Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Маркетинговая политика организации для целей налогообложения


Маркетинговая политика организации для целей налогообложения*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник", 2009, N 6, с. 169.
     
А.Н. Медведев,
главный аудитор ЗАО "Аудит БТ",
член Научно экспертного совета
Палаты налоговых консультантов, к.э.н.

     

Защита от последствий применения ст. 40 НК РФ

     
     Большинство налогоплательщиков озабочено составлением маркетинговой политики исключительно для целей защиты от ст. 40 Налогового кодекса РФ. Именно поэтому все ценовые решения (как по продажам, так и по покупкам) должны быть детально описаны в маркетинговой политике.
     
     При этом достаточно соблюдать простое правило: прежде чем что-то продать или купить, следует поинтересоваться существующим уровнем рыночных цен и совершить сделку по цене на уровне рыночной, а в отдельных случаях - при допустимом от нее отклонении (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). Если документально подтвержденных рыночных цен на продаваемое имущество нет, то лучше заказать оценку этого имущества.
     
     Пример 1
     
     (по материалам постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2008 по делу N Ф04 1169/2008(1169 А46 19)).
     
     При продаже здания в 2002 году конкурсным управляющим была произведена обязательная оценка объекта недвижимости, в результате которой стоимость реализуемого объекта определена в сумме 261 500 руб. Организация реализовала данный объект недвижимости по цене 220 000 руб.
     
     Налоговый орган, руководствуясь результата ми экспертизы, сделал вывод о том, что рыночная цена упомянутого нежилого здания составляет 50 310 000 руб., и доначислил продавцу налоги.
     
     Организации пришлось доказывать в суде, что при проведении экспертизы по заказу налоговых органов стоимость объекта недвижимости была рассчитана без учета принципов определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, изложенных в ст. 40 НК РФ. Так, отчет эксперта от 16.01.2007 указывает только на наличие предложения на рынке недвижимости, вопрос об условиях конкретной сделки не был рассмотрен. Налоговая инспекция также в полной мере не учитывала обстоятельства продажи спорного объекта недвижимости по цене, указанной в договоре, факторы, которые принимались во внимание сторонами при определении цены здания, в т.ч. нахождение этого объекта недвижимости в аварийном состоянии; отсутствие в здании системы отопления, канализации, водоснабжения, электроснабжения; физический износ здания в размере 76%, экономический - 95%, а также то обстоятельство, что все ремонтно-восстановительные работы, в результате которых увеличилась стоимость объекта недвижимости, были произведены покупателем после приобретения здания у продавца.
     
     В результате организация выиграла во многом благодаря отчету оценщика 2002 года, который оценил то состояние здания, в котором оно тогда находилось. А если бы не было такого отчета?
     

Маркетинговая политика как доказательство в суде

     Практика показывает, что суды при принятии своих решений учитывают положения маркетинговой политики:
     
     - "суд дал оценку представленному Обществом расчету и принял во внимание маркетинговую политику, проводимую налогоплательщиком в целях дальнейшего продвижения товара на новый рынок (Республика)" (постановление ФАС Московского округа от 19.10.2006 по делу N КА-А40/9955-06);
     
     - "В нарушение п. 9 ст. 40 НК РФ налоговая инспекция произвела доначисление налога на прибыль без учета каких-либо условий каждой конкретной сделки, в частности, объема переработанного сырья, сроков исполнения обязательств, условий и формы платежа (предусмотрено ли авансирование, оплата денежными средствами, векселями, зачетом встречных требований или др.), времени совершения сделок (начало уборки свеклы или ее конец), других условий (особенностей) каждой конкретной сделки за указанный период, то есть сопоставимость условий при совершении сделок налоговым органом не исследовалась. Вместе с тем, исходя из ценовой и маркетинговой политики, общество установило гибкие цены на оказываемые услуги" (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2005 N Ф08-3201/05-1296А по делу N А32-40762/2004-34/887);
     
     - "Судами рассмотрены доводы сторон относительно затрат, связанных с исполнением договоров комиссии. Суды установили, что в связи с высоким уровнем рентабельности проводимых сделок Банк мог проводить маркетинговую политику в форме отказа от компенсации комитентами понесенных Банком расходов на оказание комиссионных услуг. Поэтому доводы Инспекции в данной части не свидетельствуют об отсутствии деловой цели у Банка" (постановление ФАС Московского округа от 12.03.2008 N КА-А40/691-08 по делу N А40-20002/07-145-125), и др.
     

Защита ценообразования в арендных отношениях

     
     В информационном письме УМНС России по г. Москве от 16.09.2003 N 11-15/50875 был приведен голословный пример (т.е. без ссылки на номер и дату арбитражного дела) доначисления налогов арендодателю по ст. 40 НК РФ при разбросе величины арендных ставок более чем на 20%.
     
     Организация утверждала, что применяемые ею цены по договорам аренды являются рыночными: они были сформированы под действием особых факторов спроса и предложения, определялись из возможности арендаторов взять помещение в аренду с учетом скидок, учитывающих факторы спроса и предложения, с учетом маркетинговой политики арендодателя, впервые продвигающего свои услуги на новый для него рынок и предоставляющего индивидуальные скидки новым потребителям (арендаторам) с известными товарными знаками.
     
     Налоговый орган считал, что 28 договоров по сдаче в аренду помещений торгового центра различным арендаторам содержат ряд общих условий, что позволяет применить к ним нормы ст. 40 НК РФ:
     
     - помещения предоставляются в одном и том же здании для осуществления торговой деятельности;
     
     - срок аренды не превышает один год;
     
     - в стоимость аренды входит один и тот же перечень предоставляемых услуг;
     
     - перечень обязанностей арендаторов одинаков по всем договорам; оплата аренды осуществляется ежемесячно в течение текущего месяца аренды в рублях по курсу Банка России на день платежа.
     
     Как указывала организация, сдаваемые ею помещения размещаются на различных уровнях (этажах) здания и обладают индивидуальными характеристиками в зависимости от их внутреннего расположения (наличие или отсутствие окон, разная высота потолков, близость лифтов, наличие санузлов, геометрия помещений и т.д.).
     
     Примечательно, что в приведенном выше письме налогового органа отсутствует ссылка на судебное дело - неизвестно, выиграла его налоговая инспекция или нет, а личное мнение сотрудников налоговой службы по данному вопросу обсуждать нет смысла.
     
     При этом имеются аналогичные налоговые споры, информация по которым доступна всем желающим.
     
     В постановлении ФАС Московского округа от 19.11.2003 по делу N КА-А41/9209-03 констатируется, что подобные выводы налогового органа не соответствуют требованиям п. 2, 3 ст. 40 НК РФ, поскольку налоговый орган не установил идентичность сделок по сдаче однородных помещений в аренду, что лишает его права использовать расчетный метод.
     
     В постановлении ФАС Поволжского округа от 16.12.2004 по делу N А12-12899/03-С42 по аналогичному налоговому спору констатируется:
     
     - налоговая инспекция оценивала сделки аренды как идентичные, а не однородные;
     
     - в силу п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки, в частности учитываются их физические характеристики. В рассматриваемом случае таковыми являются эксплуатационные характеристики сдаваемых в аренду площадей;
     
     - однако, как правильно указали суды, при принятии оспариваемого решения налоговой инспекцией не принято во внимание то обстоятельство, что арендатору сдавались в аренду не только торговые, но и подвальные помещения, лифты, составляющие более 50% от всей арендуемой площади; другие же арендаторы занимали только торговую площадь;
     
     - давая сравнительный анализ арендованных площадей, невозможно признать их идентичными и однородными по отношению к площадям, сдаваемым в аренду другим лицам. Торговые площади нельзя заменить площадью, например, подсобного помещения. Кроме того, площадь для торговли в несколько метров не способна заменить площадь в несколько десятков метров. Налоговым органом также не принято во внимание, что, согласно договору с арендатором последний отдельно возмещает арендодателю затраты на предоставляемые коммунальные услуги по действующим ценам текущего года (электроэнергия, отопление, водоснабжение, канализация и т.п.). Установление сторонами платы в таком порядке не противоречит действующему законодательству и означает, что с изменением цен на электроэнергию, отопление, водоснабжение и прочие услуги корректируется арендная плата, в то время как по иным договорам стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату. Указанное обстоятельство также существенным образом влияет на цену и определение идентичности оказанных услуг.
     

Зависимость ценовой политики от взаимоотношений контрагентов

     
     Положения ценовой политики могут помочь налогоплательщику отстоять в арбитражном суде правильность исчисления налогов и отбиться от претензий налоговых органов.
     
     Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 13.12.2007 N Ф09-9420/07-С2 по делу N А60-32431/06 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 01.08.2008 N 4767/08) рассматривалась претензия налогового органа в отношении цены реализации товара (связующего фенольного порошкообразного СФП-011Л) по договору с одним покупателем, которая отклоняется в сторону понижения более чем на 20% по сравнению с ценой реализации такой же продукции в адрес других контрагентов.
     
     Признавая незаконным решение налогового органа в указанной части, суды указали на то, что при определении рыночной цены для целей налогообложения инспекцией не приняты во внимание периодичность совершения обществом сделок с покупателем, наличие между ними корпоративных связей (длительность и постоянство их хозяйственных взаимоотношений), объемы поставок, сроки действия договоров. Судами установлено, что покупатель фактически осуществлял продвижение продукции налогоплательщика, в т.ч. реализацию продукции на экспорт. Указанное обстоятельство оказало влияние на формирование более низкой цены продажи продукции названному юридическому лицу, что обусловлено спецификой его деятельности и маркетинговой политикой. На цену продукции повлияло и отсутствие рисков неплатежей между налогоплательщиком и покупателем, связанными не только корпоративными, но и длительными хозяйственными связями.
     

(Продолжение следует)