Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Приказ Минфина России от 16 сентября 2008 г. N 95н "Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядков их заполнения"


Приказ Минфина России

от 16 сентября 2008 г. N 95н

"Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядков их заполнения"*1

    _____
     *1 Извлечения из текста официального документа будут опубликованы в следующем номере журнала вместе с продолжением комментария.
     
Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2008 года, регистр. N 12403
     

Комментарий к заполнению налоговой декларации по земельному налогу

     
     Н.О. Трофимова
     

1. Общие положения

     
     Главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрена уплата земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими принадлежащие им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, посредством представления в налоговые органы налоговых деклараций по земельному налогу. Организации и индивидуальные предприниматели в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, должны представить налоговые декларации по земельному налогу, исчисленному за 2009 год, по новой форме. Форма налоговой декларации по земельному налогу (далее - декларация) и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н (зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2008, регистр. N 12403).
     
     Следует отметить, что основные разделы декларации, где определяются налоговая база и сумма земельного налога, не изменились, за исключением определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территориях нескольких муниципальных образований, и занятых жилищным строительством. Внесены соответствующие изменения и в Порядок заполнения декларации.
     
     Утвержденную приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н форму декларации имеют право применять организации и индивидуальные предприниматели, земельные участки которых находятся на территориях муниципальных образований, где нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга введен земельный налог в соответствии с главой 31 НК РФ.
     

2. Плательщики земельного налога

     
     Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица [индивидуальные предприниматели, использующие принадлежащие им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности], в частности:
     
     - российские организации;
     
     - иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, которые созданы в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства, которые созданы на территории Российской Федерации);
     
     - индивидуальные предприниматели [зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств].
     
     Глава 31 НК РФ предусматривает уплату земельного налога организациями, являющимися собственниками земельных участков или владеющими землей на праве постоянного (бессрочного) пользования. Статья 388 НК РФ относит такие организации к налогоплательщикам. Среди них - все коммерческие и некоммерческие организации, бюджетные организации, получающие финансирование из бюджета любого уровня.
     
     Они обязаны уплачивать земельный налог в соответствии с главой 31 НК РФ, если земля, которой они владеют [на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования], находится в муниципальном образовании (или в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге), где приняты нормативные акты о введении земельного налога. В муниципальном образовании - это соответствующий нормативный акт его представительного органа, а в Москве и Санкт-Петербурге - соответствующие законы этих субъектов Россий-ской Федерации.
     

3. Документы, подтверждающие права на землю

     
     Земельным налогом облагаются те земельные участки, права на которые подтверждены соответствующими документами. Кроме того, с 31 января 1998 года права организаций на землю [право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования] должны быть зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, считается действительной.
     
     То или иное право организации на земельный участок может быть подтверждено государственными актами, свидетельствами и другими документами, выданными юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, то есть до 31 января 1998 года, либо актами о предоставлении земельных участков, изданными органами государственной власти или органами местного самоуправления. После 31 января 1998 года юридическим лицам выдаются свидетельства о государственной регистрации прав.
     
     Документами, которые подтверждают права на землю, являются:
     
     - свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219;
     
     - свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 (Указ утратил силу);
     
     - государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 (постановление утратило силу);
     
     - свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 (постановление утратило силу);
     
     - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что несмотря на то что нормативные акты, утвердившие вышеуказанные формы, отменены, формы, составленные по таким документам, признаются действительными. Об этом, в частности, сказано в Федеральном законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
     
     Если у организации имеется один из вышеназванных документов и отсутствует право на льготу, она считается плательщиком земельного налога.
     
     Основанием для признания организаций и физических лиц налогоплательщиками является обладание ими земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, выданных до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).
     
     Следовательно, основанием для признания организаций налогоплательщиками являются выданные в установленном законодательством порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т.д.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для целей налогообложения, а также документы, служащие основанием для регистрации прав на землю.
     
     Таким образом, декларации должны представляться в налоговые органы налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями и использующими принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, у которых возникает обязанность уплачивать налог.
     

4. Земельные участки, не облагаемые земельным налогом

     
     Некоторые земли не облагаются земельным налогом согласно нормам, установленным на федеральном уровне, то есть статьями главы 31 НК РФ. Органы власти муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не могут отменить эти нормы своими правовыми актами.
     
     Так, право не рассчитывать земельный налог в соответствии с федеральной нормой имеется у арендаторов и организаций, получивших землю на определенных правах. Они не признаются налогоплательщиками по участкам, которыми владеют по договору аренды или на праве безвозмездного срочного пользования (п. 2 ст. 388 НК РФ).
     
     Не уплачивается также земельный налог с земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения, как ограниченные в обороте, так и изъятые из оборота.
     
     К изъятым из оборота относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
     
     - государственными природными заповедниками и национальными парками [за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ)];
     
     - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
     
     - зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
     
     - объектами организаций федеральной службы безопасности;
     
     - объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
     
     - объектами использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     
     - объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
     
     - объектами учреждений и органов ФСИН России;
     
     - воинскими и гражданскими захоронениями;
     
     - инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникации, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
     
     Земельные участки, не признаваемые объектами налогообложения, рассматриваются как отнесенные к федеральной собственности. В этой связи следует отметить, что круг основных объектов права федеральной собственности определен п. 1 ст. 17 ЗК РФ. Так, в федеральной собственности находятся земельные участки:
     
     - которые признаны таковыми федеральными законами;
     
     - право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
     
     - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
     
     В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Таким образом, ЗК РФ закрепляет положение о том, что земельные участки, изъятые из оборота, не могут передаваться в частную собственность, а также не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
     
     К земельным участкам, ограниченным в обороте, находящимся в государственной и муниципальной собственности, относятся:
     
     - земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
     
     - земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
     
     - земельные участки из состава земель лесного фонда;
     
     - земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
     
     При этом отметим, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
     
     В соответствии с НК РФ от уплаты земельного налога освобождаются учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России. Они освобождены от уплаты земельного налога по земельным участкам, которые предоставлены им для выполнения возложенных на них функций (ст. 395 НК РФ). По ним налоговая декларация сдается, но в соответствующих ее разделах проставляются нули.
     
     Кроме того, по землям, перечисленным в ст. 395 НК РФ, льготу в виде полного освобождения от уплаты земельного налога имеют несколько организаций. Так, не облагаются земельным налогом земельные участки, которыми владеют:
     
     - религиозные организации;
     
     - общероссийские общественные организации инвалидов (с численностью инвалидов или их законных представителей не менее 80%);
     
     - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов;
     
     - учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;
     
     - организации народных художественных промыслов.
     
     Религиозные организации могут применять льготу по земельному налогу при условии, что на их землях находятся здания и сооружения религиозного и благотворительного назначения. Остальные из вышеназванных организаций вправе заявить льготу, если их земельные участки используются в целях, установленных п. 5 ст. 395 НК РФ.
     
     На федеральном уровне могут предоставляться льготы в виде полного освобождения от обложения земельным налогом и льготы, уменьшающие величину налоговой базы, предоставленные в виде не облагаемой земельным налогом суммы.
     
     К налоговым льготам, устанавливаемым нормативными актами представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), относятся льготы:
     
     - предоставляемые в виде не облагаемой земельным налогом суммы;
     
     - уменьшающие исчисленную сумму земельного налога и в виде снижения налоговой ставки;
     
     - в виде не облагаемой земельным налогом площади земельного участка;
     
     - в виде освобождения от налогообложения.
     
     Например, Советом депутатов Одинцовского муниципального образования Московской области решением от 03.11.2006 N 7/11 освобождены от уплаты земельного налога предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства, обслуживающие муниципальный жилой фонд и осуществляющие его эксплуатацию; муниципальные унитарные предприятия теплосетей, электросетей, водоснабжения и водоотведения - в отношении земельных участков, непосредственно занятых муниципальным жилым фондом, коммунальными объектами и объектами инженерной инфраструктуры и используемых для осуществления основной деятельности; бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджета Одинцовского муниципального района, - в отношении земельных участков, занятых объектами недвижимости, используемыми для основной деятельности и т.д.
     
     По земельному участку, отнесенному к определенной категории земель, может предоставляться несколько льгот.
     

5. Уплата земельного налога в случае продажи земли

     
     Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
     
     Таким образом, организации признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, которыми они обладают на праве собственности (в том числе общей долевой) или праве постоянного (бессрочного) пользования.
     
     При определении налогоплательщика в случае прекращения прав на здание (помещение) и сооружение по договору купли-продажи налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, если иное не предусмотрено данной статьей ГК РФ.
     
     Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен ст. 223 ГК РФ, на основании которой недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации, за исключением предусмотренных ст. 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
     
     В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
     
     Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
     
     В этой связи организация, являющаяся собственником здания (сооружения, помещения), приобретенного по договору купли-продажи, признается плательщиком земельного налога с
     
     момента государственной регистрации права собственности на земельный участок (долю земельного участка), занятый объектами недвижимости. До момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок, занятый объектом недвижимости, право собственности на которое прекращено в связи с его продажей, плательщиком земельного налога признается продавец объекта недвижимости. До тех пор пока право на земельный участок, занятый объектом недвижимости, не прекращено, декларацию в налоговые органы представляет продавец земельного участка.
     
     Если организация приобретает по договору купли-продажи земельный участок, то с учетом положений п. 1 ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК РФ, а также п. 3 ст. 2 Закона N 122-ФЗ данная организация становится плательщиком земельного налога в отношении купленного земельного участка со дня государственной регистрации права собственности на земельный участок. Организация-продавец перестает быть плательщиком земельного налога в отношении проданного земельного участка с момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на него.
     
     На практике возникают ситуации, при которых здание (сооружение), расположенное на земельном участке, который принадлежит продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобретает организация, которая с учетом требований п. 1 ст. 20 ЗК РФ не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, то есть организация-покупатель не является государственным или муниципальным учреждением, федеральным казенным предприятием либо органом государственной власти или местного самоуправления, которым могут предоставляться участки в постоянное (бессрочное) пользование. Поэтому покупатель может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
     

6. Уплата земельного налога в случае прекращения прав на земельный участок

     
     Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
     
     Статьей 45 ЗК РФ определено, что право постоянного (бессрочного) пользования участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 ЗК РФ. При этом в соответствии с п. 1 ст. 53 ЗК РФ отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет прекращения соответствующего права.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
     
     Поэтому организация остается плательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
     

7. Налоговые ставки

     
     Юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю при исчислении земельного налога для заполнения формы декларации необходимо правильно применять налоговую ставку в отношении конкретного земельного участка.
     
     Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ ставка земельного налога, устанавливаемая нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не может превышать:
     
     - 0,3% - в отношении земельных участков:
     
     - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
     
     - занятых жилищным фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
     
     - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
     
     - 1,5% - в отношении прочих земельных участков.
     
     Устанавливая ставки, органы муниципальных образований могут дифференцировать их в вышеназванных пределах в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка.
     
     Если юридическое лицо, например дачный кооператив, использует предоставленный для дачного строительства земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, налоговая ставка применяется следующим образом.
     
     Согласно п. 1 ст. 77 и ст. 88 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
     
     Если для дачного строительства предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это подтверждается правоудостоверяющим документом на него, то в отношении такого земельного участка при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, не превышающая 0,3% его кадастровой стоимости.
     
     Если на земельном участке, принадлежащем юридическому лицу и предназначенном для промышленного производства, кроме промышленных объектов расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в данном случае земельный налог исчисляется в отношении этого земельного участка с применением двух налоговых ставок. В отношении земельного участка, занятого объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3% кадастровой стоимости участка, а к остальной его площади - налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5%.
     
     Если на земельном участке, принадлежащем юридическому лицу на праве собственности и предоставленном для жилищного строительства, кроме объектов жилищного фонда, расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (например, магазин), то при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3% кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка.
     
     Налогоплательщику при заполнении декларации необходимо знать, подлежит ли изменению в течение налогового (отчетного) периода ставка земельного налога в случае перевода земельных участков в течение этого времени из одной категории земель в другую или в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка.
     
     Напомним читателям журнала, что на основании ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
     
     Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
     
     В этой связи изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение кадастровой стоимости земельного участка.
     
     В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
     
     Из вышеприведенных норм НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, от изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произо-шло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.д., внесенных обратным числом на вышеуказанную дату.
     
     В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
     
     Поэтому в случае перевода земельных участков в течение налогового (отчетного) периода из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка применяется налоговая ставка, установленная для такой категории земли или такого вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
     
     Применение налоговых ставок для исчисления земельного налога должно осуществляться с учетом категории земли или вида разрешенного использования земельного участка, указанных в свидетельстве о государственной регистрации прав на земельный участок, выданном органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     
     В отношении применения ставок к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), необходимо отметить, что по ним применяется максимальная ставка в размере 0,3%.
     
     При определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса должны применяться соответствующие положения ГК РФ. При этом сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройства территории включаются в градостроительный кадастр.
     
     Перечень объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий содержится в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; к таковым относятся трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
     
     В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, следует использовать Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе Классификатор "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденный постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.
     
     При определении состава объектов жилищного фонда налогоплательщикам следует руководствоваться положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), согласно которым жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
     
     В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:
     
     - на частный жилищный фонд - жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
     
     - на государственный жилищный фонд - жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, и жилые помещения, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации;
     
     - на муниципальный жилищный фонд - жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям.
     
     В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется:
     
     - на жилищный фонд социального использования - предоставляемые гражданам по договорам социального найма жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов;
     
     - на специализированный жилищный фонд - предназначенные для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемые по правилам раздела IV ЖК РФ жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов;
     
     - на индивидуальный жилищный фонд - жилые помещения частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
     
     - на жилищный фонд коммерческого использования - жилые помещения, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и в пользование.
     
     При этом к жилым помещениям относятся:
     
     - жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;
     
     - квартира, часть квартиры. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых нужд, связанных с их проживанием в помещении;
     
     - комната, которой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места проживания граждан в жилом доме или квартире.
     
     К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:
     
     - служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления;
     
     - жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов;
     
     - жилые помещения маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
     
     - жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, которые предназначаются для проживания граждан, отнесенных в соответствии с законодательством к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг;
     
     - жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, которые предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами;
     
     - жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, которые предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами;
     
     - жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предназначены для проживания граждан, отнесенным в соответствии с законодательством к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
     
     Общежития организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся к жилому фонду. Если на балансе организаций имеются общежития и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для обслуживания этих общежитий, то организации вправе при исчислении земельного налога в отношении участков, на которых они расположены, пользоваться налоговыми ставками, установленными законодательством о налогах и сборах в отношении жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и земельных участков, занятыми этими объектами.
     
     В отношении земель, предоставленных для жилищного строительства, применяется максимальная налоговая ставка 0,3% (ст. 394 НК РФ).
     
     Налоговая ставка в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в том числе предоставленных в собственность.
     
     Согласно ЗК РФ приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам могут земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статьей 15 ЗК РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
     
     Принимая во внимание положения ЗК РФ, при исчислении земельного налога положения ст. 394 НК РФ должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства, то есть по ним должна применяться налоговая ставка в размере 0,3%.
     
     В отношении применения ставок земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения и землям сельскохозяйственного использования налогоплательщикам следует руководствоваться ст. 394 НК РФ.
     
     Федеральным законодателем при установлении земельного налога определена максимальная ставка в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, которая составляет 0,3%.
     
     Вышеуказанная ставка применяется к землям за чертой поселений, предоставленным для нужд сельского хозяйства, а также предназначенным для этих целей. Напомним читателям журнала, что в состав земель сельскохозяйственного назначения включены сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутые водоемы, а также здания, строения, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).
     
     Земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях признаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки (ст. 85 ЗК РФ).
     
     Таким образом, если в правоудостоверяющем документе на земельный участок будет указана цель использования "для земель сельскохозяйственного назначения или для земель сельскохозяйственного использования", то по таким земельным участкам должна применяться налоговая ставка в размере 0,3%.
     

8. Налоговая база

     
     Согласно ст. 390 НК РФ размер налоговой базы по земельному налогу равен кадастровой стоимости земельного участка, признанного объектом налогообложения.
     
     Кадастровая стоимость земельного участка определяется на конкретную дату - 1 января года, являющегося налоговым периодом. Исходя из п. 14 ст. 396 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется на 1 января календарного года. До сведения налогоплательщиков кадастровая стоимость земли должна доводиться не позднее 1 марта этого же года.
     
     Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в Государственном земельном кадастре. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для целей обложения земельным налогом определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 17.09.2007 N 590 "О внесении изменений в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316" Роснедвижимость и ее территориальные органы организуют проведение государственной кадастровой оценки земель. Для выполнения соответствующих работ должны привлекаться оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке. Ранее предусматривалось, что государственная кадастровая оценка земель проводится Роснедвижимостью, ее территориальными органами, а также находящимися в ее ведении предприятиями и организациями.
     
     В течение года кадастровая стоимость, а следовательно, и налоговая база не могут изменяться (в том числе при переводе земель из одной категории в другую, изменении вида разрешенного использования земельного участка). Исключением являются случаи, когда кадастровая стоимость меняется из-за пересмотра результатов кадастровой оценки земли, например если в них замечена техническая ошибка, если вынесено судебное решение, влияющее на эти результаты. При этом результаты кадастровой оценки исправляются обратным числом на дату обнаружения ошибки (вступления судебного решения в силу).
     
     На практике возникают ситуации, при которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают кадастровую стоимость в середине налогового периода.
     
     В этой связи при применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения должны учитываться предусмотренные ст. 396 НК РФ обязанности органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, и право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 1 января календарного года до 1 марта этого года. Поэтому при определении налоговой базы по земельному налогу за текущий налоговый период налоговые органы применяют кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта текущего налогового периода. В этих случаях декларации должны представляться налогоплательщиками согласно сведениям о кадастровой стоимости земельных участков, имеющимися на 1 марта текущего налогового периода.
     

9. Поправки, внесенные в главу 31 НК РФ и изменившие налоговую декларацию

     
     При заполнении декларации налогоплательщики должны учитывать изменения, которые начали действовать с 1 января 2008 года и с 1 января 2009 года. Данные изменения внесены в главу 31 НК РФ Федеральными законами от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ) и от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ).
     
     С 2008 года начало действовать положение о порядке определения налоговой базы по земельным участкам, расположенным на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Налоговая база по таким земельным участкам формируется отдельно по каждому муниципальному образованию. В отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная вышеуказанной земельной доле участка.
     
     Изменения, внесенные Законом N 216-ФЗ в главу 31 НК РФ, связаны с применением повышающих коэффициентов при налогообложении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Организации и индивидуальные предприниматели, которые приобрели или которым предоставлены в собственность участки для жилищного строительства, должны применять повышающие коэффициенты и исчислять земельный налог с момента государственной регистрации прав на эти участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     
     Изменениями в НК РФ, внесенными Законом N 155-ФЗ, предусмотрено непредставление налоговых расчетов по земельному налогу налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы согласно главам 26.1 и 26.2 Кодекса.
     
     Главой 26.1 НК РФ предусмотрена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Плательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату данного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, уплачивают земельный налог согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Главой 26.2 НК РФ предусмотрена упрощенная система налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей. Применяющие ее организации и индивидуальные предприниматели также производят уплату земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Плательщики ЕСХН и организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не представляют начиная с 1 января 2009 года налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу ни за I, ни за II, ни за III квартал 2009 года; что же касается декларации по земельному налогу, то она должна быть представлена в налоговые органы.
     

(Продолжение следует)