Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"


Федеральный закон

от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ

"Об аудиторской деятельности"*1

     _____
     *1 Текст официального документа не приводится.
     

Комментарий

     
     Е.В. Орлова,
заместитель генерального директора ЗАО "АСМ Аудит"
     
     Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2003 N 4-П бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Гарантией обеспечения достоверности официального бухгалтерского учета является аудит. Аудит можно рассматривать как процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей бухгалтерской отчетности в масштабах экономики не только одной страны, но и на международном уровне.
     
     Начавшееся реформирование аудиторской деятельности будет способствовать прежде всего повышению качества аудита, являющегося инструментом обеспечения информационной и экономической безопасности граждан, бизнеса и государства.
     
     С 1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), который кардинально меняет действующие правила регулирования аудиторской деятельности и статус игроков на рынке аудиторских услуг. Реализация предусмотренных Законом N 307-ФЗ мер значительно приблизит нормы законодательства Российской Федерации в области аудиторской деятельности к признанным международным нормам аудита.
     
     Вновь принятый документ существенно ужесточает требования к аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам. Согласно Закону N 307-ФЗ учредительные документы аудиторских организаций подлежат серьезной корректировке, их уставный капитал - переделу, аттестаты аудиторов - обмену, а качество аудиторских услуг - строжайшему контролю.
     
     И каждой аудиторской организации, претендующей на продолжение деятельности, надлежит вступить в саморегулируемую организацию аудиторов (несмотря на то что институт саморегулируемых организаций у нас пока еще совершенно не развит).
     
     В соответствии со ст. 26 Закона N 307-ФЗ большинство положений нового документа начинает действовать с 1 января 2009 года, за исключением части 9 ст. 11, ст. 12 и 16, вступающих в силу с 1 января 2010 года, и частей 1-8 ст. 11, вступающих в силу с 1 января 2011 года.
     
     В то же время прежний Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ) не отменен и будет применяться с учетом изменений, внесенных Законом N 307-ФЗ, до конца 2010 года (п. 1 части 3 ст. 25 Закона N 307-ФЗ), и только с 1 января 2011 года старый документ окончательно утратит силу.
     

     Рассмотрим основные положения Закона N 307-ФЗ и проведем их сравнительный анализ с нормами Закона N 119-ФЗ.
     

Сравнительный анализ основных норм Закона N 307-ФЗ и Закона N 119-ФЗ

     

Закон N 307-ФЗ

Закон N 119-ФЗ

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (часть 2 ст. 1).

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (часть 3 ст. 1)

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1)

Сопутствующие услуги

Перечень сопутствующих услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (часть 4 ст. 1).

В настоящее время - это Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) N 30, 31, 33:

- выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации;

- компиляция финансовой информации;

- обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

Открытый перечень сопутствующих услуг, которые могли оказывать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы (п. 5 ст. 1), был установлен п. 6 ст. 1

Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью:

- услуги, поименованные в п. 1-10 части 7 ст. 1;

- другие услуги, при условии что они связаны с аудиторской деятельностью и оказание их не влечет возникновение конфликта интересов и не создает угрозу возникновения такого конфликта. Прочие услуги не являются аудиторскими в смысле Закона N 307-ФЗ

Отсутствует такое понятие

Введена расшифровка понятия "бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица", под которой понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами (часть 3 ст. 1)

Расшифровки этого понятия не было

Впервые дано понятие Кодекса профессиональной этики аудиторов (часть 3 ст. 7)

Отсутствует такое понятие

Аудиторское заключение

Официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (часть 1 ст. 6)

Отсутствует оговорка относительно выражения мнения о соответствии порядка ведения аудируемым лицом бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации

Официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (п. 1 ст. 10)

Ограничение круга вопросов аудита

Аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано, в частности, не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их представлении (п. 2 части 2 ст. 14)

Аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано, в частности, не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки (подпункт 3 п. 2 ст. 6).

Отсутствовала оговорка относительно отсутствия у аудируемого лица оснований для отказа в представлении информации и сведений, содержащих коммерческую тайну

Лицензирование

Отмена лицензирования с 01.01.2010 и переход к саморегулированию (часть 2 ст. 23 и ст. 24 Закона N 307-ФЗ, абзац первый п. 5.2 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в ред. Закона N 307-ФЗ)

Лицензирование аудиторской деятельности (п. 2 ст. 4 и ст. 17 Закона N 119-ФЗ, подпункт 87.1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")

Обязательный аудит

Обязательный аудит проводится не только аудиторскими организациями, но и индивидуальными аудиторами. Причем индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, за исключением обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности (часть 2 ст. 1, часть 4 ст. 4, часть 3 ст. 5)

Ранее обязательный аудит проводился только аудиторскими организациями (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ)

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями (п. 2 ст. 7)

Изменены количественные критерии проведения обязательного аудита, а именно показатели выручки (50 млн руб.) и суммы активов баланса 20 млн руб.) (п. 3 части 1 ст. 5). Теперь они не имеют жесткой привязки к величине установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ), как это было ранее

Количественные критерии проведения обязательного аудита - выручка (превышение в 500 тыс. раз МРОТ) и сумма активов баланса (превышение в 200 тыс. раз МРОТ) - привязаны к величине МРОТ (подпункт 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ)

Изменен порядок проведения конкурсов на обязательный аудит для государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые с 1 января 2009 года могут проводить конкурс по выбору аудитора только в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", без учета Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 N 706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" (часть 4 ст. 5)

В отношении государственных унитарных предприятий заключение договоров на проведение обязательного аудита осуществлялось по итогам открытых конкурсов, проводимых на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 N 706. Обязательное проведение конкурса требовалось при заключении договоров на проведение обязательного аудита муниципальных унитарных предприятий, допускалось также заключение договоров на проведение обязательного аудита не только путем проведения открытого конкурса, но и, в некоторых случаях, другими способами, предусмотренными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ

Определение аудиторской организации

Коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (часть 1 ст. 3).

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организацией аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является (часть 2 ст. 3)

Коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги (п. 1 ст. 4).

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Законом N 119-ФЗ и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 2 ст. 4)

Требования к аудиторской организации

- коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

- численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех человек;

- доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;

- численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией (п. 1-4 части 2 ст. 18)

- аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества;

- не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%;

- в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (п. 3-5 ст. 4)

Требования к аудитору, не являющемуся индивидуальным аудитором

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (часть 1 ст. 4).

Членство в саморегулируемой организации ранее не являлось установленным для аудитора требованием

Аудитором признавалось физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора (п. 1 ст. 3)

Конфликт интересов

Аудиторские организации не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта (часть 3 ст. 8)

Не содержалось никаких упоминаний о конфликте интересов

Хранение документов

Установлен срок хранения документов (копий документов).

Аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны:

обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены (п. 3 части 2 ст. 13)

Не был установлен срок хранения документов.

Не было оговорки относительно копий документов.

Аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны:

обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 4 п. 2 ст. 5)

     
     Как аудитору (аудиторской компании), так и бухгалтеру необходимо учитывать, что налоговое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым спорам согласно Закону N 307-ФЗ квалифицируются как прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, то есть не являются аудиторскими услугами с точки зрения нового Закона.
     
     Включение ранее в состав сопутствующих аудиту услуг налогового консультирования, представительства в судебных и налоговых органах по налоговым спорам было связано прежде всего с существующей в Российской Федерации доминирующей ролью налогового учета и налогового законодательства по сравнению с другими направлениями деятельности и включением налоговых требований в различные финансовые и бухгалтерские нормативные акты.
     
     В результате на практике клиенты аудиторских компаний привыкли расценивать аудитора, проводящего аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности, как специалиста по минимизации налоговых рисков. И по этой причине любые замечания аудитора в части методологии ведения бухгалтерского учета и некорректности составления бухгалтерской отчетности во многих случаях оставляли клиента равнодушным, если только такие нарушения не влекли налоговые риски. Теперь же таким клиентам придется изменить свой подход и обращаться за услугами по налоговому консультированию дополнительно.
     
     Логично, что по указанным выше причинам и другие виды услуг, считавшиеся сопутствующими аудиту согласно Закону N 119-ФЗ (например, управленческое консультирование, разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков и др.), также не должны соединяться с аудитом.
     
     Введение нового понятия "прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги", не признаваемые аудиторскими услугами в смысле Закона N 307-ФЗ, означает, что клиенты аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, заказывая подобные услуги, не смогут теперь учесть их для целей исчисления налога на прибыль на основании норм подпункта 17 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в качестве расходов на аудиторские услуги. Такие затраты можно будет учесть, используя, к примеру, нормы подпункта 15 п. 1 ст. 264 НК РФ (как расходы на консультационные и иные аналогичные услуги) или подпункта 14 п. 1 ст. 264 НК РФ (как расходы на юридические и информационные услуги).
     

Аудируемая бухгалтерская (финансовая) отчетность

     
     В Законе N 307-ФЗ в отличие от прежнего документа дается пояснение, что понимается под бухгалтерской (финансовой) отчетностью для целей данного Закона. Так, в соответствии с частью 3 ст. 1 Закона N 307-ФЗ аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, под которой понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
     
     Состав бухгалтерской отчетности установлен п. 2 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете". На это указано в Информационном сообщении для аудиторских организаций и аудиторов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", размещенном на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru.
     

Ограничение круга вопросов аудита

     
     В соответствии с п. 2 части 2 ст. 14 Закона N 307-ФЗ при проведении аудита аудируемое лицо обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их представлении.
     
     Обязанность аудируемого лица не предпринимать каких-либо действий по ограничению круга вопросов, подлежащих выяснению в ходе аудиторской проверки, была закреплена и ранее в подпункте 3 п. 2 ст. 6 Закона N 119-ФЗ. Однако в Законе N 119-ФЗ не было очень важной оговорки относительно отсутствия у аудируемого лица оснований для отказа в представлении информации и сведений, содержащих коммерческую тайну. На деле это приводило к часто практикуемому некоторыми аудируемыми лицами необоснованному засекречиванию информации, объявлению ее служебной или коммерческой тайной. Учитывая подобную практику, Минфин России в письме от 19.12.2006 N 07-05-06/302 подчеркнул, что наличие в запрашиваемой аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в ее представлении. Кроме того, давалась ссылка на Приложение N 1 к ПСАД N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита", утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (в ред. от 07.10.2004 N 532), которое квалифицирует ограничение доступа аудитора к сотрудникам и информации как один из признаков существования конфликта между руководством аудируемого лица и аудитором. Поэтому Минфин России рекомендовал аудиторам в таком случае воспользоваться правом отказаться от проведения аудита или от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в заключении (п. 36 и п. 41 ПСАД N 6).
     
     С принятием Закона N 307-ФЗ данная проблема ограничения доступа к информации и сведениям, представляющим коммерческую тайну, решена в пользу аудиторов на законодательном уровне.
     
     Что касается обязательного аудита, изменения прежде всего коснулись количественного критерия его проведения, а именно показателей выручки и суммы активов баланса. Так, согласно п. 3 части 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ аудит обязателен в случае, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб. Данное требование распространяется на все виды организаций, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия. При этом для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.
     
     Кроме того, с 1 января 2009 года обязательный аудит юридических лиц разрешено проводить индивидуальным аудиторам, за некоторыми исключениями (см. таблицу на с. 48-50).
     

Конец лицензиям

     
     Главным нововведением Закона N 307-ФЗ является окончательная отмена лицензирования аудиторской деятельности и переход к ее саморегулированию.
     
     Согласно части 2 ст. 23 Закона N 307-ФЗ с 1 января 2010 года лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. При этом аудиторская организация, индивидуальный аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов (часть 4 ст. 18 Закона N 307-ФЗ). Именно саморегулируемые организации аудиторов будут осуществлять внешний контроль качества работы в отношении своих членов (ст. 10 Закона N 307-ФЗ).
     
     Учитывая требования Закона N 307-ФЗ, большинство аудиторских организаций, срок действия лицензий у которых истекает в 2012 году, не сможет доработать до истечения срока своих лицензий. Законом N 307-ФЗ предусмотрен порядок для переходного периода для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
     

Конфликт интересов

     
     В соответствии с частью 3 ст. 8 Закона N 307-ФЗ аудиторские организации (индивидуальный аудитор) не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. При этом под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации может повлиять на ее мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации (индивидуального аудитора) заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются Кодексом профессиональной этики аудиторов (в настоящее время - Кодексом этики аудиторов России, одобренным Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31.05.2007). Так, согласно п. 3.1 этого документа аудитор должен предпринимать разумные шаги для выявления обстоятельств, в которых может возникнуть конфликт интересов. Например, в случае, если аудитор является непосредственным конкурентом клиента либо участвует в совместном бизнесе или аналогичной деятельности с основным конкурентом клиента, может возникнуть угроза нарушения принципа объективности. Подобная угроза может также возникнуть, если аудитор оказывает услуги клиентам, у которых существует конфликт интересов или спор, имеющие отношение к предмету услуг. Аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.
     

Аудиторская тайна

     
     В соответствии с частью 1 ст. 9 Закона N 307-ФЗ не составляют аудиторскую тайну следующие сведения, полученные при оказании услуг, предусмотренных этим Законом:
     
     1) сведения, разглашенные самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные Законом N 307-ФЗ, либо с его согласия;
     
     2) сведения о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
     
     3) сведения о величине оплаты аудиторских услуг.
     
     Исходя из положений частей 3 и 4 ст. 9 Закона N 307-ФЗ передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены данным Законом (в частности, уполномоченному федеральному органу и его работникам, саморегулируемым организациям аудиторов, их членам и работникам) и другими федеральными законами, не требует предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги.
     
     В соответствии с частью 4 ст. 6 Закона N 307-ФЗ аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
     

Аттестация и повышение квалификации аудиторов

     
     В целях повышения качества аудиторских услуг ст. 11 Закона N 307-ФЗ предусмотрено введение единого аттестата аудитора, объединяющего все виды ранее существовавших аттестатов аудитора (по общему аудиту, банковскому аудиту, страховому аудиту, инвестиционному аудиту и др.). Единый аттестат даст право аудиторам проводить аудит в любых сегментах экономики.
     
     Квалификационный экзамен, по существу, обеспечит единый подход к установлению профессионального уровня аудиторов. Его проведение возлагается на единую аттестационную комиссию, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов, ими же утверждаются учредительные документы аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости, прозрачности, самофинансирования.
     
     В 2009-2010 годах обучение желающих заниматься аудиторской деятельностью, квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора, выдача квалификационного аттестата аудитора будут осуществляться в порядке, установленном ст. 15 Закона N 119-ФЗ и Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации. С 1 января 2011 года будут действовать порядки, установленные частями 1-8 ст. 11 и частью 4 ст. 23 Закона N 307-ФЗ.
     
     Действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2009 года, а также выданные с 1 января 2009 года до 1 января 2011 года, не подлежат обмену. Лица, имеющие указанные квалификационные аттестаты, не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена.
     
     До 1 января 2011 года названные лица вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора.
     
     С 1 января 2011 года участие в аудиторской деятельности допускается исключительно на основании:
     
     - действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России до 1 января 2009 года;
     
     - действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России с 1 января 2009 года до 1 января 2011 года;
     
     - действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных в порядке, установленном частями 1-8 ст. 11 и частью 4 ст. 23 Закона N 307-ФЗ, с 1 января 2011 года.
     
     Обращаем внимание читателей на то, что списки аннулированных решениями Минфина России квалификационных аттестатов аудитора размещаются на официальном сайте Минфина России в сети Интернет www.minfin.ru в разделе "Аудиторская деятельность. Аннулированные/приостановленные лицензии и аттестаты - Аннулированные квалификационные аттестаты аудитора".