Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Маркетинговая политика организации для целей налогообложения


Маркетинговая политика организации для целей налогообложения

     
     А.Н. Медведев,
главный аудитор ЗАО "Аудит БТ",
член Научно экспертного совета
Палаты налоговых консультантов, к.э.н.

     
     Маркетинговая политика не только призвана защитить организацию от претензий налоговых органов в контексте ст. 40 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), но и регламентировать все маркетинговые стратегии и тактики (т.е. конкретные приемы и методы). Это поможет также обосновать целый ряд "спорных", по мнению налоговых органов, расходов.
     

Маркетинговая политика - не просто ценовая политика

     
     В статье 40 НК РФ маркетинговая политика упоминается, однако ни в тексте Кодекса, ни в других нормативных актах это понятие не определено.
     
     Большинство авторов, пишущих на данную тему, следуя буквальному тексту указанной статьи, под маркетинговой политикой понимают лишь систему скидок, т.е. ценовую политику. На самом же деле это понятие значительно более сложное, включающее в себя и ценовую, и сбытовую, и снабженческую политики.
     
     По нашему мнению, наиболее полно подход к формированию положений маркетинговой политики изложен в Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), утвержденных приказом Минэкономики России от 01.10.1997 N 118 (далее - Метод рекомендации), где снабженческо-сбытовая политика организации определяется как неотъемлемая часть органически единого комплекса деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции организации. Подчиненное таким целям производство, его снабжение материально-техническими ресурсами и сбыт продукции являются составными частями единой маркетинговой политики организации. При этом, как обозначено в указанных Метод-рекомендациях, цель маркетинга - изучение потребностей рынка в целях максимального удовлетворения нужд потребителей и обеспечение условий получения наибольшей прибыли от сбыта произведенной продукции. Таким образом, под маркетинговой политикой, по нашему мнению, следует понимать комплекс мероприятий (как стратегического, так и тактического характера), направленных на закрепление и удержание положения на рынке, обеспечение стабильного получения прибыли от реализации, расширение географического сегмента продаж, расширение круга потребителей, получение конкурентных преимуществ.
     
     Рассмотрим основные подходы и рекомендации по формированию маркетинговой политики коммерческой организации, включающей в себя следующие разделы:
     
     - снабженческая политика;
     
     - сбытовая политика;
     
     - ценовая (тарифная) политика.
     

Снабженческая политика

     
     Приобретение (снабжение) является вопросом выбора (по цене, качеству, условиям оплаты и доставки и по другим факторам) нужного товара, предлагаемого во многих случаях достаточно широким кругом продавцов.
     
     Однако организация не должна попадать в полную зависимость от поставщика, исходя из чего можно реализовать следующие снабженческие стратегии:
     
     - заключение долгосрочного договора со стабильными условиями с одним поставщиком;
     
     - заключение равнозначных договоров с несколькими конкурирующими между собой поставщиками;
     
     - заключение одного договора на поставку с основным поставщиком и нескольких договоров со вспомогательными поставщиками на допоставку выпадающих товарных позиций, временно не закрытых основным поставщиком.
     
     Рекомендуется иметь несколько поставщиков по основным типам сырья, материалов и комплектующих изделий. Желательно знать линии снабжения поставщиков и при возможности кооперироваться с организациями, поставляющими для них основные (ключевые) ресурсы. Также рекомендуется по возможности использовать условия "давальческого сырья", а при хороших перспективах расширения сбыта продукции - рассматривать вопрос о приобретении организацией значительной доли в капитале поставщиков, дающей возможность влиять на их политику. При этом желательно использовать сочетание минимальных бартерных сделок, безналичных переводов и сделок за наличный расчет, что позволяет добиться гибкости снабжения.
     
     Таким образом, конкретных приемов и методов реализации основных целей снабженческой политики может быть много. Например, в постановлении ФАС Северо Кавказского округа от 23.09.1998 по делу N Ф08 1523/98 упоминается такой маркетинговый ход: распределение акций перерабатывающих предприятий среди производителей сырья осуществляется с целью укрепления связей между поставщиками и переработчиками, а также повышения заинтересованности поставщиков в обеспечении переработчиков сырьем. В стабильном обеспечении сырьем заинтересованы и предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.
     
     В конечном итоге снабженческая политика должна обеспечить стабильность в поставках сырья и материалов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.
     

     Однако при формировании снабженческой политики следует иметь в виду следующую проблему.
     
     Поскольку п. 10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 16.10.2006 N 53 (далее - ВАС РФ) требует от организаций "должной осмотрительности и осторожности" при выборе контрагентов, эти процедуры проверки контрагентов должны быть прописаны в снабженческой политике. В противном случае со стороны проверяющих могут возникнуть претензии к организации, подобные заявленным в постановлении ФАС Московского округа от 25.04.2008 N КА А40/2984 08 по делу N А40 22293/07 141 135: "Избрав в качестве партнеров своих контрагентов по сделке, вступая с ними в правоотношения, заявитель должен был проявить такую степень осмотрительности, которая позволит ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений. Суды указали, что в данном случае негативные последствия выбора заявителем недобросовестных партнеров... не могут быть переложены на бюджет". Следует избегать и ситуаций, описанных в постановлении ФАС Московского округа от 22.03.2007 по делу N КА А40/1956 07 П: "...Заявитель осуществлял закупку товара от нескольких поставщиков, которые, в свою очередь, закупали его по цепочкам продавцов, при этом налог на добавленную стоимость в бюджет не уплачивали либо уплачивали в минимальном размере".
     
     Исходя из сказанного, в разделе "Снабженческая политика" целесообразно предусмотреть процедуры выбора поставщиков и проверки их надежности. Возможно также внедрение конкурсного или тендерного по рядка их выбора.
     
     При этом следует активно использовать "подсказки" Минэкономразвития России. Так, согласно п. 43 Методрекомендаций для организации работы структурных подразделений, отвечающих за снабжение, целесообразно провести следующие мероприятия:
     
     - установление связей как с существующими, так и с перспективными (включая зарубежных) поставщиками, в первую очередь по вопросам цен и качества сырья, материалов и комплектующих изделий;
     
     - покупка массовых видов сырья и материалов в крупной упаковке (железнодорожные и автоцистерны, контейнеры, мешки на поддонах и т.д.);
     
     - приобретение мелких партий сырья, материалов и комплектующих изделий не у производителей, поставляющих крупными партиями, а у предприятий, продающих мелкими партиями, что позволяет не замораживать оборотные средства;
     

     - введение практики предпочтительной закупки сырья у организаций, осуществляющих продажу на условиях частичной предоплаты, что позволяет вовлечь в оборот средства от реализации полученной из сырья продукции;
     
     - использование более гибкой системы поощрений и наказаний (в соответствии с действующим законодательством) работников структурного подразделения, отвечающих за снабжение;
     
     - выделение средств на поддержание и улучшение работы складского хозяйства с целью снижения транспортно-заготовительных расходов;
     
     - организация единого транспортно-складского хозяйства для структурных подразделений, отвечающих за снабжение и сбыт, в целях использования транспорта для продаваемых и покупаемых товаров.
     
     В пункте 44 Методрекомендаций рекомендуется иметь по любому виду сырья и материалов не менее двух поставщиков: в этих целях целесообразно проведение их конкурсного отбора. Такой подход позволяет минимизировать потери от неизбежных срывов поставок сырья, материалов, комплектующих изделий и добиваться понижения цен на эту продукцию. В то же время покупка сырья, материалов и комплектующих изделий у одних и тех же поставщиков способствует при необходимости (из-за боязни потерять постоянного покупателя) получить у них отсрочку платежей.
     
     Так что несмотря на свой "возраст" (с 1997 года прошло 11 лет) Методрекомендации не потеряли свою содержательную актуальность.
     
     Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала (N 72009). Автор рас смотрит сбытовую и ценовую (тарифную) политики, проблему доказывания деловой цели, в том числе по хозяйственным операциям, проводимым в условиях кризиса, особенно вопрос о применимости к таким операциям положений ст. 40 НК РФ, а также порядок составления и утверждения маркетинговой политики.
     

(Продолжение следует)