Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ограничение полномочий налоговых органов при камеральных проверках


Ограничение полномочий налоговых органов при камеральных проверках*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см. "Налоговый вестник", N 10'2009, с. 163.
     
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
     

Ограничения в истребовании документов

     
     В ответ на запрос налогового органа налогоплательщик представил в инспекцию часть документов, необходимых для проведения камеральной проверки по НДС, и письмом сообщил о невозможности представления остальных запрашиваемых документов.
     
     Налоговый орган посчитал, что вправе истребовать у налогоплательщика неопределенный круг документов, поскольку ст. 172 Налогового кодекса РФ не предусматривает закрытый перечень документов. Однако суд отметил: такие доводы лишены правового обоснования, поскольку налоговый орган не учел исключения, предусмотренные ст. 88 НК РФ в новой редакции, распространяющиеся на рассматриваемую ситуацию и устанавливающие в любом случае ограничения по истребованию документов у проверяемых лиц. Суд, исследуя обстоятельства дела, установил: документы и информация, затребованные налоговым органом, не относятся к документам, которые согласно ст. 172 НК РФ подтверждают правомерность налоговых вычетов по НДС (постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.11.2008 N Ф03-4463/2008).
     

Налоговому органу следует соблюдать процедуру камеральной проверки

     
     Суд отклонил доводы налогового органа о доказанности совершения налогового правонарушения, поскольку налоговый орган при проведении камеральной проверки в нарушение пп. 3 и 4 ст. 88, п. 1 ст. 101 НК РФ не затребовал от налогоплательщика объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Он не воспользовался правом проведения контрольных мероприятий (в т.ч. встречной проверки контрагента). Налоговая инспекция заблаговременно не уведомила налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.03.2009 N Ф04-1776/2009(3227-А27-26)).
     

Обязанность представлять документы возникает с момента получения требования

     
     Исследуя дело, суд установил: требования о представлении документов, направленные налоговым органом, не получены организацией в связи с нарушением почтой договора, заключенного между ней и организацией, согласно которому отделение связи обязано обеспечить своевременное вложение в ячейку входящей корреспонденции. Кроме того, в налоговой декларации был указан телефон налогоплательщика для связи с организацией.
     
     В защиту позиции налогоплательщика суд привел в своем решении позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 12.07.2006 N 266-О, где говорится: из положений ст. 171, 172 и 176 НК РФ, находящихся в системной связи со ст. 88, следует, что налогоплательщик не обязан, а вправе (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ) приложить к подаваемой налоговой декларации документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета по НДС (в частности, счета-фактуры). А обязанность по представлению таких документов возникает у налогоплательщика согласно ч. 4 ст. 88 НК РФ только при условии направления налоговым органом соответствующего требования (постановление ФАС Московского округа от 20.02.2009 N КА-40/410-09).
     

Налоговые органы не вправе запрашивать документы у организации - неплательщика налога

     
     Налоговое законодательство предусматривает право налогоплательщика на налоговый вычет по акцизам при соблюдении таких условий, как:
     
     - предъявление суммы акциза поставщиком подакцизного товара в счете-фактуре;
     
     - фактическая уплата этой суммы налогоплательщиком поставщику в составе платежей за подакцизный товар.
     
     Суд указал: организация не должна была представлять какие-либо иные документы для подтверждения права на вычет по акцизам, поскольку заявленные вычеты относились к деятельности до момента, когда организация являлась плательщиком акциза. При этом затребованные налоговым органом дополнительные документы никакого отношения к вычетам за май 2007 года не имеют, т.к. организация с 2007 года не является плательщиком акциза.
     
     Суд учел положения п. 7 ст. 88 НК РФ и признал решение налогового органа недействительным (постановление ФАС Московского округа от 18.11.2008 N КА-А40/10713-08).
     

Сотрудники налоговой инспекции вправе запрашивать документы, необходимые для исследования ошибок

     
     При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать неопределенный перечень и состав первичных документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. Он может потребовать только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях. Иное толкование положений вышеназванных статей НК РФ противоречит сущности камеральной налоговой проверки, позволяя налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку (для ее проведения законодательством о налогах и сборах установлен особый порядок).
     
     Так, согласно п. 8 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных указанной нормой. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
     
     В соответствии с п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
     
     Как установлено судом, на рассмотрение возражений по акту камеральной проверки организация представила разногласия и документы: счета-фактуры, книгу продаж, книгу покупок.
     
     По мнению суда, представленные доказательства (счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, платежные поручения, выписки из лицевого счета, книга покупок) подтверждают правомерность заявленных организацией в рассматриваемом периоде налоговых вычетов. В связи с этим вывод суда об отсутствии оснований для доначисления организации налога, пени, отказа в применении налоговых вычетов за декабрь 2006 года является правильным.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. При этом ответственность может быть применена к налогоплательщику только в случае непредставления им документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не любых иных документов, истребованных налоговым органом в целях проведения камеральной налоговой проверки. А нормами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено представление таких документов, как журналы полученных (выставленных) счетов- фактур (постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2009 N А55-13349/2008).
     

Нет ошибок - нет и документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы

     
     Как установил суд, налоговый орган в своей жалобе не заявил о выявлении ошибок и противоречий в представленной организацией декларации по НДС. Если не выявлено ошибок, налоговый орган не вправе запрашивать у налогоплательщика объяснения по вопросу правильности исчисления налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы и произведенные расходы. Такая позиция суда соответствует сложившейся судебной практике (постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08).
     
     При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено этой статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).
     
     Случаи, когда налоговый орган при проведении камеральных проверок вправе требовать у налогоплательщиков дополнительные сведения и документы, приведены в пп. 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ.
     
     Глава 21 НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС за конкретный месяц по внутреннему рынку при указании нулевых показателей первичные документы, подтверждающие суммы реализации товаров, работ, услуг и произведенных расходов и послужившие основанием для исчисления налога в заявленном размере.
     
     На основании изложенного решение налогового органа признано судом недействительным как не соответствующее НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2009 N А56-39735/2008).