Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Возможности использования российских особых экономических зон


Возможности использования российских особых экономических зон


Р.А. Митрофанов,
консультант-эксперт
консалтинговой компании "Консалко" НН

     

Борьба с офшорами

     
     В настоящее время мало кто может отрицать, что с офшорными инвестициями и офшорными банковскими услугами сложилась очень неоднозначная ситуация, связанная с усилением политической борьбы как с компаниями, использующими возможности офшорных юрисдикций, так и с самими юрисдикциями. Примером могут являться действия российских политиков, направленные против утечки капиталов и проведения сделок, связанных с офшорной юрисдикцией на Кипре. Такая борьба спровоцирована кризисным выпадением бюджетных доходов многих стран и заставила страны объединиться и призвать на помощь международные организации.
     
     Инициативы стран "Большой семерки", а также таких международных структур, как Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development - OECD), и Рабочая группа по финансовому действию ФАТФ (Financial Action Task Force - FATF), направленные против процесса отмывания денег*1 и вредоносной налоговой конкуренции, серьезно сказались на привлекательности регистрации компаний (в т.ч. для ведения инновационной деятельности) в офшорных зонах.

     _____

     *1 Термин "отмывание денег", произошедший от аналогичного английского "money laundering" и так широко вошедший в обиход не только в разговорной речи, но и в официальных документах вышеназванных международных организаций, не несет в себе никакого конкретного смысла. Конечно, все понимают, что речь идет об отмывании "грязных" денег, но почему-то слово "грязных" (англ. dirty) потерялось. Может быть, оно трансформировалось в слово "вредоносная" (по данному поводу употребляют слова: harmful - вредоносный, и unfair - недобросовестный, нечестный и т.д.), которое эксперты из OECD посчитали нужным добавить к словосочетанию "налоговая конкуренция"?
     
     Определение вредоносной (недобросовестной) налоговой конкуренции (harmful (unfair) tax competition) впервые было введено ОЭСР в 1988 году. В специальном отчете были перечислены около 40 стран, расположенных в основном в Карибском бассейне, а также Кипр, Мальта и т.д. В отчете ОЭСР назывались конкретные критерии в отношении того, что подразумевается под вредоносной налоговой конкуренцией. Основными стали офшорный режим (ring-fencing, IBC (international business company) и др.), режим конфиденциальности и отсутствия обмена информацией с другими странами, отсутствие подписанных соглашений об избежании двойного налогообложения и требования ведения бухгалтерской и налоговой отчетности. Помимо островных юрисдикций в первоначальный отчет были включены Кипр, Люксембург, Нидерланды, Лихтенштейн. Даже солидные юрисдикции (например, Бельгия) были причислены к режимам, вредоносным по отношению к другим странам Евросоюза и США, и только потому, что законодательство этих стран содержало специальные налоговые режимы для отдельных видов компаний (например, режим "холдинговых компаний 1929 года" в Люксембурге, режим "координационных центров" в Бельгии, режим "офшорных компаний" в Венгрии, практика выдачи "рулингов" в Нидерландах, режим "международной бизнес-компании" в Мадейре (Португалия) и др.). После обнародования доклада офшорным юрисдикциям было предложено начать сотрудничать, заключить, как минимум, соглашение об обмене информацией и отменить офшорный режим.
     
     Некоторые страны выполнили предложенные условия (например, в юрисдикции Британских Виргинских островов (BVI) с 2006 года для всех компаний установлен налог на прибыль со ставкой 0%, в Мадейре введен закон, постепенно повышающий ставку налога для "международных бизнес-компаний" с их окончательной отменой в 2012 году, в Голландских Антилах введена налоговая система и т.д.). Упомянутые страны к настоящему моменту полностью отменили "вредоносные" налоговые режимы. Новый отчет, выпущенный ОЭСР в 2002 году (Progress Report), уже не включал страны Евросоюза и содержал гораздо более короткий список "некооперативных" офшоров (на сегодняшний момент он включает не более семи юрисдикций).
     
     В последнее время в США, как и в Европе, борьба против офшоров (направленная в т.ч. против доктрины о тайне банковского вклада) также приобрела острый характер. Например, в июле 2008 года конгрессмены официально обсуждали доклад на тему "Угроза финансовой системе США со стороны Британских Виргинских островов". Введение в практику работы компаний США статуса "квалифицированного торгового посредника" (что предполагает более строгий контроль над любыми институтами, желающими обойти службу внутренних доходов США и ссылающимися при этом на национальность или специальный налоговый статус), а также законодательная деятельность в банковской сфере под лозунгом "знай своего клиента" явили собой новые условия для работы компаний, при которых принцип конфиденциальности ведения бизнеса в офшорных зонах отходит на второй план во имя международного признания (в первую очередь, признания США). Вслед за США некоторые небольшие страны также подписали соглашения об обмене информацией с более крупными и более сильными государствами в обмен на экономическую и политическую помощь.
     
     Таким образом, выбрать зону для размещения бизнеса, более чем другие чувствительного к инвестиционному климату и требующего более мягкой среды существования (hi-tech и др.), было сложно и в лучшие времена, а сделать это на фоне постоянной неопределенности ситуации, диктуемой политикой ОЭСР и FATF по отношению к офшорному бизнесу, тем более.
     
     Правительство РФ в отношении офшорных юрисдикций настроено тоже весьма решительно и, по словам представителей экономического ведомства, в ближайшем будущем антиофшорные инструменты будут закреплены и в российском законодательстве. Эксперты из различных отечественных экономических ведомств выражают свое отрицательное отношение к офшорам, констатируя, что несмотря на существующие в России проблемы (рейдерство, разглашение коммерческой тайны, коррупция и т.д.), использование офшоров российскими собственниками бизнеса наносит больший вред стране. Сегодня сложилась ситуация, когда даже типовые соглашения об избежании двойного налогообложения пересматриваются и серьезно анализируются в ряде ведомств.
     
     Более того, на повестке дня давно стоит вопрос о пересмотре соглашений со многими странами, в первую очередь с Кипром. В текущем году согласование определенного количества соглашений об избежании двойного налогообложения прошло со значительными затруднениями. Такие ведомства, как Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ России, активно изучают информацию о компаниях и о реализации конкретных проектов на территории других стран.
     

Российские особые экономические зоны - альтернативный вариант

     
     В настоящее время многие бизнесмены, и в частности имевшие офшорные структуры в составе своих малых и больших холдингов и использовавшие их, например, для инновационной деятельности, других видов инвестирования средств или просто как временное хранилище денег, стали обращать больше внимания на возможности российских особых экономических зон (ОЭЗ).
     
     Административными и законодательными ресурсами ОЭЗ пользовались и ранее. Стоит вспомнить, например, насколько широко использовались в свое время возможности закрытых административных территориальных образований (ЗАТО). Однако приблизительно к 2004 году все более ужесточающиеся требования к порядку регистрации и ведения бизнеса в ЗАТО практически полностью подавили интерес к ним.
     
     Позже ситуация изменилась, и в целях создания механизма функционирования особых экономических зон, содержащего преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям (налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры и снижение административных барьеров), был разработан и принят Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ). Кроме него в настоящее время действуют следующие законы, регулирующие образование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации:
     
     - Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон N 104-ФЗ);
     
     - Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ);
     
     - Федеральный закон от 17.05.2007 N 84-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 84-ФЗ).
     

История российских ОЭЗ

     
     Началом существования особых экономических зон в России можно считать 90-е годы прошлого века. Создатели концепции ОЭЗ полагали, что их существование будет стимулировать развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
     
     Высокотехнологичные отрасли предполагалось развивать с помощью внедрения так называемых инноваций, т.е. процессов, направленных на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки (см. постановление Правительства РФ от 24.07.1998 N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы"). В сущности, инновационная политика - это направление государственной деятельности, связанное с формированием научно- технической политики и осуществлением мер по ее реализации в интересах государства, национального капитала и научного сообщества в сфере создания, освоения в производстве и продвижении на рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств с целью развития экономического и научного потенциала страны. На практике развитие такого потенциала связано, как правило, с созданием специальных территорий, в которых предоставляются наиболее благоприятные экономические и юридические условия для функционирования. Первые шаги по созданию подобных территорий в нашей стране были связаны с введением в действующее законодательство таких нормативных правовых актов, как постановление Верховного Совета РСФСР от 14.07.1990 N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства", а также Указ Президента РФ от 04.06.1992 N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". Различные международные договоры, правительственные распоряжения и постановления также регламентировали многие вопросы, касающиеся режима экономических зон. Однако использование в основном подзаконных актов для целей правового регулирования функционирования СЭЗ не обеспечивало надлежащий уровень правовой защиты инвестиций.
     

Текущая ситуация с ОЭЗ

     
     Заявленные при создании СЭЗ основные цели не были достигнуты, т.к. в большинстве случаев компании регистрировались на соответствующей территории, пользовались полученными привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами и таким образом зоны функционировали по сути в режиме офшоров, и лишь учрежденные на законодательном уровне ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях функционируют и в настоящее время.
     
     Однако ошибки, допущенные в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон в России, в определенной мере позволили ускорить переосмысление промышленной политики страны.
     
     На сегодня инициативы Правительства РФ, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, имеют цель вновь популяризовать идею ОЭЗ, под которую постепенно создается новая законодательная база.
     
     В России уже созданы или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Еще в 2005 году в ходе конкурса, проведенного на основе поступивших заявок, Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и Липецкая область) и четырех - технико-внедренческого типа (г. Москва, Санкт-Петербург, Дубна, Томск) (см. постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N 779-784). Уже созданы или планируются к созданию ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Алтайском крае, Иркутской области, Бурятии, Краснодарском и Ставропольском краях и Калининградской области.
     

Налогообложение в ОЭЗ

     
     Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 36 Закона N 116-ФЗ). На основе указанной нормы были внесены несколько изменений в НК РФ.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" особенности налогообложения резидентов ОЭЗ были отражены в ст. 241, 259, 381 и 395 НК РФ.
     

Единый социальный налог

     
     Статья 241 НК РФ дополнена таблицей ставок ЕСН для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, причем в отношении данной категории налогоплательщиков установлены ставки ЕСН только в федеральный бюджет (см. таблицу на с. 142).
     

Таблица

     

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Ставка налога

До 280 000 руб.

14,0%

От 280 001 до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.


Налог на прибыль

     
     Организации-резиденты промышленно-производственных ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (ст. 259 НК РФ). Во всех ОЭЗ налогоплательщики также могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. Например, в соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в т.ч. не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Указанный порядок распространяется не только на резидентов ОЭЗ, но и на организации, зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ.
     
     В отношении ОЭЗ, зарегистрированных в Магаданской и Калининградской областях, отношения, возникающие при создании и функционировании данных зон с учетом их специфического географического положения и значения для геополитических интересов страны, а также в целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития названных регионов, регулируются соответственно Законами N 104-ФЗ и N 16-ФЗ. Таким образом, порядок налогообложения в данных зонах отличается от установленного Законом N 116-ФЗ. Так, до 31 декабря 2006 года в соответствии со ст. 5 Закона N 104-ФЗ действовало положение, при котором при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области участники экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. В настоящее время (в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2014 года) участники этой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории данной области. Эти льготы предоставляются, если участники зоны ведут отдельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ и самой области.
     
     В свою очередь, согласно ст. 17 Закона N 16-ФЗ в Калининградской области применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный ст. 288.1 и 385.1 НК РФ. Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В течение первых шести лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, полученная от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. На данный момент ставка налога на прибыль составляет 20%, таким образом, при условии, что будут соблюдены требования абз. 2 и 3 п. 1 ст. 284 НК РФ (т.е. размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся), ставка составит 10%.
     
     Ряд льгот по налогу на прибыль в части налогообложения инновационной деятельности предусматривается также ст. 251 НК РФ. На основании положений подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, а также в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.
     

Налог на имущество

     
     В отношении налога на имущество НК РФ предусматривает льготирование в виде освобождения от налогообложения на определенный срок (ст. 381 НК РФ) и уменьшения налоговой ставки (ст. 385.1 НК РФ). Так, от обложения налогом на имущество организаций освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ и расположенного на данной территории, в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества (п. 17 ст. 381 НК РФ).
     
     В свою очередь, на основании положений ст. 385.1 НК РФ налог на имущество организаций, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ взимается по ставке 0%. На протяжении следующих шести лет налоговая ставка по данному налогу в отношении указанного имущества будет составлять величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту.
     

Земельный налог

     
     На основании положений п. 9 ст. 395 НК РФ от обложения земельным налогом освобождаются организации - резиденты ОЭЗ сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ любого типа.
     

Прочие налоги

     
     Льготные условия налогообложения инновационной деятельности предусмотрены также гл. 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" и гл. 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость".
     
     На основании положений ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения вправе уменьшать полученные доходы на следующие расходы:
     
     - на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
     
     - патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
     
     - научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.
     
     Относительно льгот по налогу на добавленную стоимость необходимо отметить факт принятия 19 июля 2007 года Федерального закона N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности". В соответствии с этим Законом с 1 января 2008 года освобождены от обложения НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
     
     Кроме того, с 1 января 2008 года освобождение распространяется также на выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ), если в состав данных работ включаются следующие виды деятельности:
     
     - разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
     
     - разработка новых технологий. Как указано в подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, новые технологии - это способы объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
     
     - создание опытных (т.е. не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.
     
     Таким образом, резиденты, как и другие хозяйствующие субъекты, расположенные на территории ОЭЗ, кроме использования конкретно определенных НК РФ смягчающих норм именно для резидентов ОЭЗ вправе применять льготирующие нормы ст. 149, 251, 346.16 НК РФ.
     
     В целях дальнейшего стимулирования инновационной деятельности Правительство РФ планирует установить дополнительные льготы и внести дальнейшие изменения в главы "Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
     

Таможенный режим в ОЭЗ

     
     Законом об ОЭЗ введены нормы прямого действия (ст. 37 Закона N 116-ФЗ), определяющие таможенный режим свободной таможенной зоны, в соответствии с которым иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
     
     При вывозе иностранных и российских товаров (или продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть территории Российской Федерации, Федеральная таможенная служба взимает подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в соответствии с российским законодательством. При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате согласно таможенному режиму экспорта.
     
     Таким образом, режим свободной таможенной зоны ориентирован на создание благоприятных условий для производства товаров, направляемых в дальнейшем на экспорт, позволяя завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенной пошлины, а после переработки или ввозить их в Российскую Федерацию в режиме экспорта (с уплатой НДС и пошлины), или вывозить за пределы Российской Федерации (без уплаты НДС и пошлины). Данный режим позволяет легально и достаточно эффективно стимулировать экспорт.
     

Перспективы развития ОЭЗ

     
     В отношении экономических механизмов развития особо благоприятных для бизнеса зон в России в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) считают, что приоритетом в развитии ОЭЗ необходимо считать не продвижение политики все новых налоговых льгот, а облегчение режима администрирования и наличие соответствующей инфраструктуры. Инвесторам также необходимо знать, насколько понятны и просты будут отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений (например, на строительство), урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы. Поэтому основное значение в ОЭЗ имеет наличие особой инженерно-транспортной инфраструктуры, в создании (финансировании) которой участвуют на паритетных началах государственные структуры на федеральном и региональном уровнях, а также соответствующий режим администрирования. Таким образом, в новых проектах особых экономических зон уже предусмотрено создание социальной инфраструктуры, жилья, детских садов, школ и всего необходимого для жизни и деятельности специалистов.
     
     Потенциальные зарубежные инвесторы проявляют все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России ОЭЗ. Новые законодательные инициативы Правительства РФ привлекают внимание к процессам, происходящим сейчас в области создания ОЭЗ в России, со стороны представителей зарубежных деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также крупных компаний - потенциальных резидентов российских ОЭЗ. Минэкономразвития России совместно с РосОЭЗ уже заключило соглашения о взаимодействии с рядом зарубежных государств - Сингапуром, Чехией, Китаем, Кореей.
     
     Анализируя предыдущий этап развития ОЭЗ, специалисты (в частности, эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей) отмечают: экономическая ситуация с неопределенностью в правах собственности, недоступностью долгосрочных финансовых средств, высоким налоговым бременем в секторах, производящих несырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятной для проведения инновационной политики. Исходя из этого отдельными мерами поддержки экономики обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые сегодня могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особыми экономическими режимами, создаваемых на принципах, предусматривающих наряду с применением налоговых и таможенных льгот государственное финансирование инфраструктуры и снижение административных барьеров.