Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговая нагрузка и методы ее расчета


Налоговая нагрузка и методы ее расчета


Т.Ш. Камалиев,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса, старший преподаватель
кафедры финансового менеджмента и налогового консалтинга
Российского университета кооперации (в прошлом - начальник
отдела выездных проверок Межрегиональной инспекции
ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2), к.э.н.

     
     До 30 мая 2007 года (до опубликования ФНС России 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков) налоговая нагрузка так и оставалась бы интересной только для специалистов в макроэкономике. Эти критерии позволили выдвинуть налоговую нагрузку на первое место среди "равных" критериев, тем самым приковав к ней внимание миллионов практикующих специалистов в области налогообложения. Заметим: обратившись к Налоговому кодексу РФ, вы не найдете в нем определения налоговой нагрузки. Проанализируем другие источники информации по этому вопросу.
     

Налоговое бремя, налоговая нагрузка и экономический анализ

     
     Развитие налоговой системы страны вызывает постоянные противоречия между бизнесом и государством в вопросах налогообложения. Трудно найти решения, которые удовлетворяли бы обе стороны. Россия стремится построить налоговую систему, которая, с одной стороны, будет обеспечивать потребности государства в своих расходах, а с другой - увеличивать стимулы для налогоплательщиков, побуждая их к активной предпринимательской деятельности и постоянному поиску путей повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика можно рассматривать в т.ч. как индикатор качества налогового администрирования.
     
     В процессе реформирования налоговой системы страны понятие "налоги" в специальной литературе и периодических изданиях эволюционировало от жесткого термина "налоговое бремя" к более мягкому понятию "налоговая нагрузка". Многие экономисты и ученые обсуждают налоговую нагрузку под призмой теории экономического анализа и ее влияния на финансово-хозяйственную деятельность организации.
     
     Некоторые специалисты считают понятия "налоговое бремя" и "налоговая нагрузка" не тождественными и предлагают их разграничивать. При этом под налоговым бременем предлагается понимать, с одной стороны, отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и государством по уплате обязательных налоговых платежей, с другой - величину, отражающую потенциально возможное воздействие государства на экономику посредством налоговых механизмов. А налоговая нагрузка - это показатель, характеризующий фактический уровень воздействия*1.
     _____
     *1 Лазутина Д.В. Налоговая нагрузка и методы ее расчета: Автореф. дисс. ...канд. экон. наук. - Тюмень, 2005.
     
     Другие исследователи, привнося свой вклад в развитие экономической науки, предлагают собственное толкование понятия налоговой нагрузки. Так, В.Р. Юрченко определяет налоговую нагрузку как долю изъятия части дохода экономического субъекта в бюджетную систему и внебюджетные фонды в форме налогов и сборов, а также иных платежей налогового характера*1. Экономической наукой доказано, что при увеличении такого изъятия части дохода или иного негативного влияния на экономический субъект в виде увеличения ставок налогов, роста количества налогов или отмены льгот, эффективность налоговой системы сначала резко повышается и быстро достигает своего максимума, а затем начинает так же резко снижаться. При этом основной проблемой для государственной бюджетной системы становятся невосполнимые потери доходов, поскольку часть налогоплательщиков сокращает производство или вовсе становится банкротом, а другая часть находит способы минимизации налогов, в т.ч. незаконные. При последующем снижении налоговой нагрузки в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуется значительное количество лет.
     _____
     *1 Юрченко В.Р. Регулирование налоговой нагрузки как фактора развития производства: Автореф. дисс. ...канд. экон. наук. - М., 2007.
     

     В свою очередь, И.Н. Данина на основе систематизации и оценки сложившихся подходов к определению налоговой нагрузки определяет ее как степень влияния действующей системы налогообложения на финансовое состояние, характер и стимулы развития на макроуровне. При этом высокая налоговая нагрузка в текущем периоде рассматривается как фактор, сдерживающий рост доходов бюджета в среднесрочном и долгосрочном периодах*1.
     _____
     *1 Данина И.Н. Налоговая нагрузка организации: показатели и методика оценки (на материалах Чувашской Республики): Автореф. дисс. ...канд. экон. наук. - М., 2005.
     

Подходы к расчету налоговой нагрузки

     
     Существующие подходы к методике расчета налоговой нагрузки принято классифицировать в зависимости от уровня распространения (макроуровень - экономика страны, мезоуровень - экономика региона и микроуровень - экономика конкретного налогоплательщика). Кроме того, принято различать абсолютную налоговую нагрузку как совокупность всех уплаченных налогов и сборов и относительную, показывающую отношение абсолютной налоговой нагрузки к показателю-соизмерителю.
     
     На макроуровне проблем с оценкой относительной налоговой нагрузки нет, она рассчитывается как отношение совокупности всех налогов и сборов, поступающих в бюджетную систему страны, к валовому внутреннему продукту. Так, в 2008 году, по данным Росстата, удельный вес налогов и сборов в ВВП страны составил 38,41%*1. На уровне экономики региона применяется аналогичная методика расчета налоговой нагрузки.
     ____
     *1 По данным Росстата за 2008 год, исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в части доходов составило 16 003,9 млрд. руб.; номинальный объем произведенного ВВП в текущих ценах - 41 668,0 млрд. руб. // http://www.gks.ru.
     
     В научных кругах проблема расчета налоговой нагрузки на уровне хозяйствующего субъекта является самой спорной. В российской науке и практике не выработан единый подход к данному показателю.
     
     Анализ существующих точек зрения на эту проблему позволяет сделать акцент на следующих аспектах. Большинство ученых предлагают не включать в расчет налоговой нагрузки организации налог на доходы физических лиц, поскольку организация в данном случае выступает в качестве налогового агента. Второй ключевой аспект заключается в том, какие налоги и сборы (речь идет о косвенных налогах) включать в расчет налоговой нагрузки организации. Третий момент, не обойденный вниманием специалистов, - это показатель, с которым следует соотносить абсолютную налоговую нагрузку. В качестве такого показателя ученые рассматривают нетто и брутто выручку, добавленную стоимость и вновь созданную стоимость.
     

Официальной методики нет. Что делать?

     
     Готовя данный материал, мы проанализировали нормативную базу, чтобы найти алгоритм расчета налоговой нагрузки органами статистики (Росстат). Однако ни в законодательстве, ни в других открытых источниках такие сведения не обнаружены. Нет в открытых источниках информации и данных, указывающих, какие уплаченные налоги попали в расчет среднеотраслевой налоговой нагрузки по видам деятельности.
     
     Следовательно, поскольку нет соответствующих документов, доводящих до всеобщего сведения предлагаемые Росстатом методики, конкретный налогоплательщик при налоговом планировании может выбрать способ, который будет отражать его структуру затрат на производство и соответственно экономическую базу для определения уровня его налоговой нагрузки. Но при этом не следует забывать: территориальные органы ФНС России, осуществляя предпроверочные мероприятия налогового контроля, будут анализировать вашу налоговую нагрузку по уровню уплаченных организацией налогов и сборов к выручке от реализации товаров, работ и услуг. В результате неизбежны споры между налоговыми органами и налогоплательщиками по вопросу применяемых методик.
     
     Поэтому развитие теории и практики налогообложения невозможно без определенного понятийного аппарата и единства его применения. Таким образом, исходя из изложенного, представляется необходимым ввести в НК РФ определение понятия "налоговая нагрузка" и закрепить конкретный порядок расчета налоговой нагрузки.
     

Перспективы снижения налоговой нагрузки

     
     В Послании Президента РФ Федеральному собранию "О бюджетной политике на 2008-2010 годы" отмечалось снижение налоговой нагрузки на экономику в предыдущие годы.
     
     В результате принятых мер по совершенствованию налогового администрирования, подчеркивалось в Послании, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, при этом повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.
     
     В то же время несколько ключевых проблем остались нерешенными. В первую очередь, для расширения экономической деятельности остается препятствием практика применения НДС. За прошедшие со времени введения этого налога пятнадцать лет так и не удалось сформировать эффективную систему его администрирования, исключающую возможность злоупотреблений как со стороны государственных органов, так и со стороны бизнес-структур. Другой проблемной областью по-прежнему является налогообложение фонда оплаты труда для видов экономической деятельности с высокой долей оплаты труда в структуре затрат, прежде всего в инновационных секторах экономики.
     
     Между тем в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития предполагалась необходимость дальнейшей модернизации налоговой системы, в т.ч. системы налогового администрирования.
     
     В свою очередь в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25.05.2009, во-первых, признается наличие кризиса в экономике и, как следствие, снижение налоговых поступлений. Во-вторых, отмечается сложное финансовое положение граждан и организаций.  И, в-третьих, планируется принятие нормативных правовых актов о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей. По сути, это приводит к увеличению финансовой нагрузки на бизнес в части налогообложения фонда оплаты труда с нынешних 26 до 35%.
     
     При этом для субъектов малого предпринимательства, начиная с 2010 года, будет увеличен в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, до 60 млн. руб. в год (при планируемой отмене коэффициента-дефлятора, позволяющего индексировать эту сумму). Предусматривается упрощение процедуры получения разрешения на изменение срока уплаты налогов и сборов (предоставление рассрочек, отсрочек, инвестиционного налогового кредита). Кроме того, предложен ряд мер налогового стимулирования для поддержания инвестиционной активности в экономике.
     
     Подводя итог, констатируем: при всех достигнутых высотах в налоговом администрировании существующая налоговая система страны не обеспечивает условия для развития инновационного бизнеса и увеличения уровня собственного производства, не связанного с эксплуатацией природных ресурсов. А налоговая нагрузка при равных налоговых ставках остается неодинаковой для разных видов предпринимательской деятельности. Так, по данным ФНС России*1, налоговая нагрузка за 2007 год для организаций, добывающих топливно-энергетические полезные ископаемые, составила 60,2%, в сельском хозяйстве - 8,7%, а в строительстве - 15,9%. Однако при этом уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) соответственно составил 31,1, 14,5 и 6,3%. Становится понятно, почему первыми на себе ощутили кризис предприятия строительного комплекса.
     _____
     *1 Приложение N 3 к приказу ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок".