральных налогов и сборов, пени и штрафа (приложение 3 к Порядку)


 

уплаты сумм задолженности по федеральным налогам и сборам, а также пени и штрафу


Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита (приложение 4 к Порядку)


 


 

Решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности по федеральным налогам и сборам, а также пеням и штрафам (приложение 5 к Порядку)

2

Рекомендуемые образцы решения об изменении срока уплаты региональных и местных налогов, а также пени и штрафа, решения об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий один год

Приложение 6 к Порядку

3

Решения о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по региональным и местным налогам, а также пени и штрафу

Приложение 7 к Порядку

    

Кто вправе изменить срои уплаты?

     
     Органы, предоставляющие изменения сроков уплаты налогов и сборов, а также штрафов и пени, приведены в табл. 3.
     

Таблица 3

    
Органы, предоставляющие изменения сроков уплаты налогов и сборов, а также штрафов и пени

     

Форма изменения срока уплаты налогов и сборов, а также штрафов и пени


 

Орган предоставляющий изменения сроков уплаты налогов и сборов, а также штрафов и пени

Условие и основание

Отсрочка и рассрочка на срок, не превышающий один год

Федеральные налоги и сборы, пени и штрафы (за исключением налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного

ФНС России

Пункт 15 Порядка

Инвестиционный налоговый кредит

налога в бюджеты субъектов РФ)


 


 

Отсрочка и рассрочка на срок, не превышающий один год

Федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты в части сумм,

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований


 

Инвестиционный налоговый кредит

подлежащих зачислению в эти бюджеты


 


 

Отсрочка и рассрочка на срок, не превышающий один год

Региональные и местные налоги, пени и штрафы

Управлением ФНС России по субъекту РФ по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ,

Пункт 16 Порядка

Инвестиционный налоговый кредит

Местные налоги

муниципальных образований


 

Решения об изменении срока уплаты налога

НДФЛ, подлежащий уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами

Принимаются ИФНС России по месту жительства заинтересованного лица

Пункт 17 Порядка


 

Если сумма НДФЛ с доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, превышает 100 000 руб. НДФЛ с доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты

Решение об изменении срока его уплаты принимается инспекцией ФНС России по месту жительства заинтересованного лица по согласованию с управлением ФНС России по соответствующему субъекту РФ Решение об изменении срока его уплаты принимается инспекцией ФНС России по месту жительства заинтересованного лица по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований


 

    

Виды обеспечения изменения срока уплаты

     
     Виды обеспечения изменения срока уплаты налогов и сборов, а также штрафов и пеней приведены в табл. 4.


Таблица 4

    
Обеспечение изменения срока уплаты налогов и сборов, а также штрафов и пеней

     

Наименование

Объект

Содержание

Оформление

Договор залога (ст. 73 НК РФ)

     Предметом залога может быть имущество, в отношении которого установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.
     
Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору

Налоговые органы должны проанализировать характеристики предмета залога, соизмеримость его стоимости и суммы налога, сбора, пени, штрафа, в отношении которых рассматривается вопрос об изменении срока уплаты, а также возможность сохранности и реализации предмета залога

Приложение 8 к Порядку (заполняет заинтересованное лицо). Приложение 9 к Порядку (заполняет поручитель или залогодатель)

Договор поручительства (ст. 74 НК РФ)

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей

Налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по налогам, сборам, пеням и штрафам и его платежеспособности


 

     
     Пример
     
     Иванов Иван Петрович имеет задолженность по НДФЛ (200 000 руб.), транспортному налогу (15 050 руб.), в т.ч. пени (50 руб.), налогу на имущество физических лиц (50 200 руб.), в т.ч. пени 200 руб. Имущественное положение Иванова (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налогов (подп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ). Напомним: НДФЛ - федеральный налог, транспортный налог - региональный, налог на имущество физических лиц - местный.
     
     Поскольку сумма задолженности Иванова по НДФЛ превышает 100 000 руб., решение об изменении срока его уплаты принимает ИФНС России N 23 по г. Москве с согласованием с УФНС России по г. Москве. По транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц решение принимает УФНС России по г. Москве по согласованию с финансовым органом по г. Москве. Залогом является дача стоимостью 300 000 руб., принадлежащая И.П. Иванову на правах собственности.