Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

VI Всероссийский налоговый форум ТПП России


VI Всероссийский налоговый форум ТПП России

     
     В Торгово-промышленной палате РФ проведен VI Всероссийский налоговый форум "Налоговая стратегия России на рубеже десятилетий".
     
     Форум проходил в формате трех "круглых столов", после которых состоялось пленарное заседание.
     
     На "круглом столе" N 1 "Крупные проблемы малого бизнеса" рассматривались вопросы налогообложения в этой сфере. Участники "круглого стола" отмечали, что, по данным Минфина России, за 2010 год количество субъектов малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, выросло на миллион единиц. Однако в структуре налоговых платежей малый бизнес занимает всего 2%, возможно, поэтому ему не уделяется достаточно внимания. Кроме того, обсуждался вопрос о замене ЕСН страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды. По мнению собравшихся, в результате данной реформы с 1 января 2011 года примерно в 2,4 раза возрастет совокупная финансовая нагрузка на малый бизнес, увеличится объем отчетности и число проверок предпринимателей. Это спровоцирует сокращение предпринимательской активности, уход "в тень", возврат к зарплатам "в конвертах", рост безработицы и "нелегальной" занятости. Обсуждался также вопрос о предлагаемой Минфином России реформе специальных налоговых режимов, в результате которой с 1 января 2012 года вводится новый специальный налоговый режим - "патентная система налогообложения", а с 1 января 2014 года полностью отменяется система налогообложения в виде ЕНВД.
     
     За "круглым столом" N 2 дискуссия велась по проблемам налогообложения и администрирования крупных компаний (налоговый контроль над трансфертным ценообразованием, консолидированная группа налогоплательщиков). Деловое сообщество обеспокоено введением в 2010 году ряда платежей, формально не являющихся налогами, а фактически ничем не отличающихся от них. В числе таких платежей участники заседания особо отметили внесенные в Федеральный закон "О связи" изменения, увеличивающие сбор с сотовых операторов - 2% выручки с трафика, а также недавно вступивший в силу приказ об авторских отчислениях с производителей и импортеров техники и чистых носителей.
     

***

    
В результате реформы ЕСН с 1 января 2011 года примерно в 2,4 раза возрастет совокупная финансовая нагрузка на малый бизнес, увеличится объем отчетности и число проверок предпринимателей.

    

***

     
     "Круглый стол" N 3 был посвящен вопросам соблюдения баланса интересов бизнеса и государства при решении проблемы бюджетного дефицита. Участники "круглого стола" обратили особое внимание на необходимость продолжения диалога бизнеса и власти по вопросу формирования бюджета за счет увеличения инвестиций и улучшения предпринимательского климата в стране и регионах, создания равных условий для бизнеса при налогообложении, отмены офшорных схем, включая толлинг, борьбы с коррупцией и т.д.
     

***


При выработке налоговой политики необходимо, полагает Евгений Примаков, уделять особое внимание жесткому контролю над расходованием бюджетных средств и дифференцированному подходу к повышению налогов на те или иные группы бизнеса.

    

***

     
     Пленарное заседание форума вел вице-президент ТПП России Владимир Исаков.
     
     На мероприятии выступил Президент ТПП России Евгений Примаков. Налоговая политика России в нынешних условиях приобретает особое значение, сказал он. Существуют два подхода к налогообложению. Сторонники одного считают, что надо повышать налоги и таким образом погасить в кратчайшие сроки дефицит госбюджета. Приверженцы второго утверждают: повышение налогов главным образом на бизнес будет серьезным минусом для долгосрочного экономического роста России и перевода ее экономики на инновационные рельсы.
     
     Вопрос справедливости той или другой позиции неочевиден, заявил Евгений Примаков. Один из мотивов повышения налогов - не только погашение бюджетного дефицита, но и стремление сохранить и увеличить бюджетные ассигнования на социальные нужды. Компромисс, уверен глава ТПП России, не может быть найден за счет сокращения или даже отказа государства от социальных затрат. В то же время нужно признать: при увеличении фискальной нагрузки на предпринимательские структуры невозможен рост экономики на 4-6% ВВП в год. При выработке налоговой политики необходимо, полагает Евгений Примаков, уделять особое внимание жесткому контролю над расходованием бюджетных средств и дифференцированному подходу к повышению налогов на те или иные группы бизнеса.
     
     Противникам увеличения налогообложения приходится бороться не с "ветряными мельницами". Со ссылкой на опыт Венгрии, Чехии и других стран говорят о необходимости повышения до 19,6% ставки НДС при одновременной отмене всех "федеральных" налоговых льгот. По мнению Евгения Примакова, это неверный путь. "Ревизию" льгот следует провести и передать часть из них на региональный и местный уровень, но в первую очередь нужно стимулировать экономическую активность бизнеса, в т.ч. за счет снижения налоговой, административной и коррупционной нагрузки.
     
     По данным Минфина России, налоговая нагрузка на бизнес в 2011 году составит около 2% ВВП. С 1 января 2011 года она еще более усилится в результате повышения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие фонды. Особенно пострадает малый и средний бизнес. Президент РФ заявил об установлении на 2011 и 2012 годы для малых предприятий производственной и социальной сферы пониженных страховых взносов - до уровня 26% от фонда оплаты труда. Но предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, сейчас платят страховые взносы по ставке 14%, поэтому 26% все равно будет обременительно.
     
     Евгений Примаков выделил ряд ключевых направлений совершенствования налогового законодательства.
     
     Первое. В целом правительственный проект о налоговом стимулировании инновационной деятельности оценивается положительно. Правильный шаг - предоставление с 1 января 2011 года льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. Но в число получателей льготы не вошли организации, уже осуществляющие мероприятия по модернизации своих объектов и повышающие их энергоэффективность. Целесообразно было бы также увеличить срок применения данной льготы (с запланированных трех до пяти лет). Надо расширить перечень расходов, уменьшающих доходы при определении объекта по УСН и включить в него расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования, увеличить для малых инновационных компаний предел выручки до 200 млн. руб. в год для применения упрощенной системы налогообложения. В отношении инновационных предприятий, использующих общую систему налогообложения, имеет смысл ввести "налоговые каникулы" на два первых года работы. Следует разрешить научным и инновационным компаниям включать в состав расходов по налогу на прибыль затраты на капитальные вложения в размере 50% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случае их достройки, модернизации и т.д.
     

***

    
Необходимо снизить объем документов, которые вправе истребовать налоговые органы, радикально сократить размер форм такой отчетности, полностью перейти на электронный документооборот.

    

***

     
     Второе. Много нерешенных проблем остается в сфере налогообложения и после вступившего в силу в сентябре 2010 года Федерального закона N 229-ФЗ о поправках в Налоговый кодекс РФ. Необходимо снизить объем документов, которые вправе истребовать налоговые органы, радикально сократить размер форм такой отчетности, полностью перейти на электронный документооборот.
     
     Третье. Увеличение в 2009 году до 30% амортизационной премии создало благоприятные предпосылки для обновления основных средств, но она лишь отодвигает уплату налога на прибыль. В НК РФ предоставление амортизационной премии не связано с тем, куда налогоплательщик направляет высвободившиеся деньги. ТПП России считает: надо вернуться к прямой инвестиционной льготе, когда часть налоговой базы освобождается от налогообложения, если инвестируется на расширение или восстановление основных фондов производственного назначения.
     
     В завершение выступления Евгений Примаков пожелал участникам форума плодотворной работы.
     
     На пленарном заседании дискуссия шла по следующим направлениям: налоговая политика до 2013 года; модернизация экономики налоговыми инструментами; современное налоговое администрирование; реформирование отдельных видов налогов; налогообложение малого и среднего бизнеса; налоговое стимулирование инновационного и промышленного развития.
     

***

    
По мнению С. Штогрина, повышение акцизов, например на табак, помогает государству продолжать социально ориентированную политику.

    

***

     
     Заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин представил собравшимся анализ законотворческой деятельности депутатов. Речь шла о законах и законопроектах экономической и налоговой направленности. По мнению С. Штогрина, повышение акцизов, например на табак, помогает государству продолжать социально ориентированную политику (когда-то, когда акцизы только вводились, они давали в казну 12-14 млрд. руб.; в 2011 году предусматривается поступление почти 200 млрд "акцизных" рублей, отметил депутат). Изменился порядок взимания акцизов на горюче-смазочные материалы; акцизы на бензин будут устанавливаться в зависимости от чистоты топлива: чем чище - тем ниже ставка акцизного сбора. Сергей Штогрин рассказал о законопроектах относительно нематериальных активов и благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность должна получить поддержку льготами. Перечень льгот достаточно большой, причем планируются меры, которые не позволят недобросовестным компаниям использовать льготы в своих целях.
     
     Управляющий партнер юридической компании "Пепеляев Групп", сопредседатель Экспертного совета при ТПП России по совершенствованию налогового законодательства Сергей Пепеляев в своем выступлении, в частности, затронул тему введения обязательных платежей, не являющихся по форме налогами, но по сути как раз составляющих налоги, обязательные к уплате. Речь, например, идет о так называемом налоге на "болванки" - обязательных отчислениях при приобретении регистрирующей аппаратуры (видео-звукозаписывающей аппаратуры, дисков и т.д.). Появляются "фонды и фондики", которые под флагом заботы об авторах способствуют росту коррупции и т.п. Такие платежи должны четко регулироваться законодательством и поступать в бюджет, а не в фонды. Говоря о трансфертном ценообразовании и подготовке соответствующего закона, который может начать действовать уже в середине 2011 года, Сергей Пепеляев отметил: следует предусмотреть достаточный по продолжительности адаптивный период.
     

***

    
С. Разгулин констатировал рост налоговой нагрузки на бизнес в 2011 году, отметив, что идти на такие меры вынуждает дефицит бюджета. Одновременно он заявил: Минфин России, насколько это возможно, старался проблему решать дифференцированно.

    

***

     
     Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей Разгулин поведал об уже введенных и планируемых изменениях в частях первой и второй НК РФ. Он констатировал рост налоговой нагрузки на бизнес в 2011 году, отметив, что идти на такие меры вынуждает дефицит бюджета. Одновременно он заявил: Минфин России, насколько это возможно, старался проблему решать дифференцированно. Так, растут акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, но одновременно предусматриваются льготы (и, следовательно, меньшие поступлениия в бюджет), например, для инновационных предприятий.
     
     Анатолий Бондарук, президент ТПП Республики Башкортостан, представил собравшимся видение "налоговой проблемы" на местах.
     
     Есть два пути для повышения доходов страны - поднимать налоги или содействовать росту числа их плательщиков. Почему-то всегда выбирается первый путь. В итоге живут и развиваются те, кто занимается сырьем, а те, кто производит товар, находятся под постоянным прессом и все чаще сворачивают бизнес. Между тем в регионах много именно малых и средних предприятий. Надо поощрять их производственную деятельность, повышать товаропотребле-ние в стране. Но малому и среднему бизнесу в 2011 году придется трудно, многим придется прекратить свою деятельность в связи с невозможностью снижать свои затраты и платить более высокие налоги в условиях, когда, например, непонятно, по каким причинам серьезно растет цена энергоресурсов, дорожает транспорт и т.д., а кредиты для малого и среднего предпринимательства остаются очень дорогими.
     
     Участники мероприятия в целом одобрили рекомендации VI Всероссийского налогового форума. После внесения добавлений и поправок они будут переданы в соответствующие органы законодательной и исполнительной власти страны.
     
     В частности, в рекомендациях отмечается, что на рубеже десятилетий необходимо сформировать совместную позицию власти и бизнеса по вопросам дальнейшего развития налоговой политики. Рост экономики на уровне 4-6% ВВП невозможен при увеличении налоговой нагрузки на бизнес.
     
     Участники форума положительно расценивают ряд поправок в НК РФ, принятых в 2010 году: в частности, снятие ограничения на применение УСН организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, в отношении хозяйственных обществ, учрежденных бюджетными научными и образовательными учреждениями; дополнение НК РФ нормой, устанавливающей взаимную ответственность налоговых органов в случае принятия ими неправомерного решения о блокировании банковских счетов налогоплательщиков в размере ставки рефинансирования Банка России и т.д.
     
     Однако, отмечают участники мероприятия, в налоговом законодательстве и правоприменительной практике по-прежнему остаются проблемы, требующие законодательного решения.
     
     Налоговое законодательство продолжает оставаться крайне нестабильным и запутанным. Сильно так называемое подзаконное нормативное правовое регулирование, зачастую вступающее в прямое противоречие с нормами НК РФ.
     
     Много нерешенных проблем и в сфере налогового администрирования. Необходимо снизить объем документов, которые вправе истребовать налоговые органы, упростить систему бухгалтерского учета, перейти от ежеквартальной отчетности к ежегодной, законодательно ввести принцип "одного окна" для налоговой отчетности, радикально сократить размер ее форм.
     
     Участники форума предложили ряд конкретных рекомендаций, в частности по НДС, налогу на прибыль организаций, а также по ряду рассматриваемых законопроектов и т.д.
     
     Предпринимательскому сообществу рекомендовано повысить ответственность по вопросам полноты и своевременности уплаты налогов, отказаться от практики применения неправомерных методов оптимизации налоговых платежей, создания фирм-"однодневок"; более активно использовать примирительные и досудебные процедуры урегулирования налоговых споров с налоговыми органами; территориальным торгово-промышленным палатам, союзам (ассоциациям) предпринимателей - проводить региональные и отраслевые налоговые конференции и семинары с целью открытого обсуждения актуальных вопросов налоговой политики и проблем, возникающих у предпринимателей.
     
     В рамках Форума был представлен доклад ТПП России "Налоги и бизнес в 2010 году. Итоги и перспективы". Данный доклад продолжает серию материалов ТПП России по вопросам совершенствования налоговой политики и практики. В него вошли предложения территориальных торгово-промышленных палат, членских организаций системы ТПП России, мнения налоговых юристов и экономистов.
     
     Доклад будет разослан по системе ТПП России, а также доступен на сайте Палаты.