Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Изменения в законодательстве стран - членов ОЭСР и их влияние на тенденции международного налогового планирования


Изменения в законодательстве стран - членов ОЭСР и их влияние на тенденции международного налогового планирования

     
     Д.Е. Корягин,
глава московского представительства
Company Express*1

     _____
     *1 www.company-express.ru
     
     Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на внесение изменений в налоговое законодательство большинства стран мира. Прежде всего эти изменения были направлены на компенсацию финансовых потерь, которые несут большинство стран.
     

Антикризисная налоговая политика Великобритании

     
     В ряде стран нагрузка в налогообложении переносится на физических лиц. Например, в Великобритании планируется увеличить максимальную ставку налогообложения для физических лиц в 2010 году до 50%. Кроме того, введены новые правила определения налоговой "нерезидентности" для своих граждан. Для получения статуса нерезидента, с точки зрения налогообложения, гражданин Великобритании не должен:
     
     - иметь недвижимое имущество (или оно должно быть сдано в аренду на срок более 12 месяцев);
     
     - работать в качестве директора или секретаря в британской компании;
     
     - иметь счета в английских банках;
     
     - проживать на территории Великобритании более 90 дней в году.
     
     Наряду с ужесточением налогового законодательства власти Великобритании объявили о начале налоговой амнистии с 1 сентября 2009 года. В соответствии с ее условиями владельцы офшорных счетов смогут задекларировать свои доходы, заплатив 10%-ный штраф. Британские налоговики
     
     будут принимать документы на бумаге с 1 сентября до 31 января 2009 года, а документы в электронной форме - с 1 октября 2009 года до 12 марта 2010 года. Чтобы привлечь внимание к амнистии, власти Великобритании намерены запустить пропагандистскую кампанию. В рамках амнистии Служба внутренних доходов и таможен рассчитывает собрать 2 млрд. ф. ст. Подобная амнистия, проведенная два года назад, принесла британскому бюджету значительно меньше денег- примерно 400 млн. ф. ст.
     

Предложения американской налоговой службы (IRS)

     
     Налоговую амнистию объявила и американская налоговая служба (IRS). Американцам, выводящим средства из-под налогообложения в офшоры и в ближайшие полгода легализующим свои счета, будет позволено избежать уголовного преследования и заплатить штрафы по льготным ставкам. Налоговая амнистия призвана пополнить дефицитный американский бюджет и развить успех в борьбе с финансовыми компаниями, помогающими уходить от налогообложения.
     
     В настоящее время в случае выявления незаконного офшорного счета его держатель должен заплатить штраф, доходящий иногда до 150% суммы счета. IRS предлагает сократить этот штраф до 20% максимального годового баланса счета в предшествующие шесть лет для тех, кто добровольно выйдет из "тени". Кроме того, IRS заявляет: американцы, добровольно признавшиеся в уклонении от налогов, скорее всего будут избавлены от уголовного преследования. "Это шанс для людей выйти сухими из воды", - заявил глава IRS Даг Шульман.
     
     По данным сената США, американцы ежегодно выводят из-под налогообложения в офшоры порядка 100 млрд. долл. В рамках налоговой реформы американские власти намерены получить в казну около 300 млрд. долл. Однако налоговые амнистии работают неэффективно, потому что, как правило, ими пользуются не только налогоплательщики, добровольно выводящие свои капиталы из офшорных зон, но и лица, в отношении которых уже ведутся мероприятия в форме налогового контроля или уголовного преследования.
     

ОЭСР контролирует недобросовестную налоговую конкуренцию

     
     Налоговая нагрузка стран ЕС остается более высокой, чем в США и Японии. Поэтому не удивительно, что на одно из первых мест выходит борьба с оттоком капитала в "низконалоговые" или вовсе "безналоговые" юрисдикции и с финансовым мошенничеством (прежде всего с неуплатой НДС, т.к. потери от мошенничества с НДС, по некоторым оценкам, достигают в Евросоюзе 250 млрд. евро в год). В связи с этим Еврокомиссия подготовила предложения по созданию совместной службы.
     
     Еще в 1948 году для координации проектов по восстановлению Европы в соответствии с планом Джорджа Маршалла была создана Организация европейского экономического сотрудничества. В 60-е годы география стран, входивших в эту организацию, вышла за пределы Европы, и она получила название Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время в эту организацию входят более 30 стран, в т.ч. большинство государств - членов ЕС. Совокупный ВВП стран - участников ОЭСР составляет более 60% общемирового.
     
     Одним из основных направлений деятельности ОЭСР является борьба с отмыванием средств и уходом от уплаты налогов. Как и ФАТФ*1, ОЭСР ведет списки стран, осуществляющих "недобросовестную" налоговую конкуренцию. Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала новый перечень государств и территорий, не выполняющих международные стандарты в области обмена налоговой информацией. "Белый", "серый" и "черный" списки были представлены на саммите "Большой двадцатки", посвященном поиску путей преодоления мирового финансового кризиса.
     _____
     *1 Межправительственная организация, созданная для выработки и реализации коллективных мер борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Она создана в соответствии с решением саммита "Большой семерки" в Париже в 1989 году. В настоящее время в ФАТФ входят 34 государства-участника.
     
     В "черный" список попали всего четыре юрисдикции - Малайзия, Филиппины, Уругвай и Коста-Рика. По утверждению ОЭСР, они отказываются следовать международным стандартам открытости налоговой информации.
     
     "Серый" список объединяет страны и территории, согласившиеся соблюдать эти стандарты, но пока не принявшие необходимые изменения в свое законодательство. В числе таких юрисдикций оказались Белиз, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Лихтенштейн, Нидерланды, Невис и Панама. Все они включены в категорию "налоговых убежищ". Во второй подраздел "серого" списка, озаглавленный "Другие финансовые центры", попали, в частности, Люксембург и Швейцария.
     
     "Белый" список представлен такими странами, как Австралия, Аргентина, Барбадос, Великобритания, Венгрия, Виргинские острова США, Германия, Гернси (коронное владение Великобритании), Греция, Дания, Джерси (коронное владение Великобритании), Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай (не включая Гонконг и Макао), Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Остров Мэн, Польша, Португалия, Российская Федерация, Сейшельские Острова, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Французская Республика, Швеция, Япония. Эти страны в должной степени приняли стандарты, используемые на международном уровне.
     
     Проанализировав эти списки, нетрудно заметить: в "белый" список наряду с США, Германией, Францией попали такие юрисдикции, как Джерси, Гернси, остров Мэн и даже Сейшельские Острова - государства, которые считались и до сих пор считаются налоговыми гаванями.
     
     Судя по заявлению директора Центра налоговой политики ОЭСР, одним из главных критериев отнесения стран к тому или иному списку со всеми вытекающими последствиями служит декларация о согласии с требованиями ОЭСР (в этом случае страна сразу попадает в "серый" список) и заключение достаточного количества (не менее 12) договоров об обмене информацией. Кроме договоров, важнейшим критерием открытости и прозрачности является качество их соблюдения. Для контроля этих налоговых соглашений, начиная с сентября 2009 года, ОЭСР создаст комиссию, которая будет оценивать соблюдение обязательств по предоставлению информации. Планируется, что эта комиссия ОЭСР в течение года будет выборочно анализировать ситуацию в 10-15 странах и оценивать уровень прозрачности юрисдикции.
     
     Сегодня можно говорить о том, что отнесение страны к тому или иному списку происходит по формальным признакам. Даже количество заключенных соглашений об обмене информацией ни о чем не говорит. Например, у Джерси, Гернси и Острова Мэн есть договоры с Фарерскими островами (население 47 тыс. человек) и Гренландией (58 тыс. человек). Фактически можно сделать вывод, что заключение большого количества малозначащих договоров обеспечивает исключение из "черного" списка и отсутствие санкций со стороны ОЭСР. Правда, нужно учитывать следующее: не имея возможности регулировать качество договоров, ОЭСР идет по экстенсивному пути, рекомендуя стремиться к заключению не менее 30 договоров.
     
     На основании вышеизложенных фактов вырисовывается картина тотального наступления юрисдикций с низким уровнем налогообложения и делаются прогнозы об их закрытии в самое ближайшее время. Но эти прогнозы не соответствуют действительности. Например, Британский институт директоров*1 заявляет: "…Борьба с налоговыми гаванями, столь политически популярная во время мирового спада, возможно, не самый экономически разумный курс для мировых лидеров, стремящихся восстановить мировую экономику в долгосрочной перспективе…". Представители Института критикуют "очистку" мира от низконалоговых офшорных финансовых центров. Они убеждают оставить эти страны в покое - пусть сами устанавливают свои налоговые ставки, очень низкие или высокие. А наиболее влиятельным участникам G20 (США и странам Западной Европы) следует подтвердить уважение принципа национального суверенитета. Любая страна при желании вправе устанавливать очень низкие ставки налогов, хотя другие страны в равной степени вправе в ответ на это устанавливать законы, препятствующие минимизации налоговых выплат для своих резидентов. Об этом говорится в докладе представителей Британского института директоров. Низконалоговые юрисдикции также являются постоянным напоминанием для нас, что налоговое бремя не должно быть высоким.
     _____
     *1 Организация объединяет 52 000 директоров и руководителей компаний - от небольших предприятий и общественных организаций до крупных корпораций.
     
     Среди стран - участниц ОЭСР также нет единого мнения относительно борьбы с низконалоговыми юрисдикциями. Так, в конференции ОЭСР, проходившей в декабре 2008 года, целью которой было объявлено принуждение государств, относимых к "налоговым оазисам", к принятию международных стандартов понимания банковской и налоговой тайны, т.е. к согласию предоставлять практически любую информацию о деньгах клиентов по запросам национальных компетентных органов стран ОЭСР, приняли участие лишь 17 стран, что не позволило конференции получить официальный статус в рамках ОЭСР. Остальные страны-участницы по тем или иным причинам попросту отказались в ней участвовать.
     
     Особенно интересным, по мнению автора, является создание новых офшорных финансовых центров. Так, Гана с помощью Barclays Bank уже в течение четырех лет реформирует свое банковское законодательство, чтобы обеспечить создание офшорного финансового центра. Учреждение современного финансового центра, вероятно, предоставит дополнительные возможности налогового планирования для компаний, домицилированных в соседних африканских странах, богатых нефтью и природными ресурсами. Учреждение международного финансового центра в Гане обеспечит более высокие зарплаты для местного населения и увеличит деловую активность в стране. Кроме того, страна продолжает придерживаться самых высоких уровней регулирования и соответствует всем правилам и отраслевым нормам деятельности в финансовом секторе.
     
     Министр финансов Гайаны Ашни Сингх выступил с поддержкой проекта развития своего государства как офшорного финансового центра (ОФЦ) на встрече высших правительственных чиновников и представителей Гайанской ассоциации банкиров.
     
     В своем заявлении Сингх отметил наличие нескольких признанных ОФЦ в Карибском регионе, в т.ч. Каймановых островов, Барбадоса, Багамских островов и Нидерландских Антильских островов. Сингх особо указал: эти ОФЦ приносят своим странам несколько выгод. Среди них - углубление финансовых рынков, повышение квалификации работников таких профессиональных сфер, как право и бухгалтерия и особенно содействие экономическому росту и занятости.
     
     На фоне этого правительство Гайаны намерено провести оценку организационных мероприятий и законодательства, необходимых для того, чтобы Гайана стала ОФЦ. Эта оценка включала бы:
     
     - обзор действующего законодательства и законопроектов с точки зрения их значения для развития офшорного финансового сектора в Гайане (в т.ч законопроекта о борьбе с отмыванием денег, ныне рассматриваемого парламентом);
     
     - обзор опыта ОФЦ Карибского региона и соответствующего законодательства в других юрисдикциях, а также рекомендации по дальнейшим действиям с целью составления проекта законодательства, подходящего для Гайаны и соответствующего стандартам ОЭСР.
     
     Для эффективного проведения оценки потребуется сотрудничество между многими государственными органами (в т.ч. Банком Гайаны, подразделением финансовой разведки и Гайанским инвестиционным управлением) и вовлечение заинтересованных игроков частного сектора, отметил Сингх.
     
     Подразумевается, что основной целью планируемого офшорного режима станет прежде всего предоставление офшорных банковских услуг.
     
     Подводя итог, можно сказать: нынешнюю ситуацию никак нельзя назвать "эрой заката" налогового планирования. Скорее, эта область модернизируется, изменяется не только под воздействием неких кризисных явлений, но и в связи с тенденциями глобализации и взаимного пересечения экономических систем многих стран мира. Причем несмотря на взаимное влияние экономик одних стран на другие приоритетными для каждой страны остаются свои внутренние цели и задачи, которые каждая страна решает с помощью инструментов, имеющихся в ее распоряжении.