Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Стартовое пособие для бизнеса: процедура получения и налогообложение


Стартовое пособие для бизнеса: процедура получения и налогообложение

     
     М.Л. Косульникова,
главный бухгалтер ООО "Галан"
     
     Так называемое стартовое пособие начинающему бизнесу, о котором сегодня много говорят и пишут, представляет собой субсидию (материальную поддержку), выдаваемую, как правило, центрами занятости на местах (мониторинг и реализацию региональных программ осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (п. 17 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089, далее - Правила).
     
     Поскольку нормативные акты, определяющие условия и порядок получения субсидий, по-разному квалифицируют указанные суммы поддержки, у местных налоговых органов, как и у налогоплательщиков, возникают вопросы: какими налогами, по каким ставкам и в какой момент облагать полученные средства?
     
     В данной статье мы рассмотрим программу содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, процедуры получения указанных средств на примере разных регионов и проблемы их налогообложения.
     

Федеральные и региональные нормативные акты


Размер субсидий

     
     Размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (п. 10 Правил). На сегодня выплата составляет 58 800 руб.*1 (4900 руб. х 12 мес.). За счет средств бюджета субъекта РФ может быть осуществлено повышение размера выплаты с учетом районного коэффициента (письмо Минздравсоцразвития России от 29.06.2009 N 23-3/10/2-5058). Размер субсидии безработному гражданину, открывшему собственное дело, не зависит от сроков и суммы выплаченного ему пособия по безработице (п. 9 письма Минздравсоцразвития России от 25.05.2009 N 23-3/10/2-4032).
     _____
     *1 Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 N 915 на 2009 год был утвержден размер максимальной величины пособия по безработице и составил 4900 руб.
     
     Минздравсоцразвития России планирует увеличить размер субсидии на открытие безработным собственного бизнеса до 120 000 руб. Обязательным условием получения такой выплаты будет то, что получателю субсидии придется трудоустроить нескольких граждан, зарегистрированных безработными.
     

Порядок предоставления средств

     
     Каждый субъект РФ принял свой нормативный акт, в котором прописаны условия предоставления субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Поэтому в различных областях правила выдачи такой помощи разнятся.
     
     Например, в Рязанской области предоставление субсидии безработным гражданам осуществляется при выполнении следующих условий*1:
     _____
     *1 Пункт 2.1 Порядка содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 19.03.2009 N 48.
     
     - при достижении безработным гражданином 18-летнего возраста;
     
     - изъявлении письменного желания гражданина организовать собственное дело;
     
     - положительной оценке независимой экспертной комиссии бизнес-плана, разработанного безработным гражданином по выбранному виду деятельности;
     
     - отсутствии персональных данных безработного гражданина в реестре малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства на момент защиты бизнес-плана;
     
     - заключении договора о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости между центром занятости населения и безработным гражданином;
     
     - предъявлении безработным гражданином свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
     
     При получении субсидии в Республике Адыгея дополнительно потребуется представить заключение профконсультанта Центра занятости о степени готовности безработного гражданина к осуществлению предпринимательской деятельности*1. Результаты собеседования понадобятся в Чукотском округе*2 и в Амурской области*3. Между тем в Республике Коми не рекомендовано заключать указанные договоры с гражданами, которым до достижения пенсионного возраста осталось всего два года*4.
     _____
     *1 Пункт 2.3 Порядка содействия мероприятий развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.01.2009 N 2.
     *2 Пункт 2.3 Положения о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 17.04.2009 N 93.
     *3 Пункт 4.7.1 Порядка организации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 10.03.2009 N 80.
     *4 Пункт 7 Порядка организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в рамках реализации целевой республиканской программы "Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми (2009 год)", утвержденного приказом Управления Республики Коми по занятости населения от 25.03.2009 N 18.
     

     Запланированная численность получателей субсидий во всех регионах разная, причем в некоторых субъектах еще установлена категория граждан с преимущественным правом на данную помощь. Например, в Алтайском крае приоритет на получение субсидии имеют следующие безработные граждане*1:
     _____
     *1 Пункт 5.3 Порядка реализации мероприятий краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году", утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 24.02.2009 N 66.
     
     - молодежь в возрасте до 30 лет;
     
     - инвалиды;
     
     - выпускники профессиональных учебных заведений;
     
     - женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;
     
     - граждане, имеющие детей-инвалидов;
     
     - граждане, уволенные по причинам сокращения численности или штата работников, ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
     
     Практически во всех регионах обязательным условием предоставления денежных средств является организация малого предпринимательства и самозанятости безработным гражданином на срок не менее одного года. Например, в Порядке, утвержденном в Астраханской области, говорится, что в случае выявления факта прекращения предпринимательской деятельности до истечения 12-месячного срока сумма полученной субсидии подлежит возврату*1. Похожее правило существует в Адыгее, Калужской области, Красноярском крае, Республике Коми, Чукотском округе, в Амурской области и др. Причем гражданам, ранее получившим денежные средства на организацию собственного дела, вторично такая субсидия не выдается.
     _____
     *1 Пункт 2.7 Порядка предоставления субсидии из бюджета Астраханской области на мероприятия по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2009 N 187-П.
     
     Кстати, безработное лицо, заключившее договор на получение субсидии, считается занятым и снимается с учета в центре занятости с даты внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) или Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Таким образом, государство обезопасило себя от дальнейшей выплаты данным гражданам пособия по безработице.
     

Бизнес-план для получения субсидии

     
     Как правило, службы занятости предлагают претендентам на получение субсидии пройти краткосрочные курсы по основам предпринимательской деятельности. При этом программа обычно включает в себя составление бизнес-плана, необходимого для получения субсидии.
     
     Структуру бизнес-плана можно посмотреть на региональных интернет-сайтах центров занятости населения. Примерные формы бизнес- планов для различных видов деятельности можно посмотреть, например, на сайте службы занятости населения Иркутской области.
     
     Конечно, отдельные регионы указали приоритетные направления развития бизнеса, инициаторам которых субсидии будут выдаваться в первую очередь. Так, в Белгородской области предполагается в первоочередном порядке стимулировать развитие малого предпринимательства в сельской местности. На Алтае в качестве первоочередных рассматривают бизнес-планы, предусматривающие выполнение одного из следующих условий: развитие приоритетных для территории видов деятельности, создание новых рабочих мест, обеспечение безопасности условий труда, развитие производства и сферы услуг в сельской местности края*1. Перечень видов деятельности, по которым следует организовывать бизнес, также принят в Калужской области, Красноярском крае, Республике Алтай и т.д.
     _____
     *1 Пункт 5.4 Порядка реализации мероприятий краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году", утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 24.02.2009 N 66.
     
     На местах приняты и критерии оценки бизнес-планов. Например, в Алтайском крае - это конкретность и социальная значимость ожидаемых результатов проекта, количество создаваемых рабочих мест, реальность осуществления, востребованность производимой продукции, конкурентоспособность, сумма средств на реализацию проекта, сроки реализации проекта, ожидаемый экономический эффект*1. В Нижегородской области кроме окупаемости проекта и числа рабочих мест обращают внимание и на период, когда гражданин находился в статусе безработного*2.
     _____
     *1 Пункт 5.7 Порядка реализации мероприятий краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году", утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 24.02.2009 N 66.
     *2 Пункт 17 Положения о порядке предоставления субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета на оказание финансовой помощи на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 17.02.2009 N 61.
     

Направления расходования субсидии

     
     Минздравсоцразвития России в письме от 25.05.2009 N 23-3/10/2-4032 отметил, что в постановлении N 1089 отсутствуют ограничения по направлениям расходования средств, предоставленных безработным гражданам в виде субсидии (материальной поддержки) на развитие малого предпринимательства и самозанятости. Поэтому указанные граждане, получившие субсидию на открытие собственного дела, вправе самостоятельно принимать решение о направлении расходования данных средств. Подтверждения данного факта можно найти в местных постановлениях властей. Например, в Рязанской области расходование субсидии осуществляется на следующие цели*1:
     _____
     *1 Пункт 3.1 Порядка содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 19.03.2009 N 8.
     
     - подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
     
     - оплату государственной пошлины;
     
     - оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера;
     
     - приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов;
     
     - прочие расходы, указанные в бизнес-плане безработного гражданина.
     
     В то же время согласно постановлению Правительства Красноярского края субсидию можно потратить только на следующие виды расходов:
     
     - косметический ремонт здания, сооружения, находящихся в собственности или в аренде безработного гражданина;
     
     - приобретение основных средств;
     
     - приобретение сырья, расходных материалов;
     
     - транспортные расходы, связанные с доставкой основных средств, сырья и расходных материалов.
     
     Ответственность за нецелевое использование субсидии возлагается на гражданина, получившего указанные финансовые средства. Контролирует выполнение условий заключенного с безработным гражданином договора Центр занятости населения. При этом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данным лицом условий, установленных местным порядком, гражданин осуществляет возврат в областной бюджет уже перечисленных ему финансовых средств в добровольном порядке либо по решению суда.
     

Отчет по израсходованным средствам

     
     Каким образом следует отчитаться за полученные средства? Этот вопрос, судя по всему, отдан "на откуп" регионам. Например, на Алтае гражданин по истечении трех месяцев с момента перечисления средств на лицевой счет обязан в течение 10 календарных дней представить в центр занятости населения документы, подтверждающие направление средств субсидии на организацию предпринимательской деятельности*1.
     _____
     *1 Пункт 5.10 Порядка реализации мероприятий краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году", утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 24.02.2009 N 66.
     
     В Калужской области получатель денежных средств через год представляет в центр занятости отчет о своей деятельности с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, а также копию декларации о доходах (или иной документ).
     
     В Республике Адыгея документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов, следует представить не позднее трех месяцев после перечисления субсидии. В аналогичные сроки надо отчитаться и в Красноярском крае. Речь здесь идет о соответствующих договорах, счетах-фактурах, кассовых чеках и других документах.
     
     Между тем в Самарской области для того, чтобы получить субсидию, придется представить в центр занятости документы, подтверждающие произведенные расходы на приобретение основных средств, материальных запасов, аренду и иные расходы, предусмотренные бизнес-планом*1.
     _____
     *1 Пункт 9 Порядка предоставления в 2009 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на организацию собственного дела лицами из числа бывших безработных граждан, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 22.04.2009 N 221.
     
     В Ханты-Мансийском автономном округе отчетным документом будет являться акт о целевом использовании субсидии. При этом работники центра занятости населения вправе провести проверку представленной гражданином декларации о доходах в налоговую инспекцию и наличия учетных документов осуществления видов предпринимательской деятельности, предусмотренных договором*1.
     _____
     *1 Пункт 4.3 Порядка предоставления субсидий гражданам из числа безработных на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.03.2009 N 45-н.
     

Дополнительные виды финансирования "стартующих"

     
     Кроме указанной выше субсидии безработным гражданам может быть также оказана финансовая помощь на следующие цели (подп. "в" п. 4.7 Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.07.2005 N 485):
     
     - подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
     
     - оплату государственной пошлины;
     
     - оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера;
     
     - приобретение бланочной документации, изготовление печатей и штампов.
     
     Указанные расходы производятся до истечения 30 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Как правило, в этом случае между центром занятости и гражданином заключается договор об оказании финансовой помощи на организацию самозанятости. Причем согласно п. 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16.06.2008 N 281н, граждане имеют право на неоднократное обращение за данной государственной услугой.
     
     Между тем некоторые регионы на конкурсной основе безвозмездно предоставляют довольно ощутимые денежные средства для открытия бизнеса. Например, Департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Правительства Ярославской области осуществляет прием заявок на получение гранта в размере до 250 тыс. руб. на создание собственного дела. Здесь речь идет о следующих лицах: безработных, работающих в режиме неполного рабочего времени, ушедших в отпуск без сохранения заработной платы, работниках градообразующих предприятий и молодежи до 30 лет.
     
     В свою очередь, в Кемеровской области в 2009 году каждый предприниматель имеет возможность выиграть на конкурсной основе безвозмездный грант из областного бюджета в размере от 100 000 до 500 000 руб. для создания новых предприятий. При этом губернатор области ввел еще один вид поддержки начинающих предпринимателей - льготный заем в размере 1 000 000 руб. сроком на три года под 5% годовых. В Томской области победители конкурса из числа безработных или ищущих работу граждан смогут получить на реализацию своего проекта сумму до 300 000 руб. Аналогичная сумма предусмотрена законом Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2777.
     

Налогообложение выплат

     
     Поступление в бюджеты субъектов РФ субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, отражают по коду "Субсидии бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ" (приказ Минфина России от 23.01.2009 N 4н). При этом расходы Центров занятости на предоставленные субсидии безработным гражданам, организовавшим собственное дело (в сумме, не превышающей 12-кратного размера пособия по безработице), относят на подстатью "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций" (письмо Минфина России от 29.05.2009 N 02-03-09/2175).
     
     При этом у центра занятости (как и у самого получателя субсидии) возникает закономерный вопрос: облагаются ли налогом на доходы физических лиц суммы, выплачиваемые гражданам на организацию собственного бизнеса? Тем более что далеко не во всех нормативных актах субъектов РФ речь идет именно о субсидиях. Например, в постановлении Правительства Ярославской области от 28.01.2009 N 27-п говорится о "финансовых средствах на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан".
     
     Исходя из проанализированных выше законодательных актов, субсидия на открытие собственного бизнеса призвана заменить (хотя бы частично) пособие по безработице. Между тем согласно п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ к пособиям, не подлежащим налогообложению НДФЛ, относятся и пособия по безработице. В то же время ст. 217 НК РФ содержит исчерпывающий перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. При этом согласно НК РФ не подлежат налогообложению только субсидии, полученные на возмещение затрат на уплату процентов по займам (кредитам) и выплат на приобретение или строительство жилого помещения (пп. 35 и 36 ст. 217). Таким образом, можно сделать вывод: субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан облагаются НДФЛ. Так что при составлении бизнес-плана не забудьте в расходах учесть НДФЛ.
     
     Не удастся избежать уплаты НДФЛ и получателям грантов в рамках целевого бюджетного финансирования. Ведь согласно п. 6 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению только суммы грантов (безвозмездной помощи), предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ (письмо ФНС России от 23.05.2006 N 04-2-02/420@).
     

     Индивидуальному предпринимателю необязательно заключать самому с собой какие-либо договоры займа и доплачивать налоги при переводе полученной субсидии в свой бизнес. В свою очередь, при образовании юридического лица есть несколько способов привлечения денежных средств от учредителя: взнос в уставный капитал (данная процедура потребует изменения учредительных документов), беспроцентный заем (в этом случае не потребуется рассчитывать экономическую выгоду от неуплаты процентов), безвозмездная помощь (не придется платить налог на прибыль, если гражданину принадлежит более 50% уставного капитала).