Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Фирмы-"однодневки" для уклонения от уплаты налогов


Фирмы-"однодневки" для уклонения от уплаты налогов

     
     Е.С. Дубоносов,
профессор ТФ МосУМВД России, д.ю.н.
     
Н.В. Павлова,
сотрудник УНП ГУВД г. Москвы
     
     Несмотря на общеизвестность многих схем уклонения от уплаты налогов и наличие обширных материалов судебной практики, связанных с привлечением руководителей хозяйствующих субъектов к уголовной ответственности по ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" Уголовного кодекса РФ, проблема неуплаты налогов организациями все еще существует.
     
     Особенно актуальна она для Москвы, где доля подставных фирм достаточно велика. Многие действующие компании не собираются проходить перерегистрацию, т.к. изначально создаются с целью уклонения от уплаты налогов. Однако их перерегистрация не решает всех проблем в связи с тем, что потребность предпринимателей в наличии новых или действующих организаций для отмывания денежных средств постоянно растет. В Москве только за сутки регистрируется около 500 новых компаний, многие из которых не имеют намерений осуществлять предпринимательскую деятельность. Довольно часто регистрируются подставные организации (фирмы-"однодневки") для занижения налоговой базы, завышения вычетов по НДС, незаконного возмещения НДС из бюджета и т.п.
     
     Подобная ситуация оказывает негативное влияние не только на эффективность борьбы с налоговыми преступлениями, но и на возмещение ущерба, нанесенного государству подобными действиями. Например, по данным ГУВД по г. Москве, ущерб от 3560 налоговых преступлений за 9 месяцев 2009 года составил 16 379 679 руб., реально возмещено только 11 671 697 руб.
     
     Для выявления фактов незаконного ухода организаций от налогообложения путем создания подставных фирм осуществляется постоянное взаимодействие сотрудников подразделений по налоговым преступлениям МВД России с налоговыми органами. Наряду с этим в ФНС России для координации деятельности налоговых органов и методологическому обеспечению проведения проверок организаций и индивидуальных предпринимателей и выявления, анализа схем уклонения от налогообложения создано Управление контрольной работы*1.
     _____
     *1 См. Положение об Управлении контрольной работы, утвержденное приказом ФНС России от 14.05.2007 N ММ-3-06/292@.
     

     Существенными признаками, указывающими на регистрацию организаций, которые впоследствии могут использоваться в качестве подставных (временных), являются:
     
     - массовая регистрация 10-20 фирм, в которых лицо является не только учредителем, но и руководителем;
     
     - нахождение по одному юридическому адресу нескольких десятков и даже сотен организаций;
     
     - оформление большого количества организаций на одно лицо;
     
     - неведение организацией хозяйственной деятельности и отсутствие в штате наемного персонала, за исключением руководителя, учредителя из числа доверенных лиц, владельца основного бизнеса и др.
     
     Регистрируемые подставные организации не имеют ничего общего с системой оптимизации налогообложения. Отличие заключается прежде всего следующем:
     
     1) в цели, которая преследуется в осуществлении хозяйственной деятельности налогоплательщиком (при создании подставных организаций она проявляется в направленных действиях по уклонению от уплаты налогов, которые содержат признаки преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ);
     
     2) используемые схемы ухода от налогов направлены на неправомерное перераспределение полученных доходов от налогов (сборов) между государством - их законным получателем и частным лицом - предпринимателем в пользу последнего путем умышленного использования им или его окружением различных приемов для получения личной материальной выгоды. Незаконный доход может быть получен путем создания им временных подставных фирм, дробления юридического лица на обособленные структуры, реально не участвующие в хозяйственном процессе, и других противоправных действиях.
     
     Для уклонения от уплаты налогов руководителями регистрируемых фирм-"однодневок" широко используется оформление фиктивных документов: договоров по оказанию различных услуг (поставка, подряд, техническое обслуживание оборудования, сервисные функции), смет, актов выполненных работ и др.
     
     Примером могут служить материалы следственной практики. Так, ГСУ при ГУВД по г. Москве в 2009 году возбуждено уголовное дело (ч. 2 ст. 199 УК РФ) по факту заключения фиктивного договора поставки иностранного товара между компанией и фирмой- "однодневкой". В соответствии с договором на расчетный счет подставной организации были перечислены и впоследствии обналичены 32 059 429 руб.
     
     Зарегистрированные подставные организации через короткий промежуток времени могут ликвидироваться путем присоединения к одному из основных предприятий, а укрытые от налогообложения суммы незаконно пополняют денежные средства владельцев основной компании.
     
     Достаточно широко используются подставные организации для возмещения НДС из бюджета. В данном случае на счета этих организаций перечисляются денежные средства в оплату поставленных ими товаров или выполненных работ, предоставленных услуг, а фактически товар покупался за наличный расчет по более низким ценам, а работы (услуги) выполнялись собственными силами. Затем по сделкам с данными фирмами НДС возмещается, как ранее уплаченный ими.
     
     Судебная практика содержит множество примеров незаконного возмещения НДС из бюджета путем использования подставных структур. В отношении генерального директора нефтегазовой компании, осуществляющей реализацию подакцизной продукции, ГСУ при ГУВД по г. Москве в 2008 году было возбуждено уголовное дело по признакам ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в особо крупном размере). Незаконные действия указанного лица заключались в использовании в течение года подставных организаций и уклонении от уплаты НДС в размере 2 488 643 431 руб. В феврале 2009 года по данному уголовному делу судом был вынесен обвинительный приговор.
     
     В настоящее время ГСУ при ГУВД по г. Москве расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ в отношении генерального директора организации, который в схеме ухода от налогообложения использовал около 30 подставных организаций, где в качестве учредителей и директоров числились умершие лица, недееспособные граждане, студенты.
     
     Приведенные примеры не являются исчерпывающими в связи с нахождением множества уголовных дел в органах предварительного расследования. Однако существующими уголовными мерами проблема профилактики массового появления подставных организаций полностью решена быть не может. Даже при регистрации фирм с признаками подставных или сомнительной целевой направленностью территориальные инспекции не могут отказать в их регистрации. При этом 860 тыс. зарегистрированных организаций в дальнейшем вообще не представляют отчетность или подают полностью "нулевую" отчетность.
     
     Кроме того, действующее законодательство имеет существенный недостаток, который заключается в отсутствии юридической (административной, уголовной) ответственности за бездействие руководителя (учредителя) по невнесению им в установленный срок в учредительные документы соответствующих изменений, касающихся деятельности зарегистрированной организации.
     
     В настоящее время на стадии подготовки находятся законопроекты, которые после их обсуждения и принятия внесут ясность в ряд вопросов в сфере налогообложения и пресечения фактов незаконного ухода от уплаты налогов или сборов организациями.