Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Встречная проверка в русле новых требований к выбору контрагентов


Встречная проверка в русле новых требований к выбору контрагентов

     
     М.Л. Косульникова,
главный бухгалтер ООО "Галан"
     
     Встречная проверка направлена на получение подтверждения существования контрагента налогоплательщика и наличия у него тех же данных по финансово-хозяйственным операциям, участвующим в расчете налоговых баз у налогоплательщика.
     
     Поэтому итогом встречной проверки может быть выявление недобросовестности контрагента (вплоть до обнаружения фирмы-однодневки и даже отсутствия контрагента как такового). Кроме того, может быть обнаружено отсутствие в учете контрагента данных по совершенной совместно с налогоплательщиком операции или занижение сумм по совершенной операции. В этих случаях привлечь к налоговой ответственности могут не только контрагента, но и налогоплательщика, пытавшегося получить в результате отражения такой финансовой операции в налоговом учете налоговую выгоду (например, уменьшить налоговую базу по проверяемому налогу).
     
     Одним из доказательств необоснованного получения налогоплательщиком налоговой выгоды является отсутствие должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налоговой выгоды").
     
     В связи с вопросами налогоплательщиков о том, какие именно доказательства должны быть представлены в подтверждение должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, финансовое ведомство выпустило письмо от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, где перечислило такие доказательства и рекомендовало ряд мер для проверки добросовестности контрагента.
     

Основание для встречной проверки

     
     Отметим, что ни определения, ни порядка проведения встречных проверок в законодательстве нет. Однако ст. 93.1 Налогового кодекса РФ позволяет налоговым органам истребовать у контрагента практически любые сведения о налогоплательщике.
     
     Истребование документов может быть инициировано как в ходе налоговой проверки проводящим ее должностным лицом налогового органа, так и при рассмотрении материалов налоговой проверки и назначении дополнительных мероприятий налогового контроля на основании решения руководителя (заместителя руководителя) инспекции (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Отметим, что в соответствии с подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ истребование вышеуказанных сведений является одним из поводов для приостановки проведения выездной проверки (письмо Минфина России от 28.10.2008 N 03-02-07/1-433). Однако такой перерыв не означает, что указанная проверка уже завершена (письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-02-07/1-113).
     
     В свою очередь, если вне рамок проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации о конкретной сделке, то они вправе истребовать такую информацию у участников сделки либо у иных лиц, располагающих данными сведениями (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). По мнению специалистов Минфина России, информация о конкретной сделке может содержать данные о сторонах сделки, ее предмете и условиях совершения (письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209).
     
     На практике наиболее тщательному анализу подвергаются контрагенты (в первую очередь поставщики), с которыми у налогоплательщика проходят значительные финансовые обороты по операциям, а их результаты учитываются при налогообложении. Проверяющие также обращают внимание на организации с признаками фирм-"однодневок" (и даже имеют список "подозреваемых" фирм, зарегистрированных по адресам "массовой" регистрации, уличенных в финансовых и налоговых махинациях, и проч.). При этом общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков изложены в приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (в ред. приказа ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@) (обратите особое внимание на критерии 8 и 12).
     

Процедура истребования сведений

Действия налоговых органов

     
     Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ процедура истребования начинается с того, что налоговый орган (далее - инспекция N 1) направляет письменное поручение об истребовании сведений, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (далее - налогоплательщик N 1), в инспекцию по месту учета (далее - инспекция N 2) лица, которому предстоит представить эти документы либо информацию (далее - налогоплательщик N 2). При этом порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов утвержден приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Порядок).
     
     Само поручение об истребовании документов (информации) заполняется по форме, указанной в приложении N 6 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. В поручении отражают следующие сведения: при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость представления документов (информации), перечень истребуемых бумаг с обозначением периода, к которому они относятся, либо указанием на подлежащую истребованию информацию (п. 2 Порядка). В свою очередь при истребовании информации по конкретной сделке прописывают сведения, позволяющие ее идентифицировать (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
     
     В течение пяти дней со дня получения вышеуказанного поручения инспекция N 2 направляет налогоплательщику N 2 требование о представлении документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Данный документ должен быть оформлен в соответствии с формой, приведенной в приложении N 5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Кроме того, к требованию прилагают копию поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
     
     Далее в трехдневный срок со дня представления истребованных документов либо сообщения от налогоплательщика N 2 об отсутствии таковых указанные бумаги или соответствующее сообщение направляют в адрес инспекции N 1 (п. 6 Порядка).
     
     Если оба налогоплательщика (N 1 и 2) состоят на учете в одной инспекции, то, проверяя налогоплательщика N 1, эта же инспекция направляет требование о представлении документов (информации) налогоплательщику N 2 (п. 3 Порядка).


Действия налогоплательщиков

     
     Лицо, которому было направлено требование, обязано исполнить его в течение пяти рабочих дней со дня его получения либо в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми сведениями (п. 5 ст. 93.3 НК РФ). При этом истребуемые документы представляют в виде копий, заверенных подписью руководителя или иного уполномоченного лица и печатью организации. При необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).
     
     Обратите внимание, что действующим законодательством не определен конкретный перечень документов, истребуемых налоговыми органами при встречных проверках (письма Минфина России от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438 и от 21.06.2007 N 03-07-11/178, ФНС России от 25.07.2007 N 06-1-04/496@). Примечательно, что налоговые органы вправе запрашивать даже выписки из книги покупок и книги продаж (постановление ФАС Центрального округа от 11.09.2008 N А09-844/2008-16 и определение ВАС РФ от 24.12.2008 N ВАС-16866/08). Законными являются также запросы распечаток по бухгалтерским счетам, на которых отражены операции с проверяемым лицом (постановление ФАС Московского округа от 30.07.2008 N КА-А40/6615-08 и определение ВАС РФ от 07.11.2008 N 14624/08).
     
     Если документы или информация не могут быть переданы в законодательно установленный срок, инспекция N 2 по ходатайству налогоплательщика N 2 вправе продлить время их представления (п. 5 ст. 93.3 НК РФ, п. 4 Порядка). Если срок подачи документов был продлен, то об этом факте инспекция N 2 сообщает в трехдневный срок в инспекцию N 1 (п. 5 Порядка).
     

ООО "Контрагент"
ул. Новая, д. 12, Рязань, 390012
Тел:(4912) 455444
ОГРН 1076234000888
ИНН/КПП 6230445517/623001001
     
25.06 2009 N 2009/06 15
     

Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Рязанской области

В ответ на ваше требование о представлении документов от 02.07.2009 N 10 06/14260 ООО "Контрагент" (ИНН/КПП 6230445517/623001001) представляет копии следующих документов:
Договор от 01.04.2009 N 125 с ООО "Альфа" - 1 экз. на 2 листах.
Платежное поручение от 01.05.2009 N 245 - 1 экз. на 1 листе.
Акт приемки выполненных работ от 30.04.2009 N 55 - 1 экз. на 1 листе.
Счет фактура от 30.04.2009 N 140 - 1 экз. на 1 листе.
Выписка из книги продаж за II квартал 2009 года - 1 экз. на 1 листе.
     

Директор ООО "Контрагент"

И.С.Иванов

    

Ответственность в случае отказа от представления сведений

     
     Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) налогоплательщиком сведений налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. При этом за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, налагается штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).
     
     Кроме того, указанное правонарушение, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде, влечет взыскание административного штрафа с должностных лиц в сумме от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
     

Порядок запроса сведений в банках


Легитимность запросов налоговиков

     
     Любая кредитная организация обязана хранить тайну об операциях своих клиентов. В то же время согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в случаях, предусмотренных законодательством, налоговым органам выдаются справки по счетам юридических лиц (далее - организаций) и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП).
     
     Банки обязаны в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа выдавать справки о наличии у организаций и ИП счетов, об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах (п. 2 ст. 86 НК РФ). При этом истребование у банков документов, не предусмотренных п. 2 ст. 86 НК РФ, налоговые органы осуществляют в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ (письмо ФНС России от 29.09.2008 N ШТ-6-2/675@).
     
     Распространено мнение, что банки не относятся к субъектам, у которых налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) в порядке ст. 93.1 НК РФ. Однако в случаях, когда нормами НК РФ не используется специальное понятие "банки", любая кредитная организация как юридическое лицо подпадает под понятие "организация" и, соответственно, под более общее понятие "лицо". Следовательно, если налоговый орган действует в пределах предоставленных ему полномочий, он вправе истребовать у банков необходимые сведения, в т.ч. и те, которые относятся к банковской тайне. Именно такая позиция отражена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2009 N А56-21012/2008 (определение ВАС РФ от 23.04.2009 N ВАС-4573/09).
     
     В свою очередь, в письме ФНС России от 16.04.2007 N ШТ-13-06/103@ сказано, что должностные лица, осуществляющие мероприятия налогового контроля (в т.ч. истребование сведений в порядке ст. 93.1 НК РФ), вправе запросить у банка справки и выписки по счетам проверяемых организаций и ИП. Следовательно, налоговый орган имеет право запрашивать сведения, касающиеся деятельности проверяемого лица, не только у его контрагентов, но и у иных лиц. Подтверждением тому служит и письмо ФНС России от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@, где говорится, что, открывая счет в банке, организация вступает с ним в договорные отношения и, соответственно, является не только его клиентом, но и контрагентом по расчетно-кассовым операциям. В этой ситуации банки относятся к категории иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика. Причем в данном случае (в отличие от ст. 86 НК РФ) перечень истребуемых сведений не ограничен.
     
     Как видно, предусмотренное ст. 93.1 НК РФ истребование сведений о налогоплательщике является самостоятельным мероприятием налогового контроля. При этом данное мероприятие никак не связано с установленной п. 2 ст. 86 НК РФ обязанностью банков предоставлять соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов (см. письма Минфина России от 09.10.2007 N 03-02-07/1-433, ФНС России от 25.07.2007 N 06-1-04/494@, УФНС России по г. Москве от 25.03.2008 N 16-10/028566@ и от 09.12.2008 N 09/114575). В то же время в рамках встречной проверки налоговики вправе истребовать у банка в т.ч. и сведения, предусмотренные п. 2 ст. 86 НК РФ (письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-02-07/1-219).
     

Порядок представления данных

     
     В данном случае действует обычный порядок, установленный для встречных проверок. Требование о представлении сведений должно быть направлено в банк налоговым органом по месту учета кредитной организации на основании соответствующего поручения, полученного от инспекции N 1 (письма Минфина России от 22.11.2007 N 03-02-07/1-450 и от 31.05.2007 N 03-02-07/1-265).
     
     Кстати, в одном из судебных процессов представители налоговых органов настаивали на том, что проведение мероприятий налогового контроля для проверки контрагента налогоплательщика предусмотрено ст. 93.1 НК РФ, а порядок истребования выписок по счету такого контрагента - ст. 86 НК РФ. Однако представители банка доказали, что проверяющие должны были направить письменное поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 15.01.2009 N КА-А40/9154-08).
     

Ответственность банков

     
     Ответственность за нарушение банком обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, установлена гл. 18 НК РФ. При этом данный факт не исключает возможности привлечения кредитной организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Аналогичной позиции придерживаются суды (см. постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2008 N Ф09-7055/08-С3 и определение ВАС РФ от 11.12.2008 N ВАС-15556/08, а также постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.08.2008 N А33-17492/07-Ф02-4050/08 и определение ВАС РФ от 13.02.2009 N ВАС-16896/08).
     
     Между тем еще в начале прошлого года судьи считали, что банк не является субъектом ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2007 N Ф03-А51/07-2/2938 и определение ВАС РФ от 24.01.2008 N 33/08).
     

"Встречные" проблемы и судебная практика

     
     Результаты встречных проверок могут повлиять на судьбу расходов (по налогу на прибыль организаций) и вычетов (по НДС), произведенных налогоплательщиком.
     
     Еще в 2003 году Конституционный Суд РФ в своем определении от 16.10.2003 N 329-О указал, что налогоплательщик не несет ответственности за действия организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. При этом в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 говорится, что судебная практика исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. К тому же в определении ВАС РФ от 04.04.2008 N 4496/08 судьи пришли к выводу о том, что отсутствие ответов по результатам встречных проверок поставщиков общества не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов. Дело в том, что действующим законодательством не предусмотрена ответственность налогоплательщика за действия третьих лиц.
     
     В то же время в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7588/08 говорится, что действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, совершенные организациями, не прошедшими государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не могут быть признаны сделками. Вскрытие таких обстоятельств влечет негативные налоговые последствия для всех участников указанных правоотношений. Следовательно, если сведения о поставщике отсутствуют в ЕГРЮЛ, то налогоплательщик не вправе учесть расходы и принять к вычету НДС по операциям с таким контрагентом.
     
     Правда, в другом случае арбитры поддержали налогоплательщика. В постановлении ФАС Центрального округа от 24.06.2008 N А48-4405/07-15 (также см. определение ВАС РФ от 24.10.2008 N 13622/08) сказано, что выявление налоговым органом обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности поставщиков, является основанием для применения к этим лицам мер налоговой ответственности и не может автоматически повлечь признания самого общества недобросовестным налогоплательщиком.
     
     В другом деле (см. постановление ФАС Поволжского округа от 05.02.2008 N А65-1206/2007-СА3-47) по результатам проведенных встречных проверок контрагентов налогоплательщика был установлен факт отсутствия регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники, через которую были выданы кассовые чеки. Судьи решили, что нарушение контрагентами порядка регистрации ККТ является основанием для применения к ним соответствующих санкций, однако не может служить основанием для непринятия в качестве расходов фактически произведенных налогоплательщиком затрат.
     
     Даже отсутствие контрагентов по заявленным ими юридическим адресам не может свидетельствовать о получении обществом необоснованной налоговой выгоды (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.06.2008 N Ф08-3246/2008 и определение ВАС РФ от 18.09.2008 N 12064/08, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2008 N Ф08-4196/2008 и определение ВАС РФ от 03.10.2008 N 12119/08, а также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2008 N Ф04-1983/2008(2355-А75-41) и определение ВАС РФ от 15.07.2008 N 8766/08.