Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Комментарий к постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 N 870


Постановление Правительства РФ

от 20 ноября 2008 г. N 870

"Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда"

     
     В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
     
     1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:
     
     - сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
     
     - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
     
     - повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
     
     2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6 месячный срок после вступления в силу настоящего постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
     
     3. Дополнить Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713), подпунктом 5.2.79.1 следующего содержания:
     
     "5.2.79.1. размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также условия их предоставления;".
     
Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин
     

Комментарий

     
     Т.В. Ярема,
специалист отдела общего аудита,
ООО "Бейкер Тилли Русаудит"

     
     Правительство РФ законодательно защитило права работников, занятых на вредных, тяжелых и опасных работах.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" для защиты прав работников, занятых на вредных, тяжелых и (или) опасных работах, предусмотрены следующие компенсации:
     
     - сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ);
     
     - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
     
     - повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
     
     Обязательным условием предоставления компенсаций является аттестация рабочих мест по условиям труда, порядок проведения которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 и действует с 1 сентября 2008 года.
     
     Обращаем внимание читателей на то, что в соответствии с требованиями законодательства до тех пор, пока условия труда не отвечают требованиям безопасности здоровья работника, работодатель обязан предоставить работнику некоторые компенсации за работу во вредных условиях труда (абзац шестнадцатый части первой ст. 219 ТК РФ).
     
     Трудовым законодательством Российской Федерации закреплены такие формы гарантий и компенсаций, как сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ), оплата труда в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ) и выдача молока и лечебно профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).
     
     До принятия постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 работодатели пользовались нормативными актами Госкомтруда СССР и ВЦСПС (постановления от 25.10.1974 N 298/П-22, от 21.11.1975 N 273/П-20, от 03.10.1986 N 387/22-78). Все эти нормы действуют в части, не противоречащей действующему ТК РФ. Размеры конкретных компенсаций на предприятиях устанавливались с учетом мнения представительного органа работников коллективным либо трудовым договором, но, как правило, в пределах регламентированных норм.
     
     Так, ранее действовавшим Типовым положением об оценке условий труда было регламентировано, что размер доплат на работах с тяжелыми и вредными условиями труда не мог превышать 12%, а на работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда - 24% тарифной ставки (постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78).
     

     На основании требований п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 вводится новый предел - 4% тарифной ставки, и устанавливать доплату ниже данного предела организация не сможет.
     
     Обращаем особое внимание читателей на то, что контролирующие органы при проверке реализации мероприятий по охране труда будут проверять исполнение в компаниях требований по применению минимальных, а значит, обязательных гарантий и компенсаций. Также следует отметить, что трудовое законодательство не устанавливает способ повышения оплаты труда. Организация может доплачивать "за вредность" и в фиксированных суммах. Важно, чтобы доплата составляла не менее 4% от тарифной ставки или оклада.
     
     Для установления сокращенной продолжительности рабочего дня и компенсации в виде дополнительного оплачиваемого отпуска ранее применялись нормы для разных производств и профессий, а именно: от 4 до 7 часов рабочего дня и от 6 до 36 дополнительных рабочих дней отпуска, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22. В соответствии с требованиями п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 законодатели жестко ограничивают минимальное количество дополнительных дней отпуска - 7 календарных дней.
     
     Следует отметить, что существуют различия в требованиях, ранее установленных нормативными актами, и в требованиях п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, а именно:
     
     - дополнительные дни отпуска ранее предоставлялись из расчета рабочих дней, теперь это календарные дни;
     
     - ранее устанавливался сокращенный рабочий день, теперь - сокращенная рабочая неделя.
     
     В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 данные гарантии и компенсации можно будет применить в организации только после разработки Минздравсоцразвития России нормативных актов по регулированию социально трудовых отношений с работниками, занятыми на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
     
     Согласно требованиям п. 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 Минздравсоцразвития России в течение шести месяцев после вступления в силу данного документа в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений должно разработать указанные нормативные акты.
     

"Налоговая" сторона медали

     
     Так как вопросы налогообложения для любой организации являются важными, рассмотрим механизм налогообложения сумм компенсаций, установленных п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870.
     
     С определенной долей уверенности можно утверждать, что по указанным суммам компенсаций должны будут соблюдаться следующие условия:
     
     - данные суммы должны приниматься в качестве расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 3 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);
     
     - суммы компенсаций освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ;
     
     - эти суммы освобождаются от обложения единым социальным налогом в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ;
     
     - компенсации освобождаются от обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
     
     Возможность применения всех вышеперечисленных льгот подтверждена письмами Минфина России от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57, от 06.04.2006 N 03-05-02-04/35, от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405.
     
     Также следует отметить, что если при проверке трудовой инспекцией будет установлено, что вышеуказанные гарантии не будут предоставляться или же они будут меньше установленного минимума в случаях обязательного соблюдения предоставления вышеуказанных компенсаций, то организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафа в размере:
     
     - на руководство организации (на индивидуального предпринимателя) - от 1000 до 5000 руб.;
     
     - на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.