Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Комментарий М.П. Зайцева к отдельным положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ


Федеральный закон

от 24.07.2009 N 213-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

    

Извлечения

     
     Опубликован 29 июля 2009 года // Российская газета. N 138.
     
     Вступает в силу 1 января 2010 года.
     

Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года

     
     <…>
     

Статья 24

     
     Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 53, ст. 5023; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3033; 2003, N 1, ст. 2, 5, 6, 8, 11; N 21, ст. 1958; N 23, ст. 2174; N 26, ст. 2567; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4443; 2004, N 15, ст. 1342; N 27, ст. 2711, 2715; N 30, ст. 3083, 3088; N 31, ст. 3231; N 34, ст. 3518; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 9, 30, 38; N 24, ст. 2312; N 25, ст. 2428; N 27, ст. 2707, 2710, 2717; N 30, ст. 3104, 3112, 3128; N 50, ст. 5249; 2006, N 1, ст. 16; N 12, ст. 1233; N 23, ст. 2382; N 31, ст. 3436, 3443, 3452; N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 20, 31; N 13, ст. 1465; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991, 4013; N 45, ст. 5416; N 49, ст. 6045; N 50, ст. 6237; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3611, 3614; N 48, ст. 5519; N 49, ст. 5723; 2009, N 1, ст. 22; N 18, ст. 2147; N 23, ст. 2772) следующие изменения:
     
     <…>
     
     4) в пункте 6 статьи 259:
     
     а) слова "организации, указанные в пунктах 7 и 8 статьи 241 настоящего Кодекса" заменить словами "российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных";
     
     б) дополнить абзацами следующего содержания:
     
     "Указанные в настоящем пункте организации должны выполнять следующие условия:
     
     - организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
     
     - доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов;
     
     - среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.
     
     При определении доли доходов от покупателей - иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, место жительства физического лица.
     
     Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей - иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации".
     
     <…>
     

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

    
Комментарий

     
     М.П. Зайцев,
ведущий специалист отдела налогового учета ООО "Винеко Холдинг", советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
     
     Вскоре после своего выступления о необходимости развивать инновационную экономику в стране Президент РФ подписал Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (далее - Закон N 213-ФЗ). Поправки, вносимые данным Законом, коснулись целого ряда законодательных актов, значительная часть направлена на реформирование Налогового кодекса РФ.
     
     Пожалуй, самое существенное изменение - отмена гл. 24 НК РФ, регулирующей взимание единого социального налога, и, как следствие, самого налога. Данная глава утрачивает силу с 1 января 2010 года.
     
     Как известно, ЕСН заменяется уплатой страховых взносов, и данная реформа больше соответствует международной практике взимания социальных платежей.
     
     Однако при таком "переходе" с уплаты ЕСН на уплату страховых взносов многие субъекты бизнеса потеряли свои прежние льготы. В качестве примера проанализируем изменения, внесенные п. 4 ст. 24 Законом N 213-ФЗ в ст. 259 НК РФ, в отношении организаций, осуществляющих разработку и реализацию программ для ЭВМ: слова "организации, указанные в пунктах 7 и 8 статьи 241 настоящего Кодекса" заменены конкретным определением организаций, осуществляющих разработку и реализацию программ для ЭВМ, а также перечнем условий для признания организаций таковыми. Казалось бы, произошла просто техническая перестановка одних и тех же сведений из одной статьи НК РФ в другую. Однако не все так просто.
     
     Напомним, согласно п. 6 ст. 259 НК РФ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный порядок амортизации электронно-вычислительной техники. Затраты указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию и уменьшают налогооблагаемую прибыль организации для целей гл. 25 НК РФ. Причины льготирования указанных организаций понятны: если для обычной организации компьютер двух-, трех- и даже пятилетней "выслуги" - нормальная "рабочая лошадка", то для указанных компаний даже двухлетний компьютер может быть давно устаревшей моделью.
     
     Пункты 7 и 8 ст. 241 НК РФ содержат определение организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также перечень условий для применения пониженных налоговых ставок для целей гл. 24 НК РФ. Напомним, льготные ставки по ЕСН были введены в п. 6 ст. 241 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ, который определил, что для налогоплательщиков - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие налоговые ставки (см. таблицу).
     

Таблица

     

Налоговая база на

Федеральный бюджет

Фонд социального

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года


 

страхования Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территори-
альные фонды обязательного медицинского страхования


 

До 75 000 руб.

20,0 процента

2,9 процента

1,1 процента

2,0 процента

26,0 процента

От 75 001 руб. до 6 000 000 руб.

15 000 руб. ++ 7,9 процента с суммы, превышающей 75 000 руб.

2175 руб. ++ 1,0 процента с суммы, превышающей 75 000 руб.

825 руб. ++ 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 руб.

1500 руб. + 0,5 процента с суммы, превышающей 75 000 руб.

19 500 руб. ++ 10,0 процента с суммы, превышающей 75 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

56 475 руб. ++ 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 руб.

7425 рублей

3975 руб.

4125 руб.

72 000 руб. ++ 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 руб.

     
     При этом организации, ведущие указанную деятельность, в настоящий момент получают весьма существенную экономию ЕСН. Рассмотрим это на примере.
     
     Пример
     
     Зарплата сотрудника организации составляет 25 000 руб.
     
     Годовая заработная плата - 300 000 руб.
     
     При обычных ставках, применяемых согласно п. 1 ст. 241 НК РФ, сумма налога составила бы:
     
     57 580 руб. = (280 000 руб. х 20% ) + (20 000 руб. х 7,9%).
     
     При льготных ставках, применяемых согласно п. 6 ст. 241 НК РФ (для организаций, работающих в сфере информационных технологий), сумма налога составит:
     
     32 775 руб. = (75 000 руб. х 20%) + (225 000 руб. х 7,9%).
     
     С 1 января 2011 года организации, работающие в сфере информационных технологий и использующие сегодня льготные ставки по ЕСН, будут уплачивать страховые взносы в общем порядке согласно тарифам, установленным п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), а в переходный период (с начала 2010 года) - платить взносы, как и большинство организаций, по тарифам, установленным п. 1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ, т.е. без всяких льгот (даже несмотря на то, что для многих льготников по ЕСН установлены пониженные тарифы страховых взносов хотя бы на 2010 год).
     
     Похоже, что Правительство РФ в условиях затяжного экономического падения стремится использовать различные варианты увеличения налоговых поступлений, в т.ч. отменяя преференции инновационных секторов экономики, несмотря на публичные заявления о необходимости поддержки этих отраслей.