Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовое значение писем Минфина России


Правовое значение писем Минфина России

     
     Е.В. Котова,
генеральный директор ООО "АУДИТЭВРИКА",
к.э.н., арбитражный заседатель арбитражного суда
Санкт Петербурга и Ленинградской области

     
     Всем известно, что в налоговом законодательстве есть основной документ - Налоговый кодекс РФ. Похоже, этот основной документ становится периодическим изданием, поскольку только за 2008 год в него было внесено 25 изменений и 3 изменения за пять месяцев текущего года. Именно поэтому у налогоплательщиков часто возникают вопросы по применению той или иной нормы. При ответах на них в специализированной литературе часто применяются отсылки на письма Минфина России, ФНС России. А какую юридическую силу имеют письма этих ведомств? Можно ли трактовать их в суде как официальный комментарий к НК РФ?
     
     Согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. По мнению самого Минфина России (письмо от 27.05.2009 N 03-02-08/43), эти письма носят информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Письма не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763.
     
     По мнению Президиума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ), выраженному в постановлении от 16.01.2007 N 12547/06, названные письма не отвечают критериям нормативного правового акта (ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ), а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, следовательно, и рассматриваться судами в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля.
     
     Вопрос о правоприменительности писем Минфина России уже неоднократно поднимался (см., например, письма Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@).
     
     По мнению Минфина России, в подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ устанавливается обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, в которых выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций.
     

     По мнению налоговых органов (письмо ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@) такие письменные разъяснения Минфина России не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовые нормы или общие правила, конкретизирующие нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.