Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на добычу полезных ископаемых


Налог на добычу полезных ископаемых

     
     И.К. Золотарева,
зам. начальника Отдела налогов и
доходов от использования природных ресурсов
Департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России

     
     Налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) введен в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ), которым Налоговый кодекс РФ был дополнен гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых".
     
     Данный налог заменил действовавшие до указанного периода три вида налоговых платежей, уплачиваемых при пользовании недрами, - плату за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат. При этом первые два вида платежа были установлены Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах), включающим раздел платности пользования недрами, который носил рамочный характер и не давал достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении налогов при пользовании недрами.
     

Объект налогообложения и налоговая база

     
     Объектом обложения НДПИ являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны, за пределами территории России, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участках недр, предоставленных налогоплательщику в пользование; полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с российским законодательством о недрах. Как правило, извлечение полезных ископаемых из отходов осуществляют организации, не связанные с этой горнодобывающей организацией.
     
     Не подлежат налогообложению полезные ископаемые, извлеченные из собственных отходов либо потерь добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если их добыча ранее подлежала налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Не являются объектом налогообложения общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления. Это полезные ископаемые, не используемые индивидуальным предпринимателем для производственных и технологических нужд, а также не реализуемые на сторону.
     
     Не являются объектом налогообложения и добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы, полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ.
     
     Налоговой базой по НДПИ является стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти, горючего природного и попутного газа, в отношении которых налоговая база определяется как количество добытого полезного ископаемого в абсолютной величине.
     
     Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты.
     

Количество добытого полезного ископаемого

     
     Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах нетто массы (при прямом методе определения с учетом фактических потерь полезного ископаемого) прямым или косвенным методом. Прямой метод предполагает определение количества полезного ископаемого посредством измерительных приборов. Косвенный метод применяется, когда количество добытых полезных ископаемых прямым методом определить невозможно. В этом случае их количество определяется расчетно по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом минеральном сырье (например, по коэффициенту извлечения).
     
     В главе 26 НК РФ установлены особенности определения количества добытого полезного ископаемого для драгоценных металлов и драгоценных камней при добыче их из коренных, россыпных и техногенных месторождений.
     
     При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
     
     При этом не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно. Налоговая база по ним определяется также отдельно.
     
     При извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно и налоговая база по ним устанавливается отдельно.
     
     Самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни признаются таковыми в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1068 "О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных".
     
     При извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно и налоговая база по ним устанавливается отдельно.
     
     При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
     
     При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на его добычу учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.
     
     При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.
     

Стоимость добытых полезных ископаемых

     
     Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется такой показатель, как стоимость их единицы, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
     
     При этом выручка от реализации определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государствах - участниках СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика на доставку в зависимости от условий поставки.
     
     В целях гл. 26 НК РФ в сумму расходов на доставку включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы на доставку (перевозку) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и подобных условий) до получателя, а также расходы на обязательное страхование грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     К расходам на доставку (перевозку) добытого полезного ископаемого до получателя (в целях гл. 26 НК РФ), в частности, относятся расходы на доставку (транспортировку) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно- экспедиционных услуг.
     
     Оценка стоимости производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен его реализации, а стоимость - как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
     
     Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
     

***


Обратите внимание!

При исчислении стоимости единицы добытого полезного ископаемого учитывается реализация полезных ископаемых, добытых налогоплательщиком. Выручка от реализации приобретенных налогоплательщиком полезных ископаемых и их количество в расчете не участвуют.

При отсутствии у налогоплательщика реализации добытых полезных ископаемых (например, при направлении их на собственную переработку, в порядке бартерных операций и др.) налог исчисляется исходя из расчетной стоимости, учитывающей расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, которые определяются в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

*** 

     
     Оценка стоимости добытых драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется со следующими особенностями:
     
     - стоимость единицы определяется исходя из цены реализации в налоговом периоде не добытого полезного ископаемого (концентрата или иного полупродукта), а химически чистого (аффинированного) металла (вне зависимости от периода добычи концентрата или полупродукта, из которого получен реализуемый химически чистый металл);
     
     - при отсутствии в налоговом периоде цен реализации химически чистого металла и вне зависимости от наличия реализации концентрата (полупродукта), содержащего драгоценные металлы, учитываются цены реализации химически чистого металла, сложившиеся в ближайшем из предыдущих налоговых периодов (например, при исчислении налога за май должны быть применены цены реализации, сложившиеся в ноябре предыдущего года, если с декабря по май реализация отсутствовала). При этом какие-либо временные ограничения для налоговых периодов, цены которых могут быть учтены, НК РФ не установлены;
     
     - стоимость реализованного химически чистого металла, определенная исходя из цен его реализации, уменьшается на расходы налогоплательщика на аффинаж и доставку (перевозку) химически чистого металла до получателя (расходы на доставку добытого полезного ископаемого до аффинажа не могут уменьшить налоговую базу);
     
     - стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается исходя из доли содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого (отношение количества добытого полезного ископаемого в пересчете на химически чистый металл к количеству добытого полезного ископаемого - концентрата (полупродукта)) и стоимости единицы химически чистого металла;
     
     - в случае изменения по результатам аффинажа в ту или иную сторону доли содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого сумма налога подлежит уточнению исходя из полученной доли.
     
     Для целей налогообложения добытых драгоценных камней цена реализации не учитывается (за исключением уникальных драгоценных камней), и оценка стоимости проводится исходя из первичной оценки драгоценных камней, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
     
     Для правильного определения налоговой базы при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в гл. 26 НК РФ даны определения как добытых полезных ископаемых, так и отдельных их видов.
     
     Полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия) (далее - стандарты качества). Иными словами, это минеральное сырье, прошедшее первичную обработку, осуществляемую, как правило, в границах горного отвода и предусмотренную техническим проектом или проектом обустройства месторождения.
     
     Видами добытого полезного ископаемого, подлежащего обложению налогом на добычу, являются:
     
     1) антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;
     
     2) торф;
     
     3) углеводородное сырье:
     
     - нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
     
     - газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей настоящей статьи переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки;
     
     - газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (далее - попутный газ);
     
     - газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа;
     
     4) товарные руды:
     
     - черных металлов (железо, марганец, хром);
     
     - цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, иные цветные металлы, не предусмотренные в других группировках);
     
     - редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);
     
     - многокомпонентные комплексные руды;
     
     5) полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);
     
     6) горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);
     
     7) горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько- магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, иные полезные ископаемые, не включенные в другие группы);
     
     8) битуминозные породы;
     
     9) сырье редких металлов (рассеянных элементов) (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также иные извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;
     
     10) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);
     
     11) кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);
     
     12) природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
     
     13) концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, т.е. извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений;
     
     14) соль природная и чистый хлористый натрий;
     
     15) подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;
     
     16) сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).
     
     Кроме того, к добытому относится полезное ископаемое, полученное из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
     

Ставки НДПИ

     
     Ставки НДПИ установлены в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых, а по нефти и газовому конденсату из нефтегазоконденсатных месторождений - в соответствии со ст. 5 Закона N 126-ФЗ. На период 2002-2004 гг. ставка НДПИ была установлена в размере 340 руб. за тонну и применялась с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть сорта "Юралс" (Кц), рассчитываемым по формуле:
     

Кц = (Ц - 8) х Р : 252,

     
     где
     
     Ц - средний за налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" в долларах США за баррель, определяемый как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.
     
     Средние за истекший месяц уровни цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся до налогоплательщиков через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно;
     
     Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого Центральным банком РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю за все дни в соответствующем налоговом периоде;
     
     8 - минимальная мировая цена на нефть, при которой добыча нефти становилась нерентабельной, а 252 - произведение минимальной мировой цены на нефть (8) и курса рубля к доллару США, принимаемого в тот период для расчета ставки НДПИ за 31,5 руб./долл. США.
     
     Установление в Кодексе ставки НДПИ при добыче нефти в абсолютной величине было вызвано необходимостью решения проблемы трансфертных цен в вертикально-интегрированных нефтедобывающих компаниях в силу несовершенства ст. 20 и 40 НК РФ, регулирующих порядок определения взаимозависимых лиц и порядок определения рыночной цены для целей налогообложения.
     
     Ставка НДПИ при добыче нефти рассчитана исходя из предварительного прогноза поступлений по специальным налогам при пользовании недрами на 2001 год, составленного на основе действующих в настоящее время налогов (платежей) при пользовании недрами. При этом с целью недопущения снижения доходов при отмене отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - ВМСБ) и акциза на нефть и стабильный газовый конденсат ставка налога при добыче нефти и конденсата увеличивается на 50% размера ставки отчислений на ВМСБ и ставку акциза.
     
     По другим полезным ископаемым ставки налога рассчитаны исходя из действующих минимальных размеров ставок платы за пользование недрами (за исключением драгоценных и цветных металлов, а также алмазов и камнесамоцветного сырья, для которых в расчет принимались средние ставки платы за пользование недрами), увеличенных на 50-60% (в зависимости от вида полезных ископаемых) ставки отчислений на ВМСБ.
     

     Анализ поступлений от НДПИ в бюджеты разного уровня показал: объем поступлений в 2002 году в 2,1 раза превысил объем поступлений от трех ранее взимавшихся налогов, при этом поступления в федеральный бюджет увеличились почти в 3,8 раз по сравнению с 2001 годом.
     
     В целях сохранения поступлений от налога на добычу полезных ископаемых на достигнутом уровне и учитывая, что поправки в ст. 20 и 40 НК РФ, устанавливающие порядок определения рыночных цен товаров, работ и услуг для целей налогообложения, позволяющий применять адвалорную (в процентах от стоимости) ставку НДПИ без существенных потерь консолидированного бюджета, так и не были приняты, Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ (далее - Закон N 117-ФЗ) с 1 января 2004 года срок действия специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений продлен до 31 декабря 2006 года, слова "газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений" из ст. 5 Закона N 126-ФЗ исключены, а базовый размер ставки увеличен с 340 до 347 руб. за тонну нефти.
     
     Законом N 117-ФЗ был отменен акциз на природный газ, концептуально изменен порядок налогообложения добычи и реализации природного газа и изменена ставка НДПИ при добыче природного газа (вместо адвалорной (в процентах от стоимости) ставки налога установлена специфическая налоговая ставка в размере 107 руб. за 1000 куб. м газа).
     
     Федеральным законом от 07.05.2004 N 33-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" с 1 января 2005 года базовая ставка НДПИ при добыче нефти увеличена с 347 до 400 руб. за тонну нефти с одновременным изменением формулы расчета коэффициента, учитывающего динамику мировых цен на нефть (Кц).
     
     В знаменателе формулы расчета коэффициента Кц вместо курса рубля к доллару в размере 31,5 руб. за долл. США, применяемого для корректировки ставки НДПИ на уровень инфляции, принятого первоначально, установлен курс 29,0 руб. за долл. США. Кроме того, в целях недопущения роста НДПИ при сравнительно небольших ценах на нефть цена нефти, при которой не взимается НДПИ, устанавливается в размере 9 долл. США за один баррель (вместо 8 долл., предусмотренных в действующей формуле расчета ставки НДПИ).
     

     Таким образом, вместо действующей в 2001-2004 гг. формулы расчета Кц {(Ц - 8) х курс : 8 х 31,5} с 2005 года установлена формула {(Ц - 9) х курс : 9 х 29,0)}.
     
     С 2005 года Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ переходит на взимание косвенных налогов, в частности налога на добавленную стоимость, при реализации нефти и природного газа на территории указанных государств по принципу страны назначения.
     
     В результате данного перехода произошло сокращение доходов федерального бюджета от отмены налога на добавленную стоимость при реализации нефти и природного газа в государства - участники СНГ в размере около 39 млрд. руб.
     
     Компенсация выпадающих доходов произведена за счет увеличения ставки налога на добычу полезных ископаемых, распределив нагрузку между федеральным бюджетом и (в большей степени) между нефтяной и газовой отраслями.
     
     В результате этого в соответствии с Федеральным законом от 18.08.2004 N 102-ФЗ с 1 января 2005 года ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти увеличена до 419 руб. за одну тонну, а ставка налога при добыче природного газа - до 135 руб. за 10 000 куб. м.
     
     Если до 2006 года происходило постоянное увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор, выражавшееся в систематическом повышении ставки НДПИ при добыче нефти и газа, то с 1 января 2007 года налоговая нагрузка на нефтедобывающие организации начала постепенно снижаться.
     
     Для стимулирования разработки новых месторождений и повышения эффективности добычи нефти на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности Федеральным законом от 27.07.2006 N 151-ФЗ в гл. 26 НК РФ внесены изменения. Так, с 1 января 2007 года установлены:
     
     - понижающие коэффициенты к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, добываемой на месторождениях со степенью выработанности более 80%;
     
     - ставка НДПИ в размере 0% при добыче нефти на новых участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края в течение определенного срока до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. т. При этом налоговые каникулы распространяются и на участки недр, степень выработанности которых не превышает 5%;
     
     - ставка НДПИ в размере 0% при добыче сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПА Ч сек.;
     

     - на постоянной основе закреплено положение о применении специфической ставки НДПИ при добыче нефти в размере 419 руб. за одну тонну.
     
     Принятие данных изменений за девять месяцев 2007 года привело к сокращению поступлений от НДПИ при применении понижающего коэффициента по выработанным месторождениям на 7 млрд. руб., а по новым месторождениям и месторождениям со сверхвязкой нефтью - на 5 млрд. руб.
     
     В целях стимулирования увеличения объемов добычи нефти принят Федеральный закон от 27.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", согласно которому с 1 января 2009 года (в частности):
     
     - изменяется формула расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), применяемого к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, путем повышения не облагаемого налогом минимума цены нефти с 9 до 15 долл. США за баррель;
     
     - уточняется определение количества добытой нефти, а именно определение количества нефти "нетто", т.е. чистой нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами;
     
     - из гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ исключаются нормы, регламентирующие обязательное использование прямого метода учета количества добытой нефти в целях применения ставки НДПИ в размере 0 руб. и применения к ставке НДПИ коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв);
     
     - устанавливается нулевая ставка НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях, на территории Ненецкого автономного округа и полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения определенного накопленного объема добытой нефти при условии соблюдения соответствующих сроков разработки конкретных месторождений.
     
     В целях исчисления налога на прибыль организаций с 1 января 2009 года сократился срок признания расходов на приобретение лицензий на право пользования недрами до двух лет, изменились механизм и правила начисления амортизации за счет перехода к начислению амортизации по группе объектов основных средств, что позволит значительно ускорить процесс списания стоимости амортизируемого имущества, в т.ч. в нефтедобывающей отрасли, а также существенно сокращаются сроки полезного использования инструментов, приспособлений, оборудования и иных видов амортизируемых основных средств, используемых при нефте- и газодобыче.
     
     Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2009 года предусмотрено снижение ставки налога на прибыль организаций с 24 до 20% за счет суммы налога, зачисляемого в федеральный бюджет и применение амортизационной премии в увеличенном размере (не более 30%) в отношении капитальных вложений в основные средства, относящиеся к третьей-седьмой амортизационным группам.
     

Порядок уплаты и налоговая декларация

     
     Порядок уплаты НДПИ, установленный ст. 343 НК РФ, предусматривает уплату налога по месту учета налогоплательщика в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом, в отношении всех участков недр, предоставленных налогоплательщику в пользование в субъекте, налог уплачивается по месту нахождения одного налогового органа независимо от количества муниципальных образований, на территории которых осуществляется добыча.
     
     Сумма налога исчисляется налогоплательщиком в целом по всем объектам налогообложения и уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, определенным как календарный месяц.
     
     Для определения суммы, подлежащей уплате по отдельному участку недр, следует исходить из количества добытого на данном участке недр полезного ископаемого.
     
     Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по его месту нахождения (месту жительства) не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Для организаций таким налоговым органом является налоговый орган по месту государственной регистрации (месту осуществления деятельности иностранной организации через отделение иностранной организации) или межрегиональная (межрайонная) инспекция по крупнейшим налогоплательщикам.
     
     При этом обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает с налогового периода, когда начата фактическая добыча полезных ископаемых.
     
     В случае отсутствия в налоговом периоде объекта налогообложения после начала фактической добычи полезных ископаемых освобождение от обязанности представления налоговой декларации не предусмотрено.
     
     Начало фактической добычи полезных ископаемых обусловлено только одним сроком, и возобновление работ по добыче после их приостановления нельзя признать началом фактической добычи.
     
     Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
     
     В налоговой декларации подлежит отражению информация в отношении всех объектов налогообложения данного налогоплательщика. Представление налоговых деклараций в разрезе обособленных подразделений НК РФ не предусмотрено.