Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Использование Кипра и других иностранных юрисдикций: проблемы и решения


Использование Кипра и других иностранных юрисдикций: проблемы и решения

     
     Р.А. Митрофанов,
консультант-эксперт консалтинговой компании "Консалко НН"
     
     В северо-восточной части Средиземного моря расположен один из известных (в прошлом - официально офшорных) центров - островное государство Кипр. Кипр является известным историческим, культурным и деловым центром, однако для российских предпринимателей он привлекателен по другим причинам: Кипр входит в Евросоюз и зону евро, обладая при этом одной из самых выгодных для налогоплательщика налоговых систем. Таким образом, значительная часть инвестиций в экономику России проходит через Кипр. Однако в последнее время чиновники самых разных уровней в Правительстве РФ, Минфине России и других ведомствах стали высказываться за ужесточение налогового администрирования компаний, ведущих дела через кипрскую юрисдикцию.
     

Чем налоговая система Кипра так привлекательна для российского бизнеса?

     
     Проведем краткий анализ особенностей порядка налогообложения на Кипре.
     
     В кипрском налоговом праве действует Закон о налоге на прибыль*1, который регулирует и налогообложение физических лиц (taxation of individuals), и налогообложение компаний (corporate taxation), т.е. равнозначен главам 23 и 25 Налогового кодекса РФ ("Налог на доходы физических лиц" и "Налог на прибыль организаций"). Кроме того, он устанавливает различные административные нормы (например, полномочия налоговых органов (general powers of commissioner)), что свойственно части первой НК РФ.
     _____
     *1 The Income Tax Law of 2002. N 118(I). 15.07.2002.
     
     Прибыль как таковая является объектом обложения и налогом на прирост капитала (capital gains tax) и специального сбора на защиту Республики (special contribution for defence).
     
     Рассмотрим подробнее налогообложение физических лиц.
     
     Плательщики подоходного налога на Кипре (кстати, именно так именуется глава, регулирующая налогообложение физических лиц, в Соглашении об избежании двойного налогообложения*1) - это физические лица - резиденты и нерезиденты Кипра. Резиденты Кипра подлежат налогообложению на все виды доходов, полученных из любых источников как на Кипре, так и за его пределами. Нерезиденты Кипра платят налоги на доход, полученный из любых источников на Кипре, при условии, что на момент получения такого дохода эти лица физически находились на Кипре.
     _____
     *1 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" ратифицировано Федеральным законом от 17.07.1999 N 167-ФЗ.
     
     Резидентом признается физическое лицо, проживающее на Кипре более 183 дней в отчетном году (так же в российском законодательстве).
     
     Начиная с 2004 года, на Кипре используются следующие ставки подоходного налога (см. таблицу на с. 158).
          

Сумма налогооблагаемого годового дохода (CYP)*1

Ставка налога, %

0-10,000

0

10,001-15,000

20

15,001-20,000

25

Свыше 20,000

30

_____
*1 10, 15 и 20 тыс. кипрских фунтов (CYP или CЈ) - это приблизительно 780, 1170 и 1560 тыс. руб. соответственно. До 2008 года включительно Банк России устанавливал курс кипрского фунта к рублю, который ежемесячно обновлялся. Например, на 1 января 2008 года один кипрский фунт, по данным Банка России, стоил 61,0625 руб. В 2009 году Банк России уже не давал официальных данных по CYP (Cyprus Pound), поэтому для расчета мы воспользовались курсом доллара к обеим валютам.

     

Исключение Кипра из списка офшоров не за горами

     
     Минфин России принял решение исключить Республику Кипр из списка офшоров.
     
     В апреле 2009 года представители соответствующих Министерств Республики Кипр и Российской Федерации подписали Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения. Документ должен быть ратифицирован сторонами на протяжении 2009 года и вступит в силу с 1 января 2010 года.
     
     Протокол не вносит изменений в положения Соглашения, касающиеся уплаты налога на роялти и проценты (0%). Процентная ставка на выплату дохода по дивидендам тоже осталась прежней - от 5 до 10%. Однако условия, при которых применяется ставка в 5%, немного изменились: теперь необходимо инвестировать в капитал российской компании минимальную сумму в 100 000 евро (раньше она составляла 100 000 долл. США).
     
     Протоколом дополнены определения понятий "дивиденды" и "проценты" с целью их соответствия последним новеллам Модельной налоговой конвенции от ОЭСР за 2008 год. Согласно им понятие "дивиденды" теперь включает выплаты по акциям паевых инвестиционных фондов и подобных институтов совместного инвестирования, а также по депозитарным распискам.
     
     Значительные изменения произошли в порядке налогообложения прибыли на капитал при продаже акций в компаниях, владеющих недвижимым имуществом в значительных размерах.
     
     Сейчас согласно Соглашению 1998 года компания, которая продает свое недвижимое имущество, платит налог в стране своей регистрации. Для кипрской компании, продающей свое недвижимое имущество в Российской Федерации, такой страной будет Республика Кипр. Однако в соответствии с новыми положениями Протокола в будущем такая прибыль будет облагаться налогом в стране, где находится само недвижимое имущество (в приведенном примере с продажей имущества - в Российской Федерации).
         
     Право налогообложения в стране регистрации останется лишь в случаях, когда продающей компанией являются пенсионный и страховой фонды, Правительство Республики Кипр или Российской Федерации. По аналогичным правилам будет облагаться налогом прибыль, полученная при отчуждении акций компании, которые котируются на фондовой бирже, или прибыль, полученная в процессе корпоративной реорганизации.
     
     Данные положения Протокола вступят в силу только через четыре года после его введения в действие, т.е. не раньше 2014 года.
     

Политика "налоговой гармонизации" в Европе и ее последствия для Кипра

     
     Поскольку Кипр официально являлся британской колонией вплоть до 1960 года, юридическая система этого государства базируется на британской системе, и законодательство о налогообложении является ее более или менее точной копией. С момента обретения независимости варианты налоговых систем других европейских стран были взяты в качестве примеров для внесения дополнений в существующее законодательство. Наиболее значительными изменениями стали введение налога на прирост капитала (capital gains tax) в 1980 году и налога на добавленную стоимость (value-added tax) в 1992 году.
     
     В последнее время в кипрском законодательстве также произошло много значительных изменений, что обосновывается вступлением страны в 2004 году в ЕС. Был введен единый налог на прибыль в размере 10% и НДС в размере 15%. С тех пор различий между компаниями-резидентами и так называемыми компаниями международного бизнеса (IBC) не существует.
     
     Членство в ЕС подняло статус страны, и в международной правоприменительной практике Кипр уже не считается офшорной юрисдикцией.
     
     Таким образом, реформы на Кипре, как и в любой другой стране - члене ЕС или в стране - кандидате в члены ЕС, нельзя рассматривать в отрыве от общеевропейских тенденций.
     

Налоговые реформы ЕС

     
     Ведущую роль в процессе европейских налоговых реформ эксперты приписывают FATF (The Financial Action Task Force on Money Laundering) - межправительственной организации, созданной в 1989 году для разработки и реализации политики, направленной на борьбу с отмыванием денег. Сейчас в FATF около 30 стран и две международные организации. Итогом действий FATF считают ужесточения в законодательствах "налоговых гаваней" вплоть до прекращения существования ряда классических офшоров (Кипр, Бермуды, Каймановы острова, Мальта и др.). Государство, по мнению FATF, не принимающее должных мер по борьбе с отмыванием денег, получает статус коррумпированного и рискованного для развития в нем бизнеса. Как считают специалисты, изменения последних лет пока не сделали ситуацию с офшорными зонами ни слишком острой, ни критичной. Более того, если события будут развиваться в том же русле, то в какой-то момент силы, противоборствующие специальным режимам, вынуждены будут вспомнить, что средства для своей деятельности они получают из фондов, пополняемых за счет прибыльных бизнес-структур, которые, в свою очередь, также должны иметь условия для развития. Таким образом, наряду с выравниванием налоговых режимов в одних регионах в мире появляются другие оазисы с налоговым благоприятствованием.
     
     Кроме FATF активную деятельность по преобразованию офшорных зон ведет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В рамках ОЭСР правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику, которая в современном едином мире должна представлять собой все более плотную сеть единых наднациональных подходов к решению этих проблем. Организация, чье ядро на момент основания составляли государства Европы и Северной Америки, расширилась за счет Японии, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Мексики, Чехии, Венгрии, Польши и Южной Кореи. Она поддерживает контакты со многими государствами, не входящими в нее, осуществляя совместные программы со странами бывшего советского блока, государствами Азии и Латинской Америки.
     
     Рассматривая вопрос преобразования офшорных зон, также следует обратить внимание на процесс обсуждения и формирования Европейской конституции, проведенный под руководством бывшего Президента Франции Валери д'Эстена. В соответствии с его планом необходимо было законодательно запретить несправедливую налоговую конкуренцию, до сих пор существующую в отношениях между некоторыми странами ЕС, а также определить механизм контроля и применения санкций за нарушение установленных правил. Под налоговой конкуренцией в данном контексте понимается привлечение внутренних инвестиций и стимулирование роста сбережений за счет установления более низких ставок налогов и льгот. В данном вопросе основными "нарушителями" в Европе традиционно считаются Великобритания и Ирландия, где ставки налога на прибыль корпораций ниже, чем в других странах Европы, в частности во Франции и Германии.
     
     Весьма вероятно, что в ходе гармонизации налоговых систем стран ЕС все же будет достигнут разумный компромисс, а также определен диапазон, в котором странам - членам ЕС будет разрешено изменять свои налоговые ставки. В этой ситуации Кипр, равно как и другие страны - члены ЕС и страны-кандидаты, сталкивается с необходимостью проведения дополнительных реформ, направленных на удовлетворение общеевропейских правил. Этот фактор следует учитывать в средне- и долгосрочном планах по размещению инвестиций.
     

Налоговые реформы Кипра

     
     1 июля 2002 года Парламент Республики Кипр одобрил предложенные положения налоговой реформы. Новое законодательство полностью вступило в силу с 1 января 2003 года. Оно стремится соответствовать законодательству ЕС и кодексу поведения ЕС и соблюдать обязательства страны в отношении ОЭСР, чтобы устранить "вредные налоговые методы". Однако несмотря на это, законодательство все же предоставило предпринимателям-нерезидентам новые уникальные возможности для оптимизации финансовых результатов бизнеса и эффективного налогового планирования.
     
     Таким образом, компания, зарегистрированная на Кипре, не являясь классическим офшором, тем не менее может предоставить достаточно широкие возможности для налогового планирования (в зависимости от специфики конкретного бизнеса). Она предоставляет более широкие возможности для налогового планирования в зависимости от специфики конкретного бизнеса. В общем случае кипрские компании облагаются profit tax (налог на прибыль) в размере 10% - это самый низкий налог на прибыль в Европе. Для отдельных видов хозяйственной деятельности (например, для судоходных компаний) налог еще ниже - 4,25%. Если компания из своего кипрского офиса продает товары и услуги резидентам Кипра, возникает также необходимость уплаты VAT (НДС) в размере 0-15% - это самая низкая ставка из разрешенных в Европе. Однако при определенных условиях компания освобождается от уплаты этих налогов.
     

Торговые и инвестиционные соглашения Российской Федерации и Кипра

     
     Рассмотрим ситуацию с законодательными инициативами по инвестиционному и торгово-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Кипр. С одной стороны, как мы упоминали выше, Правительство РФ стремится к пересмотру Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром. С другой стороны, различные комитеты Государственной Думы, Федеральное Собрание и Совет Федерации, признавая важность поощрения и взаимной защиты капиталовложений, что является стимулом притока капиталов и развития взаимовыгодного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и Кипром, напротив, выходят с новыми законодательными инициативами, способствующими созданию еще более благоприятных условий для осуществления капиталовложений российского бизнеса на Кипре (как, впрочем, и наоборот). Например, 9 декабря 2005 года был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о поощрении и взаимной защите капиталовложений".
     
     Данным Соглашением были определены гарантии инвесторам по беспрепятственному переводу за границу платежей в связи с капиталовложениями, в частности доходов, компенсаций, средств, полученных в связи с ликвидацией или продажей капиталовложений, заработной платы и других вознаграждений, а также предусмотрены меры судебной защиты прав инвесторов, процедуры разрешения инвестиционных споров, включая третейский и международный суды. Реализация данного Соглашения позволила бы еще более активизировать инвестиционное и торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Кипром, а также обеспечила бы инвесторам двух стран долгосрочную стабильность и предсказуемость правовой среды. Однако письмом Президента РФ от 27.12.2005 N Пр-2190 ратифицирующий данное Соглашение закон был отклонен.
     
     Совсем другая участь постигла соглашения, "спроектированные" под развитие именно инновационной активности между нашими странами. Так, недавно были заключены и приняты Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (заключено в Москве 19.11.2008) и Программа совместных действий на период 2009-2010 годов по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о сотрудничестве в области туризма (принята в Москве 19.11.2008).
     
     Таким образом, актуальность использования тех или иных механизмов защиты инвестиций (щадящий режим налогообложения и администрирования на Кипре, использование классических офшорных юрисдикций, российских особых экономических зон и др.) сохраняется, несмотря на складывающиеся внешние обстоятельства*1.
     _____
     *1 Статью Р.А. Митрофанова об использовании российских особых экономических зон читайте в журнале "Налоговый вестник" N 9'2009 на с. 138.