Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 26 ноября 2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Федеральный закон

от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ

"О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    
Принят Государственной Думой 21 ноября 2008 года
Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года

     

Постатейный комментарий*1

     _____
     *1 Окончание. Начало и продолжение см.: НВ: комментарии… - 2009. - N 2. - С. 3-11; N 3. - С. 13-19.
     Для удобства пользования текст Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ и постатейный комментарий к нему совмещены в одном документе, при этом текст официального документа выделен прямым полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.
     
В.Р. Захарьин,
к.э.н.
     

Статья 2

     
     Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 49, ст. 4564; N 53, ст. 5015, 5023; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 22, ст. 2066; N 28, ст. 2879, 2886; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 34, ст. 3520, 3522, 3524, 3527; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 9, 30; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3101, 3128, 3129, 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 10, ст. 1065; N 23, ст. 2382; N 31, ст. 3436, 3443; N 45, ст. 4628; N 47, ст. 4819; N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 39; N 22, ст. 2563; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991, 4013; N 45, ст. 5417, 5432; N 49, ст. 6045, 6071; N 50, ст. 6237, 6245; 2008, N 26, ст. 3022; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3614, 3616) следующие изменения:
     
     17) статью 258 изложить в следующей редакции:
     
     "Статья 258. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)
     
     1. Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
     
     Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
     
     Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.
     

     Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 256 настоящего Кодекса, амортизируются в следующем порядке:
     
     - капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном настоящей главой;
     
     - капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
     
     Капитальные вложения в объекты основных средств, полученные по договору безвозмездного пользования, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 256 настоящего Кодекса, амортизируются в следующем порядке:
     
     - капитальные вложения, стоимость которых возмещается организации-ссудополучателю организацией-ссудодателем, амортизируются организацией-ссудодателем в порядке, установленном настоящей главой;
     
     - капитальные вложения, произведенные организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя, стоимость которых не возмещается организацией-ссудодателем, амортизируются организацией-ссудополучателем в течение срока действия договора безвозмездного пользования исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для полученных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
     
     2. Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
     
     3. Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:
     

     - первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
     
     - вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
     
     - третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
     
     - четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
     
     - пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
     
     - шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
     
     - седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
     
     - восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
     
     - девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
     
     - десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
     
     4. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждается Правительством Российской Федерации.
     
     5. Нематериальные активы включаются в амортизационные группы исходя из срока полезного использования, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
     
     6. Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
     
     7. Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
     
     Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.
     

     8. По объектам амортизируемого имущества, указанным в абзаце первом пункта 3 статьи 259 настоящего Кодекса, амортизация начисляется отдельно по каждому объекту имущества в соответствии со сроком его полезного использования в порядке, установленном настоящей главой.
     
     9. В целях настоящей главы амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.
     
     Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса.
     
     Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса) за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) таких сумм.
     
     В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абзаца второго настоящего пункта, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу.
     

     10. Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).
     
     11. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
     
     12. Приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.
     
     13. Если организация, установившая в своей учетной политике применение нелинейного метода амортизации, применяет к нормам амортизации повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со статьей 259.3 настоящего Кодекса, объекты амортизируемого имущества, к которым применяются такие коэффициенты, формируют подгруппу в составе амортизационной группы, и учет таких амортизационных групп и подгрупп ведется отдельно. Все правила создания или ликвидации группы, увеличения или уменьшения суммарного баланса группы распространяются на такие подгруппы, и к ним применяется норма амортизации, уточненная с помощью повышающего (понижающего) коэффициента.
     
     Применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. При этом амортизационные подгруппы по объектам амортизируемого имущества, к нормам амортизации которых применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, формируются в составе амортизационной группы исходя из определенного классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации, срока полезного использования без учета его увеличения (уменьшения).";
     
     Статья 258 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), устанавливающая состав амортизационных групп, а также особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, была изложена в новой редакции еще Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 158-ФЗ). При этом часть норм прежней редакции была воспроизведена в новой редакции дословно или почти дословно, часть пересмотрена, а часть представляет собой новации налогового законодательства.
     

     Принципиально новыми являются следующие нормы Закона N 158-ФЗ:
     
     - установлен порядок амортизации капитальных вложений в объекты основных средств, полученные по договору безвозмездного пользования;
     
     - пунктом 8 ст. 258 НК РФ специально оговорено, что по объектам амортизируемого имущества, указанным в абзаце первом п. 3 ст. 259 НК РФ, амортизация начисляется отдельно по каждому объекту имущества. В п. 3 ст. 259 НК РФ приведены объекты основных средств, относящиеся к восьмой - десятой амортизационным группам (срок полезного использования - более 20 лет). В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, к данным группам относятся капитальные здания, сооружения, суда, вагоны и иные дорогостоящие транспортные средства, машины и оборудование. Норма п. 8 ст. 258 НК РФ фактически запрещает ведение налогового учета начисленной амортизации по группам подобных объектов, поэтому и не допускается применение нелинейного метода начисления амортизации к объектам восьмой - десятой амортизационных групп;
     
     - уточнен и детализирован (нормами п. 13) порядок отнесения к соответствующим амортизационным группам тех объектов основных средств, амортизация которых начисляется с применением повышающих или понижающих коэффициентов организацией, использующей нелинейный метод амортизации. Относительно новой можно считать норму п. 5 ст. 258 НК РФ (в ред. Закона N 158-ФЗ), согласно которой нематериальные активы включаются в амортизационные группы исходя из срока полезного использования, определенного в соответствии с п. 2 ст. 258 Кодекса.
     
     Новыми также следует считать требования п. 7 ст. 258 НК РФ, устанавливающего правила определения нормы амортизации организациями, приобретающими объекты основных средств, бывшие в употреблении [в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц]. В данном случае для целей применения линейного метода начисления амортизации налогоплательщик имеет право определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
     
     Приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.
     

     Таким образом, основным признаком, по которому объекты основных средств должны включаться в состав той или иной амортизационной группы, является код объекта по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, а не фактический срок полезного использования.
     
     Текст ст. 258 НК РФ [в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ)] отличается от прежней редакции данной статьи Кодекса (в ред. Закона N 158-ФЗ) текстом п. 9.
     
     Изменениями, внесенными в п. 9 ст. 258 НК РФ, размер так называемой инвестиционной премии, позволяющей включать в состав текущих расходов часть расходов на приобретение или создание объектов основных средств (а также на реконструкцию, модернизацию и тому подобные мероприятия, увеличивающие первоначальную стоимость основных средств), повышен с 10% до 30% суммы капитальных вложений. Обращаем внимание читателей журнала на то, что данный размер может быть применен только к основным средствам, относящимся к третьей - седьмой амортизационным группам. В отношении первой - второй и восьмой - десятой амортизационных групп действует прежнее ограничение - до 10% суммы соответствующих расходов.
     
     Пункт 9 ст. 258 НК РФ дополнен нормой, обязывающей налогоплательщика восстанавливать и включать в налоговую базу суммы капитальных вложений, ранее списанные в составе текущих расходов,- в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств. При этом ст. 10 Закона N 224-ФЗ специально оговорено, что данная новая норма применяется к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 года, то есть, в частности, и к тем объектам основных средств, которые были приобретены или созданы в 2008 году и до конца года перепроданы.
     
     18) статью 259 изложить в следующей редакции:
     
     "Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации
     

     1. В целях настоящей главы налогоплательщики вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой:
     
     1) линейный метод;
     
     2) нелинейный метод.
     
     Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.
     
     Установленные настоящим пунктом методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.
     
     2. Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей главой. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.
     
     3. Вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов.
     
     В отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
     
     4. Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
     
     5. Если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:
     

     1) амортизация начисляется ликвидируемой организацией по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией - по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;
     
     2) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.
     
     Положения настоящего пункта не распространяются на организации, изменяющие свою организационно-правовую форму.
     
     6. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный настоящей статьей порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса. Для целей настоящего пункта организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются организации, указанные в пунктах 7 и 8 статьи 241 настоящего Кодекса.";
     
     Статья 259 НК РФ, содержащая общие правила использования методов амортизации и порядок расчета ее сумм, была изложена в новой редакции Законом N 158-ФЗ. При этом некоторые прежние нормы сохранены, некоторые - перенесены в другие статьи главы 25 НК РФ, а некоторые нормы переработаны.
     
     Из существенных отличий норм ст. 259 НК РФ (в ред. Закона N 158-ФЗ) от ранее действовавших положений, по нашему мнению, необходимо выделить следующие:
     
     - жестко определено, что метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым в любом случае начисляется линейным методом) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Кроме того, как уже отмечалось, ст. 6 Закона N 158-ФЗ специально и отдельно установлено, что плательщики налога на прибыль в срок до 1 января 2009 года должны были определить в учетной политике для целей налогообложения метод начисления амортизации, который должен применяться ими с 1 января 2009 года;
     
     - допускается изменение метода начисления амортизации с начала очередного налогового периода, правда, при этом оговорено, что налогоплательщик вправе переходить с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет. Ограничения по срокам обратного перехода (с линейного метода на нелинейный) ст. 259 НК РФ не установлено;
     

     - норма, в соответствии с которой амортизация должна начисляться отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, сохранена только для организаций, использующих линейный метод амортизации. При применении нелинейного метода амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе).
     
     Текст ст. 259 НК РФ (в ред. Закона N 224-ФЗ) отличается от текста предыдущей редакции только отсутствием нормы п. 1, в соответствии с которой методы начисления амортизации должны применяться ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения. Скорее всего, данная норма исключена в связи с ее некорректностью: амортизируемым имуществом являются также объекты нематериальных активов и капитальные вложения.
     
     19) в абзаце пятом пункта 1 статьи 261 слова "землепользователями в" заменить словами "налогоплательщиками в", после слова "(соглашениями)" дополнить словами "с органами государственной власти субъектов Российской Федерации,", слова "такими землепользователями" заменить словами "такими налогоплательщиками";
     
     Изменения, внесенные в ст. 261 НК РФ, по нашему мнению, направлены на устранение неточности, имевшейся в предыдущей редакции п. 1 этой статьи Кодекса, обусловленной несоответствием терминологии НК РФ и норм Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ). Так, в соответствии с п. 3 ст. 5 ЗК РФ операции с земельными участками могут осуществляться следующими участниками отношений (юридическими лицами):
     
     - собственниками;
     
     - землепользователями - лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
     
     - арендаторами земельных участков - лицами, владеющими и пользующимися земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
     
     Разумеется, и ущерб природным ресурсам может быть нанесен любым из вышеперечисленных субъектов предпринимательской деятельности.
     
     20) в статье 263:
     
     а) в наименовании слова "страхование имущества" заменить словами "имущественное страхование";
     

     б) в пункте 1:
     
     - в абзаце первом слова "добровольное страхование имущества" заменить словами "добровольное имущественное страхование", слова "добровольного страхования имущества" заменить словами "добровольного имущественного страхования";
     
     - подпункт 8 после слов "за причинение вреда" дополнить словами "или ответственности по договору";
     
     - дополнить подпунктами 9 и 10 следующего содержания:
     
     "9) добровольное страхование риска ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства и (или) со строительством олимпийских объектов, осуществляемое в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
     
     10) другие виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.";
     
     Изменения наименования ст. 263 НК РФ и текста п. 1 носят технический характер.
     
     Норма вновь введенного подпункта 9 п. 1 ст. 263 НК РФ будет действовать только в течение ограниченного периода времени - скорее всего, до июля 2014 года.
     
     Норма подпункта 10 п. 1 ст. 263 НК РФ является наиболее существенным изменением данной статьи Кодекса, так как делает перечень видов добровольного страхования, взносы по которым принимаются в уменьшение налоговой базы, практически открытым. Единственным ограничением является требование экономической обоснованности подобных расходов (страхование в связи с осуществлением налогоплательщиком соответствующих видов деятельности).
     
     21) в подпункте 8 пункта 1 статьи 265:
     
     а) после слов "основных средств" дополнить словами ", на списание нематериальных активов,";
     
     б) дополнить абзацем следующего содержания:
     

     "Расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 259.2 настоящего Кодекса;";
     
     Изменения, внесенные в подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, являются весьма существенными и, по нашему мнению, давно ожидаемыми: перечень внереализационных расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, расширен за счет включения сумм недоамортизированной стоимости объектов нематериальных активов. Тот факт, что объекты нематериальных активов, так же как и объекты основных средств, могут списываться до истечения сроков полезного использования, очевиден (причем чаще всего это происходит по причинам морального износа). Экономическая целесообразность списания подобных активов также не вызывает сомнений. Однако до 2009 года суммы недоначисленной амортизации в налоговом учете не отражались. Теперь это противоречие устранено.
     
     Норма нового абзаца п. 1 ст. 265 НК РФ направлена на устранение определенных неясностей и противоречий, которые могли возникнуть при практическом применении с 2009 года норм, по-новому регулирующих порядок списания амортизируемого имущества, в отношении которого применяется нелинейный метод начисления амортизации.
     
     В соответствии с п. 13 ст. 259.2 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право по истечении срока полезного использования объекта амортизируемого имущества исключать данный объект из состава амортизационной группы (подгруппы). При этом суммарный баланс этой амортизационной группы (подгруппы) на дату вывода этого объекта амортизируемого имущества из ее состава не меняется, а начисление амортизации исходя из суммарного баланса этой амортизационной группы (подгруппы) продолжается в установленном порядке.
     
     Абзацем вторым п. 13 ст. 259.2 НК РФ уточнено, что в данном случае срок полезного использования объектов амортизируемого имущества, введенных в эксплуатацию до 1-го числа налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение нелинейного метода начисления амортизации, принимается с учетом срока эксплуатации соответствующих объектов до указанной даты.
     

     22) приостановить действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 до 31 декабря 2009 года;
     
     Изменения, внесенные данным пунктом ст. 2 Закона N 224-ФЗ, следует рассматривать в совокупности с нормами ст. 8 этого нормативного акта. Приостановление действия абзаца четвертого п. 1 ст. 269 НК РФ означает неприменение (но не отмену!) предельных размеров процентов, которые могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. В течение 2009 года будут действовать ограничения, установленные ст. 8 Закона N 224-ФЗ: в размере, равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
     
     23) в пункте 1 статьи 284:
     
     а) в абзаце первом цифры "24" заменить цифрами "20";
     
     б) в абзаце втором цифры "6,5" заменить цифрами "2,5";
     
     Согласно новой редакции ст. 284 НК РФ максимальная ставка налога на прибыль с 1 января 2009 года уменьшена с 24% до 20% за счет суммы налога, поступающего в федеральный бюджет (с 6,5% до 2,5%). Право устанавливать налоговую ставку в части сумм, поступающих в региональный бюджет, сохранено.
     
     Федеральным законом от 30.12.2008 N 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" доля налога на прибыль, подлежащая начислению в федеральный бюджет, уменьшена до 2% за счет увеличения максимальной ставки налога на прибыль, поступающего в региональный бюджет, до 18%.
     
     Федеральный закон от 30.12.2008 N 305-ФЗ вступил в силу через месяц после его официального опубликования. Повышение ставки налога на прибыль ухудшает положение налогоплательщиков (и, следовательно, может вводиться со следующего налогового периода), а значит, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение о повышении ставки до 18% не ранее 1 января 2010 года, то есть фактически в 2009 году максимальная ставка налога на прибыль составит 19,5%.
     
     24) пункт 2 статьи 288 дополнить абзацем следующего содержания:
     

     "Для целей настоящей статьи организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.";
     
     Статья 288 НК РФ устанавливает особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения. Таким образом, действие новой нормы п. 2 ст. 288 НК РФ распространяется только на случаи определения размера налоговых платежей, уплачиваемых организациями, имеющими обособленные подразделения. Для других целей остаточная стоимость амортизируемого имущества должна определяться только по данным налогового учета (то есть с учетом инвестиционных премий и использования методов начисления амортизации, применяемых для целей налогообложения).
     
     В то же время такое изменение позволяет использовать при расчете доли прибыли, перечисляемой в соответствующий бюджет, данные расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций.
     
     25) первое предложение абзаца четвертого пункта 3 статьи 325 изложить в следующей редакции: "Расходы, осуществленные по договору с подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору.";
     
     Статья 325 НК РФ устанавливает особенности организации и ведения налогового учета расходов по освоению природных ресурсов. Таким образом, внесенные изменения предоставляют налогоплательщикам право принимать к налоговому учету в уменьшение налоговой базы расходы на освоение природных ресурсов по мере подписания акта по каждому этапу выполненных работ (а не после подписания последнего акта выполненных работ).
     
     26) пункт 2 статьи 346.20 дополнить предложением следующего содержания: "Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.".
     
     Данная новация представляется наиболее спорной из всех изменений налогового законодательства, внесенных Законом N 224-ФЗ.
     
     Дело в том, что п. 1 ст. 346.20 НК РФ установлена и другая налоговая ставка - 6% от суммы доходов, полученных организацией или индивидуальным предпринимателем, использующим упрощенную систему налогообложения. Таким образом, законодательно установлен порядок, при реализации которого сумма налога, уплачиваемого с суммы доходов, может оказаться выше, чем налог, уплачиваемый с суммы разницы между доходами и расходами (по существу, с суммы полученной прибыли). Так как глава 26.2 НК РФ не содержит ограничений или дополнительных условий по выбору объекта налогообложения в зависимости от отрасли, в которой осуществляется предпринимательская деятельность, возникли предпосылки для создания заведомо неравных условий для налогоплательщиков, находящихся в идентичных условиях хозяйствования. Закон N 224-ФЗ был опубликован 27 ноября 2008 года. Иными словами, налогоплательщикам, перешедшим на данный налоговый режим и использующим в качестве объекта налогообложения сумму полученных доходов, на принятие и документальное оформление решения о переходе на другой объект налогообложения оставался один рабочий день. Это обстоятельство может также стать основанием для обжалования правомерности налогового нововведения в судебном порядке.
     
     Впрочем, вероятность того, что в каком-либо регионе орган государственной власти сможет воспользоваться предоставленной возможностью (снижения размера налоговой ставки), по нашему мнению, ничтожно мала. Это следует из оценки динамики налоговых поступлений в региональные бюджеты в 2009 году. Так, скорее всего, резко уменьшатся поступления налога на прибыль (доля которого в доходной части региональных бюджетов достигает 40%) в связи с падением объемов производства и торговли и налога на доходы физических лиц - из-за массовых сокращений работников.
     
     Таким образом, норма измененного п. 2 ст. 346.20 НК РФ в 2009 году вряд ли будет реализована.
     

Статья 3

     
     Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 13, ст. 1147; N 33, ст. 3413; N 51, ст. 4830; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 2; N 50, ст. 4849; 2004, N 31, ст. 3231; N 34, ст. 3517; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 9; N 30, ст. 3116; 2006, N 45, ст. 4632; 2007, N 1, ст. 31; 2008, N 26, ст. 3011) дополнить статьями 27.1-27.3 следующего содержания:
     
     "Статья 27.1. Установить, что налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, вправе применить следующий порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате за четвертый квартал 2008 года.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале 2008 года, исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
     
     Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации. Налогоплательщики, применившие предусмотренное настоящей статьей право, обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока уплаты, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю.
     
     Нормы ст. 27.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ), введенной ст. 3 Закона N 224-ФЗ, по нашему мнению, является наиболее существенным изменением порядка исчисления налога на прибыль и расчетов по нему. Существенность изменения обусловлена, как минимум, двумя факторами:
     
     1) практическая реализация новой нормы требовала от налогоплательщиков осуществления весьма трудоемких процедур в крайне сжатые сроки;
     

     2) изменение порядка расчета задолженности по налогу серьезно отразилось на состоянии федерального и региональных бюджетов (что, в свою очередь, должно было потребовать немедленного пересмотра бюджетов 2008 и 2009 годов).
     
     Так как Закон N 224-ФЗ был опубликован за день до уплаты авансового платежа за ноябрь 2008 года, фактически речь идет о двух платежах - за ноябрь и декабрь. При расчете должна была быть учтена сумма авансового платежа за октябрь (как первый месяц IV квартала). Подчеркнем, что речь идет именно об авансовом платеже, а не о расчетах по суммам фактически полученной прибыли в прошлом месяце. Из этого следует, что ноябрьский и декабрьский платежи также являлись авансовыми, то есть сумма октябрьского авансового платежа в счет задолженности за ноябрь засчитывалась не полностью, а только в сумме соответствующего превышения, а сумма декабрьского платежа уплачивалась полностью.
     
     Таким образом, внесенные изменения, по существу, просто предоставляли налогоплательщикам, уплачивавшим в 2008 году авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, право досрочного перехода на авансовые платежи по фактической прибыли.
     
     Пример (приведены упрощенные расчеты размера авансовых платежей).
     
     Авансовый платеж по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2008 года у налогоплательщика был равен 2000 тыс. руб., за девять месяцев - 3500 тыс. руб.; в октябре и ноябре налогоплательщик не получал прибыли.
     
     В этом случае налогоплательщик был обязан уплатить в октябре 500 тыс. руб. [(3500 тыс. руб. - 2000 тыс. руб. ) : 3].
     
     Авансовый платеж за октябрь по новой схеме должен был составить 388,9 тыс. руб. (3500 тыс. руб. : 9 мес.), за ноябрь - 350 тыс. руб. (3500 тыс. руб. : 10 мес.), за декабрь - 318,2 тыс. руб. (3500 тыс. руб. : 11 мес.). Фактически к уплате в ноябре месяце причиталось 239,9 тыс. руб. [350 тыс. руб. - сумма переплаты за октябрь (500 тыс. руб. - 389,9 тыс. руб.)], за декабрь - 318,2 тыс. руб.
     
     Нетрудно посчитать, что для условий данного примера общий размер авансовых платежей за IV квартал после перехода на новую схему оказался меньше на 441,9 тыс. руб. [500 тыс. руб. х 3 мес. - (500 тыс. руб. + 239, 9 тыс. руб. + 318, 2 тыс. руб.)], из которых 119,7 тыс. руб. (6,5% из 24%) не поступили в федеральный бюджет и 322,2 тыс. руб. (17,5% из 24%) - в региональный.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации для целей налогообложения на 2008 год посредством внесения изменений.
     

     Кроме того, весьма важным условием является обязанность налогоплательщика уведомить об использовании новой схемы налоговый орган по месту своего учета не позднее срока, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю.
     
     Статья 27.2. Организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 рублей и 800 000 рублей, с 1 января 2009 года указанный коэффициент не применяют.
     
     Как уже отмечалось в общем комментарии к Закону N 224-ФЗ, необходимость дополнительного уточнения даты прекращения применения понижающих коэффициентов при начислении амортизации по отдельным видам транспортных средств обусловлена тем, что при внесении изменений в главу 25 НК РФ Законом N 158-ФЗ данная дата определена не была.
     
     Тем не менее, по нашему мнению, данный вопрос окончательно урегулированным считать нельзя. В частности, неясно, следует ли корректировать остаточную стоимость и остаточный срок полезного использования транспортных средств в связи с отменой понижающего коэффициента.
     
     Статья 27.3. Установить, что предусмотренный пунктом 9 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации срок представления документов (их копий), указанных в пунктах 1-4 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляемый с даты помещения товаров под таможенные режимы, а также предусмотренный пунктом 9 статьи 167 части второй Налогового кодекса Российской Федерации момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления таких документов, увеличивается на 90 дней в случае, если товары помещены соответственно под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.".
     
     Нормы, установленные вновь введенной ст. 27.3 Закона N 118-ФЗ, являются нормами прямого действия и в дополнительном комментарии не нуждаются. Целесообразность их принятия обусловлена необходимостью оптимизировать размер оборотных средств экспортеров посредством временной либерализации отдельных требований главы 21 НК РФ. То, что соответствующие изменения не внесены непосредственно в текст главы 21 НК РФ, по-видимому, объясняется ограниченным сроком их действия.
     

Статья 4

     
     Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4013; N 49, ст. 6045) дополнить статьей 3.1 следующего содержания:
     
     "Статья 3.1. Установить, что по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим осуществления страховых выплат в пользу застрахованного лица, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), страховые взносы по которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были в полном объеме уплачены за физических лиц из средств работодателей, исчисление и уплата налога на доходы физических лиц производятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.".
     
     Подпунктом "а" п. 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ) п. 1 ст. 219 НК РФ дополнен подпунктом 4, в соответствии с которым налогоплательщикам предоставлено право на социальный налоговый вычет в сумме уплаченных в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом общего ограничения размера налогового вычета.
     
     При этом Законом N 216-ФЗ не было уточнено, к каким договорам можно будет применять новое правило.
     
     Из нормы ст. 4 Закона N 216-ФЗ следует, что новый социальный налоговый вычет может быть применен только в отношении выплат по договорам, заключенным после 1 января 2008 года. Практическое значение при составлении налоговых деклараций в 2009 году, таким образом, будут иметь только выплаты по договорам 2008 года, производимые при наступлении страхового случая в течение 2008 года.
     

Статья 5

     
     Внести в статью 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3611) следующие изменения:
     
     1) слово "Положения" заменить словами "1. Положения";
     
     2) дополнить частью 2 следующего содержания:
     
     "2. Положения подпунктов 1 и 2 пункта 22 статьи 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", начиная с 1 января 2011 года.".
     
     Подпунктами 1 и 2 п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлен запрет на перевод на упрощенную систему налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также организаций, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
     

Статья 6

     
     Признать утратившими силу:
     
     1) подпункт 2 пункта 28 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 18);
     
     Нормой Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которая признана утратившей силу, вносились изменения в абзац первый п. 2 ст. 172 НК РФ, устанавливающий порядок определения налогового вычета при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги). В соответствии с этими изменениями до 2008 года размер налогового вычета определялся исходя из балансовой (в первоначальный текст абзаца первого п. 2 ст. 172 НК РФ Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ было включено слово "балансовой") стоимости переданного имущества.
     
     Абзацем восьмым п. 21 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) формулировка п. 2 ст. 172 НК РФ была вновь уточнена. Данное изменение также признано утратившим силу согласно п. 4 ст. 6 Закона N 224-ФЗ.
     
     Еще одно техническое изменение было внесено в п. 2 ст. 172 НК РФ Федеральным законом от 28.02.2006 N 28-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона “О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах”". Норма Закона, которым было внесено изменение, признана утратившей силу в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона N 224-ФЗ.
     
     Наконец, Федеральным законом от 04.11.2007 N 255-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с уточнением порядка применения налоговой ставки в размере 0 процентов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с производством и обслуживанием космической техники" норма п. 2 ст. 172 НК РФ, которой прямо устанавливался порядок определения размера налогового вычета (исходя из балансовой стоимости переданного имущества), была заменена ссылкой на нормы п. 4 ст. 168 НК РФ. Одновременно был признан утратившим силу абзац второй п. 2 ст. 172 НК РФ.
     
     Пунктом 9 ст. 2 Закона N 224-ФЗ п. 2 ст. 172 НК РФ признан утратившим силу. Таким образом, отменена норма НК РФ, обязывающая налогоплательщика (для получения права на налоговый вычет) перечислять суммы налога в денежной форме. Признан утратившим силу не только п. 2 ст. 172 НК РФ, но и нормы всех ранее принятых федеральных законов, которыми вносились изменения в этот пункт ст. 172 НК РФ.
     
     2) абзац одиннадцатый пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2026);
     
     Вышеуказанным положением было внесено изменение в подпункт 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщикам, уплачивающим НДС по нулевой ставке, разрешалось представлять не только грузовую таможенную декларацию, но и ее копию.
     
     Необходимость признания изменения 2002 года утратившим силу обусловлена тем, что подпункт 3 п. 1 ст. 165 НК РФ признан утратившим силу согласно п. 4 ст. 2 Закона N 224-ФЗ.
     
     Подпунктом "а" п. 4 ст. 62 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" и ст. 6 Федерального закона от 26.06.2008 N 103-ФЗ "О внесении изменений