Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

"Офисные" компании: проблемы экологических платежей


"Офисные" компании: проблемы экологических платежей


Е.В. Орлова,
заместитель генерального директора ЗАО "АСМ Аудит"
     
     Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) от 17.03.2009 N 14561/08 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" заставило вновь обратиться к вопросу о том, должны ли организации, работающие в офисе, все участие которых в загрязнении окружающей среды заключается только в выбросе канцтоваров и бытового мусора, платить "экологические платежи". Рассмотрим историю вопроса и позицию ВАС РФ.
     

В чем причина разногласий Ростехнадзора и офисов

     
     Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К негативному воздействию на окружающую среду относятся:
     
     - выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
     
     - сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
     
     - загрязнение недр, почв;
     
     - размещение отходов производства и потребления;
     
     - загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
     
     - иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
     
     На первый взгляд, приведенные положения никак не могут быть связаны с так называемыми "офисными" компаниями - непроизводственными компаниями, имеющими только офисные пространства, заполненные компьютерами, оргтехникой и канцтоварами.
     
     Неужели деятельность компаний, оказывающих разнообразные услуги (консалтинговые, юридические, аудиторские, рекламные, медицинские и др.), торгово-посреднических, проектных и прочих непроизводственных фирм отрицательно сказывается на экологической обстановке? Ведь офис - это место, где сотрудники меньше всего соприкасаются с природой, если только не используют служебный автомобиль. А образовавшиеся отходы состоят из корзин с бытовым мусором, отходов бумаги, использованных картриджей, перегоревших люминесцентных лампочек, отработанных канцтоваров и проч.
     
     Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) считает, что осуществлять плату за загрязнение окружающей природной среды обязаны все, кто осуществляет предпринимательскую деятельность. Мотивируется это следующим: даже непроизводственная деятельность ведет к образованию отходов (в частности, офисного и бытового мусора). Такая позиция основана на формулировке п. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды. Согласно данной норме "экологическую" плату следует вносить и тем, кто производит "иные виды негативного воздействия на окружающую среду". Таким образом, в поле зрения Ростехнадзора попадают не только фабрики, заводы, строительные организации, но и обычные "офисные" компании. Рассмотрим обстоятельства, на которые следует обратить особое внимание при уплате экологических платежей именно таким организациям.
     

Правовая квалификация экологических платежей

     
     Начиная с 2005 года функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены исключительно на Ростехнадзор (Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год").
     
     Соответственно Федеральная налоговая служба (ФНС России) не осуществляет контроль над правильностью исчисления и своевременностью уплаты таких платежей.
     
     Конституционный Суд РФ в определении от 10.12.2002 N 284-О указал: платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором. Данные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке.
     
     Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду не является налоговым платежом, поэтому положения Налогового кодекса РФ, позволяющие взыскать недоимку в бесспорном порядке, на нее не распространяются (ст. 46 НК РФ). За несвоевременную уплату данных платежей не подлежат начислению пени, установленные ст. 75 Кодекса.
     
     Пунктом 31 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух (РД-19-02-2007), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 и введенных в действие с 15 октября 2007 года (далее - Методические рекомендации), установлено, что при возникновении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду пени на сумму недоимки не начисляются.
     
     Подтверждением неналогового характера этого платежа является следующее: за несвоевременную уплату экологических платежей наступает не налоговая, а административная ответственность. Так, согласно ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:
     
     - на должностных лиц - в размере от 3000 до 6000 руб.;
     
     - на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
     
     Основанием для уплаты штрафа является постановление о наложении административного штрафа.
     
     "Офисным" компаниям, которые в течение определенного времени не вносили плату, советуем обратить внимание на то, что недостатки в оформлении постановления о наложении административного штрафа или пропуск территориальным органом Ростехнадзора срока привлечения к ответственности позволят им избежать финансовых потерь.
     
     Так, постановление о наложении административного штрафа должно быть вынесено не позднее года со дня совершения административного правонарушения, которым в данном случае признается нарушение установленного срока перечисления платежа по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 8.41 Кодекса РФ, составляет год со дня совершения административного правонарушения. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (п. 14) разъяснено: в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. На это указано также в п. 58 и 59 Методических рекомендаций.
     
     Таким образом, например, до 20 июля 2009 года риск административной ответственности существует для плательщиков, не внесших в бюджет плату за II квартал 2008 года (по сроку 20 июля 2008 года). "Офисные" компании, не заплатившие за более ранние периоды, привлечению к административной ответственности не подлежат.
     
     Если постановление о наложении административного штрафа составлено по истечении года, уплаты штрафа можно избежать, обжаловав его в вышестоящий орган Ростехнадзора, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд (также следует поступить и в случае несогласия с вынесенным постановлением о наложении административного штрафа).
     
     Однако сделать это нужно в течение 10 дней со дня вручения (или получения) копии постановления. После этого срока постановление о наложении административного штрафа вступает в законную силу и подлежит исполнению (п. 61 Методических рекомендаций). "Офисная" компания (должностное лицо), пропустившая 10-дневный срок обжалования, обязана уплатить штраф.
     
     Штраф следует уплатить не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В противном случае "офисной" компании грозит наложение штрафа в двукратном размере неуплаченной суммы либо административный арест на срок до 15 суток (п. 62 и 63 Методических рекомендаций).
     

Плательщики экологических платежей

     
     К плательщикам экологических платежей относятся предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды, п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), письма Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/169 и N 04-09/170).
     
     Следовательно, непроизводственные организации (так называемые "офисные" компании) также являются плательщиками данных платежей.
     
     Взимание платы предусмотрено за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду (п. 1 Порядка):
     
     - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
     
     - сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
     
     - размещение отходов;
     
     - другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
     
     За иные виды вредного воздействия, предусмотренные п. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды, в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т.п., экологические платежи не уплачиваются (из-за отсутствия нормативов платы невозможно определить их размер).
     
     Итак, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется не статусом хозяйствующего субъекта, а ведением им деятельности, влекущей за собой негативное воздействие на окружающую среду. Если исключить такие совершенно не свойственные "офисным" компаниям виды воздействия, как выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, электромагнитные и радиационные воздействия, то обязанность по внесению ими платы, как правило, вытекает из следующих видов негативного воздействия:
     
     - использование компьютеров, являющихся источником электромагнитного излучения;
     

     - выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
     
     - размещение отходов.
     

Виды негативного воздействия офисных компаний на экологию

     
     Рассмотрим особенности, которые необходимо учесть "офисным" компаниям, с точки зрения возможного осуществления каждого из этих видов негативного воздействия.
     

Электромагнитное излучение от компьютеров

     
     В число видов негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата, входит ее загрязнение электромагнитными излучениями (п. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды).
     
     В настоящее время постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344) нормативы для расчета суммы платы за загрязнение окружающей среды установлены для:
     
     - выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;
     
     - выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива);
     
     - сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
     
     - размещения отходов производства и потребления.
     
     На этом основании "офисная" компания, использующая в процессе осуществления деятельности персональные компьютеры, хотя и являющиеся источником электромагнитного излучения, не обязана исчислять и уплачивать в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду вследствие отсутствия соответствующих нормативов для расчета размера такой платы.
     

Плата за загрязнение воздуха автотранспортом

     
     Транспортные средства (в т.ч. автотранспорт) относятся к передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду.
     
     Данный вид платы актуален только для "офисных" компаний, использующих в своей деятельности транспортные средства, в частности автомобили. При этом не имеет значения, принадлежат эти средства плательщику на праве собственности, арендуются им либо находятся в безвозмездном пользовании. Решающим для взимания платы является факт расходования компанией топлива при эксплуатации транспортного средства.
     
     Плательщики ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545 "Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" по каждому такому объекту: стационарному и (или) передвижному (транспортные средства и др., работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).
     
     В соответствии с п. 11 Методических рекомендаций в случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически его эксплуатирующее и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду. Аналогичное мнение содержится и в п. 5 письма МНС России от 31.10.2001 N ВТ-6-21/833.
     
     Поэтому если "офисная" компания пользуется автомобилями сотрудников, то вместо заключения договоров аренды выгоднее выплачивать компенсации. По таким автомашинам не придется перечислять экологические платежи.
     
     Таким образом, "офисная" компания, эксплуатирующая как собственный, так и арендованный передвижной объект негативного воздействия, должна встать на учет в качестве плательщика в соответствующем управлении Ростехнадзора (по месту государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового - по месту регистрации владельца передвижного объекта). Аналогичное разъяснение содержится в письме Ростехнадзора от 27.04.2007 N 04-09/455 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
     
     Пример 1
     
     В течение I полугодия 2009 года ООО "Эстер" не являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении собственного и арендованного передвижного объекта негативного воздействия на окружающую среду.
     
     Так, на балансе Общества в составе основных средств числится легковой автомобиль Opel Vectra, приобретенный по договору поставки N 23.7.1208 от 19.01.2009 и используемый генеральный директором ООО "Эстер" в соответствии с приказом.
     
     Кроме того, ООО "Эстер" по договору N 9 от 26.01.2009, заключенному между ООО "Эстер" (арендатор) и ЗАО "Парм" (арендодатель), арендует автомобиль марки ГАЗ 3110 для использования в служебных целях.
     
     Учитывая нормы п. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды, п. 11 Методических рекомендаций и приказа Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545, ООО "Эстер" должно встать на учет в территориальном органе Ростехнадзора и выполнить обязанности плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении собственного и арендованного автотранспортного средства.
     
     При расчете платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками "офисной" компании необходимо использовать следующие показатели (см. таблицу).
     

Таблица

    
Порядок определения платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу

     

Показатель

Порядок определения

Основание

применительно к "офисным" компаниям

Количество израсходованного топлива

Количество израсходованного топлива и пересчет объемных единиц (литров) в весовые (тонны) определяется самостоятельно

п. 26 Методических рекомендаций

Норматив платы

Установлен в зависимости от вида и количества израсходованного топлива.
Для бензина неэтилированного - 1,30 руб./т

Приложение N 1 к постановлению N 344

Коэффициент, учитывающий экологические факторы (для атмосферного воздуха)

Значение установлено по экономическим районам

Приложение N 2 к постановлению N 344, п. 18 Методических рекомендаций

Дополнительный коэффициент при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов

1,2

Приложение N 2 к постановлению N 344, п. 18 Методических рекомендаций

Коэффициент ежегодной индексации

Для бензина неэтилированного - 1,48

п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", п. 18 Методических рекомендаций

     
     Норматив платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками установлен за тонну использованного бензина неэтилированного, дизельного топлива, керосина или сжиженного газа. Только по сжатому природному газу данный показатель зафиксирован за 1000 куб.м. Основанием является Приложение N 1 к постановлению N 344.
     
     Это значит, что количество израсходованного топлива из объемных единиц (литров) необходимо пересчитать в весовые (тонны): объем в литрах умножить на плотность топлива. Сведения о плотности могут содержаться в накладной на отпуск топлива или в спецификациях. Кроме того, "офисная" компания вправе воспользоваться усредненными показателями плотности. Так, по различным маркам автомобильного бензина применяются следующие средние значения плотности (см. письмо ФНС России от 24.03.2005 N 03-3/0412/23@):
     
     - для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб.см;
     
     - для АИ-92 - 0,735 г/куб.см;
     
     - для АИ-95 - 0,750 г/куб.см;
     
     - для АИ-98 - 0,765 г/куб.см.
     
     Правомерность применения указанных показателей подтверждена Ростехнадзором в п. 26 Методических рекомендаций.
     
     Пример 2
     
     ООО "Ирика", консалтинговая фирма, расположенная в Москве и имеющая на балансе автомобиль, в течение II квартала 2009 года израсходовала 1000 л бензина марки АИ 98.
     
     Бухгалтер ООО "Ирика" рассчитал плату за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников с использованием следующих показателей:
     
     - количество использованного бензина марки АИ 98 - 1000 л (0,765 т);
     
     - норматив платы для бензина неэтилированного - 1,30 руб./т;
     
     - коэффициент, учитывающий экологические факторы, - 1,9;
     
     - дополнительный коэффициент для городов - 1,2;
     
     - коэффициент ежегодной индексации - 1,48.
     
     Сумма платы составила: 3,36 руб. = (0,765 т х 1,30 руб./т х 1,9 х 1,2 х 1,48).
     

Офисный мусор (картон, бумага, лампы, пищевые отходы и т.д.)

     
     Обязанности по внесению платы возникают у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона об отходах).
     
     Таким образом, применительно к "офисным" компаниям для целей определения плательщика приоритетными являются право собственности на отходы и вопрос определения лица, осуществляющего их размещение (хранение), поскольку обязанности по внесению платы возникают у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.
     
     В соответствии со ст. 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
     
     Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
     
     Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).
     
     Закон об отходах (ст. 12) устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
     
     Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
     
     Как правило, сами "офисные" компании деятельностью по размещению отходов (в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах) не занимаются, поскольку они:
     
     - либо заключают договоры на вывоз мусора для промышленного захоронения со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами;
     
     - либо арендуют офис, где проблемами уборки и вывоза мусора занимается арендодатель (если обеспечение вывоза отходов и внесение платы за их размещение по договору является его обязанностью).
     
     Таким образом, буквальное прочтение норм Закона об отходах позволяет сделать вывод: если "офисная" компания фактически не размещает бытовые и канцелярские отходы, образовавшиеся от использования оргтехники и оформления документации, платить экологические платежи она не должна. Тот, кто выносит корзину с бытовыми и офисными отходами к мусорному контейнеру, осуществляет деятельность, именуемую как обращение с отходами, а не их размещение.
     
     Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
     
     На компанию, использующую офисную оргтехнику, управление Ростехнадзора наложило штраф в размере 50 000 руб. за неперечисление в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41 КоАП РФ). Проверяющие посчитали, что в данном случае имеет место размещение "бытовых и канцелярских отходов", образовавшихся в результате использования оргтехники и составления документов, что наносит вред природе.
     
     Суд первой инстанции с такими выводами согласился. Однако компания дошла до ВАС РФ, где постановление Ростехнадзора отменили. Судьи ВАС РФ разъяснили, что размещение - это хранение и захоронение отходов специализированными компаниями. А если офисные служащие выбрасывают исписанные бумаги и использованные картриджи для принтера, то "размещением отходов" их действия признать нельзя. Соответственно, и плату за негативное воздействие с компании требовать неправомерно.
     
     Кстати, такая позиция и ранее подтверждалась арбитражной практикой (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.11.2005 по делу N А56-41969/04 и Северо-Кавказского округа от 08.10.2004 по делу N Ф08-4677/2004-1770А).
     

Исчисление платы, сроки и порядок представления отчетности

     
     В соответствии с приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - приказ N 557) установлен срок внесения этого платежа, подлежащего уплате по итогам отчетного периода: не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
     
     Платежи вносятся юридическими лицами, в т.ч. по всем своим филиалам, по месту учета объектов негативного воздействия.
     
     Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению:
     
     - в доход федерального бюджета - по нормативу 20% (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ));
     
     - в доход бюджета субъектов Российской Федерации - по нормативу 40% (ст. 57 БК РФ). В бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы;
     
     - в доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов - по нормативу 40% (ст. 62 БК РФ).
     
     Обязанность плательщиков представлять территориальным органам Ростехнадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Расчет) установлена п. 3 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (далее - Порядок заполнения и представления Расчета). Этим же документом установлена и форма Расчета.
     
     Ответственность за непредставление (несвоевременное представление) такого Расчета законодательством не установлена.
     
     Плательщик заполняет расчет самостоятельно либо вправе для заполнения формы Расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации.
     
     При расчете платы необходимо руководствоваться нормами постановления N 344 и Порядком заполнения и представления Расчета (в ред. приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182).
     
     В соответствии с приказом N 557 Расчет подается в территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия непосредственно плательщиком либо через уполномоченного представителя или направляется по почте не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
     
     Обязательного согласования представленного расчета платы с сотрудниками территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также предварительной проверки в ФГУ "ЦЛАТИ" действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. В связи с тем, что согласование при приеме расчетов не требуется, расчеты могут быть представлены плательщиками лично либо направлены по почте. При этом отметка "Согласовано" не проставляется. Расчет представляется в единственном экземпляре.
     
     Отказ в принятии расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду недопустим (письмо Ростехнадзора от 04.09.2007 N 04-09/1242).
     
     К Расчету могут быть приложены документы, подтверждающие достоверность содержащихся в нем сведений. Количество листов приложений подтверждающих документов указывается в соответствующих графах Расчета.
     
     Представленный "офисной" компанией Расчет и приложенные к нему документы будут проверяться соответствующими уполномоченными территориальными органами, подведомственными Ростехнадзору, государственными учреждениями. При этом согласно п. 6.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, территориальный орган Ростехнадзора вправе выставить организации требование о представлении дополнительных документов, подтверждающих расчет платы. Кроме того, контрольные мероприятия могут проводиться в форме выездных проверок, т.е. проверок по местонахождению плательщика (п. 39 Методических рекомендаций).
     
     Если обязанность по внесению платы у организации не возникает, "нулевой" Расчет сдавать не нужно, поскольку эта форма не является налоговой декларацией.
     
     "Офисным" компаниям следует обратить особое внимание на порядок заполнения разд. 2 Расчета "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами".
     

Бухгалтерский и налоговый учет платы за негативное воздействие на окружающую среду

     
     В целях налогообложения прибыли плата за негативное воздействие на окружающую среду является материальным расходом (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ) и относится к косвенным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода (п. 1 ст. 318 НК РФ), при выполнении требований п. 1 ст. 252 НК РФ. Платежи за сверхнормативные выбросы не принимаются при исчислении налога на прибыль (п. 4 ст. 270 НК РФ, письма УФНС России по г. Москве от 28.06.2007 N 20-12/060976 и Минфина России от 01.12.2005 N 03-03-04/403).
     
     В бухгалтерском учете плата за негативное воздействие на окружающую среду, вызванное производственной деятельностью организации, признается расходом по обычным видам деятельности на основании п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
     
     Данный платеж в бухгалтерском учете может быть учтен:
     
     - либо с использованием счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" на том основании, что он является доходной статьей бюджетов всех уровней и ему присвоен код бюджетной классификации - 498 1 12 01000 01 0000 120 (Приложение N 6 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов");
     
     - либо с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", поскольку данный вид обязательных платежей не является налогом (не предусмотрен ст. 13-15 НК РФ).
     
     По нашему мнению, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду имеет неналоговый характер, методологически правильнее учитывать ее с применением счета 76. Выбранный вариант учета этого платежа необходимо зафиксировать в бухгалтерской учетной политике.
     
     Начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в бухгалтерском учете "офисных" компаний отражается записью: Д-т 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" К-т 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду.