Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Оптимизация налогообложения


Оптимизация налогообложения


А.Н. Артемьева,
начальник межрайонной ИФНС России N 3
по Тверской области, советник государственной
гражданской службы Российской Федерации 1 класса

     
     Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и перспективами стабильной работы организации. В период экономического кризиса эта проблема становится еще актуальнее из за недостатка банковских финансовых ресурсов, трудности получения заемных средств и, следовательно, необходимости бизнеса опираться в основном только на свои ресурсы.
     

Преимущества законной оптимизации налогов

     
     Одна из целей организаций и индивидуальных предпринимателей - выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.
     
     Оптимизация налогообложения - это система различных схем и методик, позволяющая организации выбрать оптимальное решение для конкретной ситуации в хозяйственной деятельности.
     
     Правильная оптимизация налогообложения (то есть осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
     

Первый шаг. Выбор системы налогообложения

     
     Оптимизация налогообложения организации должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки. А лучше всего планировать ее еще до создания организации или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку в момент регистрации хозяйствующий субъект должен выбрать систему налогообложения (общую или упрощенную).
     
     Оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект именно в момент создания организации, поскольку планирование будущей деятельности происходит при условиях, когда еще не сделано ошибок, которые будет трудно исправлять в дальнейшем.
     
     Многие субъекты хозяйственной деятельности при регистрации не подозревают о том, что система налогового учета построена не оптимально, и это может привести к негативным последствиям в их деятельности.
     
     Ввиду того, что законодательная система налогообложения в Российской Федерации очень сложна и нестабильна, налогоплательщику не обходимо учитывать правоприменительную и судебную практику, чтобы разобраться во всех аспектах налогообложения.
     

Второй шаг. Создание системы оптимизации налогообложения

     
     Попробуем вывести формулу оптимизации налогообложения, под которой понимаются:
     
     - оптимизация системы налогообложения на начальной стадии бизнеса, то есть правильный выбор системы налогообложения в момент регистрации бизнеса;
     
     - планирование и оценка налоговых рис ков с учетом разъяснений Минфина России и налоговых органов (сейчас эта информация открыта для налогоплательщиков и размещена на сайтах ведомств);
     
     - оценка хозяйственных договоров с точки зрения налоговых рисков (не следует забывать о наличии таких понятий, как "мнимая" и "притворная" сделки);
     
     - мониторинг действий налоговых органов при проведении налоговой проверки на предмет соблюдения налогового законодательства;
     
     - грамотное ведение дел в суде по оспариванию решений налоговых органов с учетом сложившейся судебной практики (в каждом регионе практика складывается по-разному даже по схожим налоговым ситуациям, а до ВАС РФ доходят не все случаи, поэтому говорить о единообразии рассмотрения дел в судах пока не приходится).
     
     Процесс работы по созданию и внедрению системы оптимизации налогообложения в уже действующей организации должен как минимум включать следующие этапы:
     
     - проверка бухгалтерского и налогового учета;
     
     - обеспечение необходимого объема и качества первичных документов силами самой организации, а также с привлечением аудиторских служб;
     
     - разработка собственно системы оптимизации налогообложения, которая может предусматривать разделение функций бизнеса хозяйствующего субъекта между несколькими структурными подразделениями (или создание нескольких структур под каждый этап бизнеса);
     
     - разработка необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной системы оптимизации (например, если вы в целях оптимизации перевели свой бизнес на упрощенную систему налогообложения, то просчитайте для внутреннего анализа, сколько вы уплатили бы налогов по общей системе налогообложения, определите эффект; или если вы разбили свое производство на этапы, зарегистрировав несколько самостоятельных объектов бизнеса, то определите размер сэкономленных налогов в сравнении с налогами холдинга в целом).
     
     Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах. Вот некоторые из них.
     
     1. Принцип адекватности затрат.
     
     Стоимость создания системы оптимизации налогообложения (внутренних затрат организации или расходов на оплату услуг сторонних организаций) не должна превышать суммы уменьшаемых налогов.
     
     2. Принцип юридического соответствия. Суть этого принципа заключается в недопустимости построения схем оптимизации налогообложения, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. Если отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться в пользу как налогоплательщика, так и государства, имеется вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств либо необходимости доработки схемы.
     
     3. Принцип конфиденциальности.
     
     Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых минимизаций должен быть максимально ограничен. Желательно, чтобы кроме собственников никто не представлял себе картину полностью. Если каждый будет знать в подробностях только свой этап (участок), этого будет достаточно.
     
     4. Принцип подконтрольности.
     
     Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налогообложения зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов влияния на ситуацию.
     
     5. Принцип автономности.
     
     Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников.
     
     Как видно, основная цель - это построение общей модели оптимизации налогообложения в зависимости от вида деятельности организации и осуществление в соответствии с этой моделью конкретных действий, в том числе по минимизации налогообложения.
     

Оптимизация - всегда минимизация?

     
     Многие считают, что оптимизация налогообложения проводится исключительно с целью максимального снижения налогового бремени, поэтому ее часто называют минимизацией налоговых платежей.
     
     На самом деле оптимизация налогообложения - это более крупная задача, стоящая перед организацией или индивидуальным предпринимателем: помимо минимизации уплаты налогов ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет "живых" средств и другие. Все они выгодны с точки зрения налогоплательщика - денежные средства остаются в распоряжении налогоплательщика более длительное время и дают дополнительную прибыль.
     
     Таким образом, оптимизация налогообложения и минимизация налоговых платежей - не одно и то же. Например, для уменьшения налога на прибыль можно ничего не оптимизировать, а просто искусственно увеличить валовые расходы путем включения в них расходов на оплату услуг, фактически не предоставлявшихся, в том числе затрат на маркетинговые исследования, проводимые сторонними организациями, и т.д. Но это будет уже не оптимизация, а уход от налогообложения и в то же время - минимизация. Однако и законная оптимизация может приводить к минимизации налоговых выплат, следовательно, эти понятия необходимо разграничивать.
     

Способы оптимизации налогообложения

     
     В доказательство изложенного рассмотрим некоторые способы оптимизации налогообложения, не связанные с минимизацией сумм налогов.
     
     Проанализируем такое понятие, как срок уплаты налогов. Существуют методы пере движения срока уплаты некоторых налогов на определенный период (без штрафных санкций). При этом размер налогов не уменьшается, но с точки зрения финансового менеджмента имеется положительный результат: средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль. Однако механизм получения отсрочек в настоящее время такой громоздкий, что получить ее практически нереально. Например, по федеральным налогам их предоставляет только центральный аппарат Федеральной налоговой службы. Представляете, что произойдет, если все 4 млн. юридических лиц, зарегистрированных сегодня в Российской Федерации, одновременно обратятся за предоставлением отсрочки в центральный аппарат ФНС? Следовательно, налоговым органам надо поработать над тем, чтобы порядок предоставления отсрочек был гибче, мог варьироваться под конкретную экономическую ситуацию, а если это крупнейший налогоплательщик, то, возможно, и под него. Но налогоплательщик со своей стороны может при желании и должном терпении пройти процедуру получения отсрочки до положительного решения и тем самым оптимизировать сроки уплаты налогов, получив в распоряжение дополнительные оборотные средства.
     
     С этих же позиций можно рассматривать вопрос о штрафных санкциях за неуплату налогов в установленный срок. С точки зрения оптимизации налогообложения к вышеупомянутым штрафным санкциям нужно относиться так же, как и к любым другим платежам, то есть рассматривать их в разрезе выгоды. Например, возможно обращение в налоговые и судебные органы с ходатайством о снижении размера предъявленных штрафов в соответствии со ст. 112 и 114 НК РФ. При наличии смягчающих вину обстоятельств (а, как правило, у добросовестных налогоплательщиков они имеются) размер штрафа должен быть снижен не менее чем в два раза! На практике такие обращения поступают не так уж и часто, и то в основном в суды, а не в налоговые органы. Причина - не знание налогоплательщиками своих прав.
     
     В завершение отмечу, что цель оптимизации налоговых платежей - не противодействие фискальной системе государства, которое ведет к применению налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности. Законодательство дает налогоплательщику возможность правомерно избегать или в определенной степени уменьшать свои обязательные выплаты в бюджет (в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей), что не влечет для него неблагоприятных последствий.
     
     С учетом всех возможных последствий налогоплательщику выгоднее знать свои законные права и пользоваться ими, чем минимизировать налоги незаконными методами.