Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Расходы на сувениры с логотипом организации


Расходы на сувениры с логотипом организации


Д.В. Осипов,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Перед участием в выставке налогоплательщики, которые обычно дарят своим потенциальным клиентам сувениры с логотипом организации (ручки, календари, пакеты), задаются следующими вопросами. Каков порядок учета расходов на приобретение вышеуказанных сувениров? Нужно ли заключать договоры дарения с такими потенциальными клиентами?
     
     Рассмотрим эти вопросы.
     

Сувениры с логотипом - это реклама

     
     К отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, применяется Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
     
     Налоговым кодексом РФ (подп. 28 п. 1 ст. 264) установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
     
     Согласно п. 4 ст. 264 к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль (гл. 25 НК РФ) относятся:
     
     - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
     
     - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
     
     - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
     

Признание расходов на фирменные сувениры

     
     Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям их розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     Из вышеуказанных положений следует, что расходы на рекламу, предусмотренные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в полном объеме, а расходы на иные виды рекламы, не предусмотренные указанной нормой, - в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     Расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в полном объеме.
     
     По нашему мнению, сувениры (ручки, календари, пакеты) не являются брошюрами и каталогами, следовательно, расходы на их приобретение не могут учитываться в полном объеме в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
     
     Однако полагаем, что расходы на приобретение сувениров (ручек, календарей, пакетов) могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     Аналогичного мнения придерживается Минфин России в своем письме от 07.02.2005 N 03-04-11/18. В данном письме речь шла о расходах на приобретение, в частности, ручек и календарей.
     
     Аналогичный вывод сделал и ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 28.10.2005 N А66-13857/2004, оценивая правомерность учета в расходах для целей налогообложения прибыли организаций ручек с логотипом организации.
     
     Судом было установлено: организация принимала участие в выставке с целью распространения информации о себе и характере своей производственной деятельности. Для этого организация заказала и приобрела у изготовителя ручки со своим логотипом.
     
     Факт приобретения и распространения рекламной продукции (ручек) подтверждается выпиской из протокола заседания совета директоров организации, договором поставки, актом выполненных работ, сметой затрат, мероприятиями по подготовке экспозиции и участию общества в международной выставке, приказом об итогах участия организации в выставке.
     
     По мнению суда, отсутствие в этих документах конкретных наименований организаций, которым распространялась рекламная продукция (ручки), также служит подтверждением того, что данная продукция является рекламной, поскольку предназначена для неопределенного круга лиц.
     
     Суд также обратил внимание на следующее: обязательным признаком рекламной информации является ее целевая направленность на реализацию товаров, идей и начинаний. В данном случае ручки с логотипом организации по своим признакам относятся к рекламной продукции.
     

Оформлять ли договор дарения

     
     Согласно п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
     
     Проанализировав вышеуказанные положения, можно сделать следующие выводы.
     
     Во-первых, обязанность организации-рекламодателя заключать с потенциальными клиентами договоры дарения при выдаче им сувениров с ее логотипом Законом N 38-ФЗ не установлена.
     
     Во-вторых, в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. Согласно пп. 2 и 8 ст. 248 и ст. 250 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). Внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Следовательно, если организацию-рекламодателя обязать заключать с потенциальными клиентами договоры дарения при выдаче им сувениров, расходы на приобретение сувениров не будут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. Однако это неправильно, т.к. вышеуказанные расходы учитываются в расходах на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. В свою очередь, для потенциальных клиентов такие сувениры будут признаваться доходом для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 2 и 8 ст. 248 и ст. 250 НК РФ.
     
     Кроме того, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей).
     

     Получается, что если бы выдача организацией-рекламодателем потенциальным клиентам сувениров с логотипом организации-рекламодателя признавалась дарением, то выдача сувениров стоимостью более трех тысяч рублей была бы запрещена.
     
     По нашему мнению, при выдаче организацией-рекламодателем потенциальным клиентам сувениров с ее логотипом не следует заключать договоры дарения.
     
     Аналогичного мнения придерживается ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 28.10.2005 N А66-13857/2004. Проанализируем это судебное решение.
     
     Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик документально не подтвердил расходы на приобретение сувениров, переданных им потенциальным клиентам на выставке, т.к. отсутствуют договоры дарения, заключенные в письменной форме с потенциальными клиентами.
     
     Из вышеуказанного постановления не представляется возможным сделать вывод, на основании чего налоговый орган посчитал, что выдача организацией-рекламодателем потенциальным клиентам сувениров с ее логотипом является их дарением.
     
     Однако если бы такая выдача признавалась дарением, то, конечно, в соответствии с п. 2 ст. 574 ГК РФ следовало бы заключить договор дарения движимого имущества в письменной форме (это требуется в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей). Договор дарения, совершенный устно, ничтожен.
     
     Следовательно, если бы выдача организацией-рекламодателем потенциальным клиентам сувениров с ее логотипом признавалась дарением, то налоговый орган был бы прав (при условии, конечно, что стоимость сувенира превышает три тысячи рублей).
     
     Суд, ссылаясь на положения НК РФ и Закона N 38-ФЗ, сделал вывод: ни Законом N 38-ФЗ, ни законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, что распространение рекламы, в т.ч. в такой форме, как вручение неопределенному кругу лиц сувенирной продукции с логотипом налогоплательщика, должно оформляться как договор дарения.