Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Медосмотр работников: правовые аспекты


Медосмотр работников: правовые аспекты

     
     Ю.Г. Гаврилова,
юрисконсульт АКГ "Интерком-Аудит"
     
     Пожалуй, наиболее распространенным в настоящее время нарушением трудового законодательства, выявляемым при проверке организации инспектором труда, является несоблюдение требований охраны труда. Зачастую работодатели пренебрегают важными нормами, предписывающими обеспечивать безопасность условий труда работника, вследствие чего возникает административная, а в отдельных случаях - уголовная ответственность. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты норм в составе института охраны труда, обязывающих работодателей надлежащим образом организовывать, а работников - своевременно проходить медицинский осмотр или освидетельствование.
     
     Понятие медицинского осмотра (обследования) пришло на смену понятию "медицинское освидетельствование" в 2006 году*1, однако его содержание при этом не изменилось. Действующее российское законодательство не дает определения медицинского осмотра или освидетельствования, но этимология данного словосочетания, а также назначение рассматриваемого мероприятия позволяют выявить его смысл: медицинский осмотр означает исследование показателей здоровья человека профессиональным медицинским работником. Термин "освидетельствование" предполагает профессиональное, экспертное подтверждение выводов о состоянии здоровья осматриваемого; определенное закрепление результата осмотра, т.е. выдачу соответствующего "свидетельства".
     _____
     *1 Соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ внесены Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
     
     Достаточно емкое и точное, по мнению автора, определение медицинских осмотров сформулировано следующим образом: медицинские осмотры работников - это лечебно- профилактические мероприятия, проводимые в целях выявления нарушений состояния здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний*1. В приведенном определении также содержится формулировка понятия медосмотра исходя из его основных целей и функций.
     _____
     *1 Щур-Труханович Л.В., Щур Д.Л. Медицинские осмотры работников: Практ. пособие. - М., 2006. Подготовлено для системы "Консультант Плюс".
     
     В зависимости от частоты проведения медицинские осмотры работников можно классифицировать следующим образом.
     

Предварительные медицинские осмотры

     
     Первый медицинский осмотр, связанный с установлением трудовых отношений, работники, не достигшие возраста 18 лет, а также работники некоторых иных категорий должны пройти еще до заключения трудового договора (либо в кратчайшие сроки после его заключения). Данный вид медосмотра является предварительным, т.к. предшествует началу выполнения трудовых функций. Без прохождения потенциальным работником данного вида осмотра и представления соответствующих документов по его результатам работодатель не вправе допускать его к выполнению трудовых функций. Такие правила установлены ст. 76 Трудового кодекса РФ.
     
     Обязательность предварительного медицинского осмотра установлена ст. 69 ТК РФ. Его должны проходить несовершеннолетние работники (не достигшие возраста 18 лет), а также, в частности, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в т.ч. на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта (ст. 213 ТК РФ). Подробный перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, а также порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров установлены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 (далее - приказ N 83). Следует учитывать, что санитарными правилами предусмотрены и иные категории работ, помимо указанных в утвержденном приказом N 83 перечне, при выполнении которых работники проходят предварительные и периодические медицинские осмотры*1. Цель предварительного медицинского осмотра - определение пригодности работников указанных категорий для выполнения поручаемой работы.
     _____
     *1 Указанные санитарные правила утверждены постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 142, от 11.06.2003 N 141, от 30.05.2003 N 113, от 09.06.2003 N 131, от 06.06.2003 N 124, от 30.05.2003 N 110, от 28.05.2003 N 104, от 04.04.2003 N 32, от 04.04.2003 N 31, от 03.04.2003 N 27, от 26.03.2003 N 24, от 17.03.2003 N 20, от 12.03.2003 N 15, от 11.03.2003 N 13, от 04.03.2003 N 12, от 30.01.2003 N 4, от 28.01.2003 N 2, от 28.11.2002 N 44, от 21.02.2002 N 7, от 08.11.2001 N 31, от 07.09.2001 N 23.
     
     Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других отраслей проходят предварительный медицинский осмотр в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
     

     Итак, прохождение предварительного медицинского осмотра необходимо в интересах:
     
     - работника, т.к. он заинтересован в работе, которая не противопоказана ему по состоянию здоровья, не является слишком тяжелой для него;
     
     - работодателя, т.к. он заинтересован в привлечении здоровых работников, что позволяет соблюдать и увеличивать нормы выработки;
     
     - третьих лиц, чье состояние здоровья может зависеть от состояния здоровья работников обслуживающей их организации (например, клиенты организаций общественного питания, лечебно-профилактических и детских учреждений и т.д.).
     
     В связи с тем, что медицинский осмотр называется предварительным (т.е. предшествует работе), однако проводится в отношении работников (т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях), возникает спорная ситуация: когда должно быть выдано направление на предварительный медицинский осмотр - до или после заключения трудового договора?
     
     Законодательство не запрещает работодателю исполнить свою обязанность по организации предварительного медицинского осмотра работника как до, так и после заключения трудового договора.
     
     Предварительный медицинский осмотр должен проводиться до непосредственного допуска работника к работе. Следовательно, если работодатель не направил будущего работника на предварительный медицинский осмотр до заключения трудового договора, обязанность по организации такого осмотра сохраняется за ним и после его заключения. Причем работодатель не должен допускать работника к выполнению работы до тех пор, пока тот не пройдет предварительный медицинский осмотр с последующим предоставлением работодателю его результатов. Исходя из вышеизложенного, предварительный медицинский осмотр работника должен быть проведен либо до, либо в кратчайшие сроки после заключения трудового договора.
     
     Если результатом медицинского осмотра явилось заключение об отсутствии у работника противопоказаний к работе, на которую он принят (или претендует), работодатель может заключить с ним трудовой договор (если трудовой договор не был заключен до проведения медицинского осмотра) и допустить работника к работе.
     
     Если у претендента на работу выявлены противопоказания к выполнению такой работы, работодатель вправе отказать в заключении трудового договора, что подтверждается определением Верховного Суда РФ от 14.11.2007 N 83-Г07-7: отказ в приеме на работу по причине имеющихся у претендента на работу медицинских противопоказаний к такой работе является обоснованным и обжалованию не подлежит.
     
     При проведении предварительного медицинского осмотра после заключения трудового договора у работника могут быть выявлены противопоказания к работе, для выполнения которой он был принят. В этом случае работодатель может расторгнуть трудовой договор на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: "Нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы". Положения указанного пункта более подробно раскрываются ст. 84 ТК РФ. В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается в случае его заключения на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в надлежащем порядке.
     
     В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 84 ТК РФ (в т.ч. расторжение трудового договора в связи с наличием у работника медицинских противопоказаний), трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую он может выполнять с учетом своего состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях возможно, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
     
     Если работник отказывается от предложенных ему вариантов перевода на другую работу, трудовой договор прекращается на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
     
     При наличии у работодателя оригинала или копии соответствующего медицинского заключения оспорить законность увольнения не представляется возможным. Даже если у работодателя не имеется ни оригинала, ни копии такого заключения, в случае оспаривания работником законности увольнения в суде работодатель может потребовать повторного проведения медицинского осмотра и представить заключение такого осмотра в качестве доказательства несоответствия здоровья работника порученной ему работе.
     
     Таким образом, работодателю необходимо иметь следующие документы для гарантированной защиты от оспаривания работником законности увольнения:
     
     - медицинское заключение по результатам предварительного осмотра работника с указанием противопоказаний к работе;
     
     - письменное предложение перевода работника на другую, не противопоказанную ему по состоянию здоровья работу, и письменный отказ работника от предложенной ему работы. Письменная форма предложения другой работы и отказа от нее не закреплена законодательством, однако это даст работодателю преимущество при доказывании законности увольнения, если работник будет оспаривать его законность в суде.
     
     При отсутствии у работодателя другой работы, подходящей работнику, составление письменных уведомлений не требуется; действия работодателя в данном случае основаны на отсутствии подходящей работнику должности в штатном расписании.
     
     В соответствии с ч. 3 ст. 76 ТК РФ в случаях отстранения от работы сотрудника, не прошедшего обязательный предварительный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. Следовательно, работнику, с которым заключен трудовой договор, нужно выплатить заработную плату за время, необходимое для прохождения медицинского осмотра, в размере его среднего заработка за этот период.
     

***

    
Обратите внимание!

Если нарушение правил заключения трудового договора, повлекшее увольнение, произошло не по вине работника, ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Вина работника может быть установлена, например, если он знал или должен был знать о наличии у него медицинских противопоказаний для определенной работы. Знание работника о наличии таких противопоказаний подтверждается выпиской из медицинской карты.

*** 

    

Периодические медицинские осмотры

     
     Лица, для которых установлена обязанность проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, должны также проходить медосмотры в течение всего периода работы на соответствующей должности для подтверждения профпригодности и своевременного выявления развития профессиональных заболеваний.
     
     Здоровье человека определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия*1. Периодические медицинские осмотры позволяют выявить динамические изменения в состоянии здоровья работников, возникшие вследствие воздействия факторов, обусловленных спецификой определенной работы, а также вне зависимости от выполняемой работы. Своевременное обнаружение признаков ухудшения здоровья работника во многих случаях снижает риск развития профессионального заболевания, т.к. позволяет вовремя принять надлежащие меры по восстановлению здоровья работника. Обнаружение не связанного с работой ухудшения здоровья работника также является положительной практикой, поскольку влечет за собой своевременное проведение лечебных мероприятий, что позволяет сохранить здоровье и трудоспособность граждан в течение наиболее длительного срока.
     _____
     *1 См., например, "Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно- методические основы, принципы и критерии." Р 2.2.1766- 03, утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003; Пособие по охране труда дорожному мастеру, утвержденное распоряжением Минтранса России от 29.01.2003 N ОС-37-р.
     
     Периодичность медицинских осмотров устанавливается законодательством в зависимости от вида поручаемой работнику работы. Конкретные периоды для проведения осмотров установлены приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (далее - приказ N 90). Данный документ помимо периодов проведения профилактических осмотров для каждой категории работников устанавливает перечень врачей-специалистов, обязательно принимающих участие в медосмотре, определяет виды медицинских исследований (лабораторных и функциональных), подлежащих проведению, а также приводит дополнительный перечень медицинских противопоказаний к определенным видам работ (в дополнение к общим медицинским противопоказаниям).
     
     Трудовой кодекс РФ определяет категории работников, которые должны периодически направляться на медицинский осмотр вне зависимости от вида выполняемой работы. Такая обязанность предусмотрена ст. 213 ТК РФ для работников, не достигших возраста 21 года (они проходят медицинское освидетельствование ежегодно). Очевидно, это связано с тем, что здоровье молодых людей еще не так устойчиво, как у более взрослых работников, и выполнение определенной работы может непредсказуемо повлиять на них.
     

     В рассматриваемой категории медосмотров можно выделить подвид, условно названный постоянные медицинские осмотры. Они проводятся наиболее часто - каждый раз перед началом работы (предрейсовые, предсменные осмотры и т.п.). Необходимость их проведения обусловлена работой с источниками повышенной опасности, требующей наибольшей внимательности. В частности, постоянным медицинским осмотрам должны подвергаться водители транспортных средств. Порядок их проведения определяется в соответствии с письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств". Основная их задача - выявление у водителей признаков различных заболеваний, употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. При выявлении указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.
     
     Итак, периодические медицинские осмотры проводятся в целях:
     
     - подтверждения соответствия состояния здоровья работника выполняемой работе (подтверждения способности работника выполнять трудовые функции);
     
     - своевременного выявления профессиональных заболеваний, а также общих заболеваний, препятствующих выполнению поручаемой работы, с последующим проведением соответствующих лечебных мероприятий.
     

Внеочередные медицинские осмотры

     
     Согласно ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования).
     
     Данная категория медицинских осмотров менее прочих урегулирована законодательством. Это обусловлено самой сутью внеочередных медицинских осмотров, т.е. их периодичность не установлена никакими нормативными правовыми актами. Такие осмотры могут проводиться по инициативе как работников (по их жалобам на ухудшение самочувствия), так и работодателей при наличии подозрения на ухудшение состояния здоровья работника.
     

Организация медицинских осмотров работников

     
     Порядок проведения медицинских осмотров работников утвержден приказом N 90.
     
     Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно-профилактическими учреждениями (организациями) с любой формой собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат на основании заключенных с работодателем договоров об оказании медицинских услуг. Приказом N 90 определяется перечень врачей-специалистов, участие которых необходимо в проведении медицинского осмотра. При определении перечня врачей учитываются вредные и опасные производственные факторы, воздействующие на работника, и связанные с ними возможные заболевания.
     
     Работодатель, в обязанности которого входит организация и оплата медосмотров работников, может обеспечить прохождение осмотра по расширенной программе с участием большего числа врачей-специалистов, заключив соответствующее соглашение с медицинской организацией. С одной стороны, это повлечет дополнительные расходы компании, но с другой - позволит сохранить здоровье и, следовательно, трудоспособность работников на более длительное время, предупредить развитие болезней, ведь состояние здоровья работников может измениться в худшую сторону независимо от производственных факторов.
     
     При необходимости проведения дополнительных исследований, выходящих за рамки возможностей данного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), лечащий врач ЛПУ решает вопрос о привлечении иных специалистов или учреждений здравоохранения.
     
     Во исполнение своей обязанности по организации медицинских осмотров работодатель должен определить перечень работников (указываются должности по штатному расписанию), для которых прохождение какого-либо из видов медосмотра является обязательным. Если в компании работодателя имеется профсоюзная организация, составленный перечень согласуется с ней, после чего направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) для утверждения. В перечне помимо профессий и должностей указываются опасные, вредные вещества и производственные факторы, которым подвергаются (или могут быть подвергнуты) перечисленные работники. Перечень работников, подлежащих направлению на медицинский осмотр, действует один год и должен быть утвержден не позднее 1 декабря предшествующего года. Утвержденный перечень направляется за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию на основании заключенного с ней договора на проведение периодических медицинских осмотров*1.
     _____
     *1 Пункт 6 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (приложение N 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83).
     

     Медицинская организация исходя из полученного от работодателя поименного списка работников, обязанных проходить периодические медицинские осмотры, утверждает совместно с работодателем календарный план их проведения.
     
     Направление на медицинский осмотр, а также перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, оказывающих воздействие на работника, выдаются работодателем на руки работнику (освидетельствуемому) для предоставления лечащему врачу ЛПУ, проводящему медосмотр. Форма направления законодательно не утверждена, однако можно выделить данные, необходимые для включения в направление: номер и дата выдачи направления, наименование работодателя, фамилия, имя, отчество и год рождения работника, должность (профессия), место работы (цех, участок, отдел и т.п.) и соответствующие негативные производственные факторы. В направлении также следует указать ЛПУ, куда направляется работник, и врачей-специалистов, чье участие требуется при проведении осмотра. Основным лицом, проводящим предварительные и периодические медицинские осмотры, является лечащий врач ЛПУ, оказывающий медицинскую помощь. Лечащим врачом может быть врач-терапевт здравпункта, цехового или территориального участка или врач общей практики (семейный врач).
     
     Данные медицинского обследования заносятся в амбулаторную медицинскую карту. Каждый врач, принимающий участие в освидетельствовании, дает заключение о профессиональной пригодности и при показаниях намечает необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия. На отдельный лист выносятся данные профессионального маршрута работника (предприятие, цех, участок, профессия, стаж, вредные, опасные вещества и производственные факторы) и окончательное заключение о соответствии состояния здоровья поручаемой работе или иное заключение (о временном или постоянном переводе на другую работу). При изменении трудовой деятельности в лист вносятся уточнения и дополнения.
     
     Работникам, прошедшим предварительный или периодический медицинский осмотр и признанным годными к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается соответствующее заключение, подписанное лечащим врачом и скрепленное печатью ЛПУ. В случае индивидуального допуска в указанное заключение вносятся данные об обязательном пользовании протезом, слуховым аппаратом, очками и т.д.
     
     Работникам, кому противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами (или в конфликтных случаях), заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК) выдается на руки, а копия пересылается в трехдневный срок работодателю, выдавшему направление.
     
     Работникам, прошедшим предварительный или периодический медицинский осмотр, при переводе на другую работу с аналогичными условиями труда и производственными факторами, необходимые документы оформляются лечащим врачом на основании данных предыдущего осмотра. Повторный медицинский осмотр осуществляется в установленные сроки.
     
     При необходимости периодические медицинские осмотры могут проводиться в условиях центра профпатологии (в консультативной поликлинике либо стационаре) с выдачей заключения по результатам обследования и годности к профессиональной деятельности. Для некоторых категорий работников необходимость их направления в центр профпатологии установлена приложением N 1 к приказу N 90 (например, как было указано выше, работники, труд которых связан с перемещением тяжестей, должны проходить медосмотр в центре профпатологии один раз в пять лет).
     
     Если при проведении периодического медицинского осмотра возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.
     
     Приказом N 90 определяется порядок установления связи заболевания с профессией.
     
     В случаях установления признаков профессионального заболевания у работника при прохождении им медицинского осмотра либо при обращении он направляется лечащим врачом, руководителем ЛПУ или профпатологом (в зависимости от организации, проводящей медосмотр) в установленном порядке в центр профпатологии для специального обследования с целью уточнения диагноза и установления связи заболевания с профессиональной деятельностью. Центр профпатологии при установлении такой связи составляет медицинское заключение и в трехдневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Роспотребнадзора, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.
     
     Работник, которому поставлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.
     
     Все лица с выявленными профессиональными заболеваниями либо отклонениями в состоянии здоровья, связанными с профессиональным фактором, должны находиться на диспансерном наблюдении у лечащего врача или врача-специалиста по профилю заболевания либо у врача-профпатолога.
     
     Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (как предварительного, так и периодического), а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров. Медицинская организация совместно с территориальными органами Роспотребнадзора и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Роспотребнадзора и центру профпатологии. Работник информируется о результатах пройденного им медицинского осмотра.
     

Ответственность за нарушение порядка проведения медицинских осмотров

     
     Основными участниками отношений по организации медосмотров являются ЛПУ, его врачи-специалисты, проводящие медицинское освидетельствование, работодатель и работник. Для каждого из участников данных отношений предусмотрен определенный вид ответственности за несоблюдение установленных правил проведения медицинского осмотра.
     
     Медицинская организация в лице лечащего врача несет административную и юридическую ответственность за качество медицинского осмотра и обоснованность заключений, проведение необходимого диспансерного наблюдения и оздоровления пациента (в случае выявления общих заболеваний или отклонений в состоянии его здоровья), направление пациента при необходимости в центр профпатологии или иное специализированное медицинское учреждение для проведения медицинской экспертизы и дополнительных диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. К ЛПУ и лечащему врачу применимы в зависимости от допущенных нарушений все виды ответственности: гражданско-правовая (установленная договором оказания медицинских услуг, а также Гражданским кодексом РФ), административная, дисциплинарная (применима к врачу ЛПУ).
     
     Работник несет ответственность за своевременную явку на медосмотр, имея при себе выданное работодателем направление, паспорт (либо иной документ, удостоверяющий личность), амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в некоторых случаях - решение врачебной психиатрической комиссии. Для мужчин также обязательно наличие военного билета. В случае невыполнения работником этой обязанности работодатель вправе отстранить его от работы до прохождения необходимого медицинского освидетельствования. Причем зарплата за время отстранения от работы не начисляется, за исключением случая, когда работник не выполнил своей обязанности по прохождению медосмотра не по своей вине (ст. 76 ТК РФ). В таком случае время отстранения от работы оплачивается аналогично времени простоя, т.е. в размере 2/3 средней заработной платы (при наличии вины работодателя) либо в размере 2/3 оклада (тарифной ставки) - если в неявке на медосмотр не виноваты ни работник, ни работодатель. На время прохождения медицинского обследования за работниками сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ), следовательно, в случае невыполнения своей обязанности по своевременной явке на медосмотр работник несет ответственность в размере своего среднего заработка за время его отстранения от работы. К такому работнику возможно и применить меры дисциплинарной ответственности (замечание или выговор).
     
     В свою очередь работодатель несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический осмотр либо не допущенных к работе по медицинским показаниям. Административная ответственность работодателя установлена ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данная норма общая, она устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства, не конкретизируя размер ответственности за определенные нарушения. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Конкретный размер штрафа (или применение другого вида административной ответственности) устанавливается инспектором труда по результатам проверки соблюдения работодателем трудового законодательства с учетом всех выявленных нарушений.