Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


Списание имущества при ликвидации организации: налог на имущество

     
     Н.А. Гаврилова,
заместитель начальника отдела имущественных и
прочих налогов Департамента налоговой политики
Минфина России

     
     Организация в январе 2009 года решила прекратить деятельность и списать уникальное оборудование в связи с невозможностью его продажи. По какой стоимости подлежит обложению налогом на имущество организаций это оборудование в отчетном периоде: по остаточной или  с учетом переоценки по нулевой стоимости?
     
     При определении налоговой базы по налогу на имущество организаций имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (ст. 375 Налогового кодекса РФ).
     
     Поэтому при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций следует учитывать особенности формирования остаточной стоимости имущества исходя из норм бухгалтерского учета.
     
     Активы относятся или могут быть отнесены к прекращаемой деятельности, если они будут проданы, погашены или иным образом выбывают в результате прекращения части деятельности организации (п. 5 ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н).
     
     Признание деятельности прекращаемой в соответствии с п. 7 ПБУ 16/02 требует уточнения отражаемой в бухгалтерском балансе стоимости активов организации, относящихся к прекращаемой деятельности, исходя из возможного снижения их стоимости (п. 9 ПБУ 16/02). При этом при прекращении деятельности, в частности, путем отказа от ее продолжения в случае невозможности продажи актива величина снижения стоимости актива будет совпадать с его стоимостью, отражаемой в бухгалтерском балансе.
     
     Порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности установлен пп.11-22 ПБУ 16/02. В соответствии с п. 17 ПБУ 16/02 на конец отчетного периода, в котором деятельность признается прекращаемой, организация, исходя из требований п. 9 ПБУ 16/02, признает убыток от снижения стоимости активов. При этом в бухгалтерском балансе суммы активов показываются с учетом признанного снижения их стоимости.
     
     Кроме того, согласно п. 19 ПБУ 16/02, если деятельность признается прекращаемой после окончания годового отчетного периода, но до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности организации, то такая отчетность должна быть уточнена в части раскрытия показателей, предусмотренных п. 11 ПБУ 16/02, за период охватываемый данной отчетностью. Последствия признания деятельности прекращаемой (образование резервов по прекращаемой деятельности, снижение стоимости активов и убыток от снижения их стоимости)  в таком случае отражаются в соответствии с ПБУ 7/98 "События после отчетной даты", утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н.
     

     Поэтому в связи с прекращением деятельности организация в праве пересмотреть остаточную стоимость основных средств, исходя из возможного ее снижения, а также признать последствия снижения стоимости активов и убыток от снижения их стоимости в бухгалтерском учете в установленном ПБУ 16/02 порядке и, следовательно, для формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций.
     

Включение невозмещаемых налогов в первоначальную стоимость основного средства

     
     Н.А. Гаврилова,
заместитель начальника отдела имущественных и
прочих налогов Департамента налоговой политики
Минфина России

     
     Включается ли невозмещаемый НДС в первоначальную стоимость приобретенных организацией основных средств для целей исчисления налога на имущество?
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     
     Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).
     
     Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методическим и указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, действующими в части, не противоречащей ПБУ 6/01, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, особо предусмотренных законодательством РФ (п. 8 ПБУ 6/01).
     
     Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются в т.ч. невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств (абз. 7 п. 8 ПБУ 6/01).
     
     Таким образом, невозмещаемые налоги, в частности НДС, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств, формируют его первоначальную стоимость, в т.ч. для исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций.
     

Облагаются ли налогом на имущество гидротехнические сооружения

     
     Н.А. Гаврилова,
заместитель начальника отдела имущественных и
прочих налогов Департамента налоговой политики
Минфина России

     
     Относятся ли к объектам природопользования (водным объектам), не облагающимся налогом в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ, гидротехнические сооружения?
     
     Понятие гидротехнических сооружений дано в Федеральном законе от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", к которым отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, иные сооружения, насосные станции т.п. В Федеральном законе от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" портовые гидротехнические сооружения отнесены к объектам инфраструктуры морского порта.
     
     На основании ст. 1 Федерального закона от 09.03.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" судоходные гидротехнические сооружения включены в состав объектов транспортной инфраструктуры. Перечень водных объектов приведен в ст. 5 Водного кодекса РФ, и гидротехнические сооружения в нем отсутствуют.
     
     Поэтому гидротехнические сооружения подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     

Взносы в компенсационный фонд организации арбитражных управляющих

     
     Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
     
     Гражданином в адрес саморегулируемой организации арбитражных управляющих было направлено заявление о выходе из состава организации и о возврате взноса, перечисленного в компенсационный фонд. Совет саморегулируемой организации арбитражных управляющих принял решение об исключении гражданина из членов организации, однако денежные средства, перечисленные в компенсационный фонд, вернуть отказался, хотя в соответствии с положением о членстве, действующим в организации, компенсационные взносы подлежат возврату. Правомерно ли решение совета саморегулируемой организации арбитражных управляющих?
     
     Решение совета саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - Совет) правомерно.
     
     Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить формирование компенсационного фонда или имущества взаимного страхования для финансирования обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; далее - Закон N 127-ФЗ).
     
     При этом не допускаются выплаты из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также возврат взносов членам саморегулируемой организации (п. 13 ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"; далее - Закон N 315-ФЗ).
     
     До вступления в силу Закона N 315 ФЗ (17.12.2007) действовало Временное положение о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденное постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 N 344, п.6 которого установлено, что порядок, условия и основания возврата таких средств в случае добровольного выхода из организации или в иных случаях прекращения его членства определяются коллегиальным органом управления организации. Однако решение об исключении гражданина из членов организации было принято Советом после вступления в силу Закона N 315 ФЗ, следовательно, при принятии решения Совет правомерно руководствовался этим законом .Указанная позиция подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.12.2008 N А43 4445/2008 3 105).
     

НДС с заграничных покупок

     
     Д.В. Гавриленко,
советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса

     
     Можно ли получить возмещение НДС, входящего в стоимость товара, приобретенного за пределами территории РФ?
     
     Нет, действующим порядком применения налога на добавленную стоимость, установленным НК РФ, такое возмещение непредусмотрено.
     

Налоговый учет безвозмездной помощи от мажоритарного акционера

     
     Д.В. Гавриленко,
советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса

     
     Учитываются ли для целей исчисления налога на прибыль доходы в виде денежных средств, безвозмездно полученных российской организацией (ЗАО) от организации-акционера, владеющего более чем 50% акций, составляющих уставный капитал организации - получателя денежных средств?
     
     При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно, в частности от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поэтому доходы в виде денежных средств, полученных российской организацией от организации-акционера, владеющей более чем 50% акций, составляющих уставный капитал организации - получателя денежных средств, для целей налогообложения прибыли не учитываются.
     

Закрытие депозитных и транзитных валютных счетов

     
     Д.В. Гавриленко,
советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса

     
     Обязан ли налогоплательщик представлять в налоговый орган сведения о закрытии депозитных и транзитных валютных счетов?
     
     Налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ).
     
     При этом институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11).
     
     Для целей Налогового кодекса счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 11 НК РФ).
     
     Депозитные и транзитные валютные счета не обладают признаками счетов, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ, т.к. не открываются на основании договора банковского счета и имеют специальное целевое использование.
     
     Учитывая изложенное, требование подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ о сообщении налогоплательщиками налоговым органам об открытии (закрытии) счетов не распространяется на депозитные и транзитные валютные счета.
     

Материальная помощь к отпуску: ЕСН, налог на прибыль

     
     Д.В. Гавриленко,
советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса

     
     Коллективным договором налогоплательщика (юридического лица) предусмотрена обязанность работодателя выплачивать работникам материальную помощь к отпуску, а в трудовых договорах такое условие отсутствует. Облагаются ли ЕСН и учитываются ли при расчете налога на прибыль суммы указанной материальной помощи?
     
     Суммы материальной помощи к отпуску не включаются в расходы по налогу на прибыль на основании п. 23 ст. 270 НК РФ и в связи с этим не облагаются единым социальным налогом (ЕСН) в силу п. 3 ст. 236 НК РФ. Поясним такую позицию.
     
     К расходам на оплату труда, учитываемым при налогообложении прибыли, относятся любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (ст. 255 НК РФ). Объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ).
     
     У налогоплательщиков-организаций не признаются объектом обложения ЕСН выплаты, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 236 НК РФ).
     

Обособленное подразделение: постановка на учет, право применять УСН после создания

     
     Т.М. Замятина,
советник отдела специальных налоговых режимов
Департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России

     
     В связи с уменьшением заказов ООО (производитель дверей), применяющее УСН, решило перенести производство в другой регион, создав обособленное подразделение в принадлежащем ему на праве собственности производственном здании (в этом регионе). Обособленное подразделение не указано в учредительных документах, не имеет расчетного счета и баланса. В связи с этим у нас возникли вопросы. 1. Должно ли быть зарегистрировано указанное обособленное подразделение? 2. Имеет ли право ООО применять УСН после создания обособленного подразделения?
     
     1. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
     
     Налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных ими на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня их создания или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.
     
     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (ст. 83 НК РФ). Заявление о постановке на учет подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.
     
     Исключение из этого требования составляет ситуация, когда организация уже состоит на учете в том же налоговом органе, где находится ее обособленное подразделение. В этом случае организации не нужно вставать на учет по месту нахождения такого подразделения.
     
     2. Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве таковых в учредительных документах создавшего его юридического лица (организации), то она вправе применять УСН при условии соблюдения норм главы 26.2 НК РФ. Поясним эту позицию.
     

     Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Поскольку налоговое законодательство не содержит определения понятий "филиал" и "представительство" для целей налогообложения, то на основании ст. 11 НК РФ рассмотрим, как эти понятия трактуются в Гражданском кодексе РФ.
     
     Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).
     
     Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ). Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     Таким образом, если обособленное подразделение не подпадает под определение филиала или представительства, то оно таковым не является. Следовательно, организация, имеющая такое обособленное подразделение, вправе применять УСН.
     

Возврат к системе налогообложения в виде ЕНВД

     
     Т.М. Замятина,
советник отдела специальных налоговых режимов
Департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России

     
     Организация оказывает услуги по ремонту автотранспортных средств. До 2009 года уплачивала ЕНВД, а после перешла на общую систему налогообложения в связи с тем, что в уставном капитале доля участия юридических лиц составила 100%. В июне 2009 года были заключены договоры купли-продажи долей уставного капитала и на 1 июля 2009 года доля участия юридических лиц в уставном капитале составляла 0%. Данные изменения в учредительных документах зарегистрированы в ИФНС 15 июля 2009 года. С какой даты следует перейти на уплату ЕНВД?
     
     Если налогоплательщик, утративший право на применение единого налога на вмененный доход (ЕНВД), осуществляет виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату ЕНВД, без нарушения требований, установленных подп. 1, 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, то он обязан перейти на уплату ЕНВД с начала следующего налогового периода по ЕНВД, т.е. с начала квартала, следующего за кварталом, в котором налогоплательщиком устранены несоответствия установленным требованиям (абз. 2 п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ).
     
     В рассматриваемом случае при государственной регистрации в июле 2009 года изменений в учредительных документах организации, которые привели к соблюдению требований, установленных подп. 1, 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, организация должна перейти на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности с IV квартала, т.е. с 1 октября 2009 года.