Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

Оказание рекламных услуг иностранной организации: облагать ли НДС

     
     Д.В. Гавриленко,
советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
     
     Облагаются ли НДС рекламные услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации?
     
     Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ. Так, в соответствии с подп. 4 п. 1 этой статьи местом реализации рекламных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории России.
     
     При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.
     
     Таким образом, рекламные услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации, объектом обложения НДС на российской территории не являются и, соответственно, НДС не облагаются.
     

Освобождение от НДС реализации билетов на концерты иностранных исполнителей

     
     Д.В. Гавриленко,
советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
     
     Каковы условия освобождения от НДС реализации входных билетов на концерты иностранных поп- и рок-исполнителей на территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства, к которым относится, в частности, реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Этим же подпунктом установлен перечень организаций, в целях применения НДС относящихся к учреждениям культуры и искусства.
     

Восстановление сумм НДС по компенсированным затратам

     
     Е.С. Лобачева,
консультант Минфина России
     
     Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, произвела расходы (на покупку семян, удобрений, горюче-смазочных материалов), а предъявленный поставщиками НДС приняла к вычету. Впоследствии эти затраты были компенсированы из федерального бюджета. Следует ли восстанавливать суммы НДС по компенсированным затратам?
     
     Да, суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам, расходы по которым компенсированы из федерального бюджета, подлежат восстановлению.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику. Однако в случае приобретения товаров за счет средств федерального бюджета суммы НДС оплачиваются продавцам данных товаров за счет этих средств, а не средств налогоплательщика. Поэтому предъявление к вычету (возмещению из бюджета) указанных сумм неправомерно. С момента получения компенсации из бюджета суммы НДС по указанным товарам следует восстановить.
     

Ставка водного налога при отсутствии лицензии на водозабор

     
     О.В. Семенова,
консультант Минфина России
     
     Молокозавод имеет водонапорную башню и пользуется водой из скважины. Документы на получение лицензии сданы, но до настоящего времени лицензия не получена. Нет и утвержденных лимитов. Поэтому налогоплательщик считает все водопотребление сверхлимитным и платит водный налог с коэффициентом 5. Однако межрайонная инспекция считает, что следует исчислять водный налог по ставке 360 руб. за 1 тыс. м без применения указанного коэффициента. По какой ставке следует исчислять водный налог?
     
     В отличие от ранее действовавших положений Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" гл. 25.2 НК РФ не предусматривает пятикратное увеличение ставок водного налога в случае осуществления специального и (или) особого водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии. В данном случае водный налог уплачивается по ставкам, установленным ст. 333.12 НК РФ для данного вида водопользования.
     

Условия применения пониженной ставки сбора за вылов водных биоресурсов

     
     О.В. Семенова,
консультант Минфина России
     
     Каким требованиям должен соответствовать кооператив, осуществляющий вылов водных биологических ресурсов, для того чтобы получить право применять пониженную ставку сбора в размере 15% за каждый объект водных биоресурсов? Какие документы и куда следует представить для этого?
     
     Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в подп. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ, устанавливаются в размере 15% общих ставок сбора для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в т.ч. рыболовецких артелей (колхозов) (п. 7 ст. 333.3 НК РФ).
     
     Градо- и поселкообразующими российские рыбохозяйственные организации в целях гл. 25.1 НК РФ признаются, если:
     
     - они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
     
     - они зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации добытых (выловленных) ими водных биологических ресурсов и (или) иной продукции из водных биологических ресурсов, произведенной из добытых (выловленных) ими водных биологических ресурсов, составляет не менее 70% за календарный год, предшествующий году выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
     
     - численность работников с учетом совместно проживающих с ними членов семей по состоянию на 1 января календарного года, в котором осуществляется выдача разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.
     
     Рыбохозяйственными признаются организации, осуществляющие рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (в т.ч. на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования) и реализующие эти уловы и продукцию при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%.
     
     Таким образом, если организация соответствует критериям, установленным в п. 7 ст. 333.3 НК РФ, она вправе применять ставку сбора в размере 15% общих ставок сбора.
     

     Постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 N 452 утвержден Перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Пунктом 2 вышеназванного постановления установлено, что Федеральное агентство по рыболовству и Министерство финансов РФ ежегодно до 15 декабря представляют в Правительство РФ согласованные предложения о внесении изменений в Перечень в случае приобретения или утраты российскими рыбохозяйственными организациями признаков, на основании которых им предоставляется право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. По вопросу о представлении документов организацией для внесения ее в Перечень следует обращаться в Федеральное агентство по рыболовству.
     

ЕСХН: учитывать ли в доходах превышение цены размещения акций над их номиналом

     
     Л.А. Козлова,
консультант Минфина России
     
     Акционерное общество приняло решение об увеличении уставного капитала за счет размещения дополнительных акций. Признается ли доходом в целях ЕСХН доход в виде денежных средств, полученный от превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью?
     
     При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (п. 1 ст. 346.5 НК РФ).
     
     Согласно подп. 3 п. 1 ст. 25 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)).
     
     Таким образом, доход в виде денежных средств, полученный в виде превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью (первоначальным размером), не признается доходом организации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     

Плательщик дивидендов на УСН признается налоговым агентом

     
     Л.А. Козлова,
консультант Минфина России
     
     Каков порядок налогообложения дивидендов, выплачиваемых организациям, применяющим УСН, организацией, также применяющей УСН?
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
     
     Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).
     
     Таким образом, при выплате организацией, применяющей УСН, дивидендов налогоплательщику, также применяющему УСН, на указанную организацию возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога в общеустановленном порядке.
     
     При этом согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом в соответствии с положениями ст. 214 и 275 НК РФ, не учитываются в составе доходов.
     
     Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, установлены ст. 275 НК РФ. Если источником дохода налогоплательщика является российская организация, она признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 НК РФ.
     

Амортизация земельных участков для целей налогообложения

     
     Д.В. Осипов,
консультант Минфина России
     
     Подлежат ли амортизации земельные участки, в т.ч. находящиеся у организации на праве постоянного бессрочного пользования?
     
     Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, находящиеся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), использующиеся им для извлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
     
     Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пп. 8 и 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).
     
     Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в т.ч. форвардные, фьючерсные, опционные контракты) (п. 2 ст. 256 НК РФ).
     
     Таким образом, земельные участки, в т.ч. находящиеся у организации на праве постоянного бессрочного пользования, не подлежат амортизации.
     

Учет расходов на присоединение к электрическим и коммунальным сетям

     
     Д.В. Осипов,
консультант Минфина России
     
     Налогоплательщик (производитель продуктов питания) осуществляет технологическое присоединение к электрическим и иным коммунальным инфраструктурным сетям. Можно ли учесть затраты в виде платы за присоединение энергопринимающих устройств в составе прочих расходов в текущем налоговом периоде при исчислении налога на прибыль?
     
     Указанные затраты учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, поскольку расходы в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям непосредственно не связаны с приобретением или сооружением, а также доведением данных основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования.
     
     Если в соответствии со ст. 318 НК РФ и применяемой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения прибыли затраты в виде платы за технологическое присоединение относятся к косвенным расходам, они включаются в состав расходов текущего налогового (отчетного) периода.
     
     В отношении платы, взимаемой за подключение к системам коммунальной инфраструктуры, по мнению Минфина России, следует применять аналогичный порядок признания расходов.
     

Учет затрат на подготовку документации к тендеру и уплату сбора за участие в нем при УСН

     
     С.Б. Пахалуева,
советник Минфина России
     
     Строительная организация, применяющая УСН (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), участвует в конкурсных торгах, обязательным условием которых является предоставление участником конкурсного предложения (документации), а также уплата сбора за участие в конкурсе. Вправе ли организация учитывать затраты на подготовку документации и уплату сбора в составе расходов?
     
     Расходы, связанные с участием в конкурсных торгах, не включены в перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими УСН и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
     
     Поэтому указанные налогоплательщики не вправе учитывать в составе расходов затраты на подготовку документации и уплату сбора, связанные с участием в конкурсных торгах.
     

Момент включения стоимости товаров в состав расходов при УСН

     
     С.Б. Пахалуева,
советник Минфина России
     
     Организация, применяющая УСН (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), приобрела товары, оплатила, а затем реализовала их своим покупателям. В какой момент организация может включить в состав расходов стоимость товара - сразу после оприходования, оплаты поставщику и отгрузки товаров покупателю или после оприходования, оплаты поставщику, отгрузки и оплаты покупателем?
     
     При определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в состав расходов включается стоимость приобретенных товаров, оплаченных поставщикам, реализованных и оплаченных покупателями. Поясним указанную позицию.
     
     В соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 названного пункта), а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в т.ч. на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.
     
     Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
     
     Реализацией товаров в соответствии со ст. 39 НК РФ признается передача права собственности на них одним лицом другому. При этом момент фактической реализации товаров определяется в соответствии с частью второй НК РФ.
     
     У налогоплательщиков, применяющих УСН, согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов (в т.ч. от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).
     
     Исходя из этого моментом реализации товаров у налогоплательщиков, применяющих УСН, следует считать день поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав за реализованные товары.
     

Налог на имущество: стоимость здания, вносимого в уставный капитал

     
     Н.А. Гаврилова,
заместитель начальника отдела имущественных и
прочих налогов Департамента налоговой политики
Минфина России

     
     Вправе ли ООО внести в уставный капитал взнос в виде здания ниже оценки независимого оценщика? Как в случае принятия имущества к учету по такой стоимости исчислять налог на имущество?
     
     При исчислении налога на имущество организаций находящиеся на балансе налогоплательщика основные средства учитываются по стоимости, отраженной в балансе по правилам ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374, ст. 375 НК РФ).
     
     Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 9 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 12 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н).
     
     Гражданское законодательство (п. 1 ст. 90 Гражданского кодекса РФ) предусматривает, что уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью.
     
     Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников (ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон N 14-ФЗ). Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых его участниками и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников, принимаемым всеми участниками единогласно (абз. 1 п. 2 ст. 15 Закона N 14-ФЗ). В то же время абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона N 14-ФЗ установлено: если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.
     
     Таким образом, законодательством Российской Федерации во взаимосвязи с правилами ведения бухгалтерского учета предусмотрено, что основные средства, внесенные в качестве вклада в уставный капитал, если вклад составляет менее 200 МРОТ, должны приниматься к учету по стоимости, согласованной участниками общества. Если стоимость вклада составляет более 200 МРОТ, основные средства принимаются к учету по стоимости, определенной независимым оценщиком.
     

     Президиума Высшего арбитражного суда РФ в информационном письме от 30.05.2005 N 92 (п. 3) рекомендовал арбитражным судам исходить из того, что если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в т.ч. когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица - незаконным, решение органа юридического лица - не имеющим юридической силы.
     

Уплата иностранной организацией налога на имущество в рамках договора о совместной деятельности

     
     Н.А. Гаврилова,
заместитель начальника отдела имущественных и
прочих налогов Департамента налоговой политики
Минфина России

     
     Уплачивает ли иностранная организация налог на имущество при заключении договора о совместной деятельности в отношении приобретенного ею в рамках совместной деятельности имущества?
     
     При исчислении и уплате налога на имущество иностранным организациям следует руководствоваться положениями ст. 373-375, 378 и 383 НК РФ. При этом необходимо учитывать особенности, установленные ст. 7 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. При этом деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
     
     В силу ст. 373 НК РФ иностранная организация признается налогоплательщиком, если она:
     
     - имеет постоянное представительство на территории Российской Федерации, отвечающее требованиям ст. 306 НК РФ или международным договорам Российской Федерации, и осуществляет деятельность в России через данное представительство;
     
     - является собственником недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, вне зависимости от осуществления деятельности.
     
     Наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений ст. 306 НК РФ.
     
     Положениями ст. 306-309 НК РФ установлены особенности исчисления налога на прибыль (доход) иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в России.
     
     Пунктом 2 ст. 306 определено, что под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с осуществлением работ, оказанием услуг и др., за исключением деятельности, предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.
     

     Вопрос установления постоянного представительства иностранной организации подробно изложен в разд. 2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее - Методические рекомендации).
     
     Методическими рекомендациями указывается на то, что понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2.2 Методических разъяснений одним из критериев для квалификации деятельности иностранной организации в Российской Федерации как осуществляемой через постоянное представительство является ее регулярность.
     
     Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) установлены ст. 377 НК РФ: каждый участник договора простого товарищества обязан производить исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность, а также имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности.
     
     Учитывая нормы ст. 7 НК РФ, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.
     
     Пунктом 6 ст. 306 НК РФ определено: факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в России.
     
     Поэтому в силу п. 6 ст. 306 НК РФ постоянное представительство не образуется, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности в Российской Федерации, приводящей к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 НК РФ или международным договором, а только получает доходы в виде распределения прибыли от совместной деятельности. При этом иностранная организация уплачивает налог на доход от источников в Российской Федерации.
     
     Следовательно, в этом случае указанная иностранная организация - участник договора простого товарищества не признается плательщиком налога на имущество организаций в отношении переданного или приобретенного в рамках совместной деятельности имущества.
     
     В то же время в силу этой же нормы, если иностранная организация, заключившая договор о совместной деятельности с российской организацией, самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, удовлетворяющую критериям, установленным ст. 306 НК РФ или международным договором, следует считать, что постоянное представительство образовано.
     
     В этом случае указанная иностранная организация - участник договора простого товарищества обязана исчислять и уплачивать налог в установленном ст. 377 НК РФ порядке в отношении переданного и приобретенного в процессе совместной деятельности имущества.
     

Расходы на пенсионные отчисления за иностранных работников

     
     Л.В. Полежарова,
заместитель начальника отдела налогообложения
прибыли (дохода) организаций Минфина России

     
     В рамках корпоративной политики стимулирования работников российское представительство иностранной организации производит пенсионные отчисления за своих иностранных сотрудников в негосударственные пенсионные фонды, образованные в соответствии с законодательством стран, гражданами которых являются эти сотрудники. Вправе ли мы принять данные выплаты в состав расходов для целей налогообложения прибыли?
     
     Порядок признания в целях налогообложения прибыли пенсионных отчислений работодателей в пользу своих работников установлен п. 16 ст. 255 НК РФ. Этой нормой, в частности, предусмотрено, что в составе расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитываются суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности на территории нашей страны.
     
     Таким образом, пенсионные отчисления российского отделения иностранной компании, производимые в пользу ее сотрудников - граждан иностранных государств в негосударственные пенсионные фонды, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации не учитываются.
     

Учет расходов в период переоформления лицензии на организацию, выделяемую при реорганизации

     
     Л.В. Полежарова,
заместитель начальника отдела налогообложения
прибыли (дохода) организаций Минфина России

     
     В рамках проводимой реорганизации общества в форме выделения вновь образуемой организации передается часть лицензионных участков, обязательств, имущество, необходимое для разработки переданных участков недр. Просим разъяснить порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов на освоение природных ресурсов в период переоформления лицензии на участки недр.
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Согласно п. 1 ст. 261 НК РФ к затратам на освоение природных ресурсов относятся расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями.
     
     Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. При этом в соответствии со ст. 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
     
     Согласно ст. 17.1 Закона N 2395-1 при реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участком недр, предоставленной прежнему его пользователю, право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности.
     
     При переходе права пользования участком недр соответствующая лицензия подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
     
     Исходя из изложенного, до момента государственной перерегистрации лицензии на пользование участком недр на вновь созданное в ходе реорганизации юридическое лицо расходы, предусмотренные ст. 261 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль реорганизуемым юридическим лицом.