Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

Условия сопоставимости отражаются в учетной политике

     
     Л.В. Полежарова,
заместитель начальника отдела
налогообложения прибыли (дохода)
организаций Минфина России

     
     Просим разъяснить порядок применения п. 1 ст. 269 НК РФ, в частности возможно ли в целях признания в расходах по налогу на прибыль проводить сопоставление между размером начисленных процентов, которые должен заплатить налогоплательщик заимодавцу, и размером начисленных процентов, которые должен получить этот же налогоплательщик от заемщика?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте и на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
     
     При определении среднего уровня процентов налогоплательщик принимает в расчет все долговые обязательства, полученные налогоплательщиком в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.
     
     При этом порядок определения сопоставимости по критериям (за исключением критерия по валюте) определяется в учетной политике налогоплательщика, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота.
     
     Сумма фактически начисленных процентов сравнивается со средним уровнем процентов, исчисленных с учетом вышеуказанного. В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ в состав расходов включается только та часть начисленных процентов, которая не отклоняется от среднего уровня процентов более чем на 20% в сторону повышения или понижения.
     

Иностранный НДС не уменьшает налогооблагаемую прибыль

     
     Л.В. Полежарова,
заместитель начальника отдела
налогообложения прибыли (дохода)
организаций Минфина России

     
     В целях расширения рынков сбыта продукции российская организация зарегистрировала представительство в Республике Казахстан. Представительство не осуществляет коммерческой деятельности на территории Республики, а только проводит маркетинговые исследования и обрабатывает коммерческую информацию. В процессе деятельности у представительства возникают расходы, такие, как аренда помещения, коммунальные платежи, услуги связи и т.д. Все расходы включают НДС, предусмотренный законодательством Республики Казахстан. Просим разъяснить, может ли быть отнесен уплаченный в цене товаров (работ, услуг) НДС на территории Республики в расходы в целях налогообложения прибыли в России?
     
     В соответствии со ст. 311 Налогового кодекса РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами России, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     Статьей 311 НК РФ установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ. Начисленные суммы налогов и сборов согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, о чем имеется прямое указание в названной ст. 264 НК РФ.
     
     Что касается возможности отнесения к расходам "иностранных" налогов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (в качестве других, специально не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией), следует учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет отдельное нормативное регулирование в ст. 264 НК РФ, соответственно, такие расходы могут приниматься при определении налоговой базы в порядке, предусмотренном подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     Таким образом, уплаченный на территории иностранного государства НДС при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации не учитывается.
     

Страховые взносы для целей налогообложения прибыли

     
     Л.В. Полежарова,
заместитель начальника отдела
налогообложения прибыли (дохода)
организаций Минфина России

     
     Просим разъяснить, будут ли учитываться в целях налогообложения прибыли страховые взносы, уплачиваемые согласно Федеральному закону N 212-ФЗ с выплат, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли (например, таких как выплаты членам совета директоров банка и т.д.)?
     
     Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) с 1 января 2010 года предусмотрены исчисление и уплата (перечисление) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы).
     
     Пунктом 2 ст. 263 НК РФ установлено, что расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством РФ) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций.
     
     Таким образом, страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, учитываются в целях налогообложения прибыли по самостоятельному основанию, и при этом их признание в целях налогообложения прибыли не зависит от того обстоятельства, учитываются или нет в составе расходов в целях налогообложения прибыли конкретные выплаты в пользу физических лиц.
     

Если собственниками помещения являются несколько организаций

     
     Н.А. Гаврилова,
заместитель начальника отдела
имущественных налогов Минфина России

     
     Кто является налогоплательщиком в отношении общего имущества в здании, собственниками помещения в котором являются несколько юридических лиц, и начисляет амортизацию? Общее имущество зарегистрировано в реестре прав за одной организацией.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ.
     
     В силу положений ст. 1 и 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, является объектом бухгалтерского учета этой организации.
     
     На основании ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также иные права.
     
     Учитывая указанные нормы законодательства, плательщиками налога на имущество организаций признаются организации - балансодержатели признаваемого объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ имущества, находящегося у юридического лица на праве собственности (праве оперативного управления, хозяйственного ведения), зарегистрированном в установленном законодательством порядке.
     
     Пунктами 3 и 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 (далее - постановление N 64) определено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Реестре. При переходе права собственности на помещение к новому собственнику одновременно переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество здания независимо от того, имеется ли указание на это в договоре об отчуждении помещения.
     
     В то же время необходимо иметь в виду, что п. 9 постановления N 64 определено, что в судебном порядке рассматриваются споры о признании права общей долевой собственности на общее имущество здания, в т.ч. в случаях, когда в Реестр внесена запись о праве индивидуальной собственности на указанное имущество. При этом указано, что "если общим имуществом владеют собственники помещений в здании (например, владение общими лестницами, коридорами, холлами, доступ к использованию которых имеют собственники помещений в здании), однако право индивидуальной собственности на общее имущество зарегистрировано в Реестре за одним лицом, собственники помещений в данном здании вправе требовать признания за собой права общей долевой собственности на общее имущество". Поэтому, если право индивидуальной собственности на общее имущество зарегистрировано в Реестре за одной организацией, то плательщиком налога на имущество организаций в отношении общего имущества в здании должна признаваться данная организация - собственник имущества.
     

     По вопросу начисления амортизации на основные средства в соответствии со ст. 256-259 НК РФ необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. При наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01).
     
     В соответствии с подп. 2-4 постановления N 64 к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
     
     Учитывая изложенное, объекты общего имущества могут учитываться как самостоятельный инвентарный объект, амортизация по которому начисляется в общеустановленном порядке.
     
     Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности. В то же время следует иметь в виду, что в соответствии с п. 6 постановления N 64 по решению собственников помещений, принимаемом в порядке, предусмотренном ст. 44-48 Жилищного кодекса РФ, может устанавливаться режим использования общего имущества здания, в частности отдельных общих помещений.
     
     В качестве особенностей режима могут быть установлены порядок проведения ремонтных работ в помещениях общего пользования, участие собственников помещений в расходах на содержание общего имущества, использование средств, полученных от сдачи общего имущества здания в аренду.
     

Белорусский налог уменьшает российский

     
     Н.А. Гаврилова,
заместитель начальника отдела
имущественных
налогов и прочих
налогов Минфина России

     
     Российская организация имеет на территории Республики Беларусь недвижимое имущество, которое сдает в аренду. По законодательству республики арендатор должен уплачивать налог на недвижимость, однако он имеет льготу по налогу. Налоговая инспекция в Республике Беларусь обязывает российскую организацию уплачивать налог на недвижимость. В России организацию также обязывают уплачивать налог за эту недвижимость. Где необходимо уплачивать налог - в Белоруссии или в России?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ.
     
     Статьей 19 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 определено, что недвижимое имущество, о котором говорится в ст. 6 Соглашения, являющееся собственностью лица с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве и находящееся в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в этом другом государстве.
     
     Особенности уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, регулируется ст. 386.1 "Устранение двойного налогообложения" НК РФ. Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества.
     
     Необходимые документы представляются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации. При этом налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших, представляют указанные налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
     

     Что касается применения налогового законодательства Республики Беларусь, то данный вопрос относится к компетенции уполномоченного органа этого государства.
     
     Следовательно, налог в России необходимо уплачивать за минусом той суммы, которую возможно надо уплатить в Белоруссии.
     

Наружная реклама для целей применения ЕНВД

     
     Т.М. Замятина,
советник Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     На пистолете топливораздаточной колонки, находящейся на территории автозаправочной станции, монтируется полимерная насадка (филлборд) для размещения рекламной информации. Облагаются ли доходы, полученные от оказания услуг по размещению на филлборде рекламных модулей, ЕНВД для отдельных видов деятельности?
     
     В соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций понимается предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
     
     Обратите внимание, что филлборд представляет собой полимерную насадку, монтируемую на топливораздаточный пистолет топливораздаточной колонки, находящейся на территории автозаправочной станции. При этом пистолет является неотъемлемой частью топливораздаточной колонки, имеющей стабильное территориальное размещение. В связи с этим полимерная насадка (филлборд) подпадает под понятие рекламной конструкции, содержащееся в ст. 19 Закона N 38-ФЗ.
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность по размещению наружной рекламы на полимерной насадке (филлборде) топливораздаточных пистолетов топливораздаточной колонки подлежит обложению ЕНВД для отдельных видов деятельности.
     
     Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ при расчете указанного налога следует использовать физический показатель площадь информационного поля (в квадратных метрах) с базовой доходностью 3000 руб. в месяц. К такому же выводу пришел Минфин России в письме от 29.10.2009 N 03-11-06/3/256.
     

Автотранспортные услуги по перевозке грузов

     
     Т.М. Замятина,
советник Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Организация оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов тремя КамАЗами, два из которых получены по договору лизинга. В течение налогового периода один самосвал находился на ремонте. На протяжении месяца не было принято ни одного заказа на перевозки. Как правильно исчислять ЕНВД при таких обстоятельствах?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
     
     Статьей 346.27 НК РФ транспортные средства определены как автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. При этом транспортные средства должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено.
     
     Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) транспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств (не более 20 единиц), предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе либо арендованных (полученных), в т.ч. по договору лизинга, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности. В число автотранспортных средств, имеющихся на балансе, включаются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния, т.е. как используемые в хозяйственной деятельности, так и находящиеся в ремонте в течение налогового периода.
     
     К указанным транспортным средствам не относятся имеющиеся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве автотранспортные средства, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, например для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта.
     

     Согласно п. 6 ст. 346.29 НК РФ при определении величины базовой доходности, используемой при исчислении ЕНВД, представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут ее корректировать (умножать) на корректирующий коэффициент К.
     
     Корректирующий коэффициент К определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ.
     
     При этом корректировка значений коэффициента К в зависимости от фактического использования в предпринимательской деятельности физических показателей, применяемых при исчислении ЕНВД, в т.ч. исходя из фактического использования конкретных транспортных средств для перевозки грузов в течение налогового периода, подтвержденного наличием реестра путевых и других первичных документов, гл. 26.3 НК РФ не предусмотрена.
     
     Одновременно следует учесть, что отсутствие у налогоплательщика письменно оформленных заказов на перевозку грузов в течение налогового периода не является основанием для уменьшения величины физического показателя базовой доходности при исчислении ЕНВД для отдельных видов деятельности. Аналогичные выводы содержаться в письме Минфина России от 30.10.2009 N 03-11-06/3/263.
     

Доставка товара и система ЕНВД

     
     Т.М. Замятина,
советник Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Комиссионер реализует товары комитента. Доставка товара покупателю осуществляется с использованием собственного автотранспорта комиссионера. Может ли деятельность комиссионера по доставке товаров покупателю облагаться ЕНВД?
     
     В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности применяется в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
     
     Пунктом 1 ст. 11 НК РФ определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     В связи с этим, если в заключаемых договорах, в т.ч. в договоре комиссии, расходы при продаже товаров включают транспортные расходы, то доставка товаров относится к обязанности продавца по отношению к покупателю и не является самостоятельной предпринимательской деятельностью, соответственно, не подлежит обложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 28.10.2009 N 03-11-06/3/254.