Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Совместные проверки налоговых органов с МВД России


Совместные проверки налоговых органов с МВД России*1

    _____
    
*1 Окончание. Начало см. "Налоговый вестник", N 11'2009, с. 15.
     
И.Н. Соловьев,
начальник уголовно-правового управления
правового департамента МВД России,
заслуженный юрист РФ, профессор, д.ю.н.

     
     В прошлом номере журнала мы рассказали о том, что в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений и в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" МВД России и ФНС России издан совместный приказ от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (далее - приказ).
     
     Этим приказом утверждены три инструкции:
     
     1) Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок;
     
     2) Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;
     
     3) Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
     
     Одну из них автор рассмотрел в прошлом номере. Остановимся подробнее на двух оставшихся.
     
     Инструкция о порядке направления органами МВД материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий
     
     В соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, материалы направляются органами МВД в налоговые органы для принятия по ним соответствующего решения. Это необходимо сделать в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств. Основанием для направления таких материалов являются полученные органом внутренних дел конкретные данные о совершении налогового правонарушения и необходимости проведения мероприятий налогового контроля для их документирования и последующего принятия решения.
     
     При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела или его прекращении орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган. В данном случае, поскольку в приказе от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 не указан конкретный срок в часах или днях, в течение которого уведомление направляется в налоговый орган, можно сделать вывод: оно должно быть направлено в день вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела или его прекращении.
     

     Сведения, направляемые в налоговые органы, должны включать в себя документы, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Таким образом, это могут быть любые материалы, документально подтверждающие факты нарушения конкретным физическим лицом или организацией указанного законодательства. В приказе ничего не говорится о том, могут ли направляться заверенные копии или только подлинники документов. В связи с этим, по мнению автора, допускается направлять как подлинные документы, так и копии, поскольку не всегда в распоряжении органов внутренних дел могут оказаться подлинные документы. К тому же подлинники приобщаются к материалам оперативных дел, соответственно, направить их в налоговый орган не представится возможным.
     
     Указанные материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью начальника (заместителя начальника) органа внутренних дел.
     
     Такое письмо должно содержать:
     
     - полное наименование организации (ИНН/КПП);
     
     - фамилию, имя и отчество физического лица (ИНН - при наличии);
     
     - адрес местонахождения организации (адрес постоянного места жительства физического лица), а также места осуществления хозяйственной деятельности, который указывается в случае осуществления организацией или физическим лицом своей деятельности не по месту государственной регистрации организации или постоянного места жительства физического лица;
     
     - информацию о характере предполагаемых нарушений законодательства о налогах и сборах, принятие решения по которым относится к компетенции налоговых органов, изложение связанных с ним обстоятельств, выявленных органом внутренних дел, со ссылками на подтверждающие документы, прилагаемые к письму;
     
     - сведения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом в отношении физического лица (если на момент направления материалов в налоговый орган решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом не принято, данная информация направляется в налоговый орган дополнительным письмом);
     
     - перечень прилагаемых (подтверждающих) документов.
     
     Сведения, составляющие государственную тайну, представляются в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. В статье 5 Закона о государственной тайне приводится исчерпывающий перечень таких сведений. Устанавливаются три степени их секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Статьей 16 Закона о государственной тайне устанавливается порядок взаимной передачи сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Не позднее десяти дней с даты поступления материалов налоговый орган направляет уведомление о принятом по ним решении в орган внутренних дел, направивший материалы. Таких решений может быть два.
     
     Первое - о назначении выездной налоговой проверки с указанием срока начала ее проведения или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки, также с указанием планируемого срока ее начала.
     
     Второе - об отказе в проведении мероприятий налогового контроля. В этом случае в обязательном порядке такое решение должно быть мотивировано, и в орган внутренних дел направляются основания для отказа.
     
     Основаниями для отказа в принятии решения о проведении мероприятий налогового контроля по материалам, представленным ОВД, могут являться:
     
     - отсутствие в представленных органом внутренних дел материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах (если направленные в налоговый орган материалы носят общий, неконкретный характер, отсутствует надлежащая аргументация в виде приобщенных материалов и т.д.);
     
     - наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором согласно материалам органа внутренних дел были совершены налоговые правонарушения, ранее был проверен налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации), а также если материалы органа внутренних дел свидетельствуют о налоговых правонарушениях, совершенных в период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором может быть вынесено решение о проведении проверки);
     
     - наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, совершивших налоговые правонарушения согласно материалам органа внутренних дел, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки).
     
     При отказе налогового органа в проведении мероприятий налогового контроля орган внутренних дел вправе направить материалы, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности данного отказа. В случае проведения налоговой проверки без участия сотрудников органов внутренних дел налоговый орган уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о результатах проверки в десятидневный срок со дня вступления в силу решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
     

Инструкция о порядке направления материалов в органы МВД при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения

     

Общие положения

     
     Рассматриваемая Инструкция разработана в целях обеспечения эффективности взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел и устанавливает порядок направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
     
     Основанием для направления материалов налоговым органом в орган внутренних дел является непогашение налогоплательщиком (плательщиком сбора) в полном объеме в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) указанной в данном требовании недоимки, размеры которой позволяют предполагать факт нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. В этом случае налоговые органы обязаны в течение десяти рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
     
     При этом двухмесячный срок определяется в соответствии с п. 5 ст. 6.1 НК РФ. Согласно этой норме срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.
     
     Передача материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями ст. 16 и 17 Закона о государственной тайне, а передача материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих такие сведения, - согласно требованиям ст. 102 НК РФ.
     

Требования к оформлению материалов, направляемых налоговыми органами в органы внутренних дел

     
     Приказом предусматриваются различные требования к оформлению материалов, направляемых налоговыми органами в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в зависимости от того, по какой статье Уголовного кодекса РФ предполагается квалифицировать совершенное деяние.
     
     При выявлении в ходе налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, предусмотренные ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов физическим лицом), налоговые органы направляют в органы внутренних дел в числе прочих следующие документы:
     
     - копии объяснений физического лица по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки);
     
     - документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки физическое лицо должно было представить налоговому органу налоговую декларацию;
     
     - копии документов, на основании которых можно сделать вывод о включении физическим лицом в налоговую декларацию заведомо ложных сведений;
     
     - копию акта налоговой проверки с необходимыми приложениями;
     
     - копию возражений по акту налоговой проверки;
     
     - копию решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     - копию апелляционной жалобы и копию решения по ней (при обжаловании принятого решения налогового органа до момента его вступления в силу);
     
     - копию жалобы, копию решения по жалобе (при обжаловании вступившего в законную силу решения налогового органа);
     
     - копии судебных решений (определений) (при наличии судебного разбирательства);
     
     - копию требования об уплате налогов и (или) сборов, документ, подтверждающий факт и дату вручения налогоплательщику (налоговому агенту) данного требования;
     
     - копии налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, подтверждающих исчисленные налоги и (или) сборы;
     
     - копии документов, связанных с мерами принудительного взыскания: сведения о направленных поручениях налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, о реструктуризации задолженности, приостановлении операций по счетам в банках налогоплательщиков (налогового агента), а также взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента);
     

     - справку о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов и (или) сборов выявлены факты неуплаты (неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления) их налогоплательщиком (налоговым агентом) (с разбивкой сумм доначисленных налогов и (или) сборов по периодам платежей и с указанием доли неуплаченных налогов и (или) сборов в общей сумме налогов и (или) сборов, подлежащих уплате (исчислению, удержанию и перечислению в бюджет));
     
     - акты сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком или налоговым агентом (односторонние акты сверки взаиморасчетов - в случаях неявки налогоплательщика или налогового агента по вызову налогового органа с целью проведения сверки расчетов по налогам);
     
     - сведения об имеющихся банковских счетах налогоплательщиков (налоговых агентов) с момента возникновения задолженности;
     
     - иные документы, позволяющие предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления.
     
     При выявлении в ходе проведения налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, предусмотренные ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов организации), налоговые органы направляют в органы внутренних дел все указанные выше документы, за исключением относящихся к физическому лицу, а также:
     
     - копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово- хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
     
     - копии объяснений должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).
     
     При выявлении в ходе проведения налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, предусмотренные ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента), налоговые органы направляют в органы внутренних дел все указанные выше документы, за исключением относящихся к физическому лицу, а также:
     
     - копии документов, подтверждающих факты неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления либо неправильного исчисления, удержания и неполного перечисления сумм налогов, подлежащих исчислению, удержанию и перечислению налоговым агентом;
     

     - копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогового агента в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
     
     - копии объяснений должностных лиц налогового агента по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).
     
     При выявлении в ходе налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, предусмотренные ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должны взыскиваться налоги и (или) сборы), налоговые органы в состав материалов, направляемых в органы внутренних дел, включают указанные выше документы, за исключением относящихся к физическому лицу, а также:
     
     - копии документов, подтверждающих факты сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов;
     
     - копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
     
     - копии объяснений должностных лиц организации или индивидуального предпринимателя по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки);
     
     - справку о том, за какие проверяемые периоды и на какие суммы выявлены факты сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя.
     
     В случае наличия дополнительной информации о сокрытии имущества от описи и ареста, непредставлении сведений о месте нахождения имущества, в т.ч. неотражении данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильном указании его местонахождения, фиктивной передаче правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности в аренду, сокрытии имущества у третьих лиц, переоформлении имущества на третьих лиц территориальный налоговый орган направляет указанные сведения с приложением соответствующих документов в органы внутренних дел.
     
     Весьма важным является указание в приказе на то, что налоговые органы при оформлении материалов, подлежащих направлению в органы внутренних дел, должны строго руководствоваться приведенными выше перечнями. При этом копии документов, указанных в Инструкции, заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и скрепляются печатью.
     

     Налоговые органы представляют дополнительную информацию по переданным ранее материалам на основании письменных запросов органов внутренних дел по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органа внутренних дел, указанного в запросе. При этом регистрация запросов органов внутренних дел производится в отдельном журнале.
     

Ознакомление сотрудников органов внутренних дел с материалами о нарушениях налогового законодательства, содержащих признаки преступления

     
     В целях обеспечения оперативности и повышения эффективности деятельности по рассмотрению материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, налоговые органы до официального направления органам внутренних дел указанных материалов могут организовывать предварительное ознакомление с ними сотрудников органов внутренних дел (как сотрудников оперативных подразделений по налоговым преступлениям, которые могут дать предварительную оценку достаточности материалов для квалификации совершенного деяния по соответствующей статье УК РФ, так и сотрудников следственных подразделений, оценивающих представленные материалы на предмет их полноты и допустимости для возбуждения уголовного дела).
     
     В этом случае руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до официальной передачи (направления) налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту акта налоговой проверки направляет в орган внутренних дел письменный запрос о выделении сотрудника органа внутренних дел для предварительного ознакомления с указанными материалами.
     
     Начальник органа внутренних дел на основании поступившего письменного запроса в течение трех дней выделяет своего сотрудника, о чем направляет письменное уведомление руководителю (заместителю руководителя) налогового органа.
     
     Предварительное ознакомление сотрудника органа внутренних дел с материалами осуществляется по предъявлении им служебного удостоверения. По результатам предварительного ознакомления с материалами сотрудник органа внутренних дел в случае необходимости дает рекомендации налоговому органу по осуществлению неотложных действий по установлению и закреплению доказательственной базы.
     
     Закрепление данного положения в приказе является весьма важным и актуальным для исключения фактов направления в органы внутренних дел материалов, по которым не представляется возможным провести соответствующие правоохранительные действия.
     

Взаимодействие налоговых органов и МВД России в процессе досудебного производства

     
     Поступившие из налогового органа материалы, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, принимаются должностным лицом органа внутренних дел.
     
     В данном случае в приказе не прописано, в какое подразделение направляются такие материалы. Из его буквального толкования можно сделать вывод, что они направляются в адрес органа внутренних дел, а не какого- то конкретного подразделения, а уже далее в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы делопроизводства, эти материалы передаются руководством органа внутренних дел в конкретное подразделение для рассмотрения и проверки изложенной в них информации. По результатам их проверки в случае обнаружения признаков преступления орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа в соответствии со ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ принимает по ним процессуальное решение о возбуждении уголовного дела.
     
     В случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган, направивший материалы.
     
     Если вынесено решение о возбуждении уголовного дела, орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа также незамедлительно направляют уведомление об этом в заинтересованный налоговый орган.
     
     При отсутствии в представленных материалах признаков преступления орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа направляют уведомление об этом в налоговый орган с указанием оснований отсутствия в указанных материалах признаков преступления.
     
     В случае вынесения решения о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам, направленным налоговым органом, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление об этом в соответствующий налоговый орган. При передаче материалов, направленных налоговыми органами по подследственности в другие правоохранительные органы, орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно посылают уведомление об этом в соответствующий налоговый орган.
     
     Одновременно с уведомлением о вынесенном решении (о возбуждении, об отказе в возбуждении, о прекращении уголовного дела) органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа копия постановления направляется в налоговый орган.
     
     Подобный порядок, как и положения проанализированного приказа, создают правовые предпосылки для налаживания действенной "обратной связи" между налоговыми органами и ОВД в их совместной работе по декриминализации налоговой сферы.