Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Совместные проверки налоговых органов с МВД России


Совместные проверки налоговых органов с МВД России

     
     И.Н. Соловьев,
начальник уголовно-правового управления
правового департамента МВД России,
заслуженный юрист Российской Федерации,
профессор, д.ю.н.

     
     В условиях финансового кризиса и негативных явлений в экономике действенный контроль над соблюдением налогового законодательства, наполняемостью бюджета, эффективное налоговое администрирование, а также надежная уголовно-правовая охрана налоговой сферы приобретают особую актуальность.
     
     В соответствии со ст. 82 и 101 Налогового кодекса РФ функции налогового контроля, в т.ч. проведение налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов. Органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных НК РФ процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций. Таким образом, самостоятельно взыскать сумму сокрытых налогов и налагать соответствующие штрафные санкции органы внутренних дел не вправе. Материалы по таким нарушениям должны быть направлены в налоговые органы.
     
     У налоговых органов и органов внутренних дел различные методы выявления противоправных деяний в сфере налогообложения. У первых они контрольные, у вторых - оперативно-розыскные и уголовно- процессуальные. В то же время их сочетание на основе действующего законодательства и принципа соблюдения прав и законных интересов граждан и предпринимателей может дать наибольший эффект и результат.
     

Реформы в "милицейском" законодательстве

     
     За последнее время произошел целый ряд серьезных изменений, затронувших полномочия органов внутренних дел, порядок осуществления налогового администрирования, права и интересы налогоплательщиков.
     
     Федеральным законом от 26.12.2008 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" признаны утратившими силу пп. 25 и 35 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции). Эти нормы регламентировали права милиции по проведению проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также при налоговых проверках.
     
     Пункт 33 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции изложен в новой редакции. Если прежде органы внутренних дел имели право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов, то теперь это право реализуется только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Часть 2 ст. 11 Закона о милиции изложена в новой редакции, согласно которой использование сотрудниками органов внутренних дел прав, предоставленных им настоящим Законом, возможно только при исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, участие органов внутренних дел в защите налоговой системы страны возможно теперь только "через" налоговые органы, т.е. при их непосредственном участии. В данном случае эффективный порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов становится особенно актуальным.
     
     Касаясь вопроса качества материалов, содержащих информацию о признаках налоговых преступлений, направляемых налоговыми органами в органы внутренних дел, отметим: основным недостатком данных материалов является то, что они направляются по формальным признакам величины недоимки или суммы сокрытых налогов. При этом налоговые органы, не являясь правоохранительными, не уделяют внимания фиксированию и хранению материалов совершенных преступлений, документированию умысла уклонения от уплаты налогов.
     
     Об этом свидетельствуют статистические данные о количестве рассмотренных материалов в порядке ст. 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) и возбужденных уголовных дел по сведениям, поступившим из налоговых органов.
     

     Так, в течение ряда лет процентное соотношение общего количества возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям к количеству уголовных дел, возбужденных по сообщениям, поступившим из налоговых органов, колебалось на среднем уровне в 6,2%. Этот уровень и есть коэффициент эффективности использования материалов, полученных в результате осуществления мероприятий налогового контроля при возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям.
     
     Налоговые преступления должны выявляться не только методами налогового контроля, но и специфическими методами оперативно- розыскной деятельности. При этом выявление преступлений по результатам контрольной работы подчас весьма затруднено и объясняется различными целями, а также характерными особенностями контрольной и правоохранительной деятельности.
     
     В условиях действия прошлого регламента взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел количество поступающих в органы внутренних дел материалов постепенно уменьшалось (на 10-12% в год).
     
     Вместе с количеством материалов снижалось и их качество. Среди наиболее распространенных недостатков направляемых материалов можно отметить:
     
     - отсутствие копий возражений по акту выездной налоговой проверки;
     
     - непредставление копий жалоб, ответов на жалобы, судебных решений (определений);
     
     - отсутствие заверенных копий налоговых деклараций, бухгалтерских балансов, отчетов и других документов, подтверждающих факты неуплаты налогов и сборов;
     
     - направление материалов без копий приказов о назначении на должности лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и документов о привлечении их к административной ответственности;
     
     - отсутствие копий объяснений должностных лиц организаций по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, которые должны прилагаться к материалам, и др.
     
     В таких случаях не представлялось возможным провести проверку в установленные законом сроки. Как правило, выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые затем подчас отменялись прокуратурой.
     
     В результате доработка таких сведений затягивалась надолго.
     
     В большей части материалов вообще не содержалось состава преступлений и по ним выносилось окончательное решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В отдельных случаях в связи с отсутствием необходимых документов принятие какого-либо процессуального решения было весьма затруднительно, в результате чего материалы возвращались обратно в налоговые инспекции или списывались в номенклатурные дела.
     
     Произошедшие в законодательстве изменения, а также продиктованная практикой необходимость переработки регламента взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов послужили отправной точкой для разработки нового совместного приказа МВД России и ФНС России.
     

Новый порядок взаимодействия ФНС России и МВД России

     
     В целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений и в соответствии с НК РФ и Законом о милиции МВД России и ФНС России издан совместный приказ от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений". Данный документ зарегистрирован в Минюсте России 01.09.2009 N 14675 (далее - Приказ).
     
     Указанным Приказом утверждены три инструкции:
     
     1) Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок;
     
     2) Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;
     
     3) Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
     
     Наряду с этим признан утратившим силу приказ МВД России и ФНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".
     
     Рассмотрим новые правила взаимодействия и направления материалов более подробно.
     

Инструкция о порядке взаимодействия МВД России и ФНС России при выездных проверках


Общие положения

     
     В общих положениях авторы приводятся законодательные основы для участия органов внутренних дел в выездных налоговых проверках, подчеркивая, что главной целью такой совместной работы является выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах.
     
     При проведении выездных налоговых проверок должностные лица налоговых органов и сотрудники органов внутренних дел руководствуются Конституцией РФ, НК РФ, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Законом о милиции, Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", иными нормативными правовыми актами.
     
     Непосредственно же выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ.
     
     Данная норма устанавливает, что "по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках". К тому же и п. 33 ст. 11 Закона о милиции предусмотрено право органов внутренних дел участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Координация проводимых совместных мероприятий возлагается на руководителя проверяющей группы, которым может быть только сотрудник налогового органа. При этом взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий.
     
     Такая установка говорит о следующем: в процессе совместного выхода на выездную налоговую проверку представитель каждого ведомства действует в рамках своих полномочий, не вмешиваясь в компетенцию друг друга, предоставляя возможность выбора предусмотренных законом методов и средств. Так, сотрудники органов внутренних дел, участвующие по запросу налогового органа в выездной налоговой проверке, могут реализовывать полномочия в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности. Поскольку ФНС России не является субъектом оперативно-розыскной деятельности, ее сотрудники не вправе вмешиваться в процесс ее осуществления. В свою очередь сотрудники органов внутренних дел не наделены правом проведения мероприятий налогового контроля и в связи с этим не могут влиять на реализацию указанных полномочий сотрудниками налоговых органов.
     
     Однако при этом Приказ предписывает обеспечивать согласованность действий всех участников выездной налоговой проверки.
     

     Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении, которое оформляется в соответствии со ст. 89 НК РФ.
     
     В целях соблюдения законных интересов налогоплательщиков в Приказ включено положение, согласно которому, если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной налоговой проверки, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в соответствии с образцом, утвержденным ФНС России, выносится решение о внесении изменений в принятое решение о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы. У сотрудников органов внутренних дел должно быть документально подтвержденное основание для участия в проверке и пребывания в месте фактического нахождения налогоплательщика.
     
     В соответствии с действующим законодательством выездные налоговые проверки могут быть проведены налоговым органом по постановлению следователя. В этом случае при проведении проверки учитываются предложения по ее характеру, сроку и объему, содержащиеся в постановлении. Естественно, такие предложения следователя не должны противоречить НК РФ. Такая норма является актуальной еще и в связи с тем, что в настоящее время органы внутренних дел лишены права проводить самостоятельные проверки налогоплательщиков на предмет выявления признаков налоговых преступлений, и вся база доказательств по таким делам будет строиться на основе актов проверок, проведенных налоговыми органами.
     

Подготовка к проведению выездной налоговой проверки

     
     Основанием для участия сотрудников органов внутренних дел в выездных налоговых проверках является подписанный руководителем или заместителем руководителя налогового органа мотивированный запрос, направленный в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.
     
     Запрос об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке должен содержать:
     
     - штамп налогового органа;
     
     - обращение к начальнику органа внутренних дел с указанием полного наименования, фамилии, имени и отчества;
     
     - в качестве основания - ссылку на п. 1 ст. 36 НК РФ;
     
     - наименование налогового органа, который просит выделить для участия в проведении выездной налоговой проверки сотрудников органа внутренних дел;
     
     - ИНН/КПП и полное и сокращенное наименование организации или ФИО физического лица, в отношении которых будет проводиться проверка;
     
     - наименование подразделения органа внутренних дел, количество сотрудников, выделенных для проверки;
     
     - адрес места нахождения организации или адрес места жительства физического лица;
     
     - наименование налогов и (или) сборов, правильность исчисления, удержания, уплаты и перечисления которых будет проверяться;
     
     - период проверки;
     
     - описание формы, характера и содержания предполагаемого налогового правонарушения;
     
     - обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов или для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих (при наличии такой необходимости);
     
     - дата (предполагаемая дата) начала проверки;
     
     - подпись руководителя или заместителя руководителя налогового органа.
     
     В Приказе подробно прописываются основания для направления налоговым органом мотивированного запроса:
     
     - наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
     
     - назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения;
     

     - необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
     
     - необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.
          
     В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в перечень лиц, подлежащих государственной защите, входят работники налоговых органов.
     
     Статья 5 указанного Закона устанавливает виды мер безопасности, которые могут применяться в отношении защищаемых лиц:
     
     - личная охрана, охрана жилища и имущества;
     
     - выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
     
     - временное помещение в безопасное место;
     
     - обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
     
     - перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
     
     - переселение на другое место жительства;
     
     - замена документов, изменение внешности.
     
     На рассмотрение запроса налогового органа в органе внутренних дел совместным приказом предусмотрено пять календарных дней со дня его поступления.
     
     По истечении данного срока орган внутренних дел обязан либо предоставить в налоговый орган информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, либо мотивированный отказ от участия в указанной проверке.
     
     Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:
     
     - отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах. Включение данного основания является оправданным, т.к. подчас материалы и запросы из налоговых органов в органы внутренних дел поступают по формальному признаку, без учета правоохранительной специфики и, соответственно, не получают должной оценки и, как следствие, результата;
     
     - несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке их компетенции. Как уже отмечалось, сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.), для содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей;
     

     - отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих. Далеко не каждая выездная налоговая проверка нуждается в том, чтобы быть проведенной с участием сотрудников милиции.
     
     Необходимым элементом взаимодействия при участии сотрудников милиции в выездной налоговой проверке является проведение рабочего совещания с целью обеспечения координации действий участников выездной налоговой проверки. Такое совместное совещание должно быть проведено непосредственно перед началом проверки либо перед принятием решения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел.
     
     На совещании вырабатываются и согласуются основные направления проведения предстоящей или уже проводимой проверки, составляется аналитическая схема выявления нарушений налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация, а также вопросы организации и тактики осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
     
     В целях документального закрепления алгоритма совместных действий представляется, что итоги проведения такого совещания могут быть оформлены соответствующим протоколом, подписанным руководителем проверяющей группы и старшим участником проверки от органа внутренних дел. Если в ходе дальнейшей работы между участниками проверки возникнут разногласия, протокол совместного рабочего совещания может оказать существенную помощь в их разрешении, напомнив о первоначальных целях и договоренностях.
     
     На всех этапах подготовки, проведения и оформления результатов выездной налоговой проверки проверяющие действуют в пределах прав и обязанностей, предоставленных им законодательством Российской Федерации, - должностные лица налоговых органов при проведении проверки совершают действия по осуществлению налогового контроля, предусмотренные НК РФ, Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации", а сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Законами о милиции, об оперативно-розыскной деятельности и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     
     Если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производятся истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в т.ч. электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные НК РФ, Законом о налоговых органах Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     

     К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел. Такая возможность обеспечивает надежное доказательственное значение таким материалам, т.к. нередко налогоплательщики оспаривают допустимость представления налоговым органом в качестве доказательств документов, собранных вне рамок налоговой проверки.
     

Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки

     
     Отражение и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляются в порядке, установленном ст. 100 и 101 НК РФ и иными нормативными правовыми актами.
     
     Статья 100 НК РФ определяет подробный порядок оформления результатов налоговой проверки, в соответствии с которым по ее результатам в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт.
     
     В свою очередь, ст. 101 НК РФ регламентирует порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
     

Особенности составления акта при совместной проверке

     
     В Приказе прописаны также особенности оформления результатов выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел. Так, акт выездной налоговой проверки должен быть подписан участвовавшими в ней должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, а также лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
     
     В данном случае устанавливается ограничение на круг лиц из числа сотрудников органов внутренних дел, имеющих право подписывать акт выездной налоговой проверки. Не подписывается акт сотрудниками органов внутренних дел, если они обеспечивали безопасность должностных лиц налогового органа, т.к. в этом случае прямого участия непосредственно в проверке соблюдения налогового законодательства они не принимали и выполняли роль физической защиты проверяющих, а также если сотрудники органа внутренних дел привлекались в качестве специалистов, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля.
     
     В соответствии с п. 11 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
     
     Статья 96 НК РФ устанавливает порядок привлечения специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. В соответствии с данным порядком в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в т.ч. при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.
     
     При этом участие лица в качестве специалиста не исключает возможность его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.
     
     В свою очередь, ст. 77 НК РФ, регламентирующая процедуру ареста имущества налогоплательщика, допускает участие в выездной налоговой проверке специалистов при условии разъяснения их прав и обязанностей; ст. 92 НК РФ определяет, что при проведении осмотра вправе участвовать специалисты.
     
     В соответствии со ст. 94 НК РФ в необходимых случаях для участия в производстве выемки также приглашается специалист.
     
     Согласно ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
     
     Специалист может быть привлечен и к участию в рассмотрении акта и других материалов мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ).
     
     Весьма важным является условие соблюдения специалистом налоговой тайны, т.к. в соответствии со ст. 102 НК РФ к разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
     
     На основании ст. 131 НК РФ специалистам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Они получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.
     
     Суммы, причитающиеся специалистам, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета. При этом отказ специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. (ст. 129 НК РФ).
     
     Участие сотрудника органа внутренних дел в выездной налоговой проверке в качестве специалиста, т.е. полноправного участника налогового процесса, исключает возможность его участия в проверке в качестве непосредственно проверяющего.
     
     В Приказе говорится: если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
     
     При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. В результате у проверяющих могут сформироваться разные мнения о содержании и выводах, изложенных в акте проверки. Указанные разногласия могут касаться:
     
     - отражения перечня и полноты сведений о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
     
     - содержания документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, или записи об отсутствии таковых;
     
     - выводов и предложений проверяющих по устранению выявленных нарушений.
     
     Однако руководитель группы, которым в обязательном порядке является сотрудник налогового органа, принимает окончательное решение по итоговому содержанию акта проверки, а также по вопросу учета (или не учета) возникших разногласий.
     
     Принимаемое окончательное решение руководителя группы может не в полной мере устроить всех проверяющих. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел. Такое заключение является лишь формальностью, т.к. не передается налогоплательщику и не может выступать в качестве полноценного аргумента при рассмотрении арбитражного или уголовного дела в суде.
     
     Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах: один хранится в налоговом органе, второй в установленном порядке вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, третий передается (направляется) органу внутренних дел, чьи сотрудники участвовали в проведении проверки.
     
     В случае представления организацией, индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом возражений по акту проверки, документов, подтверждающих обоснованность возражений, их копии в трехдневный срок со дня представления направляются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке.
     

Какие документы составляются по результатам совместных проверок

     
     По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с НК РФ, которое вручается проверяемому лицу (его представителю) в установленном порядке, а также в трехдневный срок с момента вступления его в силу направляется в орган внутренних дел, чьи сотрудники участвовали в проведении проверки.
     
     При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел (в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц) возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
     
     Если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки, а также копии документов, подтверждающих обоснованность возражений по акту проверки, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия материалов о возбуждении дела об административном правонарушении в орган внутренних дел не направляются.
     
     Во всех остальных случаях в течение трех дней копия постановления по делу об административном правонарушении направляется налоговым органом или органом внутренних дел соответственно в орган внутренних дел или в налоговый орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
     
     При вынесении органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела руководитель (заместитель руководителя) налогового органа или органа внутренних дел выносит мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
     
     О принятом в соответствии со ст. 145 УПК РФ процессуальном решении орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление в налоговый орган. При этом налоговому органу разъясняется право обжаловать данное решение и порядок такого обжалования.
     

     Постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам - частного обвинения в суд относятся к категории процессуальных решений, которые принимаются в ходе уголовного судопроизводства и могут быть обжалованы в общем порядке в соответствии со ст. 124 УПК РФ, предусматривающей, что:
     
     - прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в десятидневный срок, о чем извещается заявитель;
     
     - по результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении;
     
     - заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
     
     В случае принятия органом предварительного следствия при органе внутренних дел решения о прекращении уголовного дела следователь, руководитель следственного органа, вынесший соответствующее постановление, незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган.
     
     На основании указанного уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в соответствии с действующим законодательством отменяет ранее принятое постановление о прекращении дела об административном правонарушении производством и привлекает нарушителя к административной ответственности.
     
     В данном случае сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться в соответствии с п. 4 ст. 4.5 КоАП РФ (давность привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении).
     
     Подводя итог, еще раз остановимся на следующем: участие сотрудников органов внутренних дел в выездной налоговой проверке не изменяет ее статус. Основания, условия и порядок проведения, методика выявления правонарушений, закрепление результатов проверки остаются такими же, как если бы проверка проводилась без сотрудников органов внутренних дел.
     
     Участие сотрудников органов внутренних дел в выездных налоговых проверках, проводимых по инициативе налоговых органов, носит вспомогательный характер и направлено на повышение ее результативности, достигаемой путем участия специалистов или реализации полномочий, отсутствующих у налоговых органов.
     

     Однако, с другой стороны, такая проверка может проводиться и по инициативе органов внутренних дел с целью осуществления мероприятий, находящихся вне их компетенции (например, провести ревизию или инвентаризацию имущества).
     
     Как показывает практика, определенные проблемы на данном этапе создает наличие утвержденного годового плана проведения таких проверок у налоговых органов. При необходимости проведения налоговой проверки по инициативе органов внутренних дел включение ее в утвержденный график, сопряженное с отвлечением специалистов и временными затратами, будет затруднительно. Решение данной проблемы видится в составлении ежегодного плана совместных проверок или в "закреплении" (по возможности) отдельных сотрудников налоговых органов за соответствующими подразделениями органов внутренних дел. Здесь необходимо принимать во внимание, что самостоятельно проводить проверки сотрудники органов внутренних дел теперь не вправе, следовательно, необходимость проведения совместных проверок будет возникать гораздо чаще, чем прежде.
          

Приложение
к Инструкции о порядке
взаимодействия органов внутренних
дел и налоговых органов при
организации и проведении выездных
налоговых проверок

Образец

     

Место штампа налогового органа


 


 

Начальнику


 


 


 

(наименование


 


 


 

органа внутренних дел,


 

Ф.И.О.)


 

ЗАПРОС
об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной)
налоговой проверке


 

На основании пункта 1 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации

(наименование налогового органа)

просит выделить для участия в проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки

(полное и сокращенное наименование организации (филиала

или представительства организации), ИНН/КПП)

(Ф.И.О. физического лица, ИНН - при наличии)

сотрудников(а)

(наименование подразделения органа внутренних дел)

в количестве


 

человек.


 

(наименование подразделения органа внутренних дел)

в количестве


 

человек.


 

Адрес места нахождения организации (филиала или представительства) (адрес места жительства физического лица):


 


 

Выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления)

(наименование налогов (сборов))

за период с


 

по


 

.


 

Необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке вызвана следующими обстоятельствами*1:

(описание формы, характера и содержания предполагаемого налогового правонарушения;

обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов или для обеспечения

мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих (при наличии такой необходимости))

Дата (предполагаемая дата) начала проверки "


 

"


 


 


 

.


 

Руководитель (заместитель руководителя)


 


 


 


 


 

(наименование налогового органа)


 

(Ф.И.О.)


 

(подпись)


 

_____
*1 Если проверка назначена по материалам о налоговых правонарушениях, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, вместо указанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, с которым были представлены эти материалы.

     

(Продолжение следует)