Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Отмена ККТ для плательщиков ЕНВД


Отмена ККТ для плательщиков ЕНВД


М.П. Зайцев,
ведущий специалист отдела налогового учета
ООО "Винеко Холдинг", советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса

     
     Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволяет плательщикам единого налога на вмененный доход (далее - плательщики ЕНВД, "вмененщики") не применять кассовую технику при наличных расчетах с покупателями (клиентами).
     

Снимать ли ККТ с учета?

     
     Со дня официального опубликования указанного Закона организации и предприниматели, находящиеся на ЕНВД, вправе вместо кассовых чеков по требованию покупателей выдавать иные документы, подтверждающие прием наличных. При этом специалисты ФНС России утверждают: мало просто перестать применять ККТ. Если продавец решил отказаться от применения кассы, необходимо снять ее с учета. Для этого потребуется направить заявление в инспекцию ФНС России по месту учета ККТ. Составить его можно в произвольной форме, взяв за основу форму о регистрации ККТ (утвержденную приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@). В заявлении нужно привести данные о кассовом аппарате и причину снятия его с учета. А к нему приложить оригинал паспорта ККТ и карточку регистрации (п. 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470). Сроки снятия ККТ с учета в данной ситуации нигде не установлены. По возможности стоит направить заявление сразу, как только налогоплательщик примет решение вести наличные расчеты не через ККТ, поскольку налоговые инспекторы на местах уверены: именно снятие кассы с учета доказывает, что продавец выбрал другой вариант расчета с покупателями (т.е. выдачу вместо чеков иных подтверждающих оплату документов). А если ККТ с учета не сняли, значит, официально расчеты ведутся через кассовую технику и инспекторы вправе проверить соблюдение порядка ее использования. Из Закона это прямо не следует. Но… безопаснее все-таки подстраховаться, чем потом судиться из-за штрафа.
     
     Возможно, налогоплательщик решит временно отказаться от ККТ, чтобы испробовать новый порядок, и только после этого окончательно определится с решением. В таком случае снимать ККТ с учета не обязательно. А чтобы избежать лишних претензий налоговиков, стоит предварительно уведомить их о временном выводе кассового аппарата из эксплуатации.
     
     Отказ рассматриваемых налогоплательщиков от ККТ - дело добровольное. Если плательщик ЕНВД посчитает, что по каким-то причинам ему неудобно или невыгодно отказываться от применения кассовой техники, он может по-прежнему ею пользоваться.
     

Подтверждающий оплату документ

     
     Документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), можно разработать самостоятельно. Главное, чтобы он содержал все необходимые реквизиты, прописанные в новой редакции Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ, Закон о ККТ):
     
     - наименование документа;
     
     - порядковый номер документа;
     
     - дату его выдачи;
     
     - наименование (для организации), фамилию, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя);
     
     - ИНН;
     
     - наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
     
     - сумму оплаты в рублях;
     
     - должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
     
     Выдавать такой документ нужно только по требованию покупателя, т.е. закон не предусматривает выписывание подтверждающих документов всем покупателям или клиентам.
     

На кого не распространяются изменения

     
     Воспользоваться освобождением от касс не смогут плательщики ЕНВД, торгующие крепким алкоголем в городах (с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции). Для них обязанность использовать ККТ прописана в п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Как поясняют сотрудники ФНС России, даже если налогоплательщик помимо крепкого алкоголя торгует другими товарами, он обязан применять ККТ и пробивать чеки на все покупки. Скорее всего, ФНС России в ближайшее время выпустит соответствующие разъяснения.
     
     Новая норма Закона о ККТ не изменила порядок работы компаний, и ранее освобожденных от применения кассовой техники в силу п. 3 ст. 2 Закона о ККТ. К таковым, например, относятся компании, организующие питание учащихся и работников общеобразовательных школ. Они по-прежнему могут отпускать товар (оказывать услуги) без ККТ или иных подтверждающих документов.
     

Бланки строгой отчетности - выписывать или нет?

     
     В связи с изменениями, внесенными в Закон о ККТ, в непростую ситуацию попали "вмененщики", оказывающие услуги населению (а таковых среди плательщиков ЕНВД достаточно). С одной стороны, они могут воспользоваться новым правом не применять ККТ и при этом выдавать по требованию клиента подтверждающий документ. С другой стороны, для них определена обязанность при неприменении ККТ выписывать бланк строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона о ККТ). По мнению инспекторов ФНС России, до выхода официальных разъяснений по этому вопросу лучше воспользоваться вторым, привычным, вариантом, чтобы избежать проблем с проверяющими. После 1 декабря 2008 года нельзя использовать БСО, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, т.е. до 12 апреля 2005 года (см. Положение о наличных денежных расчетах, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, далее - Положение N 359). В настоящее время можно оказывать услуги населению (по перечню, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93) по бланкам, принятым в течение 2005-2008 годов (см. приказ Минкультуры России от 08.12.2008 N 231), а также разработанным организациями и предпринимателями самостоятельно с учетом требований Положения N 359 (п. 3).
     
     Форма БСО может не только изготавливаться типографским способом, но и формироваться так называемыми автоматизированными системами. Они должны обеспечивать (пп. 4 и 11 Положения N 359):
     
     - наличие защиты от несанкционированного доступа;
     
     - идентификацию (фиксацию)и с охранение всех операций с бланком в течение минимум пяти лет;
     
     - сохранение номера и серии бланка.
     
     Кроме того, по требованию налоговых органов владельцы таких систем обязаны предоставлять сведения о выпущенных документах (п. 12 Положения N 359).
     
     Исходя из названных условий, обычный компьютер действительно не может использоваться для создания БСО (см. письмо Минфина России от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353). Чиновники финансового ведомства рекомендуют обращаться по вопросам использования автоматизированных систем в Минпромторг России, уполномоченный регулировать отношения в сфере ККТ (см. письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96).
     

Изменения в регламенте проверок

     
     Помимо внесения поправок в Закон о ККТ законодатели изменили нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
     
     Сотрудники ФНС России смогут по-прежнему проверять плательщиков ЕНВД на предмет применения ККТ. Только теперь они будут следить за тем, чтобы "вмененщики" выдавали покупателям и клиентам подтверждающие покупку документы. Как сообщили в ФНС России, данные проверки "практически не будут отличаться от прежних контрольных мероприятий". Это значит, что инспектор под видом покупателя может потребовать товарный чек или другой документ на покупку и, если продавец откажется его выдавать, наложить штраф. Размер штрафа за невыдачу подтверждающего документа такой же, как и за неприменение ККТ: для граждан - от 1500 до 2000 руб., для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ). Напомним, что индивидуального предпринимателя штрафуют как должностное лицо.
     

Работа с ККТ, снятой с учета

     
     Пока ККТ не будет снята с регистрации в ИФНС, сотрудники налоговых органов имеют право проверить ее применение. Поэтому, чтобы избежать неприятных ситуаций, лучше не затягивать с данным вопросом. Однако "вмененщики" могут использовать снятую с учета кассовую технику для удобства учета или для контроля над сотрудниками, принимающими денежные средства. В таком случае налоговые инспекторы не будут проверять применение ККТ. Но при этом не нужно забывать: кассовый чек, выданный снятым с учета аппаратом, не будет являться подтверждающим документом, то есть по требованию покупателя или клиента нужно будет выдавать товарный чек, квитанцию или иной подтверждающий документ. В заключение напомним: порядок снятия ККТ с учета обозначен в пп. 16 и 17 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, далее - постановление N 470).
     
     Модели ККТ, исключенные из Государственного реестра (по причине невозможности внедрения ЭКЛЗ), срок амортизации которых истек (ККТ относится к четвертой группе основных средств (ОС) - имущество со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), применять нельзя (п. 5 ст. 3 Закона о ККТ). Их дальнейшая эксплуатация грозит штрафом: для организаций - от 30 000 до 40 000 руб., для должностных лиц и предпринимателей - от 3000 до 4000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ; постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31.07.2003 N 16). Наказуема именно эксплуатация аппарата. Хранение кассы на предприятии нарушением не является. Если же использование было прекращено до 2009 года, но владелец не снял кассу с учета, велика вероятность штрафа. Тем, кто продолжает работать с устаревшими ККТ, следует прекратить это, выждать два месяца (административный срок наказания за проступок по КоАП РФ) и подать документы на снятие с учета. Подтвердить простой аппарата в течение указанного времени можно записями в кассовой книге и показателями счетчика кассы.
     
     И еще один важный момент. Всю документацию, связанную с приобретением, технической поддержкой, регистрацией контрольно- кассовой техники, нужно хранить не менее пяти лет с даты окончания ее использования (пп. 13 и 14 Положения, утв. постановлением N 470). Если владелец ККТ после снятия ее с учета теряет все документы, это тоже может быть основанием для штрафа по ст. 14.5 КоАП РФ. Таким образом, документацию по ККТ, снятой с учета в 2009 году, следует хранить по 2013 год включительно.
     
     Пару лет назад высказывалось предложение ввести вместо ККТ компьютеризированную систему учета по типу ЕГАИС, которую сейчас применяют производители алкоголя и оптовики. Тогда эта идея заставила призадуматься многих розничных торговцев. Возможно, сейчас обсуждение пойдет "по второму кругу". Остается ждать осени, когда этот вопрос решится на федеральном уровне.
     

Арбитражная практика

     
     Если торговые места расположены на рынках, ярмарках и других подобных не обустроенных территориях, перечисленных в ст. 2 Закона N 54-ФЗ, их владельцы могут вести наличные расчеты без ККТ (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2009 по делу N А56-29938/2008). А когда товар продан через кассу, но чек не отдан покупателю в руки, такое правонарушение могут признать малозначительным, и санкции не последуют (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2009 по делу N А56-13077/2008).
     
     Чтобы привлечь нарушителя законодательства о ККТ к ответственности, налоговики должны четко соблюдать все процедуры. Иначе (например, если протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя владельца ККТ) их действия будут признаны незаконными (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.12.2008 по делу N А05-8899/2008). Более того: если, контролируя применение ККТ и выдачу БСО, должностные лица ФНС России используют проверочную закупку, она не будет расцениваться как доказательство вины компании или предпринимателя (постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2009 по делу N А56-22604/2008, от 12.03.2009 по делу N А26-4868/2008 и от 05.03.2009 по делам N А56-36469/2008, N А56-23917/2008, N А56-23915/2008 и N А56-22949/2008).
     
     Особое внимание следует уделить персоналу. Если сотрудник работает на ККТ и при этом нарушает законодательство, работодатель несет за него ответственность (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2009 по делу N А21-4419/2008). Однако если руководитель предпринял все необходимые меры (зарегистрировал ККТ, прописал в трудовом договоре обязательность ее применения при наличных расчетах и т.п.), а также если работник, не исполняющий обязанности кассира, произвел спорный наличный денежный расчет по своей инициативе (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2009 по делу N А56-31424/2008), можно говорить об отсутствии его вины в таком нарушении (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2009 по делу N А66-6155/2008).