Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 26 декабря 2008 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов..."


Федеральный закон

от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности"*1

     _____
     *1 Текст официального документа не приводится
     

Комментарий

     
     И.Н. Соловьев,
начальник уголовно-правового управления
Правового департамента МВД России, д.ю.н., профессор

     
     Вопросы полномочий сотрудников милиции, непосредственно осуществляющих проверочные мероприятия субъектов финансово-хозяйственной деятельности, всегда вызывали повышенный интерес со стороны как предпринимателей, так и специалистов в области защиты прав и законных интересов человека.
     
     Первый раз об исключении внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел (ОВД) было сказано в п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2008 N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". В данном документе Правительству РФ было поручено в двухмесячный срок разработать проект федерального закона, который бы предусматривал исключение внепроцессуальных прав ОВД, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности.
     
     Под внепроцессуальными полномочиями ОВД понимаются полномочия, поименованные в п. 25 и 35 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции"). Однако сотрудники милиции в сфере контрольно-проверочной деятельности субъектов предпринимательства обладали такими полномочиями до 10 января 2009 года. Именно с этой даты вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" (далее - Закон N 293-ФЗ).
     

Обновленные положения законов

     
     Согласно Закону N 293-ФЗ утратили силу п. 25 и 35 ст. 11 Закона "О милиции".
     
     Напомним, что в соответствии с п. 25 Закона "О милиции" сотрудники ОВД в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении, естественно, имея данные о соответствующем нарушении и получив на руки постановление начальника ОВД или его заместителя, имели право производить следующие действия:
     
     - производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
     
     - производить досмотр транспортных средств;
     
     - изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать представления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
     
     - изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
     
     - требовать обязательного проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить такие проверки и ревизии, изымать при этом документы либо их копии.
     
     Формулировка части второй ст. 11 Закона "О милиции" изложена в новой редакции. Теперь четко прописано, что сотрудники милиции при реализации своих прав должны руководствоваться не только указанным Законом, но и положениями законодательства Российской Федерации, в частности главой 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     Отчетливо видно, что в Законе "О милиции" права сотрудников ОВД значительно сократились. На сегодняшний день правовые основания проведения сотрудниками ОВД проверок субъектов предпринимательской деятельности отсутствуют.
     
     Вместе с тем дополнились новыми возможностями положения Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ). Так, согласно п. 1 части первой ст. 15 Закона N 144-ФЗ органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе:
     
     - проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Закона N 144-ФЗ, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
     

     - в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации [ст. 166 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), регулирующая порядок составления протокола следственного действия]. Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются изъявшим их должностным лицом, и передаются представителю проверяемой компании, о чем делается запись в протоколе. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, заверенные копии документов могут быть переданы в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
     
     Если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы, то в течение трех дней они должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе. Аналогичным положением дополнена и ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
     
     В связи с данными изменениями п. 1 части первой ст. 15 Закона N 144-ФЗ МВД России разрабатывает ведомственный нормативный правовой акт, который будет регламентировать порядок проведения соответствующих гласных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с обследованием и изъятием документов, материалов и сообщений.
     
     Однако следует отметить, что в некоторых территориальных подразделениях МВД России уже возникают сложности при реализации положений ст. 15 Закона N 144-ФЗ, предписывающих в случае изъятия документов и предметов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий составлять протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Так, в Правовой департамент МВД России поступают обращения из МВД России, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации с просьбой разъяснить, правомерно ли изъятие документов в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности с составлением протокола изъятия в соответствии с требованиями, установленными ст. 166 УПК РФ, либо такое изъятие должно осуществляться исключительно в порядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством, при проведении осмотра места происшествия, то есть по зарегистрированному сообщению о преступлении. Следует иметь в виду, что Закон N 144-ФЗ и УПК РФ имеют различные предметы правового регулирования. В соответствии со ст. 2 Закона N 144-ФЗ основной задачей оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а не их расследование.
     
     В этой связи ст. 15 Закона N 144-ФЗ регламентирует полномочия по изъятию документов и предметов именно при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Содержащееся в ней предписание о том, что изъятие документов и предметов оформляется протоколом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, всего лишь отсылает к ст. 166 УПК РФ, определяющей общие вопросы оформления протоколов, в том числе его форму, реквизиты и содержание.
     

     Также внесены изменения технико-юридического характера, в результате которых признаны утратившими силу:
     
     - ст. 4 Закона РФ от 01.07.1993 N 5304-1 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю";
     
     - абзац двадцатый п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О милиции”";
     
     - абзац шестой ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления";
     
     - п. 7 ст. 4 Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации";
     
     - ст. 2 Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".
     
     Кроме того,
Законом N 293-ФЗ внесены изменения в УПК РФ, которые уточняют полномочия ОВД и следственных органов при проверке сообщений о совершенном или готовящемся преступлении.
     
     Остается надеяться, что внесение в законодательство всех рассмотренных изменений приведет к положительному результату.