Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоговых льготах и будущем налога на прибыль


О налоговых льготах и будущем налога на прибыль


Л.В. Полежарова,
заместитель начальника отдела
налогообложения прибыли (дохода)
организаций Минфина России

     

Инвестиционная льгота и амортизационная политика: перспективы

     
     Планируется ли введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций и каковы дальнейшие направления совершенствования амортизационной политики?
     
     В ходе обсуждения мер налоговой политики в период экономического кризиса один из самых актуальных вопросов - о том, какие меры являются приоритетными при создании условий для преодоления кризисных явлений - налоговое стимулирование экономики либо бюджетная поддержка хозяйствующих субъектов и граждан. Подобный выбор в Российской Федерации уже сделан - основной "антикризисный налоговый пакет" был принят в конце 2008 года. В ближайшие годы эти меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики. Таким образом, введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций не планируется.
     
     Вместе с тем универсальным механизмом налогового стимулирования инвестиционной деятельности организаций, признанным во всем мире, является амортизация основных средств, т.к. ее начисление создает важный источник финансирования инвестиций для организаций, заинтересованных в дальнейшем росте, модернизации и техническом перевооружении своего производства.
     
     В связи с этим особое значение в стимулировании инвестиционной и технологической активности имеет амортизационная политика, установленная в гл. 25 Налогового кодекса РФ.
     
     Так, согласно ст. 259 НК РФ налогоплательщики начисляют амортизацию по своему выбору и с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, линейным или нелинейным методом. В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2.
     
     С 1 января 2006 года налогоплательщику предоставлено право единовременно включать в состав расходов текущего периода расходы на капитальные вложения в основные средства (включая расходы, понесенные в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств) в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств.
     
     Помимо этого в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не более 3, что обеспечивает в налоговых целях троекратное ускорение списания стоимости оборудования, используемого в данной деятельности.
     
     В рамках антикризисных мер в аспекте совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. НК РФ для плательщиков налога на прибыль организаций предусмотрены возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам). При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50% первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.
     
     Одновременно для основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам, величина так называемой "амортизационной премии" (т.е. возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 до 30%. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3-7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.
     
     Дальнейшее совершенствование амортизационной политики в ближайшие годы планируется увязать с пересмотром подходов к классификации основных средств на группы и определению для этих групп норм амортизации, основанных не только на физических сроках службы объектов основных средств, но и иных факторах, которые влияют на процесс начисления амортизации, в частности скорости развития технологий, заставляющей обновлять основные средства до истечения физического срока их службы.
     

Налоговые льготы для инноваций


    Какие налоговые льготы установлены для развития инновационной деятельности?
     
     Действующее законодательство РФ о налогах и сборах содержит значительное количество системных положений, стимулирующих развитие инновационной деятельности, ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) всеми налогоплательщиками. Вместе с тем в последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на эти цели.
     
     Начиная с 1 января 2006 года при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций постепенно сокращен срок принятия к вычету расходов на НИОКР с трех до одного года. Отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, осуществленных в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата.
     
     Кроме того, расходы на НИОКР в организациях, выполняющих такие работы в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика), рассматриваются как расходы на осуществление деятельности этими организациями, направленной на получение доходов, и учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся в полном объеме.
     
     С 1 января 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты НДС при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
     
     Кроме того, налогоплательщикам предоставлено право применять освобождение от НДС при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, независимо от источников оплаты.
     
     Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности в аспекте налогообложения прибыли включает, в частности:
     
     - освобождение от обложения налогом на прибыль средств, получаемых научными организациями из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
     
     - установление к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента (не более 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности;
     
     - освобождение от обложения налогом на прибыль организаций средств, безвозмездно полученных организациями и фондами поддержки науки и образования на ведение научной деятельности;
     
     - признание при формировании налоговой базы по налогу на прибыль расходов налогоплательщиков на НИОКР и отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в установленном порядке.
     
     С 1 января 2008 года в целях налогообложения прибыли увеличен в 3 раза (до 1,5%) норматив расходов налогоплательщиков на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
     
     Расширен перечень научных фондов, средства из которых, полученные в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     
     Расширен перечень расходов, которые налогоплательщики, осуществляющие инновационную деятельность и применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать в уменьшение доходов, имея в виду расходы на патентование и на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.
     
     В качестве дополнительной меры с 2009 года установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки (в т.ч. не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством РФ. Вместе с тем одобренный Правительством РФ перечень соответствующих научных исследований и опытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами.
     

Будущее налогообложение прибыли организаций, осваивающих природные ресурсы

     
     Планируется ли усовершенствование механизма налогообложения прибыли организаций, занятых в области освоения природных ресурсов?
     
     Особенности обложения налогом на прибыль организаций в связи с ведением деятельности по освоению природных ресурсов регулируются ст. 261 НК РФ, содержащей положения, стимулирующее воздействие которых на хозяйствующие субъекты направлено на развитие геолого-поисковых, геолого-разведочных и других работ по освоению природных ресурсов.
     
     Вместе с тем по вопросам налогообложения прибыли в 2008 году был принят целый ряд решений, большая часть которых является антикризисными мерами налогового стимулирования. Отчет о них, в т.ч. их бюджетная оценка, отражены в Программе антикризисных мер, одобренной Правительством РФ.
     
     Так, в 2008 году принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", направленный в т.ч. на решение проблемы вовлечения в разработку новых месторождений полезных ископаемых, которая связана с повышенными затратами в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой.
     
     В целях повышения эффективности освоения природных ресурсов названным федеральным законом уточнен порядок ведения налогового учета соответствующих расходов. Это предоставляет налогоплательщикам возможность учитывать соответствующие расходы в ускоренном порядке. В частности, начиная с 2009 года расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. При этом в рамках нового порядка налогового учета понесенные в прошлом расходы организаций на указанные цели, не учтенные на начало 2009 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль, могут быть отнесены на расходы в течение двух лет (2009 и 2010 годов).
     
     В период 2010-2012 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2011 годы" и "Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".
     
     При этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства РФ и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года.
     
     С 2010 года предусмотрено усовершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.
     
     В частности, в настоящее время ст. 261 НК РФ установлен особый порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, к которым относятся расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом расходы на строительство и ликвидацию разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, относятся на расходы, связанные с расходами на освоение природных ресурсов, т.е. уменьшают налоговую базу в текущем периоде, не формируя первоначальную стоимость объекта основных средств, которым является такая скважина.
     
     Вместе с тем при поиске и оценке месторождений полезных ископаемых налогоплательщики несут затраты, связанные со строительством и ликвидацией иных скважин (опорных, параметрических, структурных, поисково-оценочных, водозаборных), которые необходимы, в частности, при поиске и оценке месторождений углеводородного сырья. В связи с тем что перечисленные виды скважин прямо не упомянуты в Кодексе, в целях исключения различных трактовок законодательных норм предлагается соответствующим образом уточнить п. 1 ст. 261 НК РФ.
     
     В рамках совершенствования ст. 261 НК РФ предполагается разрешить налогоплательщикам относить на расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций затраты на освоение природных ресурсов, связанные с подготовкой территории к ведению горных работ по устройству временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, на подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, а также расходов по возмещению комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений в том периоде, в котором данные расходы были осуществлены.
     
     Предлагается исключить п. 5 ст. 261 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики не включают в состав расходов для целей налогообложения расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. В соответствии с действующей редакцией НК РФ указанное ограничение не применяется, если указанные работы проводились на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых, однако на практике это ограничение не работает и является сложным в администрировании. Это обусловлено тем, что, во-первых, в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" выдача лицензии на геологическое изучение недр осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти или органа власти субъекта Российской Федерации, которые и определяют планы и временные сроки по геологическому изучению той или иной территории. Во-вторых, будущий недропользователь может не располагать информацией о том, какие технологии применялись при геологическом изучении данного участка недр предыдущим недропользователем.
     
     Планируется также внести в законодательство о налогах и сборах иные изменения, направленные на уточнение порядков:
     
     - признания расходов, связанных с участием в конкурсе, по результатам которого не заключено лицензионное соглашение на пользование недрами;
     
     - ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов;
     
     - отнесения на расходы разовых платежей за пользование недрами.