Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Валютные и металлические ценности как способы хранения денежных средств


Валютные и металлические ценности как способы хранения денежных средств

     
     В.И. Бородкин,
старший юрисконсульт АКГ "Интерком-Аудит"
     
     В настоящее время в связи с непредсказуемым поведением валют организации и индивидуальные предприниматели рассматривают альтернативные способы сохранения денег в наиболее ликвидных валютах и металлических ценностях. Рассмотрим эти возможности более подробно.
     

Валютные ценности

     
     В соответствии с нормами ст. 140 Гражданского кодекса РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на российской территории осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
     
     Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты в нашей стране определяются законом или в установленном им порядке. В силу п. 3 ст. 317 ГК РФ использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов по обязательствам на территории Российской Федерации допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.
     
     Следовательно, все расчеты на территории России, кроме случаев, оговоренных в законодательстве, производятся исключительно в валюте Российской Федерации.
     
     Между тем все, что касается использования иностранной валюты в качестве вклада или средства платежа, регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании).
     
     В силу норм подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании под валютой Российской Федерации понимаются:
     
     - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
     
     - средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
     
     К валютным ценностям закон относит иностранную валюту и внешние ценные бумаги. Под иностранной валютой понимаются:
     
     - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
     
     - средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
     
     К внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в т.ч. в бездокументарной форме, чья номинальная стоимость не указана в российской валюте; данные ценные бумаги выпущены не на территории Российской Федерации; удостоверяют право на получение иностранной валюты (см. подп. 4 п. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании).
     

     Итак, к валютным ценностям законодательство относит иностранную валюту и внешние ценные бумаги. Для того чтобы определиться с правами юридических и физических лиц относительно возможности делать вклады в валютных ценностях или производить валютные операции, дадим определения резидентов, нерезидентов и валютных операций.
     
     В силу норм ст. 1 Закона о валютном регулировании к резидентам относятся:
     
     - физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением российских граждан, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
     
     - постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного российским законодательством, иностранные граждане и лица без гражданства;
     
     - юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством;
     
     - находящиеся за пределами территории России филиалы, представительства и иные подразделения резидентов,  указанных в п. "в" ст. 1 Закона о валютном регулировании*1.

     _____

     *1 Более подробный перечень резидентов приведен в ст. 1 Закона о валютном регулировании.
     
     К нерезидентам согласно положениям Закона о валютном регулировании относятся:
     
     - физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. "а" и "б" п. 6 ст. 1 Закона о валютном регулировании;
     
     - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
     
     - организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
     
     - находящиеся на территории России филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. "б" и "в" п. 6 ст. 1 Закона о валютном регулировании*1.
     _____
     *1 Более подробный перечень нерезидентов приведен в ст. 1 Закона о валютном регулировании.
     
     В соответствии с нормами п. 9 ст. 1 Закона о валютном регулировании под валютными операциями понимаются:
     
     - приобретение резидентому резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
     
     - приобретение резидентому нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
     
     - приобретение нерезидентому нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
     
     - ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с этой таможенной территории валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг;
     
     - перевод иностранной и российской валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на российской территории, и со счета, открытого на территории России, на счет того же лица, открытый за ее пределами;
     

     - перевод нерезидентом российской валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на ее территории.
     
     Таким образом, резидентами в общем смысле признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или же постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, либо юридические лица, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством.
     
     В соответствии с нормами ст. 12 и 14 Закона о валютном регулировании резиденты вправе без ограничений:
     
     - открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force - FATF);
     
     - переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории России;
     
     - открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено Законом о валютном регулировании.
     
     Рассматривая право резидентов на открытие счетов (вкладов) в иностранной валюте как в российских банках, так и в банках, расположенных на территории иностранных государств, необходимо отметить следующее.
     
     В силу норм ст. 14 Закона о валютном регулировании резиденты вправе открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территории Российской Федерации.
     
     Порядок открытия счетов установлен Инструкцией Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам)".
     
     В силу норм ст. 12 Закона о валютном регулировании резиденты также вправе без ограничений открывать счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в странах FATF И ОЭСР*1.
     _____
     *1 К странам FATF и ОЭСР относятся, например, Австрия, Бельгия, Дания, Греция, Швейцария, Швеция. Более подробно по данному вопросу см. письмо ФНС России от 08.08.2006 N ШТ-6-09/777@ "Об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации".
     
     В соответствии с нормами ч. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в ч. 1 этой статьи, не позднее месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 10.08.2006 N САЭ-3-09/518@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации".
     
     В обязанность резидентов, открывающих счета в иностранной валюте в российских банках, также входит уведомление налоговых органов об открытии подобного рода счетов. Эта обязанность установлена ст. 23 Налогового кодекса РФ. Лицо, открывшее счет в иностранной валюте, обязано в течение семи дней подать уведомление об этом (форма уведомления установлена приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации").
     
     Если резиденты, открывшие валютные счета за пределами Российской Федерации, намерены перевести денежные средства со своих счетов, открытых в российских банках, на свои счета в зарубежных банках, у них возникает обязанность при совершении первой операции представить в банк уведомление об открытии зарубежного валютного счета с отметкой налогового органа о принятии указанного уведомления (ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании). У резидентов - юридических лиц также существует обязанность представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам в банках за пределами территории России с подтверждающими банковскими документами в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации".
     
     Рассмотрим меры ответственности резидентов за нарушение ими законодательства в сфере валютного контроля и валютного регулирования.
     
     Для физических и юридических лиц - резидентов нарушение валютного законодательства Российской Федерации влечет административную ответственность согласно нормам ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, к нарушениям административное законодательство относит следующие действия:
     
     - осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации;
     
     - осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании*1;
     _____
     *1 Статья 16 Закона о валютном регулировании, предусматривающая резервирование валюты, утратила силу с 1 января 2007 года.
     
     - нарушение порядка открытия счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
     
     В отдельную группу нарушений, квалифицируемых по ст. 15.25 КоАП РФ, можно отнести правонарушения, связанные с исполнением обязанности по репатриации валютной выручки, если резидент - юридическое лицо является стороной в договорах оказания услуг, подряда или купли-продажи, а также нарушение порядка оформления паспортов сделок и нарушение сроков и порядка предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям (о репатриации валютной выручки и оформлении паспортов сделок см. ст. 19 и 20 Закона о валютном регулировании).
     

Драгоценные металлы

     
     В настоящем разделе речь пойдет о праве юридических и физических лиц использовать драгоценными металлы в качестве средства вклада или для внесения этих драгоценных металлов на "металлический" счет.
     
     Правовое регулирование операций с драгоценными металлами осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ), а также многочисленных подзаконных актов, регулирующих вопросы постановки на учет организаций, осуществляющих скупку или сбыт драгоценных металлов, организацию внутреннего учета движения драгоценных металлов.
     
     В силу ст. 2 Закона N 41-ФЗ законно приобретенные драгоценные металлы могут находиться в собственности не только государства, но и юридических и физических лиц.
     
     При этом в соответствии с нормами ст. 209 ГК РФ указанные лица вправе распоряжаться по своему усмотрению драгоценными металлами, но с определенными изъятиями и ограничениями.
     
     В Законе N 41-ФЗ нет норм, регулирующих вопросы хранения драгоценных металлов в банках, а также открытия "металлических" счетов.
     
     Поскольку Закон N 41-ФЗ не дает нам прямого ответа на вопрос, что же такое "вклад с использованием драгоценных металлов" или "металлические" счета, обратимся за помощью к другому нормативному акту - Федеральному закону от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках).
     
     В силу норм ст. 5 Закона о банках привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов относится к банковским операциям. В соответствии со ст. 13 Закона о банках осуществление тех или иных банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
     
     Таким образом, банки при наличии специальной лицензии вправе привлекать во вклады драгоценные металлы. При этом, как указано в разъяснениях Банка России от 29.01.2002 N 23-ОР, независимо от наличия данного вида лицензии кредитные организации вправе принимать драгоценные металлы (в любом виде и состоянии) в качестве обеспечения исполнения обязательств, предоставлять услуги по хранению, транспортировке, использовать их для обеспечения своей деятельности в социально-культурных и иных не связанных с извлечением прибыли целях, а также осуществлять их реализацию по договорам посреднических услуг через уполномоченные организации. Порядок выдачи банкам лицензии на право осуществления банковских операций по привлечению во вклады драгоценных металлов установлен Инструкцией Банка России от 14.01.2004 N 109-И (далее - Инструкция N 109-И).
     
     Порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами установлен положением Банка России от 01.11.1996 N 50 (далее - Положение N 50).
     

     В соответствии с нормами п. 2.2 Положения N 50 к драгоценным металлам относятся слитки золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации.
     
     Под "металлическим" в Положении N 50 понимается счет, открываемый кредитной организацией для осуществления операций с драгоценными металлами*1. "Металлические" счета бывают двух видов:
     _____
     *1 Поскольку "металлический" счет не подпадает под понятие счета, данное в ст. 11 НК РФ, его открытие не требует исполнения обязанности по уведомлению налоговых органов об открытии счета.
     
     - "металлические" счета ответственного хранения - счета клиентов для учета драгоценных металлов, переданных на ответственное хранение в кредитную организацию с сохранением при этом их индивидуальных признаков (наименование, количество ценностей, проба, производитель, серийный номер и др.);
     
     - обезличенные "металлические" счета - счета, открываемые кредитной организацией для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению.
     
     В силу п. 9 Положения N 50 банки обязаны проводить все операции с драгоценными металлами с открытием "металлических" счетов. Эти счета открываются как юридическим лицам (включая банки), так и физическим.
     
     Если лицо намерено передать в банк на хранение драгоценные металлы, банк открывает "металлический" счет ответственного хранения. Драгоценные металлы, принятые на хранение, не являются привлеченными средствами банка и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет.
     
     Таким образом, в указанном выше случае банк выступает только в качестве хранителя драгоценных металлов. Заключение договора хранения драгоценных металлов регулируется ст. 921 и 922 ГК РФ.
     
     В соответствии с нормами ст. 921 ГК РФ банк может принимать на хранение ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные драгоценные вещи и другие ценности, в т.ч. документы.
     
     Заключение договора хранения ценностей в банке удостоверяется выдачей банком поклажедателю именного сохранного документа, предъявление которого является основанием для выдачи хранимых ценностей поклажедателю.
     

     Клиент банка в данном случае не имеет какой-либо финансовой выгоды, а наоборот, платит банку за сохранность переданных на хранение драгоценных металлов.
     
     В отличие от договоров хранения драгоценных металлов, подразумевающих открытие "металлического" счета ответственного хранения, договоры обезличенного "металлического" счета заключаются с целью привлечения во вклады и размещения драгоценных металлов. Для подобной процедуры банк открывает обезличенный "металлический" счет.
     
     В силу п. 9.4 Положения N 50 в договоре обезличенного "металлического" счета определяются операции, проводимые по данному счету, условия зачисления на счет и возврата со счета драгоценных металлов, а также размер и порядок выплаты вознаграждений, связанных с ведением счета, изменением индивидуальных характеристик драгоценных металлов при их зачислении и выдачи со счета в физической форме и отклонением массы метала, числящегося на обезличенном металлическом счете, от массы металла, подлежащего возврату с этого счета в физической форме.
     
     Банки открывают следующие виды обезличенных "металлических" счетов: счета клиентов (срочные и до востребования), в т.ч. корреспондентские счета банков, а также счета учета займов в драгоценных металлах, выданных клиентам.
     
     Привлечение и размещение драгоценных металлов на обезличенные "металлические" счета может быть осуществлено путем перевода драгоценных металлов с других таких счетов, зачисления на эти счета драгоценных металлов при их физической поставке, а также зачисления драгоценных металлов, проданных клиенту, или драгоценных металлов, приобретенных банком.
     
     Возврат драгоценных металлов с обезличенных "металлических" счетов клиентов возможен путем перечисления драгоценных металлов на другие такие счета, снятия со счетов драгоценных металлов в физической форме, а также совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на счете.
     
     В завершение хотелось бы обратить внимание на то, кто же вправе открывать вклады драгоценными металлами и каковы их права.
     
     Как упоминалось выше, в силу норм ст. 2 Закона N 41-ФЗ приобретенные на законных основаниях драгоценные металлы являются собственностью приобретших их лиц. В дальнейшем данные лица вправе распоряжаться драгоценными металлами как собственники в порядке ст. 209 ГК РФ. Вместе с тем, как того требуют ст. 10 и 13 Закона N 41-ФЗ, органы Федерального пробирного надзора осуществляют надзор за такими лицами. Порядок специального учета субъектов, осуществляющих операции с драгоценными металлами, закреплен в приказе Минфина России от 16.06.2003 N 51н "О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями". Таким образом, физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, под требование "встать на учет" не подпадают.
     
     В соответствии с нормами приказа Минфина России от 16.06.2003 N 51н на специальный учет ставятся организации независимо от их организационно-правовой формы, в т.ч. находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и индивидуальные предприниматели, извлекающие (в т.ч. попутно), производящие, перерабатывающие, обрабатывающие и применяющие драгоценные металлы и драгоценные камни в производственных, научных, военных, медицинских, учебных и социально-культурных целях, использующие в качестве залога или принимающие в залог, скупающие, торгующие ими, экспонирующие, хранящие, перевозящие драгоценные металлы и драгоценные камни, а также заготавливающие, производящие первичную обработку и (или) перерабатывающие заготовленные лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней. Кроме того, на специальный учет ставятся организации и индивидуальные предприниматели, использующие изделия из драгоценных металлов и их сплавов в составе оборудования (стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, термопары, лабораторная посуда для проведения анализов и прочая оснастка лабораторного и производственного оборудования).
     
     В силу норм п. 4 приказа Минфина России N 51н не подлежат постановке на специальный учет:
     
     - организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с лицензиями Министерства природных ресурсов РФ на пользование участками недр;
     
     - организации и индивидуальные предприниматели, применяющие в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов для анализов или в медицинских целях (медицинские препараты), серебросодержащие светочувствительные материалы, изделия золотобойного производства, содержащие драгоценные металлы, краски, оборудование, приборы, инструменты, электронную технику, пускорегулирующие устройства и устройства автоматики, комплектующие детали, узлы, содержащие драгоценные металлы;
     
     - организации и индивидуальные предприниматели, применяющие в своей деятельности природные алмазы в инструменте и (или) изделиях производственно-технического назначения и не производящие этих инструментов, их переделку или ремонт;
     
     - организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие и (или) использующие драгоценные камни, отнесенные к непригодным для изготовления ювелирных изделий в соответствии с критериями и порядком, установленными Правительством РФ;
     
     - организации и индивидуальные предприниматели, оплачивающие драгоценные металлы в кредитных организациях, но не получающие их в физическом виде, т.е. при размещении оплаченных драгоценных металлов на обезличенных "металлических" счетах.
     
     Таким образом, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены открыть в банке обезличенный "металлический" счет, им на учет вставать не надо, как и обычным физическим лицам, которые решили открыть такие счета.