Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

НДФЛ: о последних изменениях и дополнениях в главу 23 НК РФ


НДФЛ: о последних изменениях и дополнениях в главу 23 НК РФ


Т.Ю. Левадная,
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
     
     В последние два-три года наши законодатели с завидным постоянством в середине года преподносят налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам "сюрпризы" в виде очередных поправок в налоговое законодательство. В этом плане 2009 год не стал приятным исключением: по традиции перед уходом в отпуск законодатели внесли целый ряд поправок в Налоговый кодекс РФ, в т.ч. в гл. 23.
     

Общие положения

     
     Федеральными законами от 28.04.2009 N 67-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", от 03.06.2009 N 117-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", от 03.06.2009 N 120-ФЗ "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", а также от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Законы N 67-ФЗ, N 117-ФЗ, N 120-ФЗ, N 202-ФЗ, N 213-ФЗ) в гл. 23 НК РФ внесены существенные изменения и дополнения.
     
     Сроки вступления в силу всех перечисленных законов различны, так же как и налоговые периоды, в отношении которых распространяются изменения и дополнения, внесенные в ст. 212, 217, 219, 220, 226, 228, 230 и 233 гл. 23 НК РФ вышеуказанными законами. Кроме того, Законом N 202-ФЗ не только внесен целый ряд поправок в Налоговый кодекс РФ, но и признаны утратившими силу отдельные положения недавно принятого Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2009.
     
     Учитывая традиционную спешку, в которой принимаются поправки в налоговое законодательство и соответствующее качество внесенных поправок, дать конкретные рекомендации по применению на практике некоторых новых положений гл. 23 НК РФ весьма затруднительно. Тем не менее проанализируем новые положения гл. 23 НК РФ, рассматривая их в порядке расположения соответствующих статей.
     

Новый порядок определения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах (ст. 212 НК РФ)

     
     С 1 января 2010 года материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, облагается налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), за исключением:
     
     - материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
     
     - материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
     
     Указанные виды материальной выгоды освобождаются от налогообложения при условии наличия у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета, установленного подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 220 НК РФ.
     

***

     

Обратите внимание!

В новой редакции
подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ (в ред. Закона N 202-ФЗ) предусмотрено освобождение от налогообложения по ставке 35% доходов в виде материальной выгоды от получения займов (кредитов) на льготных условиях только при условии подтверждения налоговым органом по месту жительства налогоплательщика его права на имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение жилья и земельного участка под него.

***

     
     Таким образом, учитывая, что п. 3 ст. 220 НК РФ определен порядок получения указанного вычета у налогового агента, который одновременно является для физического лица - налогоплательщика работодателем, на основании выдаваемого налоговым органом по месту жительства налогоплательщика уведомления, в данном случае следует говорить не о наличии у налогоплательщика права на такой вычет, а о непосредственной реализации этого права налогоплательщиком.
     
     Кроме того, полученный на льготных условиях целевой кредит или заем (беспроцентный либо по ставкам ниже ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации) должен быть направлен налогоплательщиком на приобретение именно того жилого объекта и земельного участка, в отношении которых ему предоставляется имущественный налоговый вычет.
     
     Соответственно выданный банком налогоплательщику на льготных условиях новый кредит (заем) в целях рефинансирования (перекредитования) полученного ранее кредита (займа) должен быть направлен на погашение того первоначального кредита (займа), который был израсходован на приобретение жилого объекта и земельного участка, в отношении которых налогоплательщику предоставляется имущественный налоговый вычет. При этом банк, предоставивший налогоплательщику такой целевой кредит или заем, должен находиться на территории Российской Федерации.
     
     Новая редакция подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ по сравнению с порядком налогообложения доходов в виде материальной выгоды, действовавшим в 2008-2009 годах, ухудшает положение налогоплательщиков, не состоящих в трудовых отношениях с налоговым агентом, предоставившим им заем (кредит) на льготных условиях.
     

Доходы, освобождаемые от налогообложения (ст. 217 НК РФ)

     
     Законами N 67-ФЗ, N 117-ФЗ, N 202-ФЗ и N 213-ФЗ в ст. 217 НК РФ в очередной раз расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.
     
     Согласно новой редакции п. 2 с 1 января 2010 года НДФЛ не будет удерживаться не только с пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий, назначаемых в порядке, установленном действующим законодательством, но также и с социальных доплат к пенсиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (Закон N 213-ФЗ).
     
     Абзац 3 п. 8 дополнен положением, предусматривающим, что с 1 января 2010 года наряду с единовременной материальной помощью, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, не подлежит налогообложению НДФЛ единовременная материальная помощь, оказываемая работодателями членам семьи бывшего работника, вышедшего на пенсию, или бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (Закон N 202-ФЗ).
     
     Внесены уточнения в абз. 7 п. 8: согласно его новой редакции с 1 января 2010 года не следует удерживать НДФЛ с сумм единовременной материальной помощи, выплачиваемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка, в размере не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка (Закон N 213-ФЗ).
     
     Введен новый п. 17.1, в соответствии с которым с 1 января 2010 года освобождены от обложения НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета данные легковые автомобили были в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех и более лет.
     

***


Обратите внимание!

Одновременно
Законом N 202-ФЗ внесены дополнения в ст. 228 НК РФ, позволяющие избегать процедуры декларирования доходов, полученных от отчуждения легковых автомобилей, числящихся за налогоплательщиком по учету в ГИБДД или иных уполномоченных органах более трех лет.

***

     
     В этой связи представляется не совсем логичным то, что нововведение носит явно избирательный характер, поскольку на основании подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже любого имущества, находившегося в его собственности три года и более, в полной сумме, полученной при продаже такого имущества.
     
     Из этого положения по существу вытекает, что доходы, получаемые физическими лицами от реализации любого имущества, принадлежащего им более трех лет, не облагаются НДФЛ. Однако при этом налогоплательщики, фактически имеющие право на применение вышеуказанного имущественного налогового вычета, в силу чего у них не возникает обязанности уплачивать НДФЛ в бюджет, тем не менее обязаны на основании ст. 228 НК РФ представить в налоговый орган по месту жительства соответствующую налоговую декларацию и документы, подтверждающие право на получение такого вычета.
     
     Введен новый п. 42, в соответствии с которым не облагаются НДФЛ средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные учреждения, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
     
     Положения п. 42 ст. 217 НК РФ введены Законом N 67-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
     
     Законом N 117-ФЗ в ст. 217 НК РФ введены новые пп. 43 и 44, предусматривающие освобождение от обложения НДФЛ доходов в натуральной форме, получаемых работниками в аграрном секторе экономики.
     
     В частности, в п. 43 указаны доходы, полученные работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций - сельскохозяйственных товаропроизводителей, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ, крестьянских (фермерских) хозяйств в виде сельскохозяйственной продукции их собственного производства и (или) работ (услуг), выполненных (оказанных) такими организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в интересах работника, имущественных прав, переданных указанными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами работнику.
     

***


Обратите внимание!

На основании
п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в т.ч. на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.

***

     
     Налог не взимается за каждый фактически отработанный работником полный месяц в течение срока действия трудового договора (контракта) в календарном году при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     - общая сумма дохода, полученного работником в натуральной форме в качестве оплаты труда в соответствующем месяце, не превышает 4300 руб.;
     
     - общая сумма дохода, полученного работником в натуральной форме в качестве оплаты труда в соответствующем месяце, не превышает величину заработной платы за этот месяц, которая может быть выплачена в неденежной форме в соответствии с трудовым законодательством;
     
     - доход от реализации товаров (работ, услуг) организаций - сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств, являющихся источником выплаты дохода работнику, за предыдущий календарный год не превышает 100 млн. руб.
     
     Если при соблюдении установленных п. 43 ст. 217 НК РФ ограничений общая сумма дохода, полученного работником в натуральной форме в качестве оплаты труда в соответствующем месяце, составляет менее 4300 руб., разница между этой суммой и фактически полученной суммой дохода учитывается при расчете предельной суммы дохода, которая может быть выплачена в неденежной форме в соответствии с трудовым законодательством, в последующих месяцах календарного года.
     

***


Обратите внимание!

Согласно
ст. 131 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). Однако в соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. При этом доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% начисленной месячной заработной платы.

Следовательно, если сумма дохода, полученного работником в натуральной форме в качестве оплаты труда, составляет менее 4300 руб., но превышает ограничение, установленное трудовым законодательством, в данном случае налогом не облагается только часть заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не превышающая 20% начисленной месячной заработной платы.


***

     
     Согласно п. 44 ст. 217 НК РФ НДФЛ не удерживается с доходов в натуральной форме в виде обеспечения питанием работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ.
     
     Положения пп. 43 и 44 ст. 217 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. При этом положения п. 43 ст. 217 применяются до 1 января 2016 года.
     
     Кроме того, Законом N 117-ФЗ в ст. 217 НК РФ введены новые пп. 45 и 46.
     
     На основании п. 45 с 1 января 2009 года освобождены от налогообложения НДФЛ доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
     
     А пунктом 46 предусмотрено, что НДФЛ не удерживается с доходов в натуральной форме, полученных налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории Российской Федерации, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, в виде оказанных в их интересах услуг по обучению налогоплательщиков по основным и дополнительным общеобразовательным программам, содержанию налогоплательщиков в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус, в период указанного обучения, по профессиональной подготовке и переподготовке в указанных образовательных учреждениях, а также в виде оказанных в их интересах услуг по лечению и медицинскому обслуживанию и услуг санаторно-курортных организаций.
     

***


Обратите внимание!

Учитывая, что необходимость введения данной нормы законодательства назрела уже давно (в частности, после террористического акта в Бесланской школе), положения
п. 46 ст. 217 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.

***

     
     Однако дополнения, внесенные в ст. 217 НК РФ Федеральным законом N 117-ФЗ, оказались не последними, законодатель продолжил процесс расширения перечня доходов, не облагаемых НДФЛ, дополнив Законом от 17.07.2009 N 161-ФЗ ст. 217 НК РФ новым п. 47, положения которого носят явно выраженный адресный характер. Так, согласно п. 47 не подлежат обложению НДФЛ доходы, полученные налогоплательщиками в виде стоимости эфирного времени и (или) печатной площади, предоставленных им безвозмездно в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
     
     Вместе с тем так и "не дотянул" до статуса закона законопроект N 104799-5, внесенный Законодательным Собранием Омской области, в котором предусматривалось с 1 января 2009 года освободить от обложения НДФЛ суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые родственникам умершего застрахованного лица, к числу которых относятся его дети, в т.ч. усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.
     

Новое в предоставлении социальных налоговых вычетов (ст. 219 НК РФ)

     
     Законом N 120-ФЗ в подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ внесено важное дополнение в виде абз. 6, на основании которого право на получение социального налогового вычета по расходам за обучение студента в возрасте до 24 лет, который учится по очной форме обучения в образовательных учреждениях на платной основе, наряду с родителями, опекунами и попечителями получили также налогоплательщики, являющиеся братом или сестрой обучающегося студента. Положения нового абзаца распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
     

***


Обратите внимание!

До появления этой поправки в
ст. 219 НК РФ вышеуказанный социальный налоговый вычет по расходам, понесенным в виде оплаты за обучение своего брата (сестры), предоставлялся налогоплательщику - брату (сестре) только в случае, если он или она являлись опекуном либо попечителем обучаемого ребенка.

Вместе с тем в очередной раз законодатель не предусмотрел возможность получения такого вычета бабушками и дедушками, оплачивающими обучение в образовательных учреждениях своих внуков-студентов.


***

     
     Законом N 202-ФЗ п. 2 ст. 219 НК РФ дополнен новым абз. 2, согласно которому налогоплательщику предоставлено право на получение социального налогового вычета по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и (или) добровольное пенсионное страхование до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольному пенсионному страхованию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем. Положения нового абзаца распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
     

***


Обратите внимание!

Указанный в
подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в т.ч. в пользу вдовы, вдовца), родителей (в т.ч. усыновителей), детей-инвалидов (в т.ч. усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в т.ч. вдовы, вдовца), родителей (в т.ч. усыновителей), детей-инвалидов (в т.ч. усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ, в общей сумме 120 000 руб.

***

     
     В настоящее время большинство крупных российских компаний имеют корпоративные системы негосударственного пенсионного страхования, использующие преимущественно паритетные схемы. При паритетной схеме два вкладчика - работодатель и работник, являющийся одновременно участником фонда. На работодателя возложена обязанность удерживать взносы из заработной платы работников и перечислять эти взносы в корпоративный негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ), а работники, являющиеся участниками договора негосударственного пенсионного обеспечения, одновременно выступают вкладчиками в свою пользу (далее - участники-вкладчики).
     
     При паритетной схеме используется индивидуальная пенсионная схема, подразумевающая открытие именного пенсионного счета на каждого участника. На таких счетах по каждому участнику ведется учет поступлений пенсионных взносов от вкладчика, а также начисление дохода от размещения пенсионных резервов и выплаты негосударственной пенсии.
     
     Как правило, в соответствии с условиями договора негосударственного пенсионного обеспечения суммы взносов на обязательное негосударственное пенсионное обеспечение удерживаются работодателем из заработной платы участников-вкладчиков и ежемесячно перечисляются в НПФ единым платежным документом с приложением списка (реестра) участников-вкладчиков. НПФ ежегодно информирует участников-вкладчиков о состоянии их именных пенсионных счетов, выдавая соответствующие уведомления.
     
     Поэтому именно у таких работодателей имеются документы, подтверждающие фактические расходы работников, являющихся участниками-вкладчиками, на негосударственное пенсионное обеспечение и (или) добровольное пенсионное страхование. В свою очередь, у работников в большинстве случаев отсутствует необходимость декларирования доходов по иным основаниям, кроме получения социального налогового вычета, предусмотренного подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, в части сумм, уплаченных ими взносов в НПФ.
     
     В этой связи в целях создания режима наибольшего благоприятствования для налогоплательщиков, осуществляющих дополнительные перечисления на личные пенсионные счета, при реализации ими своего права на получение указанного социального налогового вычета Законом N 202-ФЗ была принята вышеназванная поправка в п. 2 ст. 219 НК РФ.
     
     Таким образом, работники, являющиеся участниками-вкладчиками договоров негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольного пенсионного страхования, с 1 января 2010 года могут получить вышеназванный социальный налоговый вычет не только по окончании налогового периода в налоговом органе по месту жительства на основании налоговой декларации, письменного заявления и соответствующих подтверждающих документов, но и у своего работодателя, перечисляющего из их заработной платы и иных доходов, облагаемых по ставке 13%, суммы пенсионных или страховых взносов.
     
     Вместе с тем, внеся столь важную поправку в п. 2 ст. 219 НК РФ, законодатель не уточнил, на основании каких именно подтверждающих документов указанный вычет предоставляется налогоплательщику работодателем.
     

***


Обратите внимание!

В
письме ФНС России от 05.05.2008 N ШС-6-3/331@ "О социальном налоговом вычете по суммам уплаченных пенсионных взносов" содержится перечень документов, необходимых для получения указанного вычета в налоговом органе.

Такими документами, в частности, являются договор негосударственного пенсионного обеспечения, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ в свою пользу и (или) в пользу другого участника НПФ, платежные документы, подтверждающие уплату пенсионных взносов налогоплательщиком-вкладчиком, документы, подтверждающие степень родства с физическими лицами, в пользу которых налогоплательщик уплачивал пенсионные взносы (если договор заключен в пользу супруга, родителей или детей-инвалидов), копия лицензии НПФ, заверенная подписью руководителя и печатью НПФ.

Вместе с тем данный документ не представляется, если ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре негосударственного пенсионного обеспечения, заключенном вкладчиком с НПФ.

В случаях, когда пенсионные взносы ежемесячно удерживаются из заработной платы участников-вкладчиков и вносятся на счет НПФ работодателем одним платежным поручением с приложением реестра, в котором содержатся сведения о вкладчиках и суммах взносов, налогоплательщикам при обращении за получением вышеуказанного налогового вычета дополнительно следует представить в налоговый орган заверенные по установленной форме выписки из реестров, прилагаемых к платежным поручениям, с указанием сведений о конкретном вкладчике и суммах перечисленных от его имени в налоговом периоде пенсионных взносов.

При этом
письмом ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876 "Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов" предусмотрено: налогоплательщики вправе представлять налоговым органам не только нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих их право на получение социальных налоговых вычетов, но и копии соответствующих документов, заверенные непосредственно самими налогоплательщиками с расшифровкой подписи и датой их заверения, при условии, что подлинники указанных документов были предъявлены работнику отдела по работе с налогоплательщиками при подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, который должен проставить отметку о соответствии представленных налогоплательщиком копий документов их подлинникам и дату принятия их налоговым органом.

***

     
     Таким образом, учитывая, что при использовании паритетной пенсионной схемы, где работодатель является одним из вкладчиков, именно у такого работодателя имеются по меньшей мере два важнейших документа, необходимых для подтверждения права работника, являющегося участником-вкладчиком договоров негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольного пенсионного страхования, на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ. Это договор негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования, а также платежные документы, подтверждающие фактические расходы работников, являющихся участниками-вкладчиками, по уплате пенсионных взносов.
     
     Из этого следует, что при обращении налогоплательщика к работодателю за получением вышеуказанного социального налогового вычета до окончания налогового периода работнику на основании письма ФНС России от 05.05.2008 N ШС-6-3/331@ необходимо представить в бухгалтерию организации (предприятия) следующие документы:
     
     - заявление о предоставлении социального налогового вычета, предусмотренного подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ;
     
     - документы, подтверждающие степень родства с физическими лицами, в пользу которых налогоплательщик уплачивал пенсионные взносы (если договор заключен в пользу супруга, родителей или детей-инвалидов).
     
     Однако в данной ситуации возникает вопрос о целесообразности выдачи налоговыми органами справок о получении или неполучении налогоплательщиками социального налогового вычета, предусмотренного подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@. Это объясняется тем, что у налоговых органов отсутствует возможность выдачи таких справок до окончания налогового периода, поскольку только после получения от налоговых агентов сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ можно определить, получал налогоплательщик в налоговом периоде указанный социальный налоговый вычет у работодателя или нет.
     
     В этой связи очевидна необходимость дальнейшей доработки принятой поправки для ее "беспроблемного" практического применения.
     

(Продолжение следует)